«Знакомимся с железной дорогой» - конспект обучающего занятия по ПДД с воспитанниками МБДОУ № 254 среднего дошкольного возраста (5 лет).
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Гетта Ольга Геннадиевна

 Конспект обучающего занятия по ПДД с воспитанниками среднего дошкольного возраста (5 лет). В занятии использованы информационно-компьютерные технологии: интерактивная доска, интерактивная песочница, STEM-оборудование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект обучающего занятия по ПДД с воспитанниками МБДОУ № 254 среднего дошкольного возраста (5 лет).

Группа: средняя

Тема занятия: «Знакомимся с железной дорогой».

Цель занятия: формирование навыков безопасного поведения на железной дороге.

Задачи:

Образовательные

  1. Знакомство с основными знаками дорожного движения на железной дороге.
  2. Знакомство с основными правилами поведения на железной дороге.
  3. Совершенствование знаний по ориентировке в пространстве, закрепление понятий «вправо», «влево», «вперед».
  4. Совершенствование навыка счета до 10.

Воспитательные

  1. Воспитание в детях осознанной необходимости в соблюдении правил дорожного движения.
  2. Воспитание умения применять правила дорожного движения в повседневной жизни.
  3. Воспитание умения рассуждать, делать выводы.

Развивающие

  1. Пополнение и активизация словарного запаса.
  2. Развитие творческого воображения.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Развитие поисково-исследовательской активности.
  5. Развитие связной речи.

Ход занятия:

  1. Организующий момент - игра «4-й лишний»:

- Ребята, назовите лишний «глаз» светофора (на интерактивной доске появляются круги красного, желтого, синего и зеленого цветов);

назовите лишнее транспортное средство (картинки: легковая машина, грузовая машина, детская коляска, автобус);

назовите транспортное средство, которое передвигается не по асфальтированной дороге (автомобиль, автобус, поезд, троллейбус).

Правильно, это поезд. А по какой же дороге ездит поезд? (ответы детей) Да, по железной дороге. Железная дорога – это часть земли, оборудованная рельсами и используется для движения рельсовых транспортных средств, таких, как (ответы: поезд, метро).

  1. Объявление темы – сегодня мы познакомимся поближе с железной дорогой, узнаем, как она устроена, какие знаки и правила поведения существуют на железной дороге. Для начала давайте познакомимся с основными понятиями:

- «железнодорожный переезд» (на интерактивной доске появляется слайд с изображением ж/д переезда, шлагбаума и ж/д светофора) – это пересечение дороги с железнодорожными путями;

- «шлагбаум» - подъемная перекладина для открытия или закрытия пути на переезде;

- «железнодорожный светофор» - он отличается от обычного светофора, у него два красных сигнала;

- «железнодорожный вокзал» (на интерактивной доске появляется слайд) - кто знает, что это? (ответы детей) – правильно, это здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров. Там обычно есть касса, камеры хранения, зал ожидания и пр.

- «перрон», «платформа» (на интерактивной доске появляется слайд)– площадка на вокзале для посадки пассажиров; обратите внимание – за черту переступать нельзя, это опасно для жизни;

- как вы думаете, какие знаки называются «железнодорожными знаками»? (ответы детей) – Да, это знаки, которые регулируют движение на железной дороге. Хотите узнать, как они выглядят и что обозначают?

  1. Давайте поиграем в игру (на экране интерактивной доски появляются различные знаки дорожного движения – уже знакомые детям («велосипедная дорожка», «пешеходный наземный переход», «пешеходный подземный переход», «автобусная остановка», «движение запрещено», «STOP») и незнакомые («железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума», «однопутная железная дорога», «многопутная железная дорога»). Что это? (ответы) Правильно, это знаки дорожного движения. Давайте  сдвинем вверх картинки с теми знаками, которые вам уже знакомы. Тот, кто перемещает знак должен правильно его назвать. Дети сообща выполняют задание. Внизу на доске остаются незнакомые им знаки.
  2. Далее педагог предлагает рассмотреть каждый знак и объясняет его назначение:

- «железнодорожный переезд со шлагбаумом» - предупреждает о приближении к ж/д переезду со шлагбаумом; переход ж/д путей возможен только при открытом шлагбауме;

- «железнодорожный переезд без шлагбаума» - предупреждает о приближении к ж/д переезду…. (ответы)  без шлагбаума – здесь нужно быть очень внимательными и смотреть на другие знаки:

- «однопутная ж/ дорога» – значит, одна колея, по которой поезда движутся в обоих направлениях, поэтому перед переходом нужно смотреть и налево и направо, так как поезд может появиться с любой стороны;

- «многопутная ж/дорога» – значит два и более путей находится на этом участке – поезда движутся в разных направлениях по разным колеям, бывает даже одновременно.

  1. Раздается гудок поезда. Ребята, вы слышите? Как вы думаете, что это за звук? (ответы) Откуда доносится гудок? Давайте подойдем и посмотрим, может         что-то случилось? Подходят к передвижному STEM-столу, на котором находится макет железной дороги из лего-конструктора и лего-поезд. На ж/д пути заранее смоделирована проблемная ситуация: ведутся ремонтные работы.

- Кажется поезд не может дальше двигаться, потому что ведутся ремонтные работы. Здесь есть письмо от машиниста поезда. Открывает конверт:

«Ребята, вам нужно починить рельсы, а для этого - найти недостающую деталь. Найти ее мы сможем в песочнице, если правильно выполним задание машиниста. А задание такое: сначала двигаетесь прямо 5 клеток, затем поворачиваете направо 3 клетки, затем снова прямо 2 клетки, затем поворачиваете влево и движетесь 7 клеток».

Все перемещаются к интерактивной песочнице, включен режим «поле в клеточку»,  начало пути отмечено тремя знаками: «поворот налево», «движение прямо», «поворот направо». Дети выбирают правильное направление и движутся, следуя инструкции машиниста. Откапывают деталь.

- Отлично! Вы справились с заданием. Давайте починим наш поезд. Все вместе «ремонтируют» и запускают поезд.

6. Физкультминутка «Поезд»

Мы в вагончиках сидим,

мы сидим, мы сидим

И в окошко мы глядим,

весело глядим

Согнуть ноги в коленях, как будто сидим. Повороты головы вправо, влево

        

Едет, едет паровоз 

Чух-чух-чух, чух-чух-чух Ребятишек он повез

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперед-назад

А колесики стучат – 

Так-так-так, так-так-так,

Будто с нами говорят

Так-так-так, так-так-так.

Ударить ладонями по коленям

Громко подаём гудок

Ту-ту-ту, ту-ту-ту,

Подъезжает паровоз

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

Согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку

7. Правила поведения на ж/д путях. Игра «Можно или нельзя?»

Ребята, я хочу понять, что можно делать на ж/дороге, а что нельзя. Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Педагог задает вопросы, выслушивает ответы детей и просит объяснений, почему так, стимулируя логическое мышление и речевую активность детей.

- Можно ли ходить по ж/д путям? (ответы)

- Можно ли играть на ж/д путях? (ответы)

- Можно ли подниматься на крышу вагона? (ответы)

- Можно ли подлезать под вагоны? (ответы)

- Можно ли переходить ж/д путь при открытом шлагбауме? (ответы)

- Можно ли стоять на краю платформы? (ответы)

- Можно ли прыгать с платформы вниз на ж/д пути? (ответы)

- Можно ли переходить ж/д пути вблизи идущего поезда? (ответы)

8. Итог.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы)

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Как вы думаете, почему нужно соблюдать правила поведения на ж/дороге? (ответы).

Вы хорошо занимались, узнали много нового и теперь сможете поделиться своими знаниями с друзьями и родителями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развтия

Данное занятие направлено на активизацию словаря по теме "Семья"  у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и задержкой психического развития в процессе в...

Конспект интегрированного занятия по здоровье сбережению для детей среднего дошкольного возраста "Где найти найти здоровье?"

Данная работа поможет воспитателю оганизовать  учебную деятельность,  закрепить знания  об  укреплении своего  здоровья....

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Жар - птица"

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Жар - птица" включает в себя:Программное содержание:- образовательные задачи;- развивающие за...

Конспект психологического занятия по рисованию песком с детьми среднего дошкольного возраста «Песочная Сказка»

Целью данного занятия является знакомство с техникой рисования на песке и стабилизировать эмоциональную сферу детей спомощью техники рисования на песке.  Научить детей рисовать указательными паль...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. «Нарисуй свое настроение»

Учить детей выражать свои эмоции через рисование. Закрепить умение детей правильно оценивать свое настроение выявлять предпосылки его возникновения. Дать понятие, что у каждой картины есть свое «...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект психологического занятия по рисованию песком с детьми среднего дошкольного возраста.

Тема: «Песочная  Сказка»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Цель: Знакомство с техникой рисования на песке, развивать эмоциональную сферу.Задачи:Обучающая:  учить рисовать...