"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Шумская Ирина Станиславовна

Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра- жизненная потребность30.23 КБ
Файл zozh.docx30.23 КБ
Файл zozh.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений

понятий об окружающем мире». 

В.А. Сухомлинский.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

   Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.

Подборка игр по формированию здорового образа жизни.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.

  "Опасно - не опасно"

  Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.

  Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

  Ход игры.

  1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

  2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

  3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

  "Что такое хорошо и что такое плохо".

  Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

  Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

  Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

  Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

  Ход игры.

  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерный тест.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? (ответы детей)

  "Где живет витаминка?"

  Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

  Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

  Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

  Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

  "Что любит сердце?"

  Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

  Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

  Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –

это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Утро начинается…"

  Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

  Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

  Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Часы здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: «часы» здоровья.

  Ход игры.

  1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

  2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Дерево здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

  Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.

Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Здоровье с комнатными растениями"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

  Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

  Игровые действия: называние растения и определение его полезности.

  Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Будь здоров"

  Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

  Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.

  Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

 

   «Отгадай загадку по картинке»

  Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

  Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.

  Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.

  Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

  «Мой день»

  Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

  Игровые правила: располагать карточки последовательно.

  Игровые действия: рассказать о режиме дня.

  Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

  Ход игры.

  Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

  Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

  Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

  Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

  «Опасно – не опасно»

  Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые правила: не пользоваться подсказками.

  Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

  Ход игры.

  Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

  «Если сделаю так»

  Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

  Игровые правила: найти выход из ситуации.

  Игровые действия: ответы даются карточкой.

  Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

  Ход игры.

  Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

  «Скорая помощь»

  Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

  Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.

  Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.

  Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

  Ход игры.

  Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

  «Наши помощники – растения»

  Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

  Игровые правила: принцип лото.

  Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.

  Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

  Ход игры.

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

   К нам пришел Незнайка

  Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

  Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.

  Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.

  Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

  Ход игры.

  Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

  «Полезная и вредная еда»

  Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

  Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.

  Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.

  Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

  Ход игры.

  Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

  Пищевое лото

  Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

  Игровые правила: не ошибиться в выборе.

  Игровые действия: рассортировать предметные картинки.

  Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

  Ход игры.

  Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

  «Что ты знаешь?»

  Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

  Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.

  Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.

  Игровой материал: мяч, поощрительные призы.

  Ход игры.

  Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

  «Подбери предметы»

  Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

  Игровые правила: объединить предметы по признаку.

  Игровые действия: объединить предметы по признаку.

  Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.

  Ход игры.

  Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

  «Сложи картинку»

  Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

  Игровые правила: сложить картинку из частей.

  Игровые действия: сложить картинку из частей.

  Игровой материал: разрезанные на части картинки.

  Ход игры.

  Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

 



Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений

понятий об окружающем мире». 

В.А. Сухомлинский.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

   Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.

Подборка игр по формированию здорового образа жизни.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.

  "Опасно - не опасно"

  Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.

  Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

  Ход игры.

  1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

  2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

  3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

  "Что такое хорошо и что такое плохо".

  Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

  Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

  Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

  Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

  Ход игры.

  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерный тест.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? (ответы детей)

  "Где живет витаминка?"

  Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

  Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

  Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

  Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

  "Что любит сердце?"

  Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

  Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

  Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –

это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Утро начинается…"

  Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

  Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

  Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Часы здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: «часы» здоровья.

  Ход игры.

  1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

  2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Дерево здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

  Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.

Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Здоровье с комнатными растениями"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

  Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

  Игровые действия: называние растения и определение его полезности.

  Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Будь здоров"

  Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

  Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.

  Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

 

   «Отгадай загадку по картинке»

  Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

  Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.

  Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.

  Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

  «Мой день»

  Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

  Игровые правила: располагать карточки последовательно.

  Игровые действия: рассказать о режиме дня.

  Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

  Ход игры.

  Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

  Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

  Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

  Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

  «Опасно – не опасно»

  Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые правила: не пользоваться подсказками.

  Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

  Ход игры.

  Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

  «Если сделаю так»

  Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

  Игровые правила: найти выход из ситуации.

  Игровые действия: ответы даются карточкой.

  Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

  Ход игры.

  Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

  «Скорая помощь»

  Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

  Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.

  Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.

  Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

  Ход игры.

  Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

  «Наши помощники – растения»

  Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

  Игровые правила: принцип лото.

  Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.

  Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

  Ход игры.

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

   К нам пришел Незнайка

  Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

  Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.

  Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.

  Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

  Ход игры.

  Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

  «Полезная и вредная еда»

  Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

  Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.

  Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.

  Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

  Ход игры.

  Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

  Пищевое лото

  Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

  Игровые правила: не ошибиться в выборе.

  Игровые действия: рассортировать предметные картинки.

  Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

  Ход игры.

  Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

  «Что ты знаешь?»

  Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

  Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.

  Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.

  Игровой материал: мяч, поощрительные призы.

  Ход игры.

  Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

  «Подбери предметы»

  Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

  Игровые правила: объединить предметы по признаку.

  Игровые действия: объединить предметы по признаку.

  Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.

  Ход игры.

  Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

  «Сложи картинку»

  Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

  Игровые правила: сложить картинку из частей.

  Игровые действия: сложить картинку из частей.

  Игровой материал: разрезанные на части картинки.

