Проект «Безопасная дорога детства».
проект по обж

Альджанова Жанна Климентьевна

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и полученные результаты диагностики и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МДОУ особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Наше дошкольное образовательное учреждение реализует программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стёркиной, которая направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении детей дома и на улице.

Я разработала проект на тему: «Безопасная дорога детства», который реализую в совместной работе с детьми и их родителями. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bezopasnaya_doroga_detstva_1.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Безопасная дорога детства».

Составила Альджанова Ж.К.

Цель: формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей  дорожно- транспортной среде. Познакомить с дорожными знаками, научить понимать их  схематическое изображение для  правильной ориентировки  на улицах  и дорогах города. Расширять  словарный запас подорожной лексике. Воспитывать  осознанное  выполнение правил  дорожного движения в дорожно-  транспортном процессе.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно - транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Из статистических данных  за 8 месяцев 2016г. на улично-дорожной сети города с участием детей зарегистрировано 12 дорожно-транспортных происшествий, из них 3 произошли по вине самих детей. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым. Для детей дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольное учреждение, а в дальнейшем и школа. Первичная диагностика показала следующее: 18% детей не знают правила поведения на улицах города, 34 % родителей не считают важным обучение детей дорожной азбуке уже в младшем дошкольном возрасте.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и полученные результаты диагностики и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МДОУ особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Наше дошкольное образовательное учреждение реализует программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стёркиной, которая направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении детей дома и на улице.

Я разработала проект на тему: «Безопасная дорога детства», который реализую в совместной работе с детьми и их родителями. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения.

Тип проекта:

практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Участники: дети, педагоги, родители.

Целевая группа: дети 5-6 лет (старшая группа).

Масштаб проекта: долгосрочный.

Вид проекта: групповой.

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов.

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Цель: Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

С детьми: 1. Обучать детей безопасному поведению на дороге.

2. Познакомить детей со значением дорожного знака «Дорожный переход» и сигналами светофора. Научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

4. Воспитывать осознанное выполнение правил дорожного движения в дорожно-транспортном процессе.

Ожидаемый результат:

Воспитанник: - осознанно выполняющий правила дорожного движения в дорожно-транспортном процессе;

- знающий значение дорожного знака «Дорожный переход» и сигналы светофора, их схематическое изображение;

- имеющий представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

Родитель: - имеющий необходимый уровень знаний и умений по правилам дорожного движения, осознающий важность безопасного поведения на дорогах всех участников дорожного движения;

- повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения через участие в проектной деятельности, развлечениях, подготовке презентаций.

Подобран методический инструментарий: вопросники, тесты, наблюдения, диагностика по программе «Развитие» раздел «Ориентировка в пространстве» (определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасности поведения на улице), алгоритмическая игра «Дорога домой».

Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью формирования у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа по проекту включает три этапа:

Организационный этап.

(октябрь – ноябрь2017 год)

1.Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

2.Составить конспекты образовательной деятельности, конспекты бесед и экскурсий, сценарии праздников и развлечений, викторин, интерактивной площадки.

3.Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

4.Провести анкетирование родителей.

5.Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

6.Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

(декабрь 2017г. – март 2018г.)

1.Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

2.Внедрить новые формы работы с детьми.

3.Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

4.Провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного пешехода.

5.Осуществить контроль реализации проекта.

Заключительный этап.

(апрель - май 2018 года)

1.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

2.Обработать результаты реализации  проекта.

3.Оформить методические рекомендации: «Каждый родитель – пример для подражания!», «Только совместно можно добиться хороших результатов!», «Научите детей!», «Правила и безопасность дорожного движения»

4.Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. 

Участники программы

Принципы реализации программы (По Е.А.Козловской, С.А.Козловскому):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «Дети- дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортные происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть или неуверенность).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется в осознании детьми правил безопасного поведения.

Ожидаемые результаты и социальный эффект: 

 Ожидаемые результаты проекта 

1.  Методические продукты

- Создан проект «Безопасная дорога детства», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;

- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного пешехода;

- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;

- Разработана интерактивная площадка «Путешествие в страну Дорожного движения».

- Оформлены методические рекомендации: «Каждый родитель – пример для подражания!», «Только совместно можно добиться хороших результатов!», «Научите детей!»,

«Правила и безопасность дорожного движения»;

- Обобщен опыт семейного воспитания по безопасному поведению на дороге.

