Проект "Правила безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах"
проект по обж (старшая группа)
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prvila_dorozhnogo_dvizheniya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Правила безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах"
(Для детей 5-6 лет)
Составитель воспитатель: Аглямова Т.Н.
Пояснительная записка.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 1500 детей, более 18000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Возраст: дети 5-6 лет.
Участники: дети, педагоги, родители.
Срок проекта: кратковременный.
Вид проекта: групповой.
Основание для разработки:
- Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
- Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
- Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.
Актуальность: ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 1500 детей, более 18000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
- Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
- Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Этапы реализации задач:
Первый этап работы (диагностика) – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап (теоретическая подготовка) – анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта.
Третий этап (практическая реализация) – расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.
Четвёртый этап (результаты практической деятельности) – выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков).
Содержание этапов:
- 1 этап. Для определения уровня развития безопасности было подобрано диагностическое сопровождение. Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде по методике «Педагогическая диагностика для оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста» Ноткина Н.А. и другие.
- 2 этап. Изучение и анализ программы Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» и тематической литературы.
- 3 этап. Работа с детьми и родителями по 3 направлениям.
Тема: Светофор и дорожные знаки
Задачи:
- Познакомить детей с дорожными знаками.
- Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «Дорожные знаки» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина «Безопасность»;
- «Дорожные знаки» М.А.Фисенко;
- Дорожные знаки «Дети», «Переход»;
- «Зачем нужны дорожные знаки» К.Ю.Белая, «Как обеспечить безопасность
- дошкольника»;
- «Светофор и его сигналы»;
- «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка;
2. Беседы:
- «Внимание! Переходим через улицу».
- «Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие»,
- «Зачем нужны дорожные знаки».
- «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,
- «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД»,
- «Что обозначают сигналы светофора»,
3. Чтение художественной литературы:
- Головко «Дорожные знаки»;
- Дмоховский А. «Чудесный островок»;
- Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Кожевников В. «Светофор»;
- Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
- Маршак С. «Светофор»;
- Мигунова Н.А. «Светофор»;
- Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
- Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
- Пляцковский И. «Светофор»;
- Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
- Северный А. «Светофор»;
- Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
- Загадывание загадок.
4. Игры:
- «Азбука пешехода»,
- «Виды перекрёстков»,
- «Внимание! Дорога»,
- «Домино» (дорожные знаки),
- «Дорожные знаки».
- «Красный, жёлтый, зелёный»,
- «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков»,
- «Найди такой же знак»,
- «Необычный дорожный знак»,
- «Островок безопасности»,
- «Пешеходы и водители»,
- «Поставь дорожный знак»;
- «Светофор»,
- «Теремок»,
- «Угадай, какой знак»,
- «Учим дорожные знаки»,
- «Учись быть пешеходом».
5. Целевые прогулки: по улице; к светофору; к нерегулируемому переходу; устройство проезжей части; дорожные знаки.
6. Сюжетно-ролевые игры:
- «Водители и пешеходы»,
- «Волшебный светофор»,
- «Улица города».
7. Продуктивная деятельность:
- создание макета «Наша улица»;
- выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков», «Перекрёсток»;
- рисование «Придумай свой дорожный знак».
8. Развлечения:
- «Вечер весёлых и находчивых»;
- «Путешествие в город дорожных знаков».
Работа с родителями:
1.Анкетирование родителей.
2. Фотовыставка «Как мы учим правила движения».
3. Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».
Тема: Транспорт и опасные ситуации.
Задачи:
- Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном).
- Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.
- Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «В городском транспорте» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
- «В городском транспорте» М.А.Фисенко;
- «Знакомство с транспортом» К.Ю. Белая;
- «Опасные участки на пешеходной части улицы»;
2. Беседы:
- «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
- «На чём люди ездят»;
- «Пассажирский транспорт»;
- «Труд водителей»;
- «Я – пассажир»;
3. Чтение художественной литературы:
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…» ;
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
- Загадывание загадок о транспорте.
4. Обсуждение опасных ситуаций.
5. Игры:
- «Угадай вид транспорта»;
- «Водитель и пассажиры»;
- «Домино» (транспорт);
- «Как избежать неприятностей»;
- «Кто чем управляет»;
- «На воде, в воздухе, на земле»;
- «На чём я путешествую?»,
- «Осторожно пешеход»;
- «Сложи картинку»
- «Улица города»;
6. Сюжетно-ролевые игры:
- «Автобус»,
- «Водители и пешеходы»,
- «ГАИ»,
- «Гараж»,
- «Транспорт».
7. Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта, светофору, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
8. Моделирование ситуаций:
- «Авария на дороге»,
- «Будущий водитель»,
- «Помоги старушке».
9. Продуктивная деятельность:
- «Моя улица»,
- «Перекрёсток»,
- «Транспорт на улицах города»,
- «Пассажирский транспорт»,
- работа со строителем «Гараж»,
- «Мой дворик»,
- тестопластика «Транспорт».
10. Развлечение: «Безопасное колесо», «Зелёный огонёк»
11. Режиссёрская игра.
12. Рассматривание картины из серии «Кем быть».
Работа с родителями:
- Родительское собрание с приглашением сотрудников ГБДД «Безопасное поведение на дорогах».
- Консультация «Посмотри направо – посмотри налево», «Внимание – дорога!».
- Памятка для родителей «Юному пешеходу».
Тема: Безопасность на улице.
Задачи:
- Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках
- пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
- Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
- Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
- Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «Безопасное поведение на улице» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
- «Знай и выполняй правила уличного движения» К.Ю. Белая;
- «Игры во дворе» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
- «Игры во дворе» М.А.Фисенко;
- «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
- «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
- «Улица города» К.Ю.Белая;
2. Беседы:
- «Безопасное поведение на улице»,
- «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»,
- «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»,
- «Где можно играть?»,
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых»,
- «Почему нельзя играть на тротуаре?»,
- «Правила дорожного движения обязательны для всех»,
3. Чтение художественной литературы:
- Гангов А. «Кто храбрей?»;
- Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
- Кончаловская Н. «Самокат»;
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Маршак С. «Мяч»;
- Михалков С. «Скверная история»;
- Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
- Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
- Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
- Яковлев С. «Читакт книжку глупый слон…».
4. Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.
5. Моделирование ситуаций: «Найдите дорогу в детский сад», «Авария на дороге».
6. Рассматривание иллюстраций: «Улица города».
7. Игры: «Как избежать неприятностей».
8. Развлечение: «Надо знать правила движения всем без исключения», «День дорожного движения».
Работа с родителями:
- Памятка родителям «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».
- Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения».
- Рекомендации для родителей «Школа безопасности».
- Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».
4 этап. Проведение тематических выставок детских рисунков, открытые занятия, создание книги «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!».
Заключение.
Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу, а так же ходить от дома до школы и обратно. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.
В планах на будущее, я бы хотела продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью воспитания дошкольников безопасному поведению на дорогах с помощью дидактических игр. Так же хотелось бы, пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
В конце учебного года провела диагностику детей.
Так, например, в 2016 – 2017 учебном году по данным диагностики имелись такие показатели: на начало учебного года высокий уровень знаний составлял 8% , средний – 35%, низкий – 62%. На конец учебного года: высокий – 35%, средний – 42%, низкий – 23%.
В 2017 – 2018 учебном году по данным диагностики имелись такие показатели: на начало учебного года высокий уровень знаний составил 12%, средний – 60%, низкий – 28%. На конец учебного года: высокий – 68%, средний 32%, низкого уровня нет.
По данным диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний детей повышается из года в год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах нашего города!
Обучение дошкольников безопасному поведению на улице....
План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....
«Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах города»
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества и требует внимания родителей и педагогов. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в ...
Перспективный план по воспитанию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста
В данной методической разработке представлено содержание работы, направленное на решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях ...
Проектная деятельность по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах города
Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение...
Мастер-класс «Кейс-метод как способ формирования культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах»
Чтобы научить детей правилам дорожной безопасности в интересной форме, воспитатели нашего детского сада используют кейсметод. Вместо скучного заучивания правил, дети старших и подготовительных ...