Дошкольникам о пожарах
консультация по обж

Дошкольникам о пожарах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhary.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольнику о правилах пожарной безопасности

      В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей.  Желание  открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать.  Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Многие из них не знают номера «01».  Это не может не вызвать тревогу.

            Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.

Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных. Одним запретом «нельзя» невозможно избежать несчастных случаев, надо стремимся не запрещать, а дать ребенку исчерпывающие знания.

Исходя из этого, перед педагогами дошкольных учреждений стоят следующие задачи:

1. Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.

2. Формировать чувство повышенной опасности огня.

3. Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.

4. Формировать умение вести себя в случае пожара.

5. Формировать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание.

Для решения этих задач используются самые разнообразные формы и методы работы по обучению детей пожарной безопасности:

- комплексные и интегрированные занятия. Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу, вооружить детей знанием основных причин пожара в лесу. («Огонь – друг», «Огонь добрый, огонь злой»);

- занятия-проекты. Дети вместе с воспитателем и родителями готовят проекты, оформляют их в виде газет, брошюр. («Моя безопасность», «Злой и добрый огонь»);

- практическое занятие. Цель: обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду. («Чтобы не было беды»);

- экскурсии в пожарную часть и по детскому саду. Цель: познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой  оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара;

- игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры. Цель: научить детей находить среди опасных предметов те, которые являются причиной пожара («Причины пожаров», «Пожароопасные предметы», «Горит - не горит»), сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные», «Что необходимо пожарному?»), театрализованные.

- беседы: «Огонь – друг и враг человека», «Пожарная сигнализация», «Люди героической профессии», «Что может испортить Новогодний праздник?»; проблемные ситуации: «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить бельё над плитой», «Опасная свеча».

 - знакомство с художественной литературой: К.И. Чуковский  «Путаница»;  сказки «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»;  С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар в море», «Дым»; М. Баданов «Костер»; А. Жигулин « Пожары»; Е. Ильин «Солнечный факел»; О. Иоселиани «Пожарная команда»; Л. Куклин «Сталевар. Кузнец. Пожарный»; Е. Новичихин «Ноль — один»; «Спички»; К.Оленев «Красная машина»; Д.Орлова «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел»; Е.Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; В.Распутин « Костер»; О.Смирнов «Степной пожар».

       Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе

Родители, участвуя в процессе формирования знаний по пожарной безопасности, и сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

                                   В помощь родителям

1.«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

Пожарная безопасность дома (в квартире)

∙                    Выучите и запишите на листе бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом.

∙                    Не играй дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.

∙                    Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключать электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т. д.

∙                    Не суши белье над плитой. Оно может загореться.

∙                    В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего огонька может загореться дом.

∙                    Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.

                                               Электроприборы

∙                    Не пользуйтесь неисправными электроприборами.

∙                    Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.

∙                    Не пользуйтесь электроприборами в ванной.

∙                    Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.

∙                    Не оставляйте включенными утюг и другие электроприборы.

                                        Домашние вещи

∙                    Не играйте дома со спичками, зажигалками, свечками, бенгальскими огнями и петардами.

∙                    Не играйте с аэрозольными баллончиками.

 

Пожарная безопасность в лесу

∙                    Пожар — самая большая опасность в лесу, поэтому не разводи костер в лесу.

∙                    Никогда не балуйтесь в лесу со спичками и не разжигайте костров. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

∙                    Не выжигайте траву под деревьями, на прогалинах, на полянах и лугах.

∙                    Не оставляйте на полянах бутылки или осколки стекла.

∙                    Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону, откуда дует ветер.

∙                    Выйдя из леса обязательно сообщите взрослым.

При пожаре в квартире

∙                    Вызовите пожарную охрану по телефону «01».

∙                     Немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.

∙                    Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.

∙                    Накройте голову плотной мокрой тканью.

∙                    Дышите через мокрый носовой платок.

∙                    Сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь.

