Игровой тренинг по ОБЖ для педагогов "Безопасность - норма жизни"
методическая разработка по обж

Овчинникова Вера Владимировна

Игра - тренинг для педагогов с использованием игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening_dlya_pedagogov.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

                         Игровой тренинг для педагогов

«Безопасность – норма жизни»

Цель:  совершенствование  профессиональной  компетентности  педагогов  и  повышение их педагогического мастерства.

Задачи:

- теоретически  обосновать  формирование  основ  безопасности  жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста;

-  сплочение  педагогического  коллектива,  совершенствование  навыков коммуникации и рефлексии.

Форма проведения: игровой тренинг

Ход проведения

Воспитатель:  - Добрый день! Я рада приветствовать Вас на моем тренинге! Это

замечательно,  что  мы  смогли  с  вами  встретиться  и  имеем  возможность

немного  расслабиться,  отдохнуть,  поиграть,  выразить  друг  другу  радость

встречи.

        Проблема  защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.         Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями,  не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их, а  подготовить к полноценной жизни.  Для решения этих задач необходимо: (слайд 2)

  • Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей во время ОО и в свободной деятельности;
  • Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
  • Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Воспитатель: - Любой тренинг начинается с приветствия, которое используется при каждой встрече. А приветствовать друг друга мы сегодня будем комплиментами.

Упражнение «Комплименты» (слайд 3)

Процедура проведения: сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

(слайд 4)

В гости радуга пришла.

Семь дорожек принесла.

Все дорожки непростые,

А волшебные такие:

По дорожкам мы пройдем,

И направления найдем.

Остановимся на красном цвете радуги – «Пожарная безопасность» (слайд 5)

Задание 1. «Противопожарная зарядка для ума»

1. Синонимы слова Огонь – это... (Пламя, искра)

2. Может ли юмор быть пожароопасным? (Да, когда он искрометный).

3. Самый спортивный Огонь – это... Какой? (Олимпийский огонь – символ Олимпийских игр).

4. Самые новогодние виды огня – это... (Бенгальские огни, елочные свечи...)

5. Пожарище – это очень большой пожар или место, где был пожар? (Это место, где был пожар).

6. Огнедышащий дракон из русских сказок – это... (Змей Горынич).

7. Из какого дерева делают спички? (Осина).

8. Что означает старинная русская пословица: «Из огня да в пОлымя». (Из плохого положения попасть в еще более худшее. Полымя – то же, что и пламя).

9. Какой старинный русский праздник сопровождается прыжками через огонь? (Ивана Купалы).

10. Почему в детских учреждениях выходы из помещений открываются наружу? (Для более быстрой эвакуации детей при пожаре).

Оранжевый цвет радуги -  «Ребенок на улицах города» (слайд 6)

Знакомство с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

 (Слайд 7) Упражнение «Подумай и покажи» - взрослый предлагает детям показать выражения лица человека, который нарушил правила дорожного движения;

человека, который играет на проезжей части;

человека, который не знает правила дорожного движения;

человека, который не уступает место взрослым в общественном транспорте.

Дорожная математика (слайд 8)

1. Семеро ребят играли в мяч на  проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько  ребят  поступили  правильно?  (Ни  одного. Играть  на  проезжей части дороги нельзя.)

2.  Четыре  мальчика  поехали  кататься  на  велосипедах  по  улицам  города.

Одному из них было 13 лет, остальным – 15. Сколько  ребят  не  нарушили  Правила  дорожного  движения?  (Трое.  Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет.).  (слайд 9)

3.  Из  автобуса  вышли  семь  человек.  Трое  из  них  подошли  к  пешеходному

переходу,  двое  пошли  обходить  автобус  спереди  и  двое  остались  на

остановке. Сколько  человек  поступило  правильно?  (Двое.  Правильнее  всего

подождать,  пока  автобус  отъедет  от  остановки  и  только  затем переходить дорогу.) (слайд 10)

Желтый цвет радуги – «Ребёнок и другие люди» (слайд 11)

        Основная  мысль  этого  направления  -  ребёнок  должен  помнить,  что  именно может быть, опасно в общении с другими людьми.

Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила безопасности (слайд 12)

1. Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

(Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит  незнакомый человек)

2. Если дядя незнакомый,

Хочет прокатить,

Или дать тебе конфет,

Ты ответить должен: «Нет»  (Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку)

3. Если тётя подошла,

Тебя за руку взяла,

Говорит: «Пойдём в кино»,

- Не ходи с ней всё равно. (Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку,  нельзя идти с ним).

4. Нельзя доверчивым быть,

Незнакомым секреты говорить

Они обманут ребёнка легко

И деньги его унесут далеко. (Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме).

 «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома» (слайд 13)

        Разбейте детей на пары. Пусть кто-то из играющих представит себе, что он один дома играет в игры, листает книжку или смотрит телевизор, и вдруг звонят в дверь. Другой ребенок будет выполнять роль бандита, который говорит приятным голосом, называет по имени маму и папу, убеждает, что это они его послали, и просит открыть дверь. Предложите детям разыграть этот сюжет. Пусть они придумают слова, которые говорит бандит, уговаривая ребенка открыть ему дверь, делая при этом ласковым голосом заманчивые предложения.

