Детская психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)
консультация по обж
Форма консультации с элементами беседы и тренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_konsultatsii.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка консультации для педагогов ГБОУ
Тема:
«Детская психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)»
Форма консультации с элементами беседы и тренинга
Время проведения: 60-80 минут.
Подготовила: Гаврилюк Жанна Николаевна
Москва, 2021
Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)
Цель: развитие социально-психологической и интеллектуальной компетентности учащихся на основе расширения их представлений о безопасности для психики современных ПК (гаджетов).
Задачи:
- Расширить представление педаггогов о положительной и негативной роли современных ПК (гаджетов) для психики ребенка, его социально-психологической и физической безопасности.
- Способствовать формированию у педагогов интереса к себе, к самопознанию и саморазвитию, сохранению и защите собственной личности и здоровья.
- Развивать способности : интеллектуальные (внимание, память, мышление, воображение), творческие (продуктивность, оригинальность, гибкость мышления), социально-коммуникативные (выражать мнение, слышать других, сотрудничать, договариваться).
Для достижения цели и задач используются разнообразные:
- методы: личностно-ориентированные (субъектно-направленный диалог, рефлексивная беседа), аналитические (анализ социальных ситуаций), творческие, проблемные;
- средства: тренинговые игры, псих гимнастические упражнения, мозговой штурм, групповая дискуссия, упражнения, направленные на творческое самовыражение и пр.
Структура консультации включает в себя несколько блоков, по решению тематических задач, которые направлены на достижение темы.
Оборудование: презентация по теме консулшьтации, бумага А4, фломастеры, мяч.
Ход занятия:
Содержание | Время | Решаемые задачи |
- Игра-приветствие «Здравствуйте, это Я». Цель: погружение в группу, снятие эмоционального напряжения. Содержание: все стоят в кругу. Первый игрок: «Я – Таня. Я сегодня вот такая (показывает свое состояние мимикой, жестами)». Вся группа отвечает: «Здравствуй, Таня, ты сегодня вот такая (и повторяет ее невербальное представление)». Так все по кругу представляются. Потом хором «Здравствуйте, все!». - Псих гимнастика: «Выразить временем года свое самочувствие». - Упражнение «Передать движение соседа». | 5 мин | снятие ситуативной тревожности, пробуждение интереса друг к другу и умений самовыражения психогимнастическими средствами |
Блок 2. Определение темы беседы. - Презентация с изображением ПК, различных гаджетов. - побуждать педагогов предположить тему классного часа. - Тема появляется – на слайдах. - вопросы педагога: - без чего развитие технологий в 21 веке будет неэффективным? Что «зависает» в самый неподходящий момент в работе? С чем борются родители дома, и без чего обучение современных детей нереально? Интересна ли вам, ребята, эта тема? Вы много знаете о ПК - гаджетах, а что вы, как вам самим кажется, еще не знаете? - Педагог выслушивает ответы, руководит беседой, подводит к тому, что современный человек (взрослый или ребенок) широко использует ПК и гаджеты, но не часто задумывается и компетентен в том, насколько это полезно, безопасно или опасно? | 10 | Введение в тему, пробуждение интереса к содержанию беседы. Показать, что сегодня особенность классного часа в том, что он включает элементы тренинга – как формы взаимодействия с единомышленников. Установление норм, правил работы. |
Блок «Соображай-ка» - Комментарий педагога: производство ПК и работа с ПК требует развития интеллектуальных и творческих способностей. Сейчас мы проведем ряд упражнений для разминки этих способностей. - Интеллектуальная разминка: Игра на вычитание и деление-«33 и 3» - Задание «Пять секунд». Задается вопрос и участникам дается всего пять секунд на раздумье.
| 10 | Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развитие гибкости, оригинальности, продуктивности мышления. |
Блок «Основной» - Беседа: что такое гаджеты (можно опираться на материалы приложения 1). | 5 | - Психологическое просвещение о социальном применение ПК гаджетов; их видах, истории происхождения понятия, слова, о распространенности, т.д. |
Диалог: Упражнение в кругу «ПК гаджеты полезны, потому что…»; «ПК гаджеты наносят вред, потому что…». Все сидят в кругу. Перебрасывая мяч участникам в любом порядке, каждый, кто получил мяч, по очереди говорит полярные фразы: 1-ый участник: «ПК гаджеты полезны, потому что помогают быстро получать информацию и мобильно на нее реагировать», «…потому что помогают развивать науку, новые технологии» … т.д. 2-ой должен сказать строго противоположную фразу: «ПК гаджеты наносят вред, потому что сокращают время на живое общение с товарищами» …, потому что требуют финансовых средств, но быстро устаревают… и т.д. У конце-педагог подводит итог влияния ПК на растущий организм ребенка. | 10 | Развитие быстроты (продуктивности), гибкости, оригинальности мышления; критичности мышления (готовности воспринимать знание неоднозначно). Расширение представления о пользе и невидимой опасности для человеческой психики. |
Блок «Основной». игра «ПК – гаджеты безопасны… 1) группа делится на подгруппы по 8 человек. Им выдается 2 коробки с белыми и красными шариками, а также лист А4 с вопросами о пользе и вреде ПК-гаджетов листы подписаны: «ПК – гаджеты безопасны, если…» (первый лист); «ПК – гаджеты небезопасны, если… » (второй лист). за отведенное время (20 минут) высказывают друг другу как можно больше предположений, когда ПК гаджеты опасны (10 мин.), когда они безопасны (10 мин.). Все предложения (самые вероятные и невероятные,) коробки заполняются тем цветом, в каком направлении мыслят дети. Итог-подсчет цветов. 2) Далее микрогруппы озвучивают свои варианты для других участников. Выбираются и записываются, самые интересные предложения, наработанные микро группой. Так выступают все по очереди. 3) Получается 2 списка идей, наработанных самими учащимися:
