Доклад по речевому развитию дошкольников "Дидактическое пособие «Фиолетовый лес» в речевом развитии"
статья по обж (подготовительная группа)
Знакомство с дидактическими играми Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fioletovyy_les.docx | 22.32 КБ |
fioletovyy_les.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»г. Мичуринск Тамбовская область
Доклад по речевому развитию дошкольников
Дидактическое пособие
«Фиолетовый лес» в речевом развитии
Подготовила:
воспитатель Степанова М.В.
Мичуринск – наукоград, 2020 г.
При создании интерактивной предметно-развивающей среды важными является использование дидактических игрушек и игровых пособий, способных себя менять, трансформироваться, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности. Ярким примером использования нашим ДОУ таких пособий является «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.
«Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровождаются интересными и поучительными сказками.
Все детали панно легко снимаются, заменяются и дополняются. Сегодня, например, мы играем на сказочной поляне, а завтра уже плывём по озеру или гуляем в лесу.
С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Фиолетовый лес» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:
- широкий возрастной диапазон участников игр;
- многофункциональность (с помощью игр можно решать множество образовательных задач);
- вариативность игровых заданий и упражнений;
- творческий потенциал каждой игры.
Одной из трёх больших групп, которые включает технология, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Щнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:
- Первый этап
Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
- Второй этап
Знакомство со слогами. Слияние букв.
- Третий этап
Слоговое чтение. Чтение простых слов.
В процессе знакомства с игрой «Теремки» решаются следующие задачи:
- знакомство с буквами, звуками,
- различение твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- составление слогов, освоение слияния звуков в слоге;
- знакомство с орфографическими исключениями русского языка;
- конструирование слов и простых предложений;
- использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.
К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»; «Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур- затейник», «Геовизор», «Логовизор», «Игровизор», «Конструктор букв».
«Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
Игра «Читайка на шариках» развивает:
- формирование интереса к чтению;
- различение звонких, глухих согласных звуков;
- звуковой анализ слов;
- деление слов на слоги и произвольные части;
- слоговое чтение;
- конструирование и чтение слов, словотворчество;
- внимание, память, воображение, мышление;
- мелкую моторику рук.
Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.
Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В., можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.
Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.
2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.
3. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»г. Мичуринск Тамбовская область
Доклад по речевому развитию дошкольников
Дидактическое пособие
«Фиолетовый лес» в речевом развитии
Подготовила:
воспитатель Степанова М.В.
Мичуринск – наукоград, 2020 г.
При создании интерактивной предметно-развивающей среды важными является использование дидактических игрушек и игровых пособий, способных себя менять, трансформироваться, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности. Ярким примером использования нашим ДОУ таких пособий является «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.
«Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровождаются интересными и поучительными сказками.
Все детали панно легко снимаются, заменяются и дополняются. Сегодня, например, мы играем на сказочной поляне, а завтра уже плывём по озеру или гуляем в лесу.
С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Фиолетовый лес» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:
- широкий возрастной диапазон участников игр;
- многофункциональность (с помощью игр можно решать множество образовательных задач);
- вариативность игровых заданий и упражнений;
- творческий потенциал каждой игры.
Одной из трёх больших групп, которые включает технология, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Щнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:
- Первый этап
Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
- Второй этап
Знакомство со слогами. Слияние букв.
- Третий этап
Слоговое чтение. Чтение простых слов.
В процессе знакомства с игрой «Теремки» решаются следующие задачи:
- знакомство с буквами, звуками,
- различение твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- составление слогов, освоение слияния звуков в слоге;
- знакомство с орфографическими исключениями русского языка;
- конструирование слов и простых предложений;
- использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.
К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»; «Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур- затейник», «Геовизор», «Логовизор», «Игровизор», «Конструктор букв».
«Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
Игра «Читайка на шариках» развивает:
- формирование интереса к чтению;
- различение звонких, глухих согласных звуков;
- звуковой анализ слов;
- деление слов на слоги и произвольные части;
- слоговое чтение;
- конструирование и чтение слов, словотворчество;
- внимание, память, воображение, мышление;
- мелкую моторику рук.
Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.
Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В., можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.
Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.
2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.
3. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Путешествие в фиолетовый лес"
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ....
Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы
В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы. Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...
Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...
МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»
Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)Презентация к мастер- ...
"Использование пособий Н.А. Шохиной для развития творческих пособий детей"
Презентация из опыта работы...
Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»
Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...
Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"
15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...