Методы и приёмы профилактической работы по привитию детям старшего дошкольного возраста правил пожарной безопасности
учебно-методический материал по обж (старшая группа)
Сообщение из опыта работы по привитию детям ППБ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_pozharov.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы компенсирующей направленности №12
Оксаны Викторовны Клочко
МБДОУ детский сад № 8, ст.Старощербиновская, Краснодарский край
Методы и приёмы профилактической работы по привитию детям старшего дошкольного возраста основных правил пожарной безопасности
Работа по воспитанию у детей правил пожарной безопасности начинается с раннего возраста. Поступая к нам в группу компенсирующей направленности, в 5 лет дети уже имеют какие-то знания, обладают некоторыми навыками, которые помогут спасти им жизнь в опасной ситуации.
Цель моей работы по привитию детям старшего дошкольного возраста основных правил пожарной безопасности – закрепить эти знания, научить детей в определённых ситуациях действовать автоматически, а также выработать у них привычку верно оценивать свои силы и возможности в случае возникновения пожара.
Маленькие дети любопытны и любознательны, я заметила, что чем более эмоционально я рассказываю им о каких-то случаях, тем внимательнее они слушают и лучше запоминают. Поэтому я часто использую в своей работе рассказы из личного опыта:
«Как мы в детстве с братом разжигали костёр, и мне опалило брови и ресницы…»
«Как в нашем посёлке был пожар, и нас спасали военные…»
«Как однажды у меня загорелся магнитофон, и как я его потушила…» и т.д.
А так же рассказы из, услышанного или прочитанного:
Например, реальную историю о детях, которые решили пожарить что-то в гараже и плеснули в сковороду неизвестную жидкость, думая, что это масло…
В другом случае, решили посмотреть, как в костре взрываются баллончики из под бытовой химии и, что из этого вышло…
Провожу организованную образовательную деятельность в форме рассказа-беседы, игры-викторины:
«Чтобы не было беды»
«Огонь - друг, огонь - враг»
«Наш номер 01»
«Спасательные службы»
«Как пожарные борются с огнём»
«Знаете ли вы правила пожарной безопасности»
«Как обращаться с электроприборами»
Большое воспитательное значение имеет чтение художественной и познавательной литературы, а также использование народного творчества: загадок, пословиц, поговорок. В нашей группе накоплено много методического материала по этой теме.
Часто использую приём моделирования ситуаций:
«Если на ёлке зажгли свечи…»
«Если на ёлку повесили неисправную гирлянду…»
«Если рядом с тобой запускают фейерверки…»
«Если в квартире поджечь петарду…»
Например, после чтения произведения С.Я.Маршака «Пожар» моделируем следующие ситуации:
«Что будет, если неосторожно обращаться с печью, камином?»
«Что будет, если играть со спичками?»
«Что будет, если пытаться самим развести огонь?» и т.д.
После чтения рассказа М.А. Минаевой «Бумажный самолётик» моделируем следующие ситуации:
«Что будет, если горящая бумага упадёт на кресло?»
«Что будет, если горящая бумага влетит в открытое окно?»
«Что будет, если горящая бумага упадёт на сухую траву у дома?»
При знакомстве с поговоркой «От огня убежишь, а от дыма задохнёшься», я особенно подчёркиваю, что при пожаре - дым опаснее огня и при моделировании ситуации «Как бы ты поступил?», учитываем все варианты, вплоть до того, что если нельзя добраться до воды, то можно снять с себя одежду…, помочиться на неё и выиграть несколько мгновений в соревновании между жизнью и смертью.
Активно использую в работе с художественным произведением такие приёмы, как пересказ своими словами, инсценировку. Ребёнок эмоционально пропускает услышанное через себя и, таким образом, лучше запоминает.
При знакомстве с профессией пожарного обязательно рассказываю об истории возникновения этой службы, лучшие помощники здесь – книга Т.Кинько «Наш номер 01» и компьютерная презентация «История возникновения пожарной службы». Рассматриваем иллюстрации с экипировкой пожарных, говорим о значимости этой профессии в современном мире. Для закрепления знаний о труде пожарных посещаем с экскурсией пожарную часть. Дважды писала заметки в районную газету «Щербиновский курьер» о проводимой работе по воспитанию у детей правил пожарной безопасности.
Во время проведения организованной образовательной деятельности использую такую форму работы, как минутки осторожности. Использую при этом, как наглядный материал – сюжетные картинки, картины, плакаты «Правила пожарной безопасности», серии сюжетных картинок, так и моделирование опасных ситуаций
«Что можно делать во время пожара?»
«Чего нельзя делать во время пожара?»
Во время игровой деятельности с детьми тоже активно анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний о правилах поведения в опасной ситуации. Использую такие игры-упражнения как:
«Слушай внимательно»
-кто услышав запах гари, сообщает о пожаре?
-кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём? и т.д.
«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»
-рисование, чтение, поджигание бумаги и т.д.
«Подумаем вместе»
-если вам предлагают поиграть со спичками, то…
-если вы решили в квартире поджечь бумагу, то… и т.д.
«Что произойдёт дальше?»
-в квартире загорелся телевизор…
-ты услышал запах газа… и т.д.
«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»
Часто использую в своей работе игровые тренинги:
«Начался пожар, кто быстрее соберётся»
«Если ты обжёгся» (практическая помощь)
«Выбери предмет, которым нельзя украшать ёлку» (свечка, шарик, бусы, бенгальские огни и т.д.)
«Звонок в спасательные службы» - во время этого тренинга учу детей вести диалог с взрослым по телефону, не теряться в опасной ситуации, быстро называть свой домашний адрес.
Обыгрывание ситуаций на макете квартиры, дома позволяет детям применить полученные знания и навыки в виде алгоритма действий.
Например: в ситуации «Перегрелся телевизор» алгоритм действий следующий:
1.Немедленно отключить телевизор от сети (вынуть шнур от розетки)
2.Сообщить взрослым
Ситуации могут быть такими:
«Загорелся электроприбор»
«Пожар в квартире»
«Пожар в подъезде»
«Если в квартире много дыма»
«Если вспыхнуло пламя на плите»
«Горит человек» и другие.
Свои впечатления об увиденном и услышанном, дети отражают в рисунках, в сюжетно-ролевых играх «Пожарные на учениях», «Спасатели спешат на помощь». В уголок для родителей периодически выставляю иллюстративные консультации «Шалость детей с огнём», «Экстремальная ситуация – пожар», «Как избежать трагедии» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...
Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...
"Мы отважные пожарные" -развлечение для детей старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности.
Человеческая жизнь сложна и многогранна,часто радостии неприятности идут рядом.Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет знания о существующих опасностях,умеет их своевременно распозна...
Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...
Эффективные методы и приёмы формирования двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
пед.совет...
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук "Пожарная безопасность»
Описание: Данное пособие будет интересно учителям, воспитателям, родителям, дошкольникам, школьникам. Оно просто в изготовлении и выполнить его может каждый взрослый. Предназначено как для младше...
Методы и приёмы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Консультация для педагогов....