КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Чупина Валентина Викторовна

Формировать представление детей о разных способах измерения длины предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Веселоярский детский сад «Сказка»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ -  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)                                                                                                            

Разработала:    Чупина Валентина Викторовна.    

                                    Должность:     Воспитатель

с Веселоярск

2020 г

ТЕМА: « Измерение»

Цель: Формировать представление детей о разных способах измерения длины предмета.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

- Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки;                        

- Закреплять знания о числовом ряде, продолжать учить называть числа в прямом и обратном порядке;

- Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой;

- Продолжать учить различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету»;

- Упражнять в счете в пределах 8, в умении отсчитывать количество предметов на единицу больше или меньше;

- Закреплять знания о геометрических фигурах;

- Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, учить двигаться от указанной точки в том направлении, которое называет педагог;

- Закреплять знания о частях суток и днях недели.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, быстроту реакции, приемы умственных действий;

- Развивать память, внимание, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук детей, умение решать логические задачи на нахождение недостающего элемента.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность в выборе решения и чувство взаимопомощи.

Коррекционные:

- Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный и размеренный темп речи;

- Помогать, правильно употреблять существительные и прилагательные во всех падежах ед. и мн. числа.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Метод наглядного обучения: (использование демонстрационного материала, работа со счетным материалом, сухой бассейн, логическая таблица, план «Карамельки»).

Словесный метод: (использование заданий, инструкций, пояснения, дополнения, загадывание загадок, использование стихотворных форм).

Игровой метод: (релаксационное упражнение «Здравствуйте», Д/игра «Поймай цифру», «Узнай на слух», «Летчики»).

Практический метод: ( манипуляции с цифрами, предметами, работа со счетным материалом).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- Набор игрушек для порядкового счета;

- сухой бассейн с цифрами;

-  карточки с разным количеством предметов;

- Карточки с двумя полосками для каждого ребенка, кружки для счета;

- Карточки на каждого ребенка для измерения условной меркой;

- фишки, условные мерки;

- Голубые листы А4 и самолетики для игры «Летчики»;

- Логическая таблица;

- Геометрические фигуры

- План   «Карамельки».

Предварительная работа:

- пальчиковая гимнастика;

- Чтение «Веселые цифры» С. Маршак;

- Д/игры «Узнай число», «Узнай на слух», «Телефон»;

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

- Активизация словаря –геометрические фигуры, условная мерка, порядковый и количественный счет).

-   Обогащение словаря – измерение, прямой и обратный счет.

АЛГОРИТМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

* Вводная часть:

- появление клоуна «Весельчак»;

- организационный момент релаксационное упражнение «Здравствуйте!».

- речевая зарядка;

- математическая разминка «Назови скорее».

- Пальчиковая гимнастика «Гармошка», «Зима в лесу».

- сухой бассейн «Поймай цифру»

* Основная часть:

-  «План «Карамельки» - измерение условной меркой.

-  «Посчитай игрушки» - порядковый счет,

- Релаксационное упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь».

- «Слушай и выкладывай».

- «Запомни фигуры».

- Д/игра «Летчики».

* Заключительная часть:

- Логическая таблица.

- Подведение итогов.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети приветствуют «Весельчака» и гостей.

Дети с интересом и желанием включаются в предложенную педагогом игру, автоматизируют  звук (С) в речи. Дети повторяют за педагогом: са – са – са; су – су – су; сы – сы – сы; со – со – со; повторяют слова с данными слогами.

У детей наблюдается заинтересованность в продолжении деятельности.

Дети активно включаются в разминку.

Дети с интересом включаются в игру, правильно сопоставляя число и цифру.

Дети называют способы и средства измерения.

- Пересчитать фишки. Дети считают фишки и делают вывод : самая короткая зеленая дорожка (7), а самая длинная синяя (10), 7>10.

Дети отвечают на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Дети с эмоциональным настроем выполняют упражнения, повышая настроение себе и окружающим.

Дети слушают звуки и выкладывают кружки.

8.

