Формирование психологической безопасности у будущего школьника
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Но эта задача не является единственной в нашей работе. Очень важно также обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.92 КБ |
prezentatsiya_psihologicheskaya_bezopasnost_doshkolnikov.pptx | 213.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Но эта задача не является единственной в нашей работе. Очень важно также обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.
Основные принципы, определяющие успешность воспитания детей дошкольного возраста:
- Любите своего ребенка! Радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть! Для ребенка главным признаком того, что его любят, является особое время с мамой и папой, интерес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что они его любят, тактильный и зрительный контакт.
- Будьте добрым примером для своего ребенка! Прививайте ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, его семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживают тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.
- Играйте со своим ребенком! Играйте так, как ему нравится. Принимайте его игры всерьез. Через игры взгляните на других и на себя. Используйте принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка.
- Трудитесь со своим ребенком! Разрешайте ему принять участие в вашей работе. Помогите ему усвоить алгоритм трудового действия. Используйте принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать.
- Позвольте ребенку приобретать желанный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Ребенок признает только такой опыт, который он пережил лично. Используйте метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, застрахованный от любой опасности, нередко выпадает из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.
- Покажите ребенку возможности и пределы человеческой свободы! Создавайте ситуации борьбы мотивов: «как ты хочешь поступить? А как можно поступить по – другому? Родители обязаны следить за поведение ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования, однако, в случае необходимости, следует воспитывать уважения к правилам посредством и наказания, но без злости и раздражения взрослого.
- Ждите от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом! Требуйте от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом. Используйте метод логических последствий, помогая ребенку соотнести причину и следствие своих поступков и жизненных обстоятельств.
- Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний! В первую очередь, на перевод переживаний в ранг ценных воспоминаний оказывают совместные семейные традиции.
Одним из видов безопасности является социально – психологическая безопасность ребенка. Говоря про безопасность дошкольника как личности, мы имеем в виду сохранение стабильности его самочувствия в ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие репрессий, социальных конфликтов. Личная безопасность соотносится с состоянием, чувствами, переживаниями формирующейся личности, отношением ребенка к своему статусу среди значимых людей.
Психологическая безопасность – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Дошкольный возраст – это период формирования и активного развития адаптационных механизмов личности, которые помогают справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни, приспособиться, сохранив устойчивость в экстремальных, кризисных ситуациях. Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что – либо против его воли порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушения дисциплины.
Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.
Аспекты психологической безопасности:
- Состояние образовательной среды, в которой ребенок знает, где, что лежит и может играть с любой игрушкой. Это группа, в которой ребенок по своему желанию может поменять окружающую среду.
- Особая система межличностных отношений, при которой ребенок доверяет взрослому и чувствует себя в безопасности.
- Особая система мер, направленных на предотвращение угроз продуктивному устойчивому развитию личности.
Взрослым следует больше внимания уделять проявлениям социальной активности, связанной с вероятной опасностью для ребенка, особенно таких, как:
- адаптация к новым условиям жизни;
- особенности принятия новых правил и норм;
- определение своего места в кругу сверстников;
- доведение своей авторитетности другим;
- разрешение конфликтных и спорных ситуаций;
- детские жалобы;
- проявления «дедовщины»
- способность признавать свои недостатки и преимущества других.
Также следует воспитывать у детей умение выполнять обещания, дружелюбие, верность и преданность, справедливость. Следует внимательно относиться к проявлениям самоутверждения, отстаивания собственного достоинства.
Правила психологической безопасности для дошкольников:
- Не существует таких ситуаций, из которых нельзя найти выход!
- Ошибки – шаг к победе! Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
- Пытайся себя успокоить. Это просто: «зато…» - пытайся увидеть позитив даже в неудаче!
- Попробуй рассказать про свои переживания близкому человеку.
- Всегда надейся на успех. Хорошее начало порождает хороший конец!
- Радуйся успехам других!
Притча Бруно Ферреро "Счёт".
