"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Шумская Ирина Станиславовна

Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра- жизненная потребность30.23 КБ
Файл zozh.docx30.23 КБ
Файл zozh.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений

понятий об окружающем мире». 

В.А. Сухомлинский.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

   Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.

Подборка игр по формированию здорового образа жизни.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.

  "Опасно - не опасно"

  Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.

  Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

  Ход игры.

  1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

  2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

  3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

  "Что такое хорошо и что такое плохо".

  Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

  Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

  Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

  Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

  Ход игры.

  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерный тест.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? (ответы детей)

  "Где живет витаминка?"

  Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

  Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

  Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

  Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

  "Что любит сердце?"

  Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

  Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

  Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –

это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Утро начинается…"

  Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

  Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

  Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Часы здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: «часы» здоровья.

  Ход игры.

  1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

  2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Дерево здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

  Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.

Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Здоровье с комнатными растениями"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

  Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

  Игровые действия: называние растения и определение его полезности.

  Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Будь здоров"

  Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

  Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.

  Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

 

   «Отгадай загадку по картинке»

  Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

  Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.

  Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.

  Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

  «Мой день»

  Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

  Игровые правила: располагать карточки последовательно.

  Игровые действия: рассказать о режиме дня.

  Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

  Ход игры.

  Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

  Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

  Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

  Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

  «Опасно – не опасно»

  Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые правила: не пользоваться подсказками.

  Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

  Ход игры.

  Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

  «Если сделаю так»

  Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

  Игровые правила: найти выход из ситуации.

  Игровые действия: ответы даются карточкой.

  Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

  Ход игры.

  Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

  «Скорая помощь»

  Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

  Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.

  Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.

  Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

  Ход игры.

  Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

  «Наши помощники – растения»

  Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

  Игровые правила: принцип лото.

  Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.

  Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

  Ход игры.

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

   К нам пришел Незнайка

  Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

  Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.

  Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.

  Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

  Ход игры.

  Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

  «Полезная и вредная еда»

  Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

  Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.

  Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.

  Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

  Ход игры.

  Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

  Пищевое лото

  Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

  Игровые правила: не ошибиться в выборе.

  Игровые действия: рассортировать предметные картинки.

  Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

  Ход игры.

  Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

  «Что ты знаешь?»

  Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

  Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.

  Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.

  Игровой материал: мяч, поощрительные призы.

  Ход игры.

  Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

  «Подбери предметы»

  Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

  Игровые правила: объединить предметы по признаку.

  Игровые действия: объединить предметы по признаку.

  Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.

  Ход игры.

  Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

  «Сложи картинку»

  Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

  Игровые правила: сложить картинку из частей.

  Игровые действия: сложить картинку из частей.

  Игровой материал: разрезанные на части картинки.

  Ход игры.

  Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

 



Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений

понятий об окружающем мире». 

В.А. Сухомлинский.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

   Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.

Подборка игр по формированию здорового образа жизни.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.

  "Опасно - не опасно"

  Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.

  Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

  Ход игры.

  1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

  2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

  3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

  "Что такое хорошо и что такое плохо".

  Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

  Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

  Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

  Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

  Ход игры.

  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерный тест.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? (ответы детей)

  "Где живет витаминка?"

  Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

  Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

  Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

  Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

  "Что любит сердце?"

  Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

  Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

  Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –

это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Утро начинается…"

  Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

  Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

  Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Часы здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: «часы» здоровья.

  Ход игры.

  1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

  2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Дерево здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

  Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.

Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Здоровье с комнатными растениями"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

  Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

  Игровые действия: называние растения и определение его полезности.

  Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Будь здоров"

  Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

  Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.

  Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

 

   «Отгадай загадку по картинке»

  Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

  Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.

  Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.

  Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

  «Мой день»

  Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

  Игровые правила: располагать карточки последовательно.

  Игровые действия: рассказать о режиме дня.

  Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

  Ход игры.

  Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

  Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

  Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

  Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

  «Опасно – не опасно»

  Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые правила: не пользоваться подсказками.

  Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

  Ход игры.

  Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

  «Если сделаю так»

  Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

  Игровые правила: найти выход из ситуации.

  Игровые действия: ответы даются карточкой.

  Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

  Ход игры.

  Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

  «Скорая помощь»

  Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

  Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.

  Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.

  Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

  Ход игры.

  Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

  «Наши помощники – растения»

  Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

  Игровые правила: принцип лото.

  Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.

  Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

  Ход игры.

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

   К нам пришел Незнайка

  Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

  Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.

  Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.

  Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

  Ход игры.

  Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

  «Полезная и вредная еда»

  Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

  Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.

  Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.

  Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

  Ход игры.

  Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

  Пищевое лото

  Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

  Игровые правила: не ошибиться в выборе.

  Игровые действия: рассортировать предметные картинки.

  Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

  Ход игры.

  Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

  «Что ты знаешь?»

  Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

  Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.

  Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.

  Игровой материал: мяч, поощрительные призы.

  Ход игры.

  Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

  «Подбери предметы»

  Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

  Игровые правила: объединить предметы по признаку.

  Игровые действия: объединить предметы по признаку.

  Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.

  Ход игры.

  Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

  «Сложи картинку»

  Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

  Игровые правила: сложить картинку из частей.

  Игровые действия: сложить картинку из частей.

  Игровой материал: разрезанные на части картинки.

  Ход игры.

  Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

 



Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений

понятий об окружающем мире». 

В.А. Сухомлинский.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

   Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.

Подборка игр по формированию здорового образа жизни.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.

  "Опасно - не опасно"

  Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.

  Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

  Ход игры.

  1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

  2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

  3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

  "Что такое хорошо и что такое плохо".

  Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

  Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

  Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

  Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

  Ход игры.

  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерный тест.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? (ответы детей)

  "Где живет витаминка?"

  Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

  Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

  Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

  Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

  "Что любит сердце?"

  Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

  Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

  Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –

это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Утро начинается…"

  Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

  Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

  Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Часы здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: «часы» здоровья.

  Ход игры.

  1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

  2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Дерево здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

  Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.

Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Здоровье с комнатными растениями"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

  Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

  Игровые действия: называние растения и определение его полезности.

  Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Будь здоров"

  Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

  Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.

  Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

 

   «Отгадай загадку по картинке»

  Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

  Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.

  Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.

  Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

  «Мой день»

  Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

  Игровые правила: располагать карточки последовательно.

  Игровые действия: рассказать о режиме дня.

  Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

  Ход игры.

  Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

  Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

  Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

  Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

  «Опасно – не опасно»

  Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые правила: не пользоваться подсказками.

  Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

  Ход игры.

  Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

  «Если сделаю так»

  Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

  Игровые правила: найти выход из ситуации.

  Игровые действия: ответы даются карточкой.

  Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

  Ход игры.

  Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

  «Скорая помощь»

  Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

  Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.

  Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.

  Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

  Ход игры.

  Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

  «Наши помощники – растения»

  Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

  Игровые правила: принцип лото.

  Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.

  Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

  Ход игры.

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

   К нам пришел Незнайка

  Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

  Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.

  Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.

  Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

  Ход игры.

  Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

  «Полезная и вредная еда»

  Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

  Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.

  Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.

  Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

  Ход игры.

  Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

  Пищевое лото

  Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

  Игровые правила: не ошибиться в выборе.

  Игровые действия: рассортировать предметные картинки.

  Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

  Ход игры.

  Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

  «Что ты знаешь?»

  Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

  Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.

  Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.

  Игровой материал: мяч, поощрительные призы.

  Ход игры.

  Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

  «Подбери предметы»

  Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

  Игровые правила: объединить предметы по признаку.

  Игровые действия: объединить предметы по признаку.

  Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.

  Ход игры.

  Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

  «Сложи картинку»

  Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

  Игровые правила: сложить картинку из частей.

  Игровые действия: сложить картинку из частей.

  Игровой материал: разрезанные на части картинки.

  Ход игры.

  Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитателям о здоровом образе жизни детей

Формирование здорового образа жизни нужно начинать с детства....

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»

Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...

"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"

Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка....

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.

Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...

Деловая игра с родителями "Мы за здоровый образ жизни" (нетрадиционная форма работы)

Здоровье- неоценимое багатство. Его нужно беречь с самого детстства. Родительское собрание в нетрадиционной форме через деловую игру позволит ярче и разнообразнее познакомить родителей и детей с предм...