Доклад Тема: «Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания у детей культуры безопасного поведения на улице и в транспорте»
презентация к уроку по обж (средняя группа)
Доклад
Тема: «Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания у детей культуры безопасного поведения на улице и в транспорте»
Подготовила:
Шигаутдинова Г.С.
Актуальность
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными.
Цель: формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, транспорте и на улице.
Задачи:
1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие
окружающей дорожной среды.
4.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
5.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение
правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу, но это не так, ведь целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том числе и манера поведения на дорогах города.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены принципы, задачи формирования культуры безопасности детей. Семья – главнейший институт в воспитании личности ребенка. В Семейном кодексе РФ гл. 12 ст. 63 закреплено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Сила семейного воздействия обусловлена тем, что ребенок стремится подражать своим близким, в семье ребенок дошкольного возраста проводит много времени, а значит, стойкость семейного воздействия носит длительный характер.
От того, готовы ли родители принять на себя необходимую долю ответственности в воспитании детей зависит развитие внутреннего мира ребенка, способность его контролировать свои эмоции, чувства и поступки.
Семья также обязана обеспечивать защитную функцию. Необходимость непрерывного присмотра за детьми, обусловленная их возрастными особенностями, выступает неотъемлемой составляющей современной жизни. Для детей старшего дошкольного возраста продолжает оставаться актуальным импульсивное поведение, во главе принятых решений лежат эмоции. В совокупности с повышенной двигательной активностью ребенка это может вызывать попадание в опасные жизненные ситуации.
Попадая в сложные ситуации, ребенок дошкольного возраста, как правило, теряется, его посещает чувство незащищенности, что приводит к торможению центральной нервной системы и влечет за собой неспособность адекватно реагировать.
Проблемные ситуации, как правило, связаны у ребенка с эмоцией страха. Причем опасности в равной мере подвержены и дети, которые «ничего не боятся» и дошкольники с повышенной тревожностью, чья жизнь переполнена страхами.
В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста не умеют действовать в страхогенных ситуациях. Ребенок не может адекватно спрогнозировать последствия своего поведения, не способен выявлять истинные мотивы, которые стоят за словами и действиями взрослых людей, не обладает необходимыми знаниями о свойствах предметов и явлений, не может выставить грани между игровыми и жизненными ситуациями.
В процессе воспитания ребенка в течение всего дошкольного возраста сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения: формирование осознания правил обеспечения собственной безопасности детей, и выбор наиболее действенных методов работы по формированию культуры безопасности.
Многочисленные исследования в вопросах изучения эффективности внедрения в детских образовательных учреждениях информирования детей в вопросах собственной безопасности, к сожалению, показали их низкую эффективность. Поэтому для воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста ключевая роль отводится семейному воспитанию. Однако эффективность семейного воспитания всецело зависит от компетентности родителей в вопросе воспитания у ребенка правил обеспечения собственной безопасности.
В условиях требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы в ФГОС определены компетенции педагога, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, среди которых — умение осуществлять взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Дети дошкольного возраста стремятся освоить различные модели поведения, главным образом ориентируясь на значимых для них взрослых. В процессе взаимодействия с членами семьи дошкольники начинают осознавать современную систему социальных, природных и коммуникативных опасностей, усваивают моральные нормы и правила поведения в обществе. По мере расширения области знаний о предметах и явлениях дети учатся распознавать потенциальную угрозу, приобретают самостоятельность. Посредством проверки своих сил в настоящих жизненных ситуациях ребенок дошкольного возраста постепенно приходит к осознаю существования границ своих возможностей.
Работу по формированию родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста следует начинать с установления проблем, образовательных потребности семьи, а также мотивирования родителей к участию в совместной работе. Для этого стоит познакомить родителей с понятиями и сущностью основ безопасного поведения ребенка, обусловленного возрастными особенностями воспитанников, обозначить категории потенциальных опасностей, сконцентрировать внимание родителей на первостепенном месте потребностей детей в безопасности, а также сделать акцент на роли взрослых членов семьи в вопросах воспитания безопасного поведения детей. Родителям необходимо научиться оценивать уровень собственной культуры безопасности, выявлять направления его повышения, научиться выявлять личностные психологические особенности своего ребенка и в вопросах воспитания безопасного поведения ребенка ориентироваться на них.
