Методические рекомендации педагогам ДОУ по обучению дошкольников ПДД
методическая разработка по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Третьякова Ольга Николаевна

Методические рекомендации педагогам по отбору содержания, методов и форм работы с дошкольниками по обучению безопасному участию в дорожном движении обязательной и/или парциальной части Программы дошкольного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam_pdd.docx80.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам по отбору содержания, методов и форм работы с дошкольниками по обучению безопасному участию в дорожном движении обязательной и/или парциальной части Программы дошкольного образования

 Обеспечение безопасности движения – это важная государственная задача, требующая самого пристального внимания. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практико-ориентированных форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД. Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей. При организации работы дошкольного образовательного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма выделяются следующие основные направления: ребенок-пешеход; ребенок-пассажир городского транспорта; ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и других). В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному образованию обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей», которая направлена на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Конкретное содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной Программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

С Р Е Д Н Я Я   Г Р У П П А  (4 – 5 лет)

В средней группе актуализируется опыт детей, связанный с правилами безопасного поведения, полученный ими ранее по всем блокам. При этом создаются условия для проявления ими большей самостоятельности по сравнению с младшей группой как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании. Наблюдения и эксперименты, в которых дети принимают участие, направлены не только на фиксацию свойств предметов и простейших закономерностей, но и на выявление причин наблюдаемого. Наряду с этим создаются условия для дальнейшего накопления детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них. В средней группе появляется возможность использовать такие формы работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача № 1

Образовательно-развивающая задача № 2

Образовательно-развивающая задача № 3

Задача детей

Учиться ориентироваться в ситуациях дорожного движения игрового характера, понимать (на элементарном уровне) смысл слов, которые их описывают, совершать действия, соответствующие этим словам (в ходе игр в «Команды» и др.). Использовать стрелочки как знаки, с помощью которых можно обозначать направление движения предметов, людей, сказочных персонажей: в сюжетных играх; в играх с правилами; в моделях. Учиться называть пространственное направление, которое указывает стрелочка. Интересоваться способами измерения времени, продолжительностью временных интервалов.

Учиться определять, кто быстрее пробежал, какая игрушечная машина быстрее (медленнее) движется. Проводить для этого игры-соревнования «Кто быстрее пробежит (какая машина быстрее проедет) от синего флажка до красного».

Учиться показывать и объяснять, где можно играть (детская площадка, участок детского сада, двор, парк и др.), а где нельзя. Различать тротуар (пешеходную часть улицы) и дорогу (проезжую часть улицы). Знать, что ходить по тротуару надо спокойным шагом, придерживаясь его правой стороны. Выделять знаки, указывающие, где и как можно переходить дорогу: «Наземный переход», «Подземный переход». Учиться переходить улицы с односторонним и двусторонним движением. Использовать стрелочки для указания направления движения предметов.

Задача педагога

В качестве основы для освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах продолжать создавать условия для развития их представлений о времени, пространственных представлений о характеристиках движения предметов: откуда и куда движется предмет (начальная и конечная точки, направление движения), по какой «дорожке» (траектория движения)

Создавать условия для развития умений детей ориентироваться в дорожных ситуациях. Знакомить детей с правилами, которые надо соблюдать для того, чтобы определить, кто быстрее пробежал, какая машинка быстрее (медленнее) проехала.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения пешеходов: на проезжей части и тротуаре; при переходе дорог с односторонним и двусторонним движением. Продолжать создавать условия для использования детьми стрелочек ( как знаков, помогающих ориентироваться в пространстве, указывать местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу)), направление их движения (движется слева направо, поворачивает, движется вперед и т.д.). Развивать представления детей о работе светофора

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в процессе: выявления способов задания и описания пути (откуда и куда двигаться, по какой «дорожке») и скорости движения игрушечных машин; выявления смысла слов, характеризующих задаваемые направления движения.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательной областью: познавательное развитие; речевое развитие.

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в процессе обсуждения, как узнать, кто (что) быстрее, как устроить соревнование, которое это покажет; какими должны быть правила таких соревнований.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в процессе: выявления и освоения смысла знаков дорожного движения, освоения способов поведения, соответствующего этим знакам.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие

Средства

Слова, обозначающие направление движения предмета («влево», «вправо», «вперед», «назад», «вверх», «вниз»). Слова, обозначающие местоположение предмета («далеко», «близко» и т.д.), изменение скорости предметов («быстрее», «медленнее» и т.д.). Стрелки. Моделирование движения предметов (обозначение начальной и конечной точек движения, рисование траектории, указание направления движения с помощью стрелочек).