2. Знаки безопасности

          Знаки безопасности - это визуальные средства коллективной защиты людей, представляющие собой короткие однозначные выражение. Они предназначаются как для предупреждения человека о возможной опасности, так и для запрещения или предписания определенных шагов и действий. Кроме того, знаки безопасности информируют о расположении объектов, необходимых для избегания всевозможных негативных происшествий, а также их последствий.

Эвакуационные знаки

 «Выход здесь»

Устанавливают знак над дверями эвакуационных выходов

Если вдруг пожар случиться,

Человеку ты поверь,

Выход он подскажет

И спасительную дверь

Нам в беде покажет

 

 «Направляющая стрелка»

 Указывает направление движения к месту, где находятся средства противопожарной защиты

 «Направление к эвакуационному выходу »

Указывает направление к эвакуационному выходу

Человек бегом бежит,

Путь по стрелочке лежит.

Выход стрелочка найдет,

Дверь на улицу ведет

 

Направление к эвакуационному выходу по лестнице»

Знак устанавливается на лестничных площадках или стенах, прилегающих к лестничному маршу

Знаю выход запасной,

Вниз по лестнице! За мной!

«Указатель выхода»

Устанавливается знак над дверями эвакуационного выхода

Эвакуация – трудное слово,

Ты повтори его снова и снова.

Слышишь сирена?

Без паники дружно

Выйти из здания быстренько нужно!

 «Указатель запасного выхода»

 Устанавливается знак над дверями запасного выхода

 «Аптечка первой медицинской помощи»

 

Знаки пожарной безопасности

 «Пожарный кран»

 Устанавливается в местах, где находится пожарный кран

Эй! Пожарная охрана!

Как тушить пожар без крана?

Если знак на стенке есть,

Значит кран пожарный здесь!

«Пожарная лестница»

 Устанавливается в местах, где находится пожарная лестница

 «Огнетушитель»

 Знак указывает на то, что в данном месте находится огнетушитель

Ой! Пожар! Беда! Спешите!

Где же наш огнетушитель?!

Знак я видел на стене,

Этот знак подскажет мне!

Действуем решительно,

Берем огнетушитель.

И огонь мы непременно

Вмиг потушим белой пеной!

 «Телефон для использования при пожаре» Устанавливается в местах, где находится телефон, по которому можно вызвать пожарную охрану

Трубка-это телефон.

Здесь не зря повешен он!

Загорелось -не зевай,

А пожарных вызывай!

Помнит каждый гражданин

Пожарный номер «01»

 «Пожарный водоисточник»

 Устанавливается в местах, где находится пожарный водоем или пирс для пожарных машин

 

«Пожарный гидрант»

Устанавливается в местах, где находится подземный пожарный гидрант

Запрещающие знаки

 «Запрещается курить»

Устанавливается в местах, где  курение может стать причиной пожара

 «Запрещается пользоваться открытым огнем» Устанавливается в местах, где открытый огонь может стать причиной пожара  

 «Проход запрещен» Знак обозначает, что проход в данном месте запрещен

                                 

3. Прочтите детям

                            Правила пожарной безопасности в стихах.

Не шутите с огнём!

Я- огонь! Я – друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом,

И сжигаю все кругом!

Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!

Опасности праздничного салюта

Посмотрите, там и тут

В небе плещется салют…

Здорово, конечно,

Если всё успешно.

Но опасность на пути

Стережёт – не обойти!

Если что пойдёт не так,

Если в фейерверке брак,

Или прочь не отбежали,

Иль в окно кому попали,

В общем, столько тут вопросов!

Не пускай салют без спроса!

Хочешь ты салют устроить?

Хорошо, не станем спорить,

Только, чтоб не пострадать

Нужно в помощь взрослых звать!

Выключайте электроприборы

Если гости к вам пришли

Или навестил вас друг,

Перед тем, как с ним играть –

Не забудьте выключить утюг!

Уходя, тушите свет!

Знай, любые провода

Повреждённые – беда!

Ведь они опасны слишком –

Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя, тушите свет,

И приборы тоже!

Очень-очень важные правила!

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

Спички не тронь!

В спичках огонь!

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая,

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек может дом ваш поджечь.

Не играй с электроплиткою.

Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

С газом будь осторожен,

От газа пожар возможен!

Нельзя над газовой плитой

Сушить промокшую одежду!

Вы сами знаете, какой

Большой пожар грозит невежде!

Погладить рубашку и брюки

Утюг вам поможет, всегда,

Сухими должны быть руки

И целыми провода.

Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята, меры принимайте,

Утюг горячий выключайте!

Запомните, дети,

Правила эти:

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01!

Песенка спичек

Спички детям не игрушка-

Знает каждый с юных лет.

Потому что мы подружки

Огонькам – без нас их нет.

Зажигаем мы конфорки,

Чтоб готовился обед,

И костер запалим ловко,

И свечу, даря ей свет.

Служим людям мы столетья,

И виновны только в том.

Что, попав случайно к детям,

Против воли все кругом,

Поджигаем, не жалея –

И квартиру, и леса.

И детей тогда спасают

Лишь пожарных чудеса.

Совет взрослым

Спички детям не игрушка –

Не забудьте их убрать!

Не оставьте на подушке,

Не бросайте под кровать!

Попадут ребенку в руки,

И устроит он пожар.

Вам тогда одни лишь муки,

Превратится жизнь в кошмар!

Огонь

Он таким бывает разным -

Голубым и рыже-красным,

Ярко-жёлтым и, ещё же,

Олимпийским быть он может.

Тот огонь, что с нами дружен,

Очень всем, конечно, нужен,

Но опасен, если бродит,

Сам собою на свободе!

Очень скоро подрастёте

И в огромный мир войдёте.

Кто-то станет сталеваром,

Кто-то станет кашеваром,

И в пожарные – на смену

Вы придёте непременно!..

И ещё профессий море,

Где, с огнём дружа и споря,

Вам придётся жить, друзья,

Ведь без этого нельзя!

А сейчас, шаля, от скуки,

Не берите спички в руки,

Зажигалки, свечи тоже,

Ведь беда случиться может!

Очень важные правила!

Чтобы пожаров избежать,

Нужно много детям знать.

Деревянные сестрички

В коробочке – это спички.

Вы запомните, друзья,

Спички детям брать нельзя!

Если увидишь огонь или дым,

Скорее звони, телефон – 01.

Если слаб огонь, скорей

Ты водой его залей.

Но не вздумай воду лить

Там где электричество,

Телевизор и утюг,

Миксер и розетку

Обходите стороной

Маленькие детки.

Если огонь в доме

С открытым огнем обращаться опасно!

Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно.

А если зажег – никуда не роняй:

Прожорливо пламя горячее, знай!

Но если случилось свечу уронить,

Бросайся огонь без заминки тушить:

Материей плотной, тяжелой накрой,

А после залей поскорее водой!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальное развлечение для дошкольников 3-7 лет "ПОЖАР В ЛЕСУ", авторская разработка.

Данный материал является авторской разработкой, с использованием фрагментов из произведения К.Чуковского "Путаница". Развлечение в доступной и интересной форме помогает детям понять причины и страшные...

Мини-пьеса для старших дошкольников ко Дню Космонавтики «Пожар на планете Флориус».

Мини-пьесса может пригодится музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ, педагогам начальной школы....

Презентация проекта по противопожарной безопасности дошкольников «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»

Презентация проекта по противопожарной безопасности дошкольников «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»...

Проект по противопожарной безопасности дошкольников «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, ...

Презентация "Причины пожара" для дошкольников

Как мы знаем, у детей дошкольного возраста сформировано наглядно-действенное мышление. Я составила данную презентацию для лучшего усвоения детьми  старшей группы причин пожара к занятию "Искру ту...

Реакция детей дошкольников во время пожара

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте...