Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице
методическая разработка по обж (старшая группа)
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения.С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Этапы
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения.
С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:
- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;
- развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;
- обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников.
I направление – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
II направление – через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.
Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему.
Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д. Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:
- тематическое планирование позволяет педагогу значительно сократить время длязанятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий; повышается качество работы педагога, открывается больше возможностей для творчества;
- повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными;
- Формирование необходимых знаний об окружающей «территории дорожного движения» у детей – важное условие сознательного заучивания правил безопасного поведения на улице.
Воспитателю следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации. В каждом конкретном случае следует продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.
Работу следует вести систематически: не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожнотранспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т.д.). При этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, уровень усвоения ими необходимых знаний и умений.
Каждый воспитатель должен проявить инициативу, творчество, учитывать особенности региона, условия учреждения и может создать авторскую систему работы по воспитанию безопасного поведения у воспитанников в своей группе конкретного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по проблеме: «Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города».
Дети являются будущим любого общества, но остаются наиболее уязвимой социальной группой. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538682-1416921270.jpg)
Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93214.jpg)
Организация работы в ДОУ по формированию у детей основ безопасного поведения на улицах и дорогах
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1125649-1552399766.jpg)
Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию стано...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-214384-1390817537.jpg)
Организация работы в ДОУ по формированию у детей основ безопасного поведения на улицах и дорогах
....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312581-1612649388.jpg)
Консультация Система работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города
Одной из важных составляющих организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является умение педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-908883-1490433568.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ РОДНОГО ГОРОДА"
Ребенка обучи -Дашь миру человека.В. ГюгоАКТУАЛЬНОСТЬЗадачи по воспитанию безопасного поведения являются составной частью программы воспитания и обучения в детском саду. Данный проект разработан в сил...