Моделирование условий, необходимых для организации соревнования. Слова «старт», «финиш», «одновременно», «раньше», «позже», «быстрее», «медленнее», «соревнование». Вопросы педагога.

Слова, обозначающие направление движения предмета («слева направо», «вперед», «назад», «сверху вниз»). Стрелки, обозначающие направление движения и местоположение предмета в пространстве. Моделирование дороги с соответствующими дорожными знаками, поведения пешеходов, соответствующего правилам дорожного движения.

Материал

Песочные и стрелочные часы. Атрибуты для исполнения детьми роли машинок (или их водителей). Машинки и другие движущиеся игрушки. Предметы-ориентиры для обозначения начальной и конечной точек движения. Стрелки. Бумага и карандаши. Тесьма.

Предметы и ориентиры для фиксации мест старта и финиша, игрушечные машинки и другие игрушки.

Модель улицы, включающая дома, тротуары, проезжую часть улицы, машины, пешеходов, дорожные знаки. Стихи о светофоре

Действия педагога

Знакомит детей с функциями и устройством песочных и стрелочных часов. Формирует первые представления о длительности временных интервалов (1 мин, 5 мин, 30 мин). Организует сюжетные игры, в ходе которых водитель машины или другого транспортного средства (его роль играет воспитатель) общается с пассажиром (полицейским, бензозаправщиком, шофером другой машины и т.д.) по поводу маршрута («Как доехать до… »), обсуждает расположение тех или иных объектов в пространстве (что для кого из собеседников впереди/сзади; далеко/близко). В игре «Команды» (в детском саду и дома) взрослые меняются ролями «командира» и «исполнителя команды» с детьми

Создает условия для освоения детьми правил проведения соревнований: соревнующиеся должны начинать бег (движение) одновременно от определенного места («старт») и добегать до определенного места («финиш»). Организует практические ситуации, в ходе которых у детей развиваются представления о том, что значит «одновременно», «раньше», «позже», что такое «старт» и «финиш»; почему на этих соревнованиях важно начинать движение одновременно (заканчивать его можно в разное время). Информирует родителей воспитанников о введении правил для соревнований, с тем чтобы подобные игры-соревнования могли проводиться с детьми дома.

Моделирует работу светофора в соответствии с правилами: когда загорается зеленый сигнал для пешеходов (разрешает им движение), для водителей горит красный (запрещающий) сигнал светофора; когда загорается зеленый сигнал для водителей (разрешает движение автомобилей), для пешеходов загорается красный сигнал. Побуждает родителей воспитанников предпринимать целевые прогулки с ребенком к светофору, наблюдать за его работой, поведением пешеходов, движением машин, обсуждать с детьми, кто поступает правильно, т.е. в соответствии с правилами дорожного движения.

Действия детей

Сделав предположение о том, насколько велик промежуток времени в 1 мин. (5 мин., 30 мин.), и использовав это время для какой-либо деятельности или игры, дети делятся своими впечатлениями о том, много это или мало (долгое или короткое время).В сюжетных играх, играх с правилами — в рассказах (как ехала машина, или как ей надо ехать, что видит по дороге водитель, что — пассажиры, что — пешеходы) используют слова, обозначающие направление движения и изменение скорости предметов. Прокладывают с помощью тесьмы (и/или рисуют) «дорожки» (траектории) движения игрушечных машинок, отмечают на них начальные и конечные точки, указывают направление движения (с помощью стрелок), используя для этого ограниченное пространство (стол, коврик или их части, часть комнаты или участка детского сада).

С помощью педагога договариваются о правилах проведения соревнований. Намечают места старта и финиша для соревнования машин и других игрушек. Стараются замечать, все ли правила соревнований соблюдаются: одновременно ли соревнующиеся начали движение; если нет, то кто из них (какая машинка) раньше, кто позже; кто раньше добрался до финиша; началось ли движение точно от старта. Обсуждают, как быть, если какое-то правило нарушено. Высказывают свои предположения о результате соревнования; сравнивают предполагаемый результат с реальным. Устраивают соревнования машин, других игрушек дома.

Активно участвуют в игровом моделировании улицы и происходящих на ней событий, отвечают на вопросы педагога, комментируют движение машин, пешеходов, задают направление их движения с помощью стрелочек. Запоминают стихи о светофоре. С помощью педагога распределяют деятельность: одни дети выразительно рассказывают стихи, другие (вначале —взрослый) сопровождают их чтение действиями с моделью светофора, с другими способами игрового моделирования. В ходе наблюдений за работой светофора пытаются определить, кому какой его сигнал предназначен, установить причинно-следственные связи между сигналом (цветом) светофора и изменениями движения пешеходов и машин (останавливаются или начинают движение).

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАССАЖИРОВ

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений ,лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача № 1

Образовательно-развивающая задача № 2

Задача детей

Соблюдать правила безопасного поведения пассажиров, работников разных видов транспорта (в том числе специализированных машин). Узнавать название, устройство и назначение различных видов транспорта, их характерные признаки, профессии людей, которые работают на каждом из них, выделять места, в которых они размещаются. Использовать полученные представления в играх с разными видами транспорта (исполнять роли работников этих видов транспорта, пассажиров, других людей, которые пользуются их услугами).

Знать и следовать правилам, которые надо соблюдать в общественном транспорте. Знать и следовать правилам безопасности для пассажиров легковых машин: взрослым надо пристегиваться специальными ремнями; детям — садиться в специальные автомобильные кресла. Знать и следовать правилам безопасного поведения в метро (если оно есть в городе). Учиться входить в общественный транспорт и выходить из него.

Задача педагога

Продолжать создавать условия для развития у детей адекватного отношения к транспорту: без излишнего страха, но с осторожностью. Закреплять и расширять представления детей о видах городского транспорта, полученные в младшей группе. Расширять их представления междугородном транспорте: автомашины, поезд, самолет, пароход. Учить детей классифицировать виды транспорта: легковые и грузовые машины; городской общественный транспорт и специализированные машины; городской и междугородный транспорт. Уточнять представления детей о действиях: водителя (машиниста поезда, пилота самолета, капитана корабля); людей других профессий, помогающих перевозить пассажиров, обеспечивающих их безопасность; пассажиров

Закреплять и расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте (городском и междугородном), полученные в младшей группе. Учить детей соблюдать правила безопасного поведения в легковых машинах. Знакомить со средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров (ремни для пристегивания для взрослых, автомобильные кресла для детей).

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

(ПОС). Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в процессе классификаций разных видов транспорта. Уточнение представлений детей о том, кто ездит в специализированных машинах, где и как размещается, где и как размещаются пассажиры поезда, самолета, парохода, автомашины

(КОС). Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие

КОС:  Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие

Средства

Классификация. Признаки, по которым можно судить о том, к какой группе отнести тот или иной вид транспорта. Связи между назначением транспорта и его строением. Чтение.

Игровое моделирование. Вопросы, рассуждения, выводы

Материал

Рули, медальоны (эмблемы) с изображением разных видов транспорта. Иллюстрации (фотографии) машин и других транспортных средств. Игрушечные виды транспорта. Отрывки из повести Б. Житкова «Что я видел», другие литературные произведения (в том числе стихи о транспорте)

Игрушечные виды транспорта. Фотографии, рассказывающие о семейных путешествиях воспитанников с родителями. Иллюстрации (фотографии) пристегнутых пассажиров легковых машин — детей и взрослых. Модели пристяжных ремней и детских автомобильных кресел для игр детей

Действия педагога

Организует игровые занятия и дидактические игры с целью развития способностей детей: выделять признаки, лежащие в основе классификации

предметов; выделять отдельные части специализированных машин. Обсуждает с детьми, какие машины-помощники существуют, кому, чем и как они помогают. Организует сюжетные игры с использованием машин-помощников. Читает детям художественные произведения, рассказывающие о путешествиях, поездках и т.д., обсуждает с ними поступки персонажей с точки зрения безопасности поведения пассажиров в транспорте. Побуждает родителей воспитанников продолжать развивать у детей интерес к работе машин (их движению, назначению и в то же время осторожное отношение к ним),   приучать детей выполнять правила безопасного поведения на улице и в транспорте; во время прогулок обращать внимание детей на разные виды транспорта; обсуждать признаки, по которым можно судить о его назначении

В процессе игр и игровых ситуаций: актуализирует уже имеющиеся у детей представления о правилах поведения в городском общественном транспорте, знакомит их с новыми (как пассажиры стоят на остановках, как входят в салон и выходят из него, не стоят у дверей, не высовываются и не высовывают руки в открытые окна, вежливо обращаются друг к другу и др.); знакомит с элементарными правилами поведения, которые надо соблюдать во время путешествий на поезде, самолете, пароходе, в междугороднем автобусе; знакомит с правилами поведения при поездках в легковом автомобиле. Предлагает родителям воспитанников: выполнять правила безопасной перевозки пассажиров в легковых автомобилях; знакомить детей с простейшими правилами поведения в метро (если оно есть в городе)

Действия детей

Активно участвуют в играх и занятиях, предлагаемых взрослыми. Выделяют места для водителей и пассажиров пассажирском (в том числе железнодорожном, в самолете и т.д.) в специализированном транспорте. При рассматривании иллюстраций (фотографий) выделяют признаки, по которым можно опреде лить назначение машин. Слушают художественные произведения, отвечают на вопросы взрослых о том, правильно ли ведут себя их персонажи, соблюдают ли они правила безопасного поведения в транспорте.

