"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра- жизненная потребность | 30.23 КБ |
zozh.docx | 30.23 КБ |
zozh.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра – это огромное светлое окно,
через который в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.
Подборка игр по формированию здорового образа жизни.
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.
"Опасно - не опасно"
Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;
уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.
Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.
Ход игры.
1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.
2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.
Ребята объясняют выбор.
"Что такое хорошо и что такое плохо".
Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры.
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? (ответы детей)
"Где живет витаминка?"
Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.
Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.
Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.
Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.
"Что любит сердце?"
Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.
Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.
Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –
это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Утро начинается…"
Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.
Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Часы здоровья"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.
Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Игровой материал: «часы» здоровья.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.
2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Дерево здоровья"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.
Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.
Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Здоровье с комнатными растениями"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.
Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.
Игровые действия: называние растения и определение его полезности.
Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Будь здоров"
Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.
Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.
Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.
Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
«Отгадай загадку по картинке»
Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.
Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.
Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
«Мой день»
Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Игровые правила: располагать карточки последовательно.
Игровые действия: рассказать о режиме дня.
Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
«Опасно – не опасно»
Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровые правила: не пользоваться подсказками.
Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.
Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Ход игры.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости
дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Если сделаю так»
Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Игровые правила: найти выход из ситуации.
Игровые действия: ответы даются карточкой.
Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Ход игры.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«Скорая помощь»
Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.
Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.
Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Ход игры.
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
«Наши помощники – растения»
Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Игровые правила: принцип лото.
Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.
Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Ход игры.
Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
К нам пришел Незнайка
Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.
Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.
Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.
Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.
Ход игры.
Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
«Полезная и вредная еда»
Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.
Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.
Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Ход игры.
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Пищевое лото
Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Игровые правила: не ошибиться в выборе.
Игровые действия: рассортировать предметные картинки.
Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.
Ход игры.
Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.
Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
«Что ты знаешь?»
Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.
Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.
Игровой материал: мяч, поощрительные призы.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
«Подбери предметы»
Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Игровые правила: объединить предметы по признаку.
Игровые действия: объединить предметы по признаку.
Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.
Ход игры.
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
«Сложи картинку»
Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Игровые правила: сложить картинку из частей.
Игровые действия: сложить картинку из частей.
Игровой материал: разрезанные на части картинки.
Ход игры.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.
Предварительный просмотр:
«Игра – это огромное светлое окно,
через который в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.
Подборка игр по формированию здорового образа жизни.
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.
"Опасно - не опасно"
Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;
уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.
Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.
Ход игры.
1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.
2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.
Ребята объясняют выбор.
"Что такое хорошо и что такое плохо".
Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры.
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? (ответы детей)
"Где живет витаминка?"
Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.
Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.
Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.
Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.
"Что любит сердце?"
Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.
Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.
Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –
это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Утро начинается…"
Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.
Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Часы здоровья"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.
Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Игровой материал: «часы» здоровья.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.
2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Дерево здоровья"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.
Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.
Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Здоровье с комнатными растениями"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.
Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.
Игровые действия: называние растения и определение его полезности.
Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Будь здоров"
Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.
Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.
Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.
Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
«Отгадай загадку по картинке»
Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.
Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.
Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
«Мой день»
Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Игровые правила: располагать карточки последовательно.
Игровые действия: рассказать о режиме дня.
Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
«Опасно – не опасно»
Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровые правила: не пользоваться подсказками.
Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.
Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Ход игры.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости
дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Если сделаю так»
Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Игровые правила: найти выход из ситуации.
Игровые действия: ответы даются карточкой.
Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Ход игры.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«Скорая помощь»
Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.
Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.
Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Ход игры.
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
«Наши помощники – растения»
Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Игровые правила: принцип лото.
Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.
Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Ход игры.
Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
К нам пришел Незнайка
Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.
Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.
Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.
Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.
Ход игры.
Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
«Полезная и вредная еда»
Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.
Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.
Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Ход игры.
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Пищевое лото
Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Игровые правила: не ошибиться в выборе.
Игровые действия: рассортировать предметные картинки.
Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.
Ход игры.
Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.
Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
«Что ты знаешь?»
Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.
Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.
Игровой материал: мяч, поощрительные призы.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
«Подбери предметы»
Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Игровые правила: объединить предметы по признаку.
Игровые действия: объединить предметы по признаку.
Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.
Ход игры.
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
«Сложи картинку»
Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Игровые правила: сложить картинку из частей.
Игровые действия: сложить картинку из частей.
Игровой материал: разрезанные на части картинки.
Ход игры.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.
Предварительный просмотр:
«Игра – это огромное светлое окно,
через который в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.
Подборка игр по формированию здорового образа жизни.
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.
"Опасно - не опасно"
Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;
уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.
Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.
Ход игры.
1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.
2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.
Ребята объясняют выбор.
"Что такое хорошо и что такое плохо".
Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры.
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? (ответы детей)
"Где живет витаминка?"
Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.
Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.
Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.
Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.
"Что любит сердце?"
Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.
Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.
Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –
это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Утро начинается…"
Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.
Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Часы здоровья"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.
Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Игровой материал: «часы» здоровья.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.
2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Дерево здоровья"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.
Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.
Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Здоровье с комнатными растениями"
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.
Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.
Игровые действия: называние растения и определение его полезности.
Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Будь здоров"
Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.
Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.
Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.
Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
«Отгадай загадку по картинке»
Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.
Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.
Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
«Мой день»
Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Игровые правила: располагать карточки последовательно.
Игровые действия: рассказать о режиме дня.
Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
«Опасно – не опасно»
Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровые правила: не пользоваться подсказками.
Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.
Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Ход игры.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости
дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Если сделаю так»
Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Игровые правила: найти выход из ситуации.
Игровые действия: ответы даются карточкой.
Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Ход игры.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«Скорая помощь»
Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.
Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.
Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Ход игры.
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
«Наши помощники – растения»
Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Игровые правила: принцип лото.
Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.
Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Ход игры.
Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
К нам пришел Незнайка
Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.
Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.
Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.
Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.
Ход игры.
Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
«Полезная и вредная еда»
Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.
Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.
Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Ход игры.
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Пищевое лото
Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Игровые правила: не ошибиться в выборе.
Игровые действия: рассортировать предметные картинки.
Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.
Ход игры.
Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.
Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
«Что ты знаешь?»
Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.
Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.
Игровой материал: мяч, поощрительные призы.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
«Подбери предметы»
Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Игровые правила: объединить предметы по признаку.
Игровые действия: объединить предметы по признаку.
Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.
Ход игры.
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
«Сложи картинку»
Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Игровые правила: сложить картинку из частей.
Игровые действия: сложить картинку из частей.
Игровой материал: разрезанные на части картинки.
Ход игры.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитателям о здоровом образе жизни детей
Формирование здорового образа жизни нужно начинать с детства....
Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»
Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...
«Задачи и формы работы по формированию здорового образа жизни в группах детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация по формированию ЗОЖ В группе для детей с ОВЗ...
"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"
Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка....
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...
РП "Здоровый ребенок" (система работы по формированию здорового образа жизни) МБДОУ "Детский сад №31 "Светлана" на 2022-2027 гг.
Рабочая программаАннтоация к программе...
Деловая игра с родителями "Мы за здоровый образ жизни" (нетрадиционная форма работы)
Здоровье- неоценимое багатство. Его нужно беречь с самого детстства. Родительское собрание в нетрадиционной форме через деловую игру позволит ярче и разнообразнее познакомить родителей и детей с предм...