        На следующем этапе игры специально остановитесь на том, что должен отвечать ребенок в этой ситуации и как ему следует себя вести. Выслушайте мнения детей по этому поводу и предложите им следующие образцы поведения:

• не нужно подходить к двери, разговаривать с «чужим» человеком;

• если вступил в разговор, то не говори, что ты дома один. Скажи, что папа спит и просил его не будить, или что папа в ванной, или «Мы с папой играем» (смотрим телевизор, попроси уйти и не мешать. При этом объясните, что можно позвонить по телефону соседям или близко живущим родственникам (знакомым) и рассказать им, что происходит. Попросите детей продолжить игру, используя эти образцы поведения.

 Игра «Похитители и находчивые ребята» (слайд 14)

        Предложите детям разделиться на две команды: похитителей и находчивых ребят, чтобы в каждой команде было поровну (на одного злоумышленника один ребенок). Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом; драться и кусаться не разрешается. Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями.

Зеленый цвет радуги – «Ребенок и природа» (слайд 15)

        Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли  -  земля  - наш общий дом, а человек - часть природы.

Предлагаю поиграть в дидактическую игру « Наши помощники растения» (слайд 16)

Какое  лекарственное  растение  можно  использовать  в  качестве дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении?

1. Подорожник, берёзовый лист. (слайд 17)

2. Корень валерианы, цветы ландыша.

3. Листья мать-и-мачехи.

Голубой цвет радуги - «Ребенок и здоровье» (слайд 18)

        Уже  с  дошкольного  возраста  это  направление  программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни,  сознательную заботу о  собственном  здоровье  и  здоровье  окружающих,  дети  знакомятся  с правилами оказания элементарной первой помощи.

Блиц-опрос для педагогов: (слайд 19)

Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

Токсичные вещества - это…, их называют… (яды)

Нарушение целостности кости называют...(переломом)

Для  чего  предназначен  противогаз?  (для  защиты  органов  дыхания  от вредных примесей)

Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)

Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)

Что  такое  респиратор?  (индивидуальное  средство  защиты  органов дыхания от вредных примесей)

Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)

Нарушение целостности кожи (рана)

Синий – «Ребенок дома» (слайд 20)

        В  этом  направлении  рассматриваются  вопросы,  связанные  с предметами  домашнего  быта,  являющимися  источниками  потенциальной опасности для детей.

«Отгадай загадку по картинке»

Цели:  помочь  запомнить  основную  группу  опасных  предметов,  развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Воспитатель: - сейчас я загадаю  загадки,  а вы  отгадываете,  и  находите соответствующую  картинку. Чем эти предметы  опасны?  Педагоги  рассказывают,  какую  опасность  таит  каждый предмет.

Загадки:

1. На столе, в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок    

Развесёлый огонёк.  (Настольная лампа)  

2.Из горячего колодца  

 Через нос водица льётся (Чайник)    

3.Два конца, два кольца,

Посередине – гвоздик. (Ножницы)

 

4.Гладит всё, чего касается,  

А дотронешься – кусается (Утюг)    

5. Всех на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает (Иголка)

4. Режет хлеб,

Намажет масло.

Но помни:

Есть с него опасно! (Нож)

Фиолетовый цвет – «Эмоциональное благополучие ребенка» (слайд 21)

        Основная  задача  работы  педагогов  по  этому  направлению  -  научить способам  выхода  из  конфликтных  ситуаций,  не  доводя  до  их  силового решения, профилактике конфликтных ситуаций. Необходимо  также создавать  условия  для  профилактики  возникновения  конфликтных  ситуаций (использовать  беседу,  игру-драматизацию)

«Составим модель хорошего и злого человека»

Цель:  развитие  умения  подбирать  детали  лица  человека,  который  может представлять опасность (или, наоборот) для окружающих.

Материал: детали лица (глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали причесок), контуры лица.

Описание:

Предложить  из  отдельных  деталей  составить  воображаемое  лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.

Релаксация.

Завершить наш тренинг мне хочется словами.

Философы говорят, что «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них» уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего тренинга. Самое главное, уважаемые педагоги, в формировании навыков безопасного поведения у дошкольников – это ваш личный пример! Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед  избежать,

А где надо – на помощь позвать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

Родительское собрание в форме тренинга «Безопасность - норма жизни»

В детском саду , в подготовительной группе , было проведено родительское собрание в виде тренинга  на тему: "Безопасность - норма жизни"...

Игровой тренинг «Формирование потребности в здоровом образе жизни».

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома в выходные дни. От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родите...

Игровой тренинг по ОБЖ для педагогов "Безопасность - норма жизни"

Игра - тренинг для педагогов с использованием игровых технологий...

Нормы ГТО - нормы жизни! проект организации физкультурно-оздоровительной работы.

Нормы ГТО - нормы жизни! проект организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для подготовки воспитанников к сдаче норм  первой ступени ВФСК ГТО....

Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»

Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»...