Проект "Безопасный дом" для детей средней группы
проект по обж (средняя группа)
Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасносного поведения дома".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел | |
| 3 |
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет | 4 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Актуальность | 5 |
2.2. Методы, используемые на занятиях по проектной деятельности | 5 |
2.3. Организационно – методическое обеспечение проектной деятельности | 6 |
2.4. Прогнозируемый результат | 6 |
2.5. Развивающая среда в группе | 6 |
2.6. Средства, необходимые для реализации проектной деятельности | 6 |
3.Организационный раздел | |
3.1. Перспективный план проектной деятельности | 7 |
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями | 10 |
3.3. Методическая литература | 11 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Этот факт обуславливает необходимость, как можно раньше начинать знакомить дошкольников с основами безопасности. Ребёнок должен чётко знать, что его может травмировать в быту.
В связи с этим нами был разработан проект «Безопасный дом», где «безопасность» - это не просто сумма усвоенных знаний, а умения правильно себя вести в различных ситуациях. Именно это и можно считать основой безопасного поведения, которая позволит дошкольникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций дома.
Цель: формирование опыта безопасного поведения дошкольников
в бытовой среде.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить с факторами риска в быту;
-знакомить с правилами безопасного поведения дома;
-знакомить с практическими действиями при возникновении разных опасных бытовых случаев;
-расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного
поведения ребенка дома.
Развивающие:
-развивать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность;
-развивать внимательность и осторожность при нахождении дома;
-развивать ответственность и бдительность.
Воспитательные:
-воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;
-воспитывать взаимопомощь;
-воспитывать навыки разумного поведения при опасных обстоятельствах, случившихся дома, научить адекватно вести себя в различных ситуациях.
Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.
Формы подведения реализации проекта «Безопасный дом»:
акции, конкурсы, викторины, развлечения, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.
Тип проекта: долгосрочный.
Направленность: познавательно-творческий, практико-ориентированный.
Количество занятий.
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребёнка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объём памяти: уже ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели, дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.
2. Содержательный раздел
2.1. Актуальность
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения в быту? Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.
В современном мире, зачастую, родители вынуждены оставлять ребенка одного дома. Есть ли у родителей уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации? Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Основное противоречие состоит в том, что необходимо научить ребенка действовать в возможных опасных ситуациях и при этом не запугать малыша.
Данный проект «Безопасный дом» представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома.
2.2. Методы, используемые на занятиях по проектной деятельности
Методы и формы работы с детьми:
-беседы;
- рассказ – объяснение;
-продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка);
-работа с наглядным материалом;
-рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
-выставки детских работ по проекту «Безопасный дом»;
-игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические);
-чтение худ. литературы;
-развлечения, конкурсы;
-театрализованная деятельность;
-экскурсии;
-видеопросмотры.
Методы и формы работы с родителями:
-наглядная пропаганда;
-беседы и консультации;
-дни открытых дверей;
-круглый стол;
-анкетирование;
-конкурсы.
2.3. Организационно-методическое обеспечение проектной деятельности
Проект «Безопасный дом» рассчитан на один год. Для успешного освоения программы по проекту численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во 2 половине дня, с сентября по май.
Возраст детей: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
Сроки реализации: сентябрь 2020 г. по май 2021г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Наполняемость групп: 20 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
-расширение знаний детей по теме правила безопасного поведения дома, в обращении с опасными предметами, адекватное поведение в разных ситуациях;
-развитие познавательного интереса, обогащать словарный запас слов;
-повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения дома у дошкольников;
-сотрудничество родителей с детским садом по основам безопасности жизнедеятельности детей;
-воспитание чувства соучастия, взаимопомощи друг другу, освоение норм поведения в различных ситуациях;
-снизится детский травматизм.
2.5.Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком): центр безопасности «Островок безопасности»:
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- альбомы или иллюстрации, плакаты;
- книги разных авторов на соответствующую тематику;
- книжки - раскраски;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности.
- познавательно–агитационные материалы для детей и родителей.
