"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"
консультация по обж (подготовительная группа)

Шумская Ирина Станиславовна

Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений

понятий об окружающем мире». 

В.А. Сухомлинский.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

   Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.

Подборка игр по формированию здорового образа жизни.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.

  "Опасно - не опасно"

  Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.

  Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

  Ход игры.

  1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

  2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

  3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

  "Что такое хорошо и что такое плохо".

  Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

  Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

  Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

  Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

  Ход игры.

  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерный тест.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? (ответы детей)

  "Где живет витаминка?"

  Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

  Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

  Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

  Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

  "Что любит сердце?"

  Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

  Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

  Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –

это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитателям о здоровом образе жизни детей

Формирование здорового образа жизни нужно начинать с детства....

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»

Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...

"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"

Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка....

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.

Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...

Деловая игра с родителями "Мы за здоровый образ жизни" (нетрадиционная форма работы)

Здоровье- неоценимое багатство. Его нужно беречь с самого детстства. Родительское собрание в нетрадиционной форме через деловую игру позволит ярче и разнообразнее познакомить родителей и детей с предм...