2.Информационно-практические продукты

-Создан видеофильм: «Ребенок. Дорога. Безопасность»;

-Создана видеотека мультфильмов по ПДД;

- Сформирована копилка презентаций по ПДД;

Направления работы сотрудников ДОУ:

Воспитатель:

Создание условий для обучения детей ПДД в группе:

– оформление уголка безопасности;– подбор литературы, фотографий по ПДД;– изготовление атрибутов к играм.

Взаимодействие с родителями.

Музыкальный руководитель.

Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

Подбор музыкальных произведений.

Инструктор по физической культуре:

Помощь в организации предметно-развивающей среды.

Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

Помощники воспитателей:

Помощь в организации предметно-развивающей среды.

Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Формы организации образовательного процесса по ПДД:

Работа с педагогами: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль.

Работа с детьми: НОД, беседы, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические игры и подвижные игры, диагностика.

Работа с родителями: анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; родительский мини-клуб «Безопасность»; интерактивная площадка; дни открытых дверей; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты).

Взаимодействие с:

- с Центральной городской библиотекой,

- МБОУ «СОШ № 2»,

- с ГИБДД ОМВД России по Вяземскому району

Показатели эффективности работы:

Отсутствие несчастных случаев дорожно-транспортных происшествий с детьми и родителями группы.

Проведение мероприятий, игр, целевых прогулок, экскурсий, выставок детского изобразительного творчества обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.

Наличие методической и художественной литературы, учебно-наглядного материала, игр, игрушек по правилам дорожного движения в методическом кабинете и групповых комнатах.

Организация работы с родителями по разъяснению необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечению их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов.

Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Они выявляют путём экспресс - вопросников, рисунков детей на соответствующую тему и схем маршрутов движения пешеходов.

Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.

Всё это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей, воспитывать дисциплинированность, осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Систематизировано содержание образовательной деятельности по предупреждению детского травматизма, разработано тематическое, перспективное планирование образовательной деятельности с учётом ФГОС, разработаны и изготовлены дидактические игры, проблемные ситуации, мультимедийные презентации. Имеются контрольно-оценочный материал, методическая литература, наличие уголков безопасности в группах.

Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Тест «Проверь себя» для детей 5-6 лет определил уровень знаний и умений усваиваемых детьми по правилам дорожного движения.

В полном объёме усвоили знания 17 детей из 24, что составило 71%, ниже нормы – 3 ребёнка 12,5%.

Методика «Продолжи предложение» на выявление знаний детей старших групп о правилах дорожного движения дала следующие результаты: высокий уровень – 8детей 33%, средний 16 детей – 67%.

Эффективность реализации данного проекта прослеживается в анкетном опросе родителей, их активном участии с детьми в проекте.

Анкетный опрос родителей показал:

Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т.д. Я убедилась, что данный проект дал положительные результаты: за время нашей спланированной работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Перспектива:

Распространять опыт использования эффективных форм и методов в обучении детей дошкольного возраста безопасному поведению в дорожно-транспортной среде города, используемый мною среди педагогов нашего ДОУ. 

Литература:

1. Кирьянова В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования.– М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада.– М.: Просвещение, 1989.

4. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.96 с.

5. Данилова Т.И. Программа «Светофор». СПб., издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2009. – 208 с.

6. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Подготовительная группа. Занимательные материалы.- Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.

7. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.-96с.

8.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 80 с.

9. Правила дорожного движения для детей 3–7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г. Д. Беляевскова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 170 с.

10. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников / авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 219 с.

12. Тетрадь дошкольника 6–7 лет. Учим правила дорожного движения: игротека юного пешехода / авт.-сост. Г. Д. Беляевскова, Э. Г. Шамаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 71 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Безопасная дорога детства".

Материал раскрывает работу, проводимую в нашем детском саду в рамках образовательной области "Безопасность"....

Проект "Безопасная дорога детства"

Проект на тему: "Безопасная дорога детства"...

Проект "Безопасная дорога детства"

Формирование у детей дошкольного возраста навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах города....

Спортивный досуг "Красный, желтый, зеленый" по проекту "Безопасная дорога детства"

Обучение детей дошкольного возраста навыкам соблюдения и выполнения правил дорожного движения....

Проект: «Безопасная дорога детства» I подготовительная группа

Проект:«Безопасная дорога детства»I подготовительная группа...