«Психологические основы грамотности будущих школьников».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений на основе рекомендаций и исследований, указанных в книге "Как помочь слабоуспевающемк школьнику", автор-составитель Н. П. Локалова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование грамотности | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические основы грамотности будущих школьников». Азарова Н.В.
Среди педагогов и родителей известен факт, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований достаточно заметные затруднения в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более, чем 50% неуспевающих школьников, характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых педагогами, в особенности, практическим психологом в ходе своей деятельности.
Психологические основы грамотности включают в себя ряд компонентов, которые начинают закладываться на этапе внутриутробного развития и развиваются на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, базовой составляющей развития грамотности детей, так же, как и развития в целом, являются факторы здоровья родителей, благоприятного протекания беременности, родов и условия раннего развития ребёнка.
Большая часть трудностей в овладении грамотностью проявляется в дошкольном возрасте как особенности психологического, эмоционально-волевого, личностного и речевого развития. На основе выделенных затруднений предложены методы их профилактики и преодоления.
В ходе детального изучения содержания этих таблиц, были выделены наиболее характерные признаки:
Феноменология трудностей | Возможные психологические причины и меры предотвращения | ||
Низкий уровень развития фонематического слуха - проявляется как недостаточно чёткое различение схожих по звучанию звуков и фонем, а, в последствии - пропусками букв на письме, перестановками | 1. Тесты с различением и выбором фонем. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа. | ||
2. Несформированность приемов самоконтроля, умения действовать по правилу. | |||
3. Низкий уровень объема и распределения внимания | |||
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | |||
5. Слабое развитие фонематического слуха | |||
6. Другие психологические причины | |||
Неразвитость орфографической зоркости (19,0%) проявляется как неумение находить и исправлять собственные ошибки (в рисовании с образца, копировании, при выполнении узоров и т.д.) | 1. Низкий уровень развития произвольности 2.Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 3. Низкий уровень объема и распределения внимания | ||
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | |||
5. Слабое развитие фонематического слуха | |||
6. Другие психологические причины | |||
Невнимателен и рассеян (17,0%) | 1. Низкий уровень развития произвольности – игры с правилами, в том числе настольные игры, инструкции, планы, игры на развитие произвольной сферы. | ||
2. Низкий уровень объема внимания – игры на развитие внимания, словесные и на зрительной основе | |||
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – игры-лабиринты, путанки, узоры | |||
4. Преобладающая мотивация учения — игровая. Приобщение к учебной деятельности через повышение учебной мотивации, игры в школу и т.п. | |||
5. Другие психологические причины | |||
Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%) | 1. Низкий уровень развития общего интеллекта – консультация психоневролога. 2. Слабое понимание грамматических конструкций – работа с использованием графического плана, значков и т.д 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков – упражнения на развитие анализа и синтеза, сравнений, работа с использованием условных обозначений. 4. Низкий уровень развития образного мышления 5. Другие психологические причины | ||
Испытывает затруднения при пересказывании текста(13,5%) | 1. Несформированность умения планировать свои действия – совместное пошаговое составление алгоритмов действий, инструкций, 2. Слабое развитие логического запоминания – игры-умозаключения, игры-перессказы с неоконченными заклячениями, вопросно-ответные беседы и т.п. 3. Низкий уровень речевого развития использование наглядной опоры – совместное составление алгоритмов на зрительной основе, составление рассказов по картинке, рассказы-описания.. 4. Низкий уровень развития образного мышления – игры-загадки, игры типа «Изобрази и угадай», «Угадай по голосу», «Угадай по признакам, по описанию» и т.д 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) - работа с текстами, вопросно-ответная беседа и т.д 6. Заниженная самооценка – психологическая поддержка, повышение самооценки через отношение к продуктам деятельности, поощрений, песед и т.д 7. Другие психологические причины | ||
Неусидчив (13,1%) | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Индивидуально-типологические особенности личности 3. Низкий уровень развития волевой сферы 4. Другие психологические причины | ||
Трудно понимает объяснение с первого раза (12,7%) | 1. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Слабая концентрация внимания 3. Низкий уровень развития восприятия 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Низкий уровень развития общего интеллекта 6. Другие психологические причины | ||
Постоянная грязь в тетради (11,5%) | 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук 2. Несформированность приемов учебной деятельности 3. Недостаточный объем внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Другие психологические причины | ||
Постоянно переспрашивает педагога (6,4%) | 1. Низкий уровень объема внимания 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания 3. Низкий уровень развития переключения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Низкий уровень развития произвольности | ||
Плохо ориентируется в тетради (5,5%) | 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук 4. Другие психологические причины | ||
Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%) | 1. Несформированность отношения к себе как к ученикуу 2. Заниженная самооценка 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Другие психологические причины | ||
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%) | 1. Преобладающая мотивация учения — игровая 2. Индивидуально-типологические особенности личности 3. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Несформированность приемов учебной деятельности 6. Другие психологические причины |
В заключении можно отметить, что работу над приобщением детей к грамотности следует начинать как можно раньше, вовлекать родителей, предоставляя им информацию на родительских собраниях и в информационных уголках. Желательно обращать внимание родителей на тему занятий в детском саду, речевое наполнение темы и основных трудностей воспитанников. Тесное сотрудничество педагогов с родителями и специалистами оказывает большое влияние на профилактику и преодоление речевых нарушений воспитанников.
Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений с учётом
рекомендаций, и практических упражнений, «Как помочь слабоуспевающему школьнику», автор-составитель Локалова Н.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные способы изодеятельности как средство развития мелкой моторики будущего школьника
При организации работы с детьми по изодеятельности важно стимулировать проявление самостоятельности и творчества....
Психологическое сопровождение будущего школьника
• мотивационная (личностная готовность) - наличие у ребенка желания учиться; •интеллектуальная (умственная готовность) - наличие у ребенка кругозора, запаса...
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА
консультация...
Психологическая акция "Психологическое здоровье-уверенное будущее" 2017
Цель: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личност...
Формирование психологической безопасности у будущего школьника
Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Но эта задача не является единственной в нашей ...
Рекомендации для родителей*Занимательные игры и упражнения для подготовки будущего школьника*,*Мотивационная готовность будущего школьника*
В преддверии школьного обучения у родителей возникают множество вопросов:как подготовить ребенка к школе,что влючает в себя понятие* готовность к школьному обучению*?И так, психолог...
Тематическое планирование психологических занятий педагога – психолога с детьми 6-7 лет по психологической программе «Приключения будущих первоклассников», Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...