План организации работы предполагает несколько направлений:
• Информационно-аналитическое (проведение социологических опросов, собрание, консультации);
• познавательные (мини-собрания, игры с педагогическим содержанием);
• наглядно-информационные (стенгазеты, папки-передвижки, открытые просмотры
занятий и другие виды деятельности детей).
Таким образом, в процессе организации формирования родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения у детей
дошкольного возраста не стоит забывать о том, что педагогическое просвещение родителей – это не цель, а средство решения жизненных проблем, помощь в построении успешных детско-родительских отношений, посредством партнерского взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Список литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 64с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ. Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными
Цель: формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, транспорте и на улице. Задачи: 1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах. 2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде. 3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. 4.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке. 5.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов. 6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Сила семейного воздействия обусловлена тем, что ребенок стремится подражать своим близким, в семье ребенок дошкольного возраста проводит много времени, а значит, стойкость семейного воздействия носит длительный характер. От того, готовы ли родители принять на себя необходимую долю ответственности в воспитании детей зависит развитие внутреннего мира ребенка, способность его контролировать свои эмоции, чувства и поступки.
Семья также обязана обеспечивать защитную функцию. Необходимость непрерывного присмотра за детьми, обусловленная их возрастными особенностями, выступает неотъемлемой составляющей современной жизни. Попадая в сложные ситуации, ребенок дошкольного возраста, как правило, теряется, его посещает чувство незащищенности, что приводит к торможению центральной нервной системы и влечет за собой неспособность адекватно реагировать. Проблемные ситуации, как правило, связаны у ребенка с эмоцией страха. Причем опасности в равной мере подвержены и дети, которые «ничего не боятся» и дошкольники с повышенной тревожностью, чья жизнь переполнена страхами.
В процессе воспитания ребенка в течение всего дошкольного возраста сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения : формирование осознания правил обеспечения собственной безопасности детей, и выбор наиболее действенных методов работы по формированию культуры безопасности.
Эффективность семейного воспитания всецело зависит от компетентности родителей в вопросе воспитания у ребенка правил обеспечения собственной безопасности. Работу по формированию родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста следует начинать с установления проблем, образовательных потребности семьи, а также мотивирования родителей к участию в совместной работе. Для этого стоит познакомить родителей с понятиями и сущностью основ безопасного поведения ребенка, обусловленного возрастными особенностями воспитанников, обозначить категории потенциальных опасностей, сконцентрировать внимание родителей на первостепенном месте потребностей детей в безопасности, а также сделать акцент на роли взрослых членов семьи в вопросах воспитания безопасного поведения детей. Родителям необходимо научиться оценивать уровень собственной культуры безопасности, выявлять направления его повышения, научиться выявлять личностные психологические особенности своего ребенка и в вопросах воспитания безопасного поведения ребенка ориентироваться на них.
План организации работы предполагает несколько направлений: • Информационно-аналитическое (проведение социологических опросов, собрание, консультации) ; • познавательные (мини-собрания, игры с педагогическим содержанием) ; • наглядно-информационные ( стенгазеты, папки-передвижки, открытые просмотры занятий и другие виды деятельности детей ). Конкурс детско-родительского рисунка «Я и правила дорожного движения»
Многофункциональной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Еще одной значимой моделью для взаимодействия с родителями – педагогические беседы, целью которых является взаимообмен мнениями по тому или иному вопросу. Проведение консультаций организуются с целью ответить на все интересующие вопросы. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное задача консультации – удостоверить родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу, но это не так, ведь целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том числе и манера поведения на дорогах города. Таким образом, в процессе организации формирования родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста не стоит забывать о том, что педагогическое просвещение родителей – это не цель, а средство решения жизненных проблем, помощь в построении успешных детско-родительских отношений, посредством партнерского взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....
Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитании культуры здорового образа жизни дошкольников, посредством здоровьесберегающих технологий» Вестник научных конференций. 2020. № 10-2(62). Перспективы развития науки и образования: по материалам
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитании культуры здорового образа жизни дошкольников, посредством здоровьесберегающих технологий» Вестник научных конференций. 2...
«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...
Педагогический совет «Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников»
Представленный материал позволяет дать представление педагогам о необходимости комплексного подхода к работе с родителями в решении вопроса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возр...
Педагогический совет «Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников»
Формирование у детей основ физической культуры и здоровья — общая задача педагогов и родителей. Что поможет решить ее? Только сотрудничество. В современных условиях...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
Консультация для родителей на тему:«Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»...