Краткосрочный проект "Безопасное лето"
проект по обж (старшая, подготовительная группа)
Позновательный, игровой проет для развития навыков ориентировки в пространстве и закрепление правил поведения в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bezopasnoe_leto.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект:
«Безопасное лето»
Подготовили:
- учитель-дефектолог Пономарева Д. Д.
- учитель-дефектолог Ломоносова М. А.
- инструктор по физической культуре Смирнова Н. Н.
Паспорт проекта:
Продолжительность проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательный, игровой
Участники проекта: дети МДОБУ «ДСКВ № 1» г. Всеволожска, педагоги
Продукт проекта:
- конспект квест-игры «Удивительное путешествие». Приложение 1.
- картотека игра на улице по ориентировке в пространстве. Приложение 2.
- памятка для детей по безопасному поведению на улице. Приложение 3.
Цель проекта: развитие навыков ориентировки в пространстве и закрепление правил поведения в летний период.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Развивать способность ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве игровой площадке
- Стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
- Закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, за, между, рядом;
- Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
- Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;
- Учить двигаться в заданном направлении, а также в соответствии с «картой».
- Учить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.
- Закрепить с детьми правила безопасного поведения.
Коррекционно - Развивающие:
- Корректировать и развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), внимания (слуховое, зрительное, тактильное).
- Способствовать развитию мышления, речи, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества.
- Создавать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личной самореализации.
- Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- закрепить умение выделять ведущую руку;
- обозначать словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
- развивать навык ориентирования в схеме собственного тела;
- формировать умение слушать словесную инструкцию и следовать ей;
- закрепление навыков безопасного поведения.
Для педагогов:
-обобщение и распространение педагогического опыта среди педагогов ДОУ (картотека)
Актуальность проекта:
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Однако детям с ОВЗ трудно дается усвоение данного навыка. Для того, чтобы он сформировался и закрепился требуется специально организованные игры, занятия, мероприятия. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность к концу дошкольного возраста пространственных представлений является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Поэтому считаем актуальным развитие у дошкольников с ОВЗ адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
- Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Подбор методической литературы и необходимых материалов.
- Разработка картотеки игр, конспекта квест-игры, подбор игрового оборудования.
Основной.
Выполнение проекта:
- Проведение подготовительных к квесту игр и заданий на ориентировку в пространстве.
- Проведение квест-игры «Удивительное путешествие»
Заключительный.
Презентация продуктов проектной деятельности:
- Конспект квест-игры «Удивительное путешествие»
- Картотека игра на улице по ориентировке в пространстве.
Вывод:
Поскольку несформированность пространственных представлений является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками важно ее формировать и закреплять в дошкольном периоде. Важно не только научить детей ориентировке в пространстве, в схеме собственного тела, но и учить восприятию и пониманию пространственных отношений с помощью графических схем и моделей.
В процессе реализации проекта у детей закрепились:
- Пространственные понятия и представления (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
- Умения обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;
- Умения двигаться в заданном направлении, а также в соответствии с «картой»;
- Умения определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов;
- Был создан комфортный эмоциональный настрой, способствующий личной самореализации.
План реализации проекта.
Вид деятельности | Название | Цель |
Предварительная беседа | «Безопасное лето». | Закрепление навыков безопасного поведения в летний период. |
Игры в подготовительный период | «Угадай, кого загадали», «Найди игрушку», «Прятки». | Развитие ориентировки в пространстве. |
«День-ночь», «Скульптор», «Контролер». | Развитие ориентировки в схеме собственного тела. | |
«Кто правильно назовет?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?», «Вратарь». | Развитие ориентировки в пространстве «от себя» и «от предмета». | |
«Адресное бюро», «Астрономы». | Развитие ориентировки в пространстве с помощью схем, планов маршрутов, планов пространства | |
Квест-игра | «Удивительное путешествие» | Закрепление правил безопасного поведения детей. |
Ресурсное обеспечение проекта
Методическое:
- Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н. В. Лободина . Волгоград: Учитель,2012.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. М.: Просвещение, 1989
- Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Приложение № 1
План-конспект квест-игры для детей
«Удивительное путешествие»
Цель: закрепление правил безопасного поведения детей
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания о правилах поведения на улице и в природе
- В игровой форме закрепить знания о ПДД, дорожных знаков
- Закрепить умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни
Коррекционно-развивающие:
- Корректировать и развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), внимания (слуховое, зрительное, тактильное).
