КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «ОГОНЬ друг, огонь - враг»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Кузьмина Екатерина Николаевна

беседа о безопасном обращении с пажароопасными предметами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл беседа 24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад№80

Невского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие»

в группе среднего дошкольного возраста «Чернички» от 4 до 5 лет

«ОГОНЬ друг, огонь - враг»

  Подготовил:

Воспитатель Кузьмина Екатерина Николаевна

                                                                     

г. Санкт-Петербург, 2019г.

Угадайте загадки.

Он красив и ярко-красен

Только жгуч, горяч, опасен!

 Он дает тепло и свет,

С ним шутить не надо, нет! (Огонь.)

 

Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие — ... (пожар).

Сегодня поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?

Расскажите, как выглядит огонь. Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Попробуйте угадать загадку:

Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу тянется.

Верно! Красный бык — это огонь, а голубой бык — дым.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей.

Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь — это свет, тепло и защита от врагов! Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.

Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень — это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.

Вы слышали такую считалку?

У тебя — кремень,

У меня — кремень,

Кремень по кремню —

Значит быть огню!

Человек обожествлял огонь, слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних греческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

Вы читали замечательную книгу Редьярда Киплинга «Маугли»? В ней рассказывается о том, как беспомощный человеческий детеныш оказался в волчьей стае, воспитавшей его. Маугли вырос среди диких зверей, знал их повадки, понимал язык и пантеры Багиры, и тигра Шерхана, и удава Каа.

Когда Маугли потребовалось защитить себя, умная Багира посоветовала ему раздобыть «красный цветок». Что такое «красный цветок»? Вот как пишет об этом Редьярд Киплинг: «"Красным цветком" Багира называла огонь, потому что ни один зверь в джунглях не назовет огонь его настоящим именем. Все звери смертельно боятся огня.

Красный цветок

Красный цветок,

Красный цветок!

Вьется, трепещет его лепесток.

Если не хочешь обжечь ты ладонь,

Этот цветок раскаленный не тронь!

Знай, что цветок — это жгучий огонь.

— Красный цветок! — сказал Маугли. — Он цветет перед хижинами в сумерки в маленьких горшках. Я достану его!»

Я думаю, вы поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. Но в то же время человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и сотворял страшные беды. Почему?

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дремучих лесов. Дерево — самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей державе. Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что? Верно! Дерево легко горит.

А теперь послушайте сказку.

Как в селе пожарную каланчу построили

Жила-была в одном селе болтливая баба. Болтливей ее на всем белом свете не было! Только бы ей с утра до вечера язык чесать и соседкам косточки перемывать. Замесит баба тесто да спохватится, что сметаны нет. Пойдет к соседке за сметаной и застрянет у той на полдня. Муж бабы с поля вернется голодный, усталый, а в избе печь не топлена, щи не сварены, каша не упрела, хлеб не выпечен. Что ты будешь делать! Поругается он, поворчит да голодный спать ляжет.

Вот как-то раз затопила баба печь, а сама взяла ведра и пошла к колодцу за водой. Встретила там соседок и стала болтать с ними. А дверцу печки забыла плотно прикрыть. Выпал из печи раскаленный уголек, сжег солому, которой баба печь растапливала, потом половик прожег. Загорелась лавка, за лавкой — стол, а там и занавески заполыхали. Разыгралось пламя, дым повалил. Скоро и вся изба запылала.

Баба с ведрами к избе бежит, хочет водой пламя залить. Да не тут-то было! Куда ей с таким большим огнем справиться!

Скоро все село сбежалось на подмогу. Кто песком огонь засыпает, кто водой заливает. А тому все нипочем! Налетел ветер, раздул огонь еще сильнее, подхватил алые огненные искры и понес их над селом.

Где искра упадет, там соломенная крыша и вспыхивает. Разнес ветер огонь по всему селу, вот все избы и сгорели!