7, потому что 7 на 1 меньше, чем 8.

Положить еще 1 кружок на нижнюю полоску.

Их поровну, по 8.

Дети рассматривают и запоминают фигуры, называют их.

Дети с восторгом включаются в игру,

- Внизу.

Дети изменяют маршрут по словам «Весельчака» и, отвечая на вопросы, говорят ,где теперь находится самолет (В центре, в верхнем левом углу и т.д.)

Рассуждая, дети находят подходящий кузов, кабину и колеса для машины в таблицу.

 Дети оживлены и рады своей догадке.

Дети комментируют свои впечатления.

Прощаются с гостями.

В группе появляется клоун «Весельчак»

- Дети, я так рад, что я вас нашёл, я не опоздал?              - Меня зовут «Весельчак» и сегодня я с вами буду заниматься математикой. Я так рад нашей встрече,     у меня очень хорошее настроение и я хочу, что бы яркая искорка моего настроения разбудила и развеселила вас. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся с солнышком, детьми и гостями: «Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!». 

- Ребята, а вы любите играть? Поиграем?      

  - Итак, за дело!

-  Я предлагаю начать  наше общение с речевой игры, чтобы проснулись наши язычки и были послушными, а называется игра «Повторюшки».

- А вы знаете, кто такие повторюшки?                                           - Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они очень хорошо слышат и любят все повторять.                                                                                          - Давайте попробуем поиграть в повторюшек. Покажите, какие у них большие – пребольшие уши!                                                 – А теперь повторяйте:  с начала – тихо и грустно, потом – громче и сердито, и на конец  - громко и весело.                                                                              - Молодцы, ребята! Разбудили язычки!                            

- А теперь, предлагаю разогреть наши ручки, выполняя пальчиковую пантомиму «Зима в лесу».

   1 -2,        1 – 3,       1 – 4,     1 – 5.

  Еж,     Медведь,  Барсук,   Енот.

   1 – 5,       1 – 4,       1 – 3,      1 – 2.

  Спят      зимою   каждый    год.

   1 – 2,       1 – 3,      1 – 4,     1 – 5.

  Волка,     зайца,     рысь,    лису.

   1 – 5,       1 – 4,      1 – 3,      1 – 2.

      И         зимой    найдем  в лесу.

«Гармошка».

 Это ручка правая, это ручка левая .

 Будут мои ручки ловкие, умелые.

Посмотрите ка  - ладошка, а играет как гармошка:

1.2.3, 1.2.3, я играю,  посмотри.

-Молодцы! Замечательно разогрели руки. Настроенье, каково?

- А сейчас проведем математическую разминку «Назови скорее».

- Какой сегодня день недели?                                                  - Назови соседей числа 3, 5, 7?                                               - Какое сейчас время года?                                                      - Назови числа меньше 3 ?                                                      - Спим мы ночью, а делаем зарядку …(утром).                    – Делаем зарядку утром, а обедаем …(днем).                      – Обедаем днем, а спим…(ночью).                                         – Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером).

-Молодцы! Ну а теперь новая игра.

 –Дети вы любите купаться? – Где можно купаться? А я предлагаю искупаться в «Бассейне с цифрами». Опускаете руки в бассейн, находите цифру (только одну), достаете, называете и ставите к карточке   числом предметов.

- Ребята, моя подружка «Карамелька» пригласила меня в гости, нарисовала план, как добраться до ее дома, к дому идет две дороги одна длинная, другая короткая, а я не знаю, как их измерить, помогите мне.                                   – Чем можно измерить длину дорожек?    

Порядок измерения длины дорожек.                                     – начать мерять от самого края;                                             - отметить конец мерки;                                                          - после того как мерка уложится полностью, поставить фишку (чтобы не запутаться);                                                - перенести мерку и продолжить измерение.                       – Какая дорожка самая короткая? Как узнать?

- Вот здорово! Теперь по зеленой короткой дорожке я быстро доберусь до дома «Карамельки». Спасибо, вам!

- Следующее задание «Посчитай игрушки».  

– Сколько всего игрушек?      - Какая игрушка стоит на втором по счету месте?    - Какая игрушка на четвертом по счету месте?       - Какой предмет на шестом по счету месте?      - Которым по счету стоит заяц?    - Которым по счету стоит слоненок?

«Быстро встаньте, улыбнитесь».

- Быстро встаньте, улыбнитесь.

- Выше, выше потянитесь.

- Ну – ка, плечи распрямите,

- Поднимите, опустите.

- Влево, вправо повернулись.

- Рук коленями коснулись.

- Сели – встали, сели – встали

- И на месте побежали.

- Следующая игра «Слушай и выкладывай».

- На верхнюю полоску выложите столько кружков, сколько услышите звуков.                                                      – Сколько выложили кружков?                                        

 - На нижнюю полоску выложите на один кружок меньше,  чем услышите звуков.

- Сколько кружков положили и почему?

- Что надо сделать, чтобы кружков на полосках стало поровну, по 8.

- Что можно сказать теперь о количестве кружков на полосках?

- Очень хорошо! Продолжаем играть. «Запомни фигуры».

- На доске размещены геометрические фигуры. «Весельчак» предлагает запомнить, как можно больше фигур и назвать их. Усложняет задание «Какой фигуры не стало?».

- Сейчас мы с вами будем летчиками. Поставьте свои самолеты на взлетное поле – голубой лист бумаги, внизу. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. – Где находится самолет?

- Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет?

- Интересно смотреть из окна машины на проезжую часть улицы. Мимо проезжают самые разные машины. Все машины я занесла в таблицу. А одна клетка в нашей таблице пустая. Какую бы вы поместили машину на свободное место?

Посмотрите, каждая машина состоит из кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Все кабины должны быть разными. – Каким должен быть кузов? Колеса?

Итог Треугольная кабина , треугольный кузов, колеса с толстыми шинами.

- Молодцы!

- Вот и пришло время нам расставаться, игры, которые я для вас приготовила, закончились. Вам пришлось преодолеть много испытаний. Вы сегодня славно потрудились. Вам понравились мои игры? Я приготовил для вас подарки на память о нашей встрече. ВСЕМ СПАСИБО!

*Вводная часть:

Организационный момент

Речевая игра на автоматизацию звука (С).

Необходимо следить за четкостью произнесения звука (С) в слогах и словах.

Пальчиковые пантомимы  «Зима в лесу». «Гармошка».

Дети по очереди соединяют пальцы, проговаривая стихотворение.

Дети показывают руки, поворачивая их в кисти, сводят и разводят пальцы рук, имитируя игру на гармошке.

Дети поднимают большой палец правой руки.

«Сухой бассейн» с цифрами, числовые карточки.

*Основная часть.

Измерение длины дорожек условной меркой.

Порядковый и количественный счет.

Релаксационное игровое упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь». Проводится в музыкальном сопровождении.

На столах лежат карточки с двумя полосками. Работа с раздаточным материалом.

Д/игра «Запомни фигуры». Геометрические фигуры разного цвета и размера.

Игра «Летчики». Бумажные самолетики и голубые листы бумаги.

*Заключительная часть.

Логическая таблица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы по познавательному развитию

Организация  итоговой  непосредственно образовательной  деятельности детей в средней  группе по теме: «Математическое путешествие»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественно-эстетическому развитию "В гостях у сказки" для разновозрастной группы

Данный материал был разработан мной воспитателем Селиной Т.М. и моей коллегой Куликовой Н.А. в 2017 году. Данное открытое занятие было показано на комплекс.В интегрированном занятии были охвачены все ...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по освоению образовательной области"познавательное развитие"

На тему "поможем кошечке" Возрастная группа 2-3 года,формировать у детей элементарные математические способности. Закрепить знания счета в пределах трех. Закрепить понятия размер большой-маленький,ши...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «В гости к петушку».

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: цвете, размере, количестве, форме....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Медвежонок в гостях у ребят» группа раннего возраста

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательная область «Познавательное развитие» Тема: &laqu...