Доклад по речевому развитию дошкольников "Дидактическое пособие «Фиолетовый лес» в речевом развитии"
статья по обж (подготовительная группа)

Знакомство с дидактическими играми Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fioletovyy_les.docx22.32 КБ
Файл fioletovyy_les.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»г. Мичуринск Тамбовская область

Доклад по речевому развитию   дошкольников

Дидактическое пособие

«Фиолетовый лес» в речевом развитии

Подготовила:

воспитатель Степанова М.В.

Мичуринск – наукоград, 2020 г.

При создании интерактивной предметно-развивающей среды важными является использование дидактических игрушек и игровых пособий, способных себя менять, трансформироваться, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности.  Ярким примером использования нашим ДОУ   таких пособий является «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.

«Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровождаются интересными  и поучительными сказками.

Все  детали панно легко снимаются, заменяются и дополняются. Сегодня, например, мы играем на сказочной поляне, а завтра уже плывём по озеру или гуляем в лесу. 

С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.

        Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
          Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Фиолетовый лес» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:

  • широкий возрастной диапазон участников игр;
  • многофункциональность (с помощью игр можно решать множество образовательных задач);
  • вариативность игровых заданий и упражнений;
  • творческий потенциал каждой игры.

Одной из трёх больших групп, которые включает технология, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Щнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:

  • Первый этап

Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Второй этап

Знакомство со слогами. Слияние букв.

  • Третий этап

Слоговое чтение. Чтение простых слов.

        В процессе знакомства с игрой «Теремки» решаются следующие задачи:

  • знакомство с буквами, звуками,
  • различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; 
  • составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; 
  • знакомство с орфографическими исключениями русского языка;
  • конструирование слов и простых предложений; 
  • использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

        Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.

        К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»; «Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур- затейник», «Геовизор», «Логовизор», «Игровизор», «Конструктор букв».

        «Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.

Игра «Читайка на шариках» развивает:

  • формирование интереса к чтению;
  • различение звонких, глухих согласных звуков;
  • звуковой анализ слов;
  • деление слов на слоги и произвольные части;
  • слоговое чтение; 
  • конструирование и чтение слов, словотворчество;
  • внимание, память, воображение, мышление;
  • мелкую моторику рук.

                Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.

                Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В.,  можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.

2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.

3. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»г. Мичуринск Тамбовская область

Доклад по речевому развитию   дошкольников

Дидактическое пособие

«Фиолетовый лес» в речевом развитии

Подготовила:

воспитатель Степанова М.В.

Мичуринск – наукоград, 2020 г.

При создании интерактивной предметно-развивающей среды важными является использование дидактических игрушек и игровых пособий, способных себя менять, трансформироваться, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности.  Ярким примером использования нашим ДОУ   таких пособий является «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.

«Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровождаются интересными  и поучительными сказками.

Все  детали панно легко снимаются, заменяются и дополняются. Сегодня, например, мы играем на сказочной поляне, а завтра уже плывём по озеру или гуляем в лесу. 

С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.

        Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
          Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Фиолетовый лес» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:

  • широкий возрастной диапазон участников игр;
  • многофункциональность (с помощью игр можно решать множество образовательных задач);
  • вариативность игровых заданий и упражнений;
  • творческий потенциал каждой игры.

Одной из трёх больших групп, которые включает технология, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Щнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:

  • Первый этап

Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Второй этап

Знакомство со слогами. Слияние букв.

  • Третий этап

Слоговое чтение. Чтение простых слов.

        В процессе знакомства с игрой «Теремки» решаются следующие задачи:

  • знакомство с буквами, звуками,
  • различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; 
  • составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; 
  • знакомство с орфографическими исключениями русского языка;
  • конструирование слов и простых предложений; 
  • использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

        Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.

        К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»; «Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур- затейник», «Геовизор», «Логовизор», «Игровизор», «Конструктор букв».

        «Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.

Игра «Читайка на шариках» развивает:

  • формирование интереса к чтению;
  • различение звонких, глухих согласных звуков;
  • звуковой анализ слов;
  • деление слов на слоги и произвольные части;
  • слоговое чтение; 
  • конструирование и чтение слов, словотворчество;
  • внимание, память, воображение, мышление;
  • мелкую моторику рук.

                Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.

                Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В.,  можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.

2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.

3. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Путешествие в фиолетовый лес"

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ....

Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы

В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы.    Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...

Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста

Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»

Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)Презентация к мастер- ...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"

15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...