В сюжетных играх «Поезд», «Автобус», «Самолет», «Пароход» и др. выполняют роли пассажиров и сотрудников («машинист», «водитель», «пилот», «капитан», «матросы» и др.). Вместе с родителями рассказывают о своих путешествиях в другие города и страны на поездах, самолетах, междугородных автобусах, пароходах, в легковых машинах (куда ездили, зачем (с какой целью), чем занимались в пути, какие правила соблюдали, какие опасные ситуации возникали или могли возникнуть, как удавалось их избежать). Используют в сюжетных играх автомобильные ремни для пристегивания и автокресла (подбирают для этого предметы-заместители

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ 

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача

Задача детей

При катании на велосипеде знать и выполнять правило: ездить можно по двору, парку, бульвару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы

Задача педагога

Знакомить детей с правилами безопасного поведения при катании на велосипеде.

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС: Обсуждение правил безопасного поведения при катании на велосипеде.

КОС:  Игровые. Интеграция с образовательными областями; познавательное развитие; физическое развитие

Средства

Моделирование опасных ситуаций, возникновение которых возможно при катании на велосипеде.

Материал

Велосипед. Игрушки для игрового моделирования опасных и безопасных ситуаций катания на велосипеде

Действия педагога

Моделирует потенциально опасные ситуации при катании на велосипеде: для ребенка; для окружающих. Обсуждает с детьми, кому какая опасность может угрожать и как ее избежать

Действия детей

Учатся кататься на велосипеде. Активно участвуют в моделировании и обсуждении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при катании на велосипеде. Стараются соблюдать правила безопасной езды на велосипеде

Достижения детей среднего дошкольного возраста:

  • Выделяют причинно-следственные связи возникновения опасности по отношению к ним самим, другим людям, окружающим предметам в знакомых ситуациях.
  • Действуют в соответствии с освоенными правилами безопасного поведения, позволяющими предотвратить такие ситуации.
  •  В случае возникновения опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью их самих, окружающих людей, сохранности предметов, могут обратить на это внимание взрослого.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дети правильно выделяют причинно-следственные связи возникновения опасности по отношению к самому ребенку, другим людям, окружающим предметам во всех типах знакомых им ситуаций: бытовых, транспортных, игровых, встречающихся в литературных произведениях. Самостоятельно выполняют освоенные правила безопасного поведения по отношению к себе, другим людям, окружающим предметам, позволяющие предотвратить возникновение известных опасных ситуаций. Заметив возникшую опасность, знает, как указать на нее взрослому.

Ребенок ошибается или затрудняется при выделении причинно-следственных связей возникновения опасности в некоторых знакомых ему ситуациях; при помощи взрослого (например, его направляющих вопросов) выполняет задание. Затрудняется в выполнении освоенных правил безопасного (по отношению к себе и окружающим людям и предметам) поведения, позволяющих предотвратить возникновение известных опасных ситуаций, но при указании взрослым нужных способов действий следует им. Знает, что, заметив возникшую опасность, надо сообщить о ней взрослому, но затрудняется в нахождении способа такого сообщения.

Ребенок не может выделить причинно-следственные связи возникновения опасности в знакомых ситуациях даже с помощью взрослого. Не выполняет освоенных правил безопасного поведения, позволяющих предотвратить возникновение известных опасных ситуаций, даже после показа способа взрослым. Забывает, что, заметив возникшую опасность, надо сообщить о ней взрослому.

С Т А Р Ш А Я   Г Р У П П А  ( 5 – 6 лет)

 В старшей группе актуализируется опыт детей, связанный с правилами безопасного поведения, полученный ими ранее по всем блокам. При этом создаются условия для проявления ими большей самостоятельности (по сравнению со средней группой)  как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании, ввести следующие усложнения. Дети (вместе со взрослыми) находят другие сказки и придумывают свои на темы выполнения (невыполнения) правил безопасного поведения на дороге (как пешеходы, как пассажиры, как водители). Дети придумывают и изображают дорожные знаки, напоминающие о необходимости выполнять правила безопасного поведения на дороге. Комментируют замыслы и результаты своих работ. Наблюдения и эксперименты, в которых дети принимают участие, направлены не выявление простейших закономерностей и выявление причин возникновения опасных ситуаций. Продолжается работа по накоплению детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них. В старшей группе расширяются возможности для использования таких форм работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача № 1

Образовательно-развивающая задача № 2

Образовательно-развивающая задача № 3

Задача детей

Учиться замечать опасные дорожные ситуации. Использовать слова-характеристики движения, предметы-ориентиры для описания этих ситуаций, а также проделанных маршрутов для фиксации опасных мест (с точки зрения ПДД) на этих маршрутах. Использовать стрелки как знаки, с помощью которых можно обозначать направление движения предметов, людей, сказочных персонажей: в сюжетных играх; в играх с правилами; при моделировании движения машин и других игрушек. Называть пространственные направления, которые указывает стрелка. Рисовать задания для игры «Команды». Измерять длительность временных интервалов с помощью песочных часов. Использовать материалы пособия «Разноцветные полоски» и другие «мерки» для измерения длины пути, проделанного машинкой (или другими игрушками).

Учиться проводить игры-соревнования «Кто быстрее пробежал (какая машина быстрее проехала); кто проделал больший путь за одно и то же время»

Узнавать дорожные знаки по внешнему виду, изображать их, понимать их значение и следовать указаниям. Уметь переходить через дорогу с правосторонним движением: знать, что перед началом перехода надо посмотреть налево; дойдя до середины дороги (до «островка безопасности»), посмотреть направо.

Задача педагога

Создавать условия для развития умений детей ориентироваться во времени и в пространстве как основы для освоения ими правил безопасного поведения на дорогах. Продолжать учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях, фиксировать потенциально опасные. Учить детей описывать маршруты движения машин и других игрушек, а также знакомые им пешеходные маршруты и движения транспорта (вместе с родителями), выделять опасные места (с точки зрения ПДД), находить способы безопасного поведения в этих местах.

Продолжать создавать условия для развития умений детей ориентироваться в дорожных ситуациях. Развивать представления детей о скорости как о расстоянии, пройденном за единицу времени. Учить детей сравнивать длины путей, пройденных объектами за один и тот же промежуток времени (при прямолинейном движении). Учить детей выбирать и устанавливать правила соревнований по бегу (езде) на скорость. Информировать родителей воспитанников о правилах проведения соревнований.

Продолжать знакомить детей с правилами перехода через дорогу. Ввести классификацию дорожных знаков:

  • информационно-указательные знаки («Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса» и др.);
  • предупреждающие («Осторожно, дети», «Светофор», «Скользкая дорога», «Дорожные работы» и др.);
  • запрещающие знаки «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено» и др.);
  • предписывающие знаки («Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»); знаки приоритета («Главная дорога», «Уступи дорогу»);
  • знаки сервиса («Больница», «Телефон», «Пункт питания»).

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС:  Партнерское взаимодействие взрослых и ребенка в процессе составления рассказа из опыта (и презентации) на тему «Дорога из детского сада (ближайшего магазина, поликлиники, кинотеатра, библиотеки и др.) домой». Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе: использования песочных часов для измерения промежутков времени; обсуждения устройства песочных часов, способов их конструирования; использования «разноцветных полосок» и других «мерок» для измерения пройденного пути.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие

ПОС:  Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в процессе обсуждения новых способов (по сравнению со средней группой) проведения соревнований.

КОС: Игровые

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе обсуждения назначения и изображения дорожных знаков, их содержания, выделения групп знаков.

КОС:  Игровые.

Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие.

Средства

Слова, обозначающие направление движения предмета и  характеризующие: время (долгое - короткое, много - мало, больше -  меньше времени); путь (длинный - короткий, большой и т.д.); скорость (большая - быстро движется, маленькая - медленно движется); траекторию - «дорожку» (прямая, с поворотами и т.д.). Стрелки, обозначающие направление движения. Моделирование движения предметов «Мерки» для измерения длины.

Моделирование условий, необходимых для нового (по сравнению со средней группой) способа организации соревнований. Слова «старт», «финиш», «одновременно», «раньше», «позже», «быстрее», «медленнее», «соревнование». Сигналы «Марш!» и «Стоп!» разного характера. Вопросы педагога.

Дорожные знаки. Моделирование улиц города, включающее дорожные знаки, предметы-ориентиры, стрелки и т.д. Чтение

Материал

Песочные и стрелочные часы. Материалы для изготовления песочных часов. Дидактическое пособие «Разноцветные полоски» и другие «мерки» для измерения длины. Машинки и другие движущиеся игрушки. Предметы-ориентиры для обозначения начальной и конечной точек движения. Стрелки. Бумага и карандаши (фломастеры). Тесьма

Предметы-ориентиры для фиксации мест старта и финиша, игрушечные машинки и другие игрушки

Стрелки. Бумага и карандаши (фломастеры). Дорожные знаки. Модели улиц города, материалы для их конструирования. Стихотворение Я. Пишумова «Азбука города».

Действия педагога

Помогает детям использовать в самостоятельной деятельности: песочные часы для измерения времени своего бега (ходьбы), других детей, игрушек; «разноцветные полоски» и другие «мерки» для измерения длины пройденного пути. Организует игру «Дорожный репортаж», в ходе которой дети с помощью игрушек изображают дорожные ситуации и комментируют их. Организует презентации рассказов детей с родителями на тему «Дорога из детского сада (ближайшего магазина, поликлиники, кинотеатра, библиотеки и др.) домой». В игре «Команды» (в детском саду и дома) предлагает игрокам рисовать задания друг для друга с указанием характеристик движения.

Создает условия для освоения детьми новых правил проведения соревнований: соревнующиеся начинают и заканчивают бег (движение) одновременно по сигналу (например, звуковому) от одного места «старта», бегут по прямой дорожке; отмечается место финиша для каждого - то, в котором он оказался при подаче второго сигнала. Учит определять победителей - тех, кто между двумя сигналами успел пробежать более длинную дорожку. Организует практические ситуации, в ходе которых у детей развиваются представления о том, почему на этих соревнованиях важно начинать и заканчивать движение одновременно.

Создает условия для понимания детьми важности освоения правил дорожного движения, дорожных знаков. Читает и обсуждает с детьми смысл стихотворения

Я. Пишумова «Азбука города». Организует ситуации, побуждающие детей: знакомиться с новыми дорожными знаками, выяснять, что они обозначают, выделять их составные части; выделять группы дорожных знаков, распределять их по группам. Используя модель улицы, организует разыгрывание поведения пешеходов в соответствии с тем или иным дорожным знаком, обсуждает, как изменяется поведение водителей, увидевших тот или иной дорожный знак

Действия детей

В сюжетных играх, тематически связанных с движением, играх с правилами используют песочные часы (для определения времени езды машины, ходьбы, бега и т.д.); стрелки (для указания направления движения); «мерки» (для измерения пути). Внимательно слушают описания маршрутов своих товарищей, задают вопросы. В игре «Команды» прокладывают с помощью тесьмы или рисуют «дорожки» (траектории) движения игрушечных машин, отмечают на них начальные и конечные точки, указывают направление движения (с помощью стрелок), используя для этого большее пространство комнаты или участка детского сада, чем в средней группе. Моделируют движения предметов (обозначают начальную и конечную точки движения, рисуют траектории, указывают направление движения с помощью стрелок)

С помощью педагога договариваются о правилах проведения соревнований. Следят, все ли правила соревнований соблюдаются: одновременно ли соревнующиеся начали и закончили движение; если нет, то кто из них (какая машинка) раньше, кто позже; началось ли движение точно от старта; кто успел пробежать (проехать) больше (у кого финиш отстоит дальше от старта). Обсуждают, как быть, если какое-то правило нарушено. Высказывают свои предположения о результате соревнования; сравнивают предполагаемый результат с реальным. Устраивают соревнования машинок, других игрушек дома.

Ищут способы распределения дорожных знаков по группам; определяют, по каким признакам их можно отнести к группе, которая: указывает; предупреждает; запрещает; предписывает; сообщает (к этой группе можно отнести знаки сервиса и приоритета). Учат стихотворение Я. Пишумова «Азбука города». Моделируют и комментируют изменения поведения пешехода, увидевшего тот или иной дорожный знак. Демонстрируют изменение движения машины под воздействием этого знака. Рисуют дорожные знаки (выделяя их характерные составные части), используют эти изображения в играх

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАССАЖИРОВ

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача

Задача детей

Выяснять, почему пассажир автобуса (поезда, автомобиля и т.д.) может упасть, что и как ему надо делать, чтобы избежать падения. Участвуя в экспериментах, наблюдая по ходу моделирования движения тележки с пассажиром, стараться понять причины его возможного падения при резком начале движения или остановке тележки.

Задача педагога

Развивать естественнонаучные представления детей о закономерностях, лежащих в основе правил, которые необходимо соблюдать пассажиру транспортного средства: крепко держаться (особенно в начале его движения и при торможении); пристегиваться специальными ремнями безопасности, использовать детское автомобильное кресло.

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС:  Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе игрового моделирования, обсуждения экспериментов и наблюдений происходящего при резком начале движения машины и ее резком торможении.

КОС:  Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие

Средства

Наблюдения. Моделирование. Экспериментирование. Вопросы педагога. Логические рассуждения

Материал

Игрушечная платформа на колесах (или машинка с открытым кузовом), прочные игрушки небольшого размера (человечки или уточки на подставке и т.д.), которые можно поставить на платформу.

Действия педагога

Создает условия для актуализации представлений детей о том, что движение предмета продолжается, его трудно прекратить - для этого необходимо действие на этот предмет какого-либо другого. Проводит эксперименты, обсуждает их с детьми и помогает сделать выводы, что при большой скорости остановиться трудно, можно при этом упасть вперед. Иллюстрирует с помощью игровых моделей, что при резкой остановке ног человека (игрушки) тело и голова некоторое время еще не успевают остановиться, продолжают двигаться вперед — человек может упасть вперед (если его ничто не удерживает). Когда ноги человека (игрушки), стоящие на тележке, резко начинают двигаться вместе с внезапно поехавшей тележкой, туловище и голова человека еще не успевают набрать такую же скорость и человек может упасть назад

Действия детей

Дети под наблюдением педагога экспериментируют, пытаясь: остановиться, сбежав с горки; остановиться, вбежав на лед; сильно разбежавшись, резко остановиться в строго определенном месте (например, около черты); повернуть на бегу. По ходу экспериментов рассказывают о своих наблюдениях и ощущениях. Вместе с педагогом моделируют ситуации движения игрушечной платформы с игрушкой (пассажиром) на ней. Наблюдают, что происходит с игрушкой (пассажиром): при резкой остановке платформы (пассажир падает вперед); при резком начале движения платформы (пассажир падает назад). Рассуждая вместе с педагогом, приходят к выводу, что и как надо делать пассажиру, чтобы не упасть.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача № 1

Образовательно-развивающая задача № 2

Образовательно-развивающая задача № 3

Задача детей

Выяснять, что происходит при торможении машины, почему водитель, затормозив, не может сразу остановить машину. Объяснять, как должен себя вести пешеход в связи с этой закономерностью, какие правила поведения на улице ему необходимо соблюдать.

Интересоваться тем, что видит водитель, сидя за рулем грузовой машины, легковой машины.

Знать, что ни велосипед, ни самокат не может остановиться мгновенно, после торможения до остановки они проезжают некоторое расстояние. Учиться выполнять правила безопасной езды: тормозить заранее так, чтобы не причинить вред другим людям, не пораниться самому, не повредить велосипед (самокат). При катании на велосипеде, самокате знать и выполнять правило: ездить можно по двору, парку, бульвару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы.

Задача педагога

Развивать естественнонаучные представления детей, позволяющие объяснить, почему машина не может остановиться мгновенно. Создавать условия для того, чтобы дети, устанавливая связи между действиями водителей и пешеходов, делали выводы, что: пешеходам нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом; нельзя кататься с горы, если неподалеку от ее склона может проехать машина. Информировать родителей о том, каким образом можно помочь детям понять, почему машины не могут останавливаться мгновенно

Создавать условия для того, чтобы дети убедились в том, что поле зрения шофера за рулем машины ограничено. Подвести детей к пониманию того, что пешеходы (особенно небольшого роста) должны быть особенно осторожны: водитель может их не увидеть. Помочь детям увидеть ограниченность обзора для водителя при движении задним ходом

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения при катании на велосипеде и на самокате. В частности, при повороте на велосипеде или самокате без снижения скорости можно упасть.

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе обсуждения экспериментов, наблюдений, моделей, совместных логических рассуждений и выводов.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя, детей, водителей автомобилей в процессе обсуждения опасных ситуаций, которые могут возникнуть из-за ограниченности поля зрения водителя.

КОС:  Игровые.

ПОС:  Обсуждение правил безопасного поведения, которые следует соблюдать при катании на велосипеде и на самокате.

КОС:  Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие

Средства

Наблюдения. Моделирование. Экспериментирование. Вопросы педагога. Логические рассуждения

Пространственная децентрация. Вопросы взрослых.

