Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
МБДОУ "Детский сад "Сеспель". Разработала воспитатель:Чаховская Любовь Ивановна
Чувашская Республика
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Паспорт проекта:
Описание организации: данный проект реализуется на базе МБДОУ "Детского сада "Сеспель" – отдельно стоящее здание, расположенные в селе Красноармейское Красноармейского района ЧР. Наш детский сад — это 90 малышей от 1,5 до 6 лет, и каждый со своими интересами, вопросами, капризами и радостями. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности.
Полное название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Автор проекта: Чаховская Любовь Ивановна
Продолжительность проекта: 2016-2018гг.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно – ориентированный
Участники проекта: педагоги, работники детского сада, воспитанники и их родители.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста.
Проблема: Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.
Актуальность проекта:
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- «Концепция дошкольного воспитания», В.В. Давыдов, В.А. Петровский.
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
В соответствии с целью сформированы задачи:
Задачи проекта
- изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
- выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
- проанализировать современные программы МБДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
- разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
- определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
- внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
- создать систему воспитательной — образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;
- создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с педагогами
- создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
- повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей ста
- систематизировать и обобщить работу методической службы МДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;
- создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).
Задачи в работе с детьми
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улиц, дороге, транспорте;
- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями
- знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
- создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
Критерии эффективности проекта:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
- Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
- Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
- Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
- Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
- Мир вокруг
- Пожарная безопасность
- Безопасная дорога
Блок «Мир вокруг»:
- Дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
- Если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
- Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными
- Острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
- Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.
Блок «Пожарная безопасность»:
- Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
Блок «Безопасная дорога»:
- Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
Рабочий план реализации проекта
Содержание работы Срок исполнения Ответственный
Организационная работа
Помощь воспитателям в составлении планов работы по ОБЖ Сентябрь ст. воспитатель
Оформление уголков безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности в группах для родителей и детей Сентябрь Воспитатели
Памятки и буклеты для родителей В течение года Воспитатели
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих» Декабрь ст. воспитатель
Методическая работа
Оформление выставки новых наглядно-дидактических и методических материалов в методическом кабинете Октябрь ст. воспитатель
Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями В течение года Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели
Контроль организации работы с детьми по теме «Безопасность»:
- ПДД
- противопожарная безопасность
- личная безопасность
- безопасность на природе Октябрь, май Заведующий, ст. воспитатель
Подбор и систематизация игр по всем группам по теме «Безопасность» (ПДД, противопожарная безопасность, личная безопасность, безопасность на природе) В течение года ст. воспитатель, воспитатели
Работа с детьми
Участие в городском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность»Июнь-июль ст. воспитатель, воспитатели
Участие в городском конкурсе детского рисунка «Помни правила движения, как таблицу умножения!», посвящённого профилактике нарушений правил дорожного движения, в рамках Всероссийской акции «Внимание, дети!» Сентябрь ст. воспитатель, воспитатели
Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность»:
- ПДД
- противопожарная безопасность
- личная безопасность
- безопасность на природе В течение года ст. воспитатель
воспитатели
Участие в конкурсе детских творческих работ «Осторожно, огонь!» Март ст. воспитатель,
воспитатели
Участие в городском конкурсе детских агитационных бригад на тему безопасности дорожного движения Апрель ст. воспитатель,
воспитатели
Целевые прогулки:
Младшая и средняя группы;
Старшая и подготовительная группы
1 раз в 2 месяца
1 раз в месяц
Воспитатели
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) ежемесячно Воспитатели
Тематические вечера или досуги 1 раз в квартал Муз. рук, инстр-р по физ-ре, воспитатели
Занятия в группах:
- ОБЖ
- ознакомление с окружающим
- развитие речи
- изобразительная деятельность
- конструирование По сетке занятий Воспитатели
Чтение художественной литературы В течение года Воспитатели
Чтение и заучивание стихотворений по тематике В течение года Воспитатели
Загадывание детям загадок на тему «Безопасность» В течение года Воспитатели
Просмотр видеофильмов, м/ф В течение года Воспитатели
Проведение учений по противопожарной безопасности 1раз в квартал ст. воспитатель,
воспитатели
Взаимодействие с родителями
Оформление родительских уголков Сентябрь ст. воспитатель,
воспитатели
Общее родительское собрание «Дорожная азбука»
(с приглашением представителя ГИБДД и просмотром видеофильма) Октябрь Заведующий,
ст. воспитатель
Участие в городском семейном конкурсе поделок «Безопасные дороги-детям» Ноябрь ст. воспитатель,
воспитатели
Участие в спортивном конкурсе «Пристегни, а то потеряешь!» Февраль ст. воспитатель,
воспитатели
Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий по теме: «Безопасность» в МДОУ 1 раз в квартал Заведующий
Межведомственные связи
Участие представителя ГИБДД и ТУСЗН в проведении общего родительского собрания Октябрь Заведующий
Участие инспектора ГИБДД, ПЧ-11 в проведение мероприятий 1 раз в квартал Заведующий
Привлечение школьников – выпускников детского сада к изготовлению атрибутов для игр и проведению занятий по тематике В течение года ст. воспитатель
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
- Познавательные занятия
- Беседы
- Рассказ
- Рассказ – объяснение
- Работа с наглядным материалом
- Дискуссии
- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
- Игровые ситуации — загадки
- Моделирование ситуаций
- Просмотр тематических фильмов
- Просмотр мультфильмов
- Конкурсы
- Викторины
- Кроссворды
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
- Развлечения
- Праздники
- Экскурсии и т.д.
Средства обучения
- Плакаты;
- Иллюстрации;
- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- Мозаики;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Компьютерные презентации;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Видеоуроки по ОБЖ;
- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- Альбомы по ОБЖ;
- Дорожные знаки;
- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- Аптечка;
- Карточки с телефонами служб спасения;
- Телефон;
- Картотека подвижных игр по ОБЖ;
- Подборка художественной литературы по теме;
- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- Папки-передвижки;
- Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
краткосрочный проект для старшей группы...
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусло...
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
В жизни всякое может случитьсяНаводнение, буря, пожар,В лесу мы можем заблудитьсяИ солнечный схватить удар.Опасностей в мире много:Аварий на дорогах,Растения несъедобные...
Конспект непосредственной образовательной деятельности В рамках познавательно-ориентированного проекта «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольника»
Технологии исследовательской деятелльности дошкольников для детей старшей 5-6 лет. Тема "Его величество Электричество"...
Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Формировать у детей осознанное выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта...
Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей группе"
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного...
- Мне нравится (1)