  Ход игры.

  Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

 



Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений

понятий об окружающем мире». 

В.А. Сухомлинский.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить дидактические игры по формированию здорового образа жизни, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством по формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют игры и для воспитания здорового образа жизни. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Дидактическая игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

   Игры по формированию здорового образа жизни являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма.

Подборка игр по формированию здорового образа жизни.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.

  "Опасно - не опасно"

  Дидактические задачи: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые задачи: определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности. Правильно разложить дидактические картинки.

  Правила игры: дети не должны мешать, друг друга слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

  Ход игры.

  1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

  2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

  3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками, под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

  "Что такое хорошо и что такое плохо".

  Дидактические задачи: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

  Игровая задача: ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

  Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

  Игровой материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

  Ход игры.

  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерный тест.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? (ответы детей)

  "Где живет витаминка?"

  Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

  Игровые правила: нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

  Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.

  Игровой материал: карточки с буквенным изображением названий витаминов, карточки продуктов.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

  "Что любит сердце?"

  Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

  Игровые правила: нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

  Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово –

это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Утро начинается…"

  Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

  Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

  Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Игровой материал. Картинки с изображением различных времен суток.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Часы здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: «часы» здоровья.

  Ход игры.

  1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

  2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например: во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Дерево здоровья"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

  Игровые правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

  Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

  Игровой материал: картинки с изображением полезных и неполезных продуктов питания.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.

Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Здоровье с комнатными растениями"

  Дидактическая задача: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

  Игровые правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

  Игровые действия: называние растения и определение его полезности.

  Игровой материал: картинки с изображением комнатных растений.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  "Будь здоров"

  Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

  Игровые правила: нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

  Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.

  Игровой материал: картинки с изображениями продуктов, видов спорта.

  Ход игры.

  Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д .Количество игроков 8-10 человек.

  Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

 

   «Отгадай загадку по картинке»

  Дидактическая задача: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

  Игровые правила: рассказать, какую опасность таит каждый предмет.

  Игровые действия: дети отгадывают загадку и находят соответствующую картинку.

  Игровой материал: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

  «Мой день»

  Дидактическая задача: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

  Игровые правила: располагать карточки последовательно.

  Игровые действия: рассказать о режиме дня.

  Игровой материал:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

  Ход игры.

  Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

  Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

  Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

  Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

  «Опасно – не опасно»

  Дидактическая задача: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

  Игровые правила: не пользоваться подсказками.

  Игровые действия: правильно разложить дидактические картинки.

  Игровой материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

  Ход игры.

  Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

  «Если сделаю так»

  Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

  Игровые правила: найти выход из ситуации.

  Игровые действия: ответы даются карточкой.

  Игровой материал: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

  Ход игры.

  Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

  «Скорая помощь»

  Дидактическая задача: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

  Игровые правила: на предложенную ситуацию оказать помощь.

  Игровые действия: отрабатывать последовательность действий при оказании первой медпомощи.

  Игровой материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

  Ход игры.

  Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

  «Наши помощники – растения»

  Дидактическая задача: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

  Игровые правила: принцип лото.

  Игровые действия: рассказать про использование растения для лечения.

  Игровой материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

  Ход игры.

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

   К нам пришел Незнайка

  Дидактическая задача: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

  Игровые правила: работать самостоятельно, не мешать товарищам.

  Игровые действия: дети замечают небылицы и отмечают их фишками.

  Игровой материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

  Ход игры.

  Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

  «Полезная и вредная еда»

  Дидактическая задача: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

  Игровые правила: решение игровой задачи поощряется значком.

  Игровые действия: разложить картинки с изображениями продуктов питания.

  Игровой материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

  Ход игры.

  Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

  Пищевое лото

  Дидактическая задача: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

  Игровые правила: не ошибиться в выборе.

  Игровые действия: рассортировать предметные картинки.

  Игровой материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

  Ход игры.

  Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

  «Что ты знаешь?»

  Дидактическая задача: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

  Игровые правила: внимательно слушать, дополнять ответ.

  Игровые действия: поймав мяч, дать ответ.

  Игровой материал: мяч, поощрительные призы.

  Ход игры.

  Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

  «Подбери предметы»

  Дидактическая задача: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

  Игровые правила: объединить предметы по признаку.

  Игровые действия: объединить предметы по признаку.

  Игровой материал: предметы гигиены, спортинвентарь, картинки продуктов и т.п.

  Ход игры.

  Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

  «Сложи картинку»

  Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

  Игровые правила: сложить картинку из частей.

  Игровые действия: сложить картинку из частей.

  Игровой материал: разрезанные на части картинки.

  Ход игры.

  Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитателям о здоровом образе жизни детей

Формирование здорового образа жизни нужно начинать с детства....

Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

·     «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...

Мозговой штурм для воспитателей «Компоненты здорового образа жизни дошкольников»

Мозговой штурм для воспитателей «Компоненты здорового образа жизни дошкольников»...

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»

Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...

"Игры в работе воспитателя по здоровому образу жизни"

Игра- жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни и здоровье ребенка....

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.

Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...