информационно-познавательный проект "Финансовая грамотность"
проект по обж (подготовительная группа)
Дети не всегда знают, на какие цели расходуются деньги в семье. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды использовать интерес детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»
«Финансовая грамотность» (подготовительная группа)
г.Новоалександровск
Проект «Финансовая грамотность» (подготовительная группа)
Проект «Финансовая грамотность»
Группа: подготовительная
Воспитатель: Цыбулина Л.В.
Год: 2020-2021уч.год
Актуальность проекта
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги.На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье
Цель и задачи проекта:
• расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
• укрепление семейных связей;
• получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Вид проекта: информационно-познавательный
Срок реализации проекта: 2020-2021 год
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет (подготовительная группа, воспитатели группы, родители (законные представители)
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2. этап – Основной
Реализация проектных мероприятий:
1. НОД «Что мы знаем о деньгах».
2.Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».
3. Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».
4. Экскурсия в продуктовый магазин.
3. этап - Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблеме;
• педагоги получат систему работы по формирования экономического опыта детей.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Ресурсное обеспечение
•реальные деньги: бумажные, железные, старинные;
• ноутбук;
• экран;
• проектор;
•мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин
Тематический план
Октябрь.
1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра «Груша-яблоко» (приложение).
2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»
3. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). Игра «Размен» (приложение).
4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка). Практика «Таблица расходов» (приложение).
Ноябрь.
Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика «Мини-банк» (приложение).
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра «Кто как работает» (приложение).
4. Путешествие в Страну профессий.
Декабрь.
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?». Практика «Самостоятельная покупка» (приложение).
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?».
4. Беседа «Профессии моих родителей».
Январь.
1. Игра «Кто кем работает» (приложение). (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)
Февраль.
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)
4. Деловая игра «Финансовая азбука»
Март.
1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»
(приложение).
2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик» (приложение).
3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир» (приложение).
4. Игровое занятие «В гостях у сказок» (приложение).
Апрель
1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»
2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,
3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»
4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» (приложение).
5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
Май
1. Рассказ воспитателя о цене товара.
2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)
4. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».
5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»
Проект по ПДД
«Безопасная дорога!»
( подготовительная группа)
г.Новоалександровск
Проект по ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога!»
Проект по ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога!»
Автор проекта: Цыбулина Людмила Васильевна
Участники проекта: Дети подготовительной группы;
Тип проекта: информационно-познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: коротко-срочный.
Цель проекта: Создание максимально эффективных условий для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных правил дорожно-транспортной безопасности в ходе реализации проекта “Правила дорожные детям знать положено” посредствам включения родителей воспитанников в образовательную деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей ПДД.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- формирование навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице
Развивающие:
- Умение ориентироваться в дорожных знаках.
- Умение принять правильное решение в сложной дорожно-транспортной ситуации.
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Обучающие:
- Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
Для педагогов: формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности.
Для родителей: повысить знания родителей по вопросам ПДД; привлечение родителей к участию в практической работе по предупреждению детского дорожного травматизма.
1. Актуальность проблемы
Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма “ДДТТ” в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.
Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт.
Дошкольники не понимают опасности, автомобиля и дорог, поэтому и является потенциальными участниками ДТП.
Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасности в дорожном движении, необходимо сформировать у них систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ДДТТ, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий, таких как проектная деятельность.
2. Методы проектной деятельности:
1. Познавательные беседы;
2. Чтение художественной литературы;
3. Организованная образовательная деятельность по безопасности;
4. Просмотр видеоматериалов;
5. Художественно – творческая деятельность;
6. Игровая деятельность;
7. Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность»;
8.Итоговое мероприятие: проведение игры «Форт боярд – по правилам дорожного движения.»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
Самостоятельная деятельность детей
• Дидактические игры «Найди лишние»
•Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт»,«ГИБДД», «Водители и пешеходы».
• Строительство перекрестка и улицы
•Работа в альбоме для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», «Знакомимся с дорожными знаками».
•Разыгрывание подвижных игр: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.
Работа с родителями
- Консультации, папки-передвижки, памятки «Дети на дороге», «Безопасность на дороге в зимний период», «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» «Родителям - о безопасности дорожного движения».
- Составление детьми безопасного маршрута от дома до детского сада.
- Изготовление реквизитов для проведения игры по ПДД.
- Сбор материала, изготовление книжек-малышек.
Ожидаемый результат
• Научить ориентироваться в дорожных знаках.
• Формирование у детей элементарных норм и правил дорожно-транспортной безопасности ;
• Привитие дошкольникам умения ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
3. Практическая работа по реализации этапов проекта “ Безопасная дорога”.
1 этап: «Подготовительный»
1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах).
4. Пополнение предметно-развивающей среды.
5. знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
Понедельник:
1. Беседа «Безопасность на дороге».
2.Рисование: «Дорожные знаки»
3.Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»
4.Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор»
Вторник:
1. Беседа «Осторожно, дорога!».
2. Организация сюжетно-ролевой игры «Транспорт», «Водители и пешеходы».
3. Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Светофор»
4.Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа-милиционер»
Среда:
1. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Безопасность на дороге».
2. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»
3. Дидактическая игра «Найди лишнее»
4.Подвижные игры : «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт»
Четверг:
1. Беседа «Транспорт на улицах города».
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность»
3.Конструирование: «Улица нашего города»
4.Чтение художественной литературы:А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
Пятница:
1.Проведение развлечения : «Форт Боярд».
3 этап: «Заключительный»
Анализ полученных знаний и обобщение опыта.
Рассматривание изготовленных родителями книжек малышек по ПДД.
Выставка книжек малышек по ПДД.
Список используемой литературы:
1. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
2. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. –Волгоград: ИТД “Корифей”.
3. Интернет ресурсы.
Приложения:
Изготовление папок-передвижек для родителей.
Стендовые консультации.
Книжки малышки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/06/picture-76806-1733445127.jpg)
Информационно - познавательная газета для родителей "Мотылёк"
В газете представлена информация которая, будет полезна родителям по вопросам экологического воспитания младших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-90260-1424717089.jpg)
Информационно - познавательный материал "Пасха Христова"
Информационный материал из 4-ого выпуска методических рекомендаций для ДОУ проекта "Этнокалендарь Санкт-Петербург"(программа "Толерантность").Цель: развитие межличностной и межкультурной толерантности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-90260-1424717089.jpg)
Информационно - познавательный материал "День ПОБЕДЫ".
Информация из методических рекомендации для ДОУ "Этнокалендарь СПб,2013г." в рамках Программы Правительства СПб."Толерантность". Прошла война, прошла страда,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/25/picture-1481980-1692937441.jpg)
Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»
Информационно-познавательный проектТема: «Финансовая грамотность» Срок реализации: 1 годВозраст: 4-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/11/picture-1483909-1694407176.jpg)
Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/21/picture-1312423-1713712876.jpg)
Информационно-познавательный проект для детей первой младшей группы №7 на тему: "Основы финансовой грамотности для самых маленьких"
Проект на тему: "Основы финансовой грамотности для самых маленьких"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1183631-1572820125.jpg)
Информационно-познавательный проект "Основы финансовой грамотности для самых маленьких"
В проекте представлен план по формированию элементарных представлений о финансовой грамотности у детей раннего возраста в процессе активной игровой деятельности....