Как-то вечером, когда мама хлопотала на кухне, к ней подошёл одиннадцатилетний сын с листочком бумаги в руках. Напустив на себя официальный вид, мальчик подал листочек маме. Вытерев руки о фартук, мама начала читать:
Счёт за мой труд:
За подметание двора – 5 лир
За уборку в моей комнате – 10 лир
За покупку молока – 1 лира
Присмотр за сестричкою (три раза) – 15 лир
За двухразовое получение наивысшей оценки – 10 лир
За вынесение мусора каждый вечер – 7 лир
Итого – 48 лир.
Закончив читать, мама нежно глянула на сына, взяла ручку и на обратной стороне листа написала:
За то, что носила тебя в своём лоне 9 месяцев – 0 лир
За все ночи, которые провела возле твоей кроватки, когда ты болел – 0 лир
За все те часы, когда успокаивала и забавляла тебя, чтобы ты не грустил – 0 лир
За все те слёзы, что вытирала из твоих глаз – 0 лир
За всё, чему учила тебя каждый день – 0 лир
За все завтраки, обеды, ужины и бутерброды в школу – 0 лир.
За жизнь, которую посвящаю тебе каждый день – 0 лир.
Итого – 0 лир.
Закончив писать, мама, нежно улыбаясь, подала листочек сыну. Мальчик внимательно прочитал написанное, и две огромные слезы покатились по его щекам. Он перевернул лист и на своём счёте написал: «Оплачено», потом обхватил маму за шею и прислонился, пряча лицо… Когда в личных и родственных отношениях начинают подводить счёты, всё заканчивается, ибо любовь – бескорыстна и не поддаётся расчётам, в другом случае её просто не существует.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные принципы, определяющие успешность воспитания детей дошкольного возраста
Любите своего ребенка! Радуйтесь его присутствию, принимай его таким, каков он есть ! Будьте добрым примером для своего ребенка ! Позвольте ребенку приобретать желанный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно
Играйте со своим ребенком! Принимайте его игры всерьез, войдите через них в картину его мира и взгляни на других и себя его глазами . Трудитесь со своим ребенком! Помогите ему усвоить алгоритм трудового действия!
Ждите от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом ! Предоставляйте ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний ! Покажите ребенку возможности и пределы человеческой свободы!
Безопасность дошкольника как личности – это сохранение стабильности его самочувствия в ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие угроз, репрессий, социальных конфликтов.
Психологическая безопасность – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению .
Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими детьми Любое притеснение порождает сопротивление Внешнее сопротивление проявляется в виде нарушения дисциплины
Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.
Состояние образовательной среды Особая система межличностных отношений Система мер, направленных на предотвращение угроз продуктивному устойчивому развитию личности Аспекты психологической безопасности
Проявления социальной активности, связанные с вероятной опасностью для ребенка Способность признавать свои недостатки Адаптация к новым условиям жизни Определение своего места в кругу сверстников Поведение во время соглашения разных позиций Принятие новых правил и норм Детские жалобы и конфликтные ситуации
www.themegallery.com Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение будущего школьника
• мотивационная (личностная готовность) - наличие у ребенка желания учиться; •интеллектуальная (умственная готовность) - наличие у ребенка кругозора, запаса...
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА
консультация...
Презентация "Безопасность будущего школьника"
В презентации рассматриваются основные понятия по правилам безопасности для детей старшего дошкольного возраста....
«Психологические основы грамотности будущих школьников».
Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений на основе рекомендаций и исследований, указанных в книге "Как помочь слабоуспевающемк школьнику", автор-составитель Н. П. Локал...
Информационный, практико-ориентированный проект для детей 6-7лет «Будущему школьнику - безопасная дорога!»
Название проекта «Будущему школьнику - безопасная дорога!»Автор проекта Чуприна Наталья Эдуардовна- воспитатель высшей категории.Вид проекта: социально-значимыйПродолжительность прое...
«Формирование психологической безопасности ребенка»
Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. Родителям важно помнить о том, как можно избежать психологического ...
Рекомендации для родителей*Занимательные игры и упражнения для подготовки будущего школьника*,*Мотивационная готовность будущего школьника*
В преддверии школьного обучения у родителей возникают множество вопросов:как подготовить ребенка к школе,что влючает в себя понятие* готовность к школьному обучению*?И так, психолог...