4) Далее роль педагога в том, чтобы все это обобщить, организовать рефлексивный анализ, прогнозировать вместе с ребятами, как учитывать их идеи в сохранении собственного психического и физического здоровья. | 30 | Приобретение личностью опыта адекватного и критического восприятия жизненных обстоятельств; развитие способности анализировать обстоятельства, которые могут привести к позитивным или негативным последствиям для личности. Развитие интеллектуальной и социальной компетентности в отношение ПК-технологий, сотрудничества в группе (слышать, высказывать свое мнение, договариваться, аргументировать). |
Блок «Выход из темы и прощание» - Обратная связь: учащиеся высказывается, что нового узнали участники о ПК гаджетах, о товарищах, о себе (закон этого упражнения: говорить только положительные замечания). - Упр. «Прощание». На листе бумаги нужно обвести контур своей ладони и подписать его. «Отправьте» ладонь по кругу. Пусть каждый напишет пожелание, комплимент или еще что-то положительное для ладони каждого участника. Можно озвучить, можно комментировать, по договоренности выбирается один из вариантов этого задания. Рефлексия. - Игра «Комплимент - маятник». Один из участников круга: «Мне кажется, что ты – человек, который…». Тот участник, которому адресован комплимент, отвечает: «А я еще и …(вышивать могу, имею разряд по шахматам, т.д.)». Получается веселое и приятное завершение. | 10 | Рефлексия: что нового я узнал сегодня о себе? О товарищах? О ПК-гаджетах, воздействующих на человека, его психику и физическое состояние. Сплочение участников, развитие их интереса друг к другу и умений самовыражения. |
Список литературы, использованной для разработки классного часа:
- Коняхин А.В. Тренинг интеллектуальных способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 128с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с.
- Парфёнова Г.Л. Социальная компетентность одаренной личности: особенности и условия развития. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 215 с.
Приложение 1
Словарик педагога:
Персональный компьютер – электронный прибор, предназначенный для автоматизации создания, хранения, обработки и передачи информации
Гаджет (англ. gadget — принадлежность) — техническое приспособление (и с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация).
Портативность — атрибут гаджетов.
К гаджетам относятся: карманный компьютер и сотовый телефон с добавочными функциями вроде распознания текстового ввода, органайзера, текстового и графического редактора или выдвигающейся клавиатуры; авторучки с набором электронных услуг (шариковая ручка как телефон, фотокамера и т. п.), радиоприемники с дополнительными функциями, ноутбуки, часы, браслеты, электронные книги, ночные светильники со звуковыми эффектами, определители эмоций, универсальные плейеры для презентаций; среди молодёжи США, Японии, ЕС популярны образовательные консоли с сенсорными экранами (LeapFrog и др.).
Chat – (пер. с англ. "болтовня") – переписка двух и более пользователей Интернет в режиме реального времени, то есть одновременно в одном и том же окне ("текстовом полотне"), расположенном на сервере с Chat–системой. Участники чата пишут суждения и оперативно получают ответные послания на этом же экране.
АИС – (автоматизированная информационная система) – система компьютерного сбора, обработки, классификации, хранения и предоставления информации в форматизированном, доступном пользователю виде.
Компьютерная образованность – наличие достаточно широкого кругозора и определенной избирательности глубины понимания информационной картины мира и использования информационных технологий.
Настоящие значение слова «гаджет» спорна. Некоторые источники утверждают, что его изобрела Gaget, Gauthier & Cie, компания, принявшая участие в кастинге Статуи Свободы, сделавшая маленькую версию статуи и назвавшая ее по имени своей фирмы. Другие источники говорят о его происхождении из лексикона моряков от французского gâchette, названия части стрелкового механизма; от французского gagée, маленького инструмента или аксессуара; от французского engager — «связывать одну вещь с другой»; даже от слова из шотландского инженерного жаргона: gadge — форма измерительного инструмента. Пружинная клемма для держания сосуда в процессе производства стекла, тоже известна как гаджет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О влиянии на детскую психику новомодных гаджетов. Почему у ваших детей не должно быть ни айфона, ни айпада.
Кэтрин Штайнер-Адэр, клинический психолог из Гарварда, говорит о том, что до тех пор, пока ребенку не исполнится два года, никакие электронные устройства давать ему в руки вообще нельзя. Американ...
О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок.
Детский рисунок является показателем психического развития его автора. Прежде всего, рисование – это проявление и моторной, и эмоциональной, и познавательной активности. Характер изображений детей опр...
Отрицательное влияние современной популярной музыки на детскую психику
В данной статье описано, почему так важно оберегать детей от сильных воздействий на их организм и неокрепшую психику несоотвествующей их возрасту музыкой...
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...
Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях »
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознаннодействовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам ов...
Современный мир. Современные дети. Гаджеты
Современный мир. Современные дети. Гаджеты...
Семинар – практикум для родителей «Ребенок в современном мире гаджетов. Домашняя игротека компьютерных игр».
Обсуждение проблемы «Влияние гаджетов на здоровье детей». Беседа о видах компьютерных игр и их влиянии на ребенка. Презентация «Виды компьютерных игр»....