Моделирование опасных ситуаций, возникновение которых возможно при катании на велосипеде, самокате, при несоблюдении правил безопасности (в том числе, при торможении). Чтение.

Материал

Игрушечные машинки. Резинки для закрепления колес игрушечных машинок. Круглая щетка и две плоские.

Грузовая машина (которая привозит продукты в детский сад). Легковая машина, принадлежащая кому-то из персонала или из родителей воспитанников.

Велосипед. Самокат. Игрушки для моделирования опасных ситуаций. Стихотворение Н. Кончаловской «Самокат»

Действия педагога

Актуализирует представления детей о том, что характер движения предметов зависит от их формы и строения: круглые предметы, предметы с вращающимися колесами катятся, долго не останавливаются; некруглые предметы и те, колеса которых не вращаются (закреплены), скользят, быстро останавливаются после начала движения. Создает условия для наблюдений детей за процессом торможения машины: колеса при этом перестают крутиться, не катятся, а скользят по дороге; в результате машина останавливается. Использует предметные модели (круглая щетка и две плоские) для иллюстрации и объяснения происходящего при торможении машины. Организует игры «Водители и пешеходы». Рекомендует родителям воспитанников во время прогулок обращать внимание детей на то, что происходит при торможении машин

Договаривается с администрацией детского сада и водителем продуктовой машины (которая обслуживает детский сад) об организации ОС: дать возможность детям узнать, что видит водитель из кабины грузовика. Предварительно обсуждает с детьми правила поведения, планирует с ними и организует намеченную деятельность. Аналогично дети получают представления о том, что видит водитель легковой машины.

Предупреждает родителей воспитанников о необходимости выслушивать и обсуждать впечатления, которыми дети делятся с ними

Моделирует потенциально опасные ситуации при катании на велосипеде, самокате (в том числе при неправильном торможении, при несоблюдении соответствующих правил безопасности): для ребенка, его велосипеда (самоката); для окружающих. Обсуждает с детьми, кому может угрожать опасность, в чем она состоит, как ее избежать

Действия детей

В ответ на вопросы педагога делают предположения о характере и продолжительности движения разных предметов до момента их остановки, проверяют их в ходе экспериментов и наблюдений, делают соответствующие выводы. Экспериментируют с машинками и другими движущимися игрушками, наблюдая за замедлением их движения и остановкой, а также за их движением, когда колеса закреплены. Исполняя роли водителей и пешеходов в играх, согласуют свои действия. Во время прогулок к пешеходным переходам наблюдают за движением машин, выделяют процессы их торможения, оценивают (качественно) время, которое понадобилось машине для того, чтобы остановиться. Выделяют правильное поведение пешеходов и их ошибки.

Находясь в пространственной позиции водителя автомобиля, отвечают на вопросы взрослых, рассказывают, что им видно, что — нет. Рассуждают о том, какие правила дорожного движения необходимо соблюдать пешеходам-детям. Делятся с родителями своими впечатлениями.

Осваивают способы поворотов, торможения, увеличения скорости, катаясь на велосипеде и самокате. Учатся выполнять правила безопасной езды на велосипеде, на самокате. Активно участвуют в моделировании и обсуждении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при катании на велосипеде или самокате

Достижения детей старшего дошкольного возраста

  • Распознают опасные ситуации, принадлежащие к знакомому типу (не только те, которые обсуждались), определяет, в чем состоит опасность, кому она угрожает.
  • Знают, какие правила безопасного поведения следует выполнять для предотвращения ситуаций, относящихся к знакомому типу, объясняют, почему надо поступать тем или иным образом.
  • Действуют в соответствии с правилами безопасного поведения, руководствуются ими в повседневной жизни.
  • Знают, как поступать в случае возникновения отдельных ситуаций (обсуждаемых ранее), представляющих опасность для них самих, окружающих людей, предметов, объектов природы.
  • Знают, к кому из взрослых обратиться в случае возникновения опасных ситуаций, на что обратить их внимание.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дети определяют, в чем состоит опасность, кому она угрожает не только в уже знакомых ситуациях, но и в тех, которые ранее не обсуждались. Называют правила безопасного поведения, которые следует выполнять для предотвращения этих ситуаций, и объясняют причины выбора этих правил. Следуют правилам безопасного поведения в повседневной жизни: в спортивных и других играх, в ходе занятий физкультурой, художественным творчеством, в транспорте, при общении с животными, при передвижении по городу, в лесу и т.д