- Способствовать развитию мышления, речи, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать целеустремлённость, чувство товарищества;
- Активизировать отдых, доставить радость детям.
Оборудование:
Пешеходный светофор, дорожные знаки, обручи, мячи, кольца, конусы, картинки , карта, памятка.
Ход игры
Организационная часть
Вводная беседа о предстоящем квесте.
Основная часть
Станция № 1 «Правила дорожного движения»
- Загадка о светофоре
Он стоит на перекрестках
Светит для детей и взрослых.
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор
Всем знакомый…. СВЕТОФОР
- Игра «Светофор»
- Стихотворение о дорожных знаках
По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняет,
Все, что нам они велят.
- Игра «Раздели знаки»
- Загадка «Знак Автобусная остановка»
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать
Пассажиром хочет стать. (АВТОБУС)
- Игра «Автобус»
Станция № 2 «Безопасность»
- Блиц-опрос «Запрещается-разрешается»
- – Переходя дорогу посмотреть сначала налево, затем направо/ разрешается.
- – Кататься на самокате по проезжей части/ запрещается.
- – Уважать правила дорожного движения/ разрешается.
- – Брать конфету у незнакомого человека на улице/ запрещается.
- – Уступить бабушке место в транспорте/ разрешается.
- – Гладить на улице бездомную собаку/ запрещается.
- – В жаркую погоду надевать панамки/ разрешается.
- – Самим ходить на открытые водоёмы купаться/ запрещается.
- – Поливать цветы на клумбе/ разрешается.
- – Ломать ветки деревьев/ запрещается.
- – Рисовать пожарную машину/ разрешается.
- – Брать спички, играть с огнём/ запрещается.
- Беседа по картинкам «Правила поведения»
Станция № 3 «Спортивная»
- Ориентировка по картинкам:
- бревно
- баскетбольный мяч
- мишень
- Спортивное задание «Кольцо, бревно, мишень»
Станция № 4 «Игровая»
- Игра «Колечки»
- Игра «На выбывание»
Заключительная часть
- Подведение итогов
- Рефлексия
- Вручение памятки по безопасности
- Фотографирование на память.
Приложение № 2
- Дидактические игры по формированию
ориентировки в пространстве
«Угадай, кого загадали»
Цель:
1. Развивать ориентировку в пространстве.
2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.
Ход игры:
Ведущий садится в центре, остальные размещаются вокруг. Педагог загадывает одного ребенка, ведущему предлагает угадать кого. Он должен назвать ребенка, находящегося в указанном месте, используя пространственные предлоги. Затем педагог предлагает поменяться местами.
Дидактическая игра: «Найди игрушку»
Цель: Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать представление о причинной зависимости фигур.
Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку на площадке. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.
«Прятки»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.
Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.
- Дидактические игры на формирование ориентировки в схеме собственного тела
«День-ночь»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться в схеме собственного тела
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: Предлагается показать части своего тела, лица с открытыми и открытыми глазами.
«Скульптор»
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.
Содержание: ведущий показывает движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
«Контролер»
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.
Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи
Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.
- Дидактические игры на ориентировку в пространстве
с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»
«Кто правильно назовет»
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,
что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя»
Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
«Вратарь»
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
- Игры на ориентировку с помощью схем
и планов маршрута, планов пространства
«Адресное бюро»
Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.
Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.
Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.
«Астрономы»
Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).
Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.
Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Лето - море удовольствий"
Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при создании летней гирлянды для украшения гирлянды...
Краткосрочный проект "Лети снежинка"
Формирование у детей знаний о снеге и его свойствах посредствам исследовательской деятельности. Изучение природного явления - снежинки....
Краткосрочный проект "Лето красное, пришло!"
Проект в первой младшей группе...
Краткосрочный проект "Лето в яркие краски одето"
1.Полноценное физическое развитие детей. 2.Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.3. Развитие двигательной самостоятельности, двигательного творчества, инициативы и с...
Краткосрочный проект «Лето красное» во 2 младшей группе
Актуальность проекта: Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей ...
Краткосрочный проект. Лето 2020
Краткосрочный проект для старшей группы....
Краткосрочный проект «Лето – яркая пора, любит лето детвора!»
Лето - яркая пора,Любит лето детвора.Летом солнечно, тепло,Детям летом хорошо! Актуальность проекта: Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, напра...