Поплакали крестьяне, погоревали, да делать нечего. Запрягли лошадей, поехали в лес, нарубили деревьев и построили новые избы. Стало село краше прежнего! Все избы резьбой украшены, на окнах ставенки, на крышах петушки. Собрались селяне на сход, стали думать-гадать, как новые избы от пожара защитить. Один старик и говорит:

— Давайте мы построим посреди села высокую-превысокую башню — каланчу пожарную. На самый верх посадим Иванушку. У него ножки быстрые, молодые, глаза зоркие — далеко видят. Пусть он на каланче сидит и по сторонам смотрит. Повесим на башне колокол. Если где Иванушка дым или огонь заметит, пусть в колокол бьет, народ на борьбу с огнем созывает. Всем миром мы с огнем справимся.

Так и сделали. Построили посреди села высокую башню и на самый верх Иванушку посадили.

— А ты, Кузьма (так мужа болтливой бабы звали), свою бабу на улицу не пускай, дома запирай. Пусть ребятишек нянчит да обед варит!

С той поры и стали в селах и городах высокие каланчи строить. День и ночь дежурили на каланчах пожарные и внимательно по сторонам смотрели, нет ли где дыма или огня.

Вопросы к сказке

1. Можно ли оставлять затопленную печь без присмотра?

2. Почему начался пожар?

3. Почему сгорело все село?

4. Что сделали крестьяне?

5. Что они решили построить посреди села, чтобы защититься от пожара?

6. Кто сидел на самом верху пожарной каланчи?

7. Зачем на каланчу подняли колокол?

     

 

Когда-то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие-превысокие башни — пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол — били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами ветра. Словно огненный Змей Горыныч летит над селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сыплются раскаленные искры. Они поджигают все на своем пути — леса, жилища, людей, скот.

С силой бушующего пламени нелегко справиться!

Прошли века, дома на Руси стали строить не деревянные, а каменные – с железными крышами. Но и в наши дни пожары представляют собой страшную опасность! Каждый день в нашей стране вспыхивает более 800 больших пожаров. Каждый день сгорает 200 разных строений — жилых домов, дач, гаражей, заводских цехов. Каждый день — и это самое страшное — от огня и дыма погибают люди! А еще  чаще получают на пожарах ожоги, травмы, отравления!

Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара. Верно! Неисправные электроприборы и электрические провода, незатушенный окурок, детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке. Вызвать пожар могут и игры возле новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями, хлопушками.

Как же предотвратить пожар? Вот как сказано в учебнике по основам безопасности жизнедеятельности А.В. Гостюшина и А.Д. Путинцева: «Нет такого учебника, который предусмотрит и научит всему на свете. Но ведь нетрудно догадаться, что когда рядом с горячим утюгом колышется тонкая занавеска — это опасно. А что может случиться, если оставить без присмотра включенную электроплитку? В общем, здравый смысл и привычка думать хотя бы на шаг вперед — хорошая защита от пожара».

Вопросы и задания

1. Видели ли вы открытый огонь свечи, костра?

2. Расскажите об открытом огне.

3. Расскажите, как помогал огонь людям в древнейшие времена.

4. Как добывали огонь первобытные люди?

5. Почему на Руси дома строили из дерева?

6. Чем опасно дерево?

7. Почему дом из камня менее пожароопасен?

8. Какие вы знаете причины пожаров?

9. Как можно предотвратить пожар?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира в области познавательного развития в подготовительной к школе группе с использованием презентации на тему: «Космическое путешествие».

Программное содержание: 1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе, Дне Космонавтики, Юрии Алексеевиче Гагарине. Вызвать познавательный интерес к космосу и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Российской армии"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Росси

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо Формированию целостной картины мирав коррекционной группе для детей с ЗПР №4в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  тем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» на тему "Весна пришла"

Конспект НОД на тему «Весна пришла»во второй младшей группеЦель: - закрепить представления детей о  весне, ее признаках.Задачи: - развивать связную речь, наблюдательность; -...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» в средней группе «Домашние животные»

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:·        Учить выделять и называть характерн...

Непрерывно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Животные Африки»

Непрерывно-образовательная деятельность в старшем дошкольном возрастеТема: « Животные Африки» Цель:  закрепить и систематизировать представления детей оприродных зонах Африки, жи...