2.6.Средства, необходимые для реализации проектной деятельности
- карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
- плакаты;
- иллюстрации;
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- разрезные картинки;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- видеоуроки по ОБЖ;
- аптечка;
- карточки с телефонами служб спасения;
- телефон;
- картотека подвижных игр по ОБЖ;
- подборка художественной литературы по теме;
- конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- папки-передвижки;
- подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план проектной деятельности
Срок реализации | Наименование мероприятия | Форма работы |
Сентябрь 1-2 неделя | Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Диагностика. | Изучение литературы. Опрос. |
Сентябрь 3-4 неделя | Выбор тематики, определение целей, задачей, методов и приёмов работы. | Самообразование. |
Октябрь 1-2 неделя | «Звонят! Откройте дверь! | Беседа |
«Незнакомец за дверью» | НОД | |
«Волк и семеро козлят» | Инсценировка | |
Октябрь 3-4 неделя | «Можно – нельзя» | Рассматривание тематического альбома |
«Таня дома одна захотела сварить суп» | Проблемная ситуация | |
«Безопасность дома» | НОД | |
Ноябрь 1-2 неделя | «Незнакомые предметы» | Беседа |
«Опасный предмет» | Лепка | |
«Экскурсия на кухню» | Экскурсия | |
Ноябрь 3-4 неделя | «Коляще-режащие предметы» | Беседа |
«В мире опасных предметов» | НОД | |
«Кому что нужно для работы» | Настольная игра |
Декабрь 1-2 неделя | «Поплотнее кран закрой – осторожен, будь с водой!» | Беседа |
«Что будет, если не выключить кран с водой». | Образовательная ситуация | |
«Наводнение в кукольном домике» Т. А. Шорыгина. | Чтение | |
Декабрь 3-4 неделя | «Ток бежит по проводам» | Беседа |
«Электроприборы» | НОД | |
«Экскурсия на прачечную» | Экскурсия | |
Январь 3-4 неделя | «Безопасное поведение в быту» | Картотека бесед с детьми |
«Обучающие раскраски по безопасному поведению в быту» | Рисование | |
Февраль 1-2 неделя | Б. Житков «Пожар» | Чтение |
«Как огонь воду невзлюбил» | Игровая ситуация | |
Песня «01» (муз. и сл. П. Быкова) | Слушание | |
«Тушим пожар» | Игра - эстафета | |
Февраль 3-4 неделя | «Какой бывает огонь» | Беседа |
«Как лисички нашли спички» | Образовательная ситуация | |
«Причины пожаров» | Дидактическая игра | |
«Кошкин дом» | Просмотр мультфильма | |
Март 1-2 неделя | «Порядок и безопасность» | Беседа |
«Рассказ о мальчике, который нашёл дома аптечку и решил поиграть в больницу» | Чтение | |
«Лекарство не игрушка» | НОД | |
«Птенчики в беде» | Подвижная игра | |
«Как полезные предметы опасными стали» | Образовательная ситуация | |
Март 3-4 неделя | «Неприятности с водой» | Беседа |
«Спичка-невиличка» | Игра драматизация | |
«Один дома» | Анализ ситуации | |
«Учимся набирать 01, 02, 03» | Игра - тренинг | |
Апрель 1-2 неделя | «Будь осторожен с открытым огнём» | Беседа-рассуждение |
«1-2-3-опасность назови» | Дидактическая игра | |
«Пожарный-профессия героическая» | Познавательное занятие | |
Знакомство с системой оповещения, путями эвакуации. | Экскурсия по детскому саду | |
Апрель 3-4неделя | «История пожарной службы в России» | Беседа |
«Песня пожарных» из м/ф | Слушание | |
«Рассказ утюга о пожаре» | Образовательная ситуация | |
«Пожарная машина» | Аппликация | |
«Юный пожарный» | Спортивный досуг | |
Май 1- 2 неделя | «Безопасный дом» | КВН |
«Что делать» | Игровые ситуации на карточках | |
Май 3-4 неделя | «Назови правило» | Игра |
«Составление плаката опасный дом» | Выставка |
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями
Месяц | Формы и методы работы |
Сентябрь | Определение компетентности родителей по данному вопросу. Анкетирование «Безопасен ли ваш дом для ребенка?». Ознакомить с планом работы по проекту с детьми на учебный год. |
Октябрь | Консультация «Правила безопасного поведения дома». Выставка литературы «Безопасность вашего ребёнка». Консультация «Предупреждение несчастных случаев с детьми в быту». |
Ноябрь | Информационный стенд «Как организовать досуг детей дома, если вам некогда». Практические советы «Осторожно, открытое окно!». Создание буклетов родителями «Правила безопасности дома». Родительский практикум «Безопасный дом». |
Декабрь | Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы». Информация в родительский уголок «Обеспечение безопасного поведения детей в быту». Консультация «Чем занять своего ребёнка дома». |
Январь | Папка – передвижка «Как учить ребенка безопасному поведению». Участие родителей в создании предметно-развивающей среды «Противопожарная безопасность». |
Февраль | Круглый стол «План эвакуации из квартиры во время пожара». Беседа «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр и обыгрывание ситуаций». |
Март | Консультация «Воспитание у детей ответственности за поддержание порядка». Создание буклетов «Как уберечь ребёнка от несчастного случая и травмы! Памятка «Роль родителей в обеспечении безопасной среды в доме». |
Апрель | Рекомендации «Правила пожарной безопасности дома». Памятки «Безопасность детей в руках родителей». |
Май | Круглый стол «Если случилась беда». Информационный стенд «Простые правила». Рекомендации «Воспитание безопасного поведения ребенка». |
3.3. Методическая литература
1. Гарнышева Т. П. ОЮЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
2.Интернет – ресурсы.
3.Как обеспечить безопасность дошкольника: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада/К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2000
4.ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
5.ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
6.Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015
7.Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8.Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе/ Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева и др.; под общей редакцией Л. Л. Тимофеевой – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
9.Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".
Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)
Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»
Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Конспект ООД для детей средней группыТема: «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...