ПРОЕКТ по теме «АЗБУКА НАШИХ ПРАВ »
проект по обж
ПРОЕКТ по теме «АЗБУКА НАШИХ ПРАВ »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teme_azbuka_nashih_prav_.docx | 59.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ по теме «АЗБУКА НАШИХ ПРАВ »
«Право – это не то, что кто-то дает вам;
право – это то, чего никто не может у вас отнять».
Рамзи Кларк.
Вид проекта:
Познавательный, частично-поисковый, групповой.
Идея проекта:
Помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. Основная линия в современной политике – построение демократического государства, а основная линия обучения и воспитания – развитие гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, которая стала бы полноценной единицей этого самого демократического общества.
Как показывает библиотечная практика, родители плохо знакомы с правами ребенка, они не знают, куда обратиться по возникающим проблемным ситуациям. Именно с этой целью - оказания информационно-консультационной помощи детям и семьям разработан этот проект.
Актуальность проекта:
Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.
Участники:
Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Предмет:
Правовое воспитание.
Цель проекта:
Накопление детьми социального опыта в правовом воспитании.
Задачи проекта:
1. Расширять область правовых знаний.
2. Совершенствовать знания детей о социальных нормах
3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
4. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
5. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
6. Обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.
Гипотеза:
Ребенок очень быстро вырастает и становится взрослым. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, воспитав их правовую культуру, завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и права окружающих их людей, права старшего поколения.
Этапы:
I. Организационный - подготовительный
- Анкетирование (приложение №1)
- Переработка теоретических материалов.
- Разработка конспектов занятий, бесед, игр и упражнений по теме с использованием развивающего обучения.
- Создание предметно – развивающей среды.
- Подбор наглядной информации.
II. Практический
1. Предварительная работа:
- Ознакомить детей с флагом России.
- Показать на карте мира контуры России и других стран, помочь ребенку найти свою страну на карте, регион, город; показать границу, которая охраняется пограничниками.
- Чтение сказок, где затронуты права сказочных героев.
2. Совместная работа детей с воспитателем:
- Проведение цикла познавательных бесед и занятий, на тему о правах детей (приложение №6).
- Чтение художественной литературы.
- Игра в (рассматривание) ситуации (приложение №2).
- Рассмотрение картин и плакатов по заданной теме. «Мои права».
- Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песенок.
- Сюжетно-ролевые игры; дидактические игры (приложение №7).
- Изодеятельность:
а). Рисование «Моя семья»
б). Подготовка эмблем «Наши права» (коллективная работа)
в). Выставка продуктов детской деятельности.
- Вечер развлечения «Азбука прав ребенка (приложение №3).
3. Совместная работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями о правах ребенка.
- Консультация «Наказывая, подумай - зачем» (приложение №5).
- Анкета для родителей (приложение №1/2)
- Тест для родителей, «Какой Вы родитель?» (приложение №4).
- День открытых дверей.
4. Совместная работа детей с родителями:
- Чтение художественной литературы.
- Подготовка к выставке «Мои права».
- Семейные творческие проекты.
- Вечер развлечения «Азбука прав ребенка» (приложение №3).
III. Аналитический (заключительный)
- Повторная диагностика знаний и умений детей.
- Оценка эффективности осуществляемых воздействий, мероприятий.
- Подведение итогов работы.
Предполагаемые результаты:
В результате успешного воплощения проекта должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим; - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Срок реализации проекта:
Февраль – май.
Методические источники обеспечения:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое образование дошкольников. №4, - С.77, 2002;
- Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.
- Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада:
- Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Ответственный редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.
- Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
Организация контроля:
Промежуточная диагностика, анализ мероприятий (занятие, игра, прогулка, экскурсия, наблюдение, досуг и т.д.), подключение узких специалистов для анализа результатов.
Приложение №6.
Цикл занятий и бесед по правовому воспитанию.
БЕСЕДА №1 ЗАЩИТА ДЕТСТВА
Ребята сегодня мы с вами поговорим о правах и защите детей.
В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия - щит, под которым себя богатырь чувствовал как за щитом?
У детей самые близкие и любимые нами люди — мама, папа, бабушка, дедушка, друзья — становятся нашим щитом в трудную минуту.
Нас от беды укроет мама.
Все зло на свете победит.
Ее ребенок лучший самый.
Всегда нас мама защитит.
