Лекарственные растения. "Лесная аптечка".Подготовительная к школе группа.
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Сомова Ирина Вячеславовна

Лекарственные растения на службе человека: знать внешний вид, особненности, уметь правильно применять и правила действий в экстремальных условиях. Здоровьесбережение. Использование инсценировок с участием детей в занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekarstvennye_rasteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекарственные растения «Лесная аптечка».

Занятие по экологии для подготовительной группы Сомовой И. В.

Цель: Лекарственные растения на службе у человека и животных. Научиться их узнавать и знать применение. Задачи:

- уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Подмосковья;

- помочь детям осознать, что в «обычных» растениях таятся силы, способные помочь человеку попаравить или поддержать здоровье и альтернативная возможность лечиться «без лекарств»;

- дать понятия о правилах сбора растений, сушки и хранения;

- расширить словарь детей, развивать связанную речь, активно участвовать в театрализации;

- бережное отношение к своему здоровью и растительному миру.

Материалы: картинки и гербарии растений, высушенные растения в банках, заваренный чай. Настойки (закрытые) в пузырьках, аптечные упаковки трав, травяной чай на всех детей в кружках, модели частей растений, схема сбора трав, медальки, кукла «Айболит» с реквизитом, дети с игрушками (с болячками и ранками).

Ход занятия:

Воспитатель:

Есть доктор - Айболит лесной.Скажу, он доктор не простой!

Таблеток, микстур и уколов здесь нет!

Растеньями лечит вас Старенький дед.Сейчас мы к нему на прием все пойдем,

И встретимся с самым мы Добрым врачем!

   Айболит показывает слайды и рассказывает:

1Я знаю какие травы собирать, поэтому сорву только нужное  нужное растение.

2 Собирать растения в свое время (цветы , листья – весной, летом,  корни-осенью). Есть даже календарь сбора растений, где прописано, когда и где их можно собирать, в какое время суток.

3 Срезать или выкапывать травы в лесу и на лугу, но не у дорог и не в городе.

4 Не рвать травы в мокрую погоду и утром, а когда их высушило солнышко от росы.

 5 Сушить в тени на ветру.

6 Хранить в тряпочных пакетах..(Показывает таблицу со знаками).

Как вы думаете, что я забыл важное?(дети отвечают)

Но самое важное: на поляне не собирайте все растения, а только половину, они должны дать семена и сохраниться на этом месте.

Как вы дусмаете. Кому они еще могут пригодиться? (ответы детей)

Правильно: зверям, насекомым, птицам.

(Кукла Айболит ведет прием. Дети по очереди придумывают себе болезни или у кукол и зверей).

Айболит: Заходи, Андрей, не бойся. Я знаю. Что ты долго кашляешь  и боишся уколов. Я вылечу тебя отваром вкусных  трав.

Какими травами вас отпаивают мамы? (Дети отвечают). Я предлагаю отвар из трав мать – и – мачехи  и  чабреца .Посмотрите на эти растения. Их я собираю не ради красивых цветов , а ради листьев. Сушу, размалываю и отвариваю в кипятке. Отвар получается горький, но я знаю секрет солодки. Посмотрите, листья и корневища этого растения полны сладости. Да и сама солодка способна смирить кашель. А уж такой сбор из трех трав будет очень полезным. Пей, Андрюша, и через две недели будешь здоров! (выдает коробочки с этими травами из аптеки).

Андрюша: Я сразу все пачки высыплю, попью и порправлюсь!

Айболит:Что ты. Андрюша! На каждой коробочке написано, как надо заваривать траву, сколько ложечек травы положить на стакан кипятка, сколько кипятить или настаивать. Это- инструкция и нужно строго следить, чтобы все было правильно! Если выпить много. То у человека может быть ОТРАВЛЕНИЕ! Все надо днлать в меру!

   Айболит:  Следующий, заходите! Пропустите Камилу с малышом. Ой, не плачьте! Я вижу эту рану и кровь!  Не пугайтесь. Что, ваш малыш боится йода и зеленки? И не надо. Что посоветуют ребята? (Дети отвечают). Промыть рану в отваре тысячелистника. Вот просто подорожник (протягивает лист).

Камила: Давайте я приложу малышке!

Айболит:Камила, а разве ты не знаешь, что грязный лист прикладывать к ране нельзя. Почему?

Камила:Там микробы!И будет хуже. Ранка загноится, надо зеленку или од! Мы боимся! (плачут)

 Айболит: Не бойтесь!  Лист нужно промыть и приложить к ране, прибинтовать. Кровь остановится и микробы просто погибнут. Через несколько часов смените листик и повязку.  

   Айболит:  Не толпитесь, кто следующий? Заходите те, у кого болит горлышко. (дети с шарфиками на горле). Расскажите, что случилось (дети рассказывают). Дима ты ел снег? Владик, ты руками возился в холодной луже? Ты, Саша, пил холодное молоко из холодильника? Теперь у вас болит горлышко, больно глотать, скребется и першит? И все боятся горьких таблеток? А как дома вас лечит бабушка? (Дети отвечают). И у меня есть чудесный отвар календулы и ромашки. (Смотрят цвет отвара. Нухают запах.). Он приятен на вкус, ведь собран из цветов летнего луга. Вспомните, как они выглядят .(Дети описывают растения)). Как точно описали, только посмотрите на картинку! (показывают эти растения среди других трав).

  Айболит:  Ну как, пациенты, засиделись! Лучшее средство от болезней. Зарядка! (Делают все под музыку).

Все выходим смело в ряд

Начинаем свой парад!

Руки ввер. Потом вперед!

А теперь наоборот!

Смело влево, снова вправо,

Поворот вокруг себя.

И попрыгать тоже надо

И порадовать меня!

 Айболит:     Следующий, ты, мальчик.  Ой, какой ты бледненький и слабый. У тебя плохой аппетит? Часто болеешь? А что тебе дает мама? Витамины, это хорошо, но есть и другое чудесное средство. Жгучее, прекрасное, полезное, опасное. Угадайте:

Кто дорожку стережет,

А укусит, больно жжет! (Покажи ответ на картинке)

Догадались, ребята, конечно крапива. Но в отваре она высохла и не жжется, а очень приятная на вкус. (трогают сухую крапиву). Вот тебе, дружок сухая крапива, пусть мама заваривает тебе ее как чай и скоро от усталости и бессилия не останется и следа. А это рецепт для взрослых, как заваривать. ( Дает пучек сухой крапивы и рецепт в пакете).

Айболит: Ну а кто уж очень боится крапивы, для них у меня другое средство:

Даже осенью холодной

Как букетик новогодний.

Красной точечкой сияет,

Птиц покушать привлекает.(рябина).

Кто из вас пробовал рябину? Что, горькая. Но я вам секрет расскажу, мороз ее в сладкую привращает и отвар из нее очень вкусный и полезный получается. А вот и другая витаминка на кустике:

Весной как розочки цветы,

Потом , как ягодки, красны.

Острые шипы колючки

Поцарапают вам ручки. (шиповник).

  Догадались, молодцы! Это кладовая витамина С, он главный помошник против всех болезней. Я вас всех приглашаю в мой фито-бар на чашечку отвара шиповника) . Дети пьют.

    Айболит:  А кто здесь плачет? У щеночка болит животик? Он писается? Это он сидел на земле и простудил мочевой пузырь. Не печальтесь. Возьмите дома обычный укроп или его семена и заварите чайную ложечку на стакан. Этот отвар вас быстро вылечит. А кто узнает семена укропа в нашей коллекции семян? (дети отыскивают).

   Айболит:  Следующий! Что, просите без очереди пропустить, у вас укус пчелы? Скорее, у вашего ребенка уже распухла ручка. Я сейчас выну жало пинцетом. Раз и готово! Теперь приложите лист сирени или вишни. Что, быстро боль прошла? Тото же, это лучшее обезболивание. Недавно ко мне один мальчишка забежал. Ревет! Руку сунул в кипяток и ожог! Так я его листом сирени и вылечил! А кто среди листьев найдет лекарственные вишню и  сирень?) Игра (отыскать все листья сирени и вишни).

    Фйболит:  Следующий! Саша, ты привел младшего братика? У него что? Он ел песок и землю? У него теперь червяки завелись в животике! Вот эти солнечные цветы, пижма, лучшее средство! Кто их узнает на картинке? (молодцы). Иди, честно расскажи маме, что ты не доглядел за братиком и попроси ее заваривать цветы пижмы и давать отвар вместо лекарства. (Дает сухие веточки пижмы .)Что я забыл? (дети-рецепт, чтобы првильно заварить). Все будет хорошо!

    Айболит:  Звонит телефон. Алле! Это бабушка Вовы? Он вас не слушался и у бабушки разболелось сердце и нет лекарств? Не волнуйтесь. Присылайте Вову, я дам ему корень валерианы.(показывает корень и сам цветок, рецепт). Вы его размельчите и заваривайте. Не болагодарите!    

Айболит:     Все, на сегодня прием закончен! До свидания! (уходит)

Воспитатель: Интересно, ребятки, вы запомнили, что доктор говорил? Давайте поиграем в игру. Я вам расставлю гербарии (или картинки) растений, а вы попробуйте их узнать,. От чего их люди и звери используют. Две команды. Одна команда задает вопрос. Вторая отвечает. Очки получают за правильный ответ. Победителю приз.

Задание 1. Узнайте растение и скажите от чего помогает.

  1. Тысячелистник.
  2. валериана.
  3. сирень.
  4. рябина
  5. подорожник
  6. вишня
  7. ромашка
  8. чабрец
  9. мать-и- мачеха
  10. шиповник
  11. пижма
  12. укроп
  13. одуванчик

Задание 2

Назовите другие растения, которые люди используют, что бы поправить здоровье.

(по 1 баллу за каждое).

Задание 3

Расскажите о тех  «нельзя», про которые нужно помнить собирая лекарственные растения .

(Подводятся итоги и все награддаются медалями «Лесная аптечка».).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе "В гости к лекарственным растениям"

Отчуждение  от  природы, игнорирование  её  законов, потребительское  отношение  к  природным  ресурсам, привели  к  тяжёлым  экологическим ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Проект "Лекарственные растения" в подготовительной к школе группе

Материал адресован педагогам дошкольных учреждений, для осуществления проектной  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Викторина «В царстве лекарственных растений на лесной полянке» для детей подготовительной к школе группы

Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей. Развивать интерес, бережное отношение и любовь ...

Викторина «В царстве лекарственных растений на лесной полянке» для детей подготовительной к школе группы

Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей. Развивать интерес, бережное отношение и любовь ...