Ты — ребенок. Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые вы так любите играть. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже сделаны их руками. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы вы не болели. Когда вы вырастете, ты тоже станете взрослыми. И наш мир перейдет в ваши пока маленькие, но в будущем надежные руки.
Для каждого ребенка его мама самая красивая, нежная, ласковая.
Мама укрывает тебя одеялом на ночь, поет песенку. Она готовит для тебя вкусные обеды, она всегда знает, что ты любишь больше всего на свете. У папы сильные руки, они всегда помогут тебе, поддержат тебя. А какая у тебя бабушка, сколько сказок она знает! А как здорово с дедушкой сидеть на крыльце и смотреть на скворечник, сделанный своими руками! Ребенок чувствует себя защищенным рядом со своими родными.
Расскажите о своих родных.
БЕСЕДА №2 ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Предварительная работа:
Перед беседой с детьми о гражданственности необходимо провести предварительную работу ознакомить детей с флагом России, иметь под рукой карту мира, показать на ней контуры России и других стран, помочь ребенку найти свою страну на карте, регион, город; показать границу, которая охраняется пограничниками;
Имеет каждый право на гражданство,
Не важно, чья ты дочь и чей ты сын.
Имеет в стране и равенство, и братство,
И каждый человек здесь гражданин!
Сегодня ребята мы с вами познакомимся с понятием гражданственность.
Россия — ваша Родина. Вы — граждане России, жители Крымска, потому что живем на Кубани. У каждой страны есть свой флаг, есть он и у России. Россия — большая страна. Если вы посмотрите на карту, то увидите, как много места она занимает. Ее границы надежно защищают пограничники. В России много прекрасных городов и рек. Есть горы, леса и моря. Город Красноярск, где мы живем, чрезвычайно красивый. Не случайно край, где расположен наш город называют «богатейший Красноярский край». Так назвали его люди за то, что много природных богатств находится на его территории. Коровы дают самое вкусное молоко на свете. А из муки, смолотой из нашей пшеницы, мама печет потрясающие блины и булочки. Как же вкусно запивать их молоком! Жители Красноярска много трудятся над тем, чтобы сделать жизнь всех людей, не только в Красноярске, но и во всей России, счастливой и интересной. Когда подрастете, тоже можете защищать границы России, можете выращивать хлеб, печь булочки, работать с детьми в детском саду. Любите свою Родину так же, как любите дом, в котором живете. Россия — тоже ваш дом.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - качество, свойство поведения человека, гражданина, которое означает его готовность и способность принимать активное участие в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Понятие «гражданственность» обычно противопоставляют понятиям «аполитичности», «социально-политической индифферентности», «равнодушия к общественной деятельности». Однако неправомерно отождествлять гражданственность с лояльностью к властям, законопослушным поведением и тем более с конформизмом. Понятие «гражданственность» органически связано с понятием «патриотизм».
Давайте рассмотрим символы Российского государства.
БЕСЕДА №2 «ТВОИ ПРАВА»
Ребята, а вы знаете, что каждый ребенок имеет права и сегодня я хочу познакомить вас с ними.
Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
Ни один ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
Каждый ребенок имеет право на жилище, питание и развлечения.
Ребенок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание (статье 24)
Ребенок имеет право на бесплатное среднее образование и уважительное отношение к нему учителей {статья 28)
Государство должно обеспечивать право ребенка младше 15 лет не участвовать в военных действиях (статья 38)
Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.
Каждый ребенок имеет прав ив личную жизнь и свои тайны (ст. 16)
Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения статья 19)
Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать
(статья 12)
Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие (статья 6)
Ребенок имеет право получать любую информацию и передавать ее кому угодно, не обижая при этом других людей {статья 13)
Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях (статья 15)
Ребенок имеет право на творчество, отдых, занятие спортом и искусством (статья 31)
ЗАНЯТИЕ №1 "Мы все разные, но мы все равны"
Цель: Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать уважение к детям и взрослым.
Материал. Плакат с изображением людей трех рас, кукла Знайка, глобус, две фигурки из картона (мальчик - негр, девочка - китаянка); наборное полотно, вырезанный из картона силуэт фонаря: с одной стороны наклеена бумага красного цвета, с другой - желтого.
Ход занятия:
Ребята по-моему к нам кто то постучал (Воспитатель смотрит за дверью), да это же Знайка пришел к нам в гости и он хочет тоже с нами поговорить о правах детей всех стран и поиграть с нами.
Воспитатель. Знайка предлагает отправиться в путешествие по нашей планете, посмотреть, какие люди живут на Земле. Но сначала он хочет проверить, как вы умеете внимательно рассматривать человека и описывать его внешность. Ребята а давайте поиграем с вами в игру – предложил Знайка.
Игра "Спиной друг к другу".
Двое детей в течение одной минуты смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной. Сначала один ребенок подробно описывает внешность товарища, затем - другой. Игра повторяется несколько раз.
Знайка заметил, что самыми внимательными были... (называет имена детей.) Теперь представим себе, что мы отправились в путешествие на самолете.
После долгого полета наш самолет приземлился в Африке (показывает на глобусе). Нас встречает негритенок Джонни (выставляет на наборное полотно фигурку негритенка). Джонни хочет поиграть с вами. Один из вас, закрыв глаза, описывает внешность Джонни. Другие дополняют описание и задают негритенку вопросы: во что он обычно играет, что любит делать и т.п. (За Джонни отвечает воспитатель.)
Джонни и отличается, и похож на вас: так же, как все дети, он любит играть, веселиться. Спасибо тебе, Джонни, за интересный рассказ о себе. Нам пора лететь дальше!
Теперь наш самолет приземлился в Китае (показывает на глобусе), и встречает нас здесь девочка Йен (выставляет на наборное полотно фигурку китаянки). Послушайте, что она рассказывает: "Китайцы любят украшать фонариками свои дома и улицы. У меня тоже есть фонарь. Я предлагаю поиграть с ним. Сначала вам нужно разделиться на две команды. (Воспитатель делит детей на команды, перестраивает в две шеренги.) Пока горит желтый свет фонаря, вы внимательно смотрите друг на друга, а когда загорается красный, одна команда отворачивается, а дети другой меняют что-нибудь в своей внешности, например, развязывают бант, снимают кофту, меняют прическу и т.д. Потом дети первой команды говорят, что изменилось". (Воспитатель показывает то желтую, то красную стороны фонаря.)
Йен очень понравилось играть с вами. Но нам пора домой. Полетели!
Вот мы и дома. Спасибо, Знайка, за интересное путешествие! Знайка говорит,
что ему тоже оно понравилось. На прощанье он хочет подарить вам плакат, на котором изображены люди разных рас, живущих на Земле: негроидной, монголоидной, европеоидной. (Дети рассматривают плакат вместе с воспитателем.)
Во время путешествия мы встретили Джонни. Он относится к негроидной расе. У людей этой расы очень темная кожа, черные глаза, курчавые волосы. Маленькая девочка Йен относится к монголоидной расе. У нее светлая желтоватая кожа, чаще всего темные волосы, узкий разрез глаз.
Многие из нас относятся к европеоидной расе. Опишите внешность этих людей. (Дети выполняют задание.)
Да, все люди, живущие на Земле, разные. Но они все равны, все имеют одинаковые права на жизнь, на труд, на свой дом.
Приложение 1.
Уважаемые ребята! Нам необходима Ваша помощь для проведения исследования. Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты.
1.Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах?
Да Нет Не знаю
2.Нужны ли Вам права?
Да Нет Не знаю
3.Знаете ли Вы свои права?
Да Нет Частично
4.Если нарушены ваши права, куда Вы обратитесь?
- правоохранительные органы
- центр правовой и психологической помощи
- телефон доверия
- Ваш вариант_____________________________
5.Из каких источников Вы хотели бы получать информацию о своих правах?
- специальные уроки в школе
- консультации юриста
- центр по правам ребенка
- средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)
- родители
- Ваш вариант______________________________
Приложение 1/2.
Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты, которая проводится в рамках исследования потребности детей в правовом просвещении.
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с его правами?
Да Нет Затрудняюсь ответить
2.В каком возрасте ребенка следует знакомить с его правами?___________
3.Знаете ли Вы права своего ребенка? Да Нет
4.Знакомите ли вы своих детей с их правами? Да Нет
5.Каким образом дети могут отстаивать свои права в повседневной жизни?
- через правоохранительные органы
- службы социальной защиты населения
- центры по правам ребенка
- Ваш вариант_________________________________
6.Какие источники помогут Вашим детям узнать о своих правах?
- специальные программы в школе
- центры правовой и психологической помощи детям
- консультации юриста
- средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)
- родители
- Ваш вариант______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Ситуация 1.
В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы поступили вы на месте мачехи?
а) Не взяли бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказали бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взяли бы с собой, потому что все люди равны.
Ситуация 2.
Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии и теперь будут ходить к вам в группу." Как бы вы поступили на месте детей?
а) Засмеялись и стали показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";
б) пригласили девочек вместе позавтракать, а затем показали свою группу; неважно, какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
Ситуация 3.
В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы вы сказали Ване?
а) Посмеялись бы вместе с ним над новичком:
б) не обратили бы внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитили бы новичка, стали играть с ним, ведь это не главное, на каком языке вы говорите.
Ситуация 4.
Однажды дети проходили мимо церкви увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они...
а) засмеялись, показывая пальцем на старика:
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему
потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как бы поступили вы?
Ситуация 5.
В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказав ему: "Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?
а) Так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".
Ситуация 6.
Обитатели птичьего двора из сказки Г.-Х. Андерсена "Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?
а) Правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; дружил бы, несмотря на разную внешность, все имеют равные права.
Приложение 4.
Тест для родителей «Какой Вы родитель?»
Приложение 5.
Консультация для родителей "Наказывая, подумай зачем!"
Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех». Наказывая, подумай: «Зачем?»
Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
За один раз — одно! Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному — за каждый. Салат из наказаний —
Блюдо не для детской души! Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск душевного развития.
Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!
Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения...
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесткое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Приложение №7.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
По правовому воспитанию
Цель:
- помогать ребенку в накоплении социального опыта;
- расширять область правовых знаний;
- формировать чувство самоценности;
- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;
- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.
«Я имею право...»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры
Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен...»
Цель. Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ход игры
Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
«Скорая помощь»
Цель. Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал. Игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.
Ход игры
На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей».
Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».
«Если возник пожар»
Цель. Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель.
1. Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди.
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный ...(передает ребенку воздушный шар)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
2. Раз, два, три, четыре
-У кого пожар ...?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель.
3. Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ...?
Ребенок. Утюг. (Передает шар.)
Воспитатель.
4. Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками ...?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель.
5. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ...?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель.
6. Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег...?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель.
7. Дым увидел - не зевай и пожарных ...
Ребенок. Вызывай. (Передает шар.)
Воспитатель.
8. Помни каждый гражданин этот номер - ...!
Ребенок. Ноль один.
«Помогите! Полиция!»
Цель. Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции.
После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности
«Если чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель. Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
почтальон принес срочную телеграмму;
слесарь пришел ремонтировать кран;
милиционер пришел проверить сигнализацию;
медсестра принесла лекарство для бабушки;
- мамина подруга пришла в гости;
соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель. Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.
Ход занятия
Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Купание в море»
Цель. Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.
Материал. Игрушки (разложены на полу) -на каждую пару детей.
Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».
Ход занятия
Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.
«Войдя в воду», они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой -ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот.
Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».
Дети в парах меняются ролями.
«Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель. Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина. Ход игры
Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».
Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».
По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.
«Снежная королева»
Цель. Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе: прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой сказом продолжение: когда Кай и Герда выросли сделали волшебные очки, в которые, в от зеркала, можно разглядеть то хорошее, есть в каждом человеке. Он предлагает мерить эти очки»: представить, что они : ты, посмотреть внимательно на товарища стараться увидеть в каждом как можно хорошего и рассказать об этом.
Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей..
После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
Угадай кто это
Цель. Учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры
Воспитатель выбирает одного ребенка -рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка - «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.
«Колобок»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, воображение. Работать над выразительностью речи.
Ход игры
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-
«Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».
«Поводырь»
Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека.
Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал. Повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Азбука дорожной безопасности на страницах книг С.Михалкова»
Сохранение и укрепление здоровья детей - главная задача современного общества. Перегреженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения - реалии сегодняшней жизни. Ск...
Методическая разработка. Работа методом проекта по теме "Азбука здоровья"
Статья отражает преимущества работы по формированию у детей знаний, умений и навыков в области здоровья и безопасности методом проекта. В статье также помещены фото творческих работ детей, сценарий ра...
Проект на тему: «Азбука дорожного движения» Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге
Проект на тему:«Азбука дорожного движения» Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге Вид проекта: долгосрочный, групповой.Участники проекта: дети старшей г...
проект на тему "Азбука здоровья"
проект физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ №20 "Аллюки"...
Педагогический проект на тему: «Азбука здоровья»
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за в...
Проект на тему "Азбука иллюстраций"
В этой презентации отражается история открыток и иллюстраций...
Проект по теме «Азбука безопасности»
Актуальность проекта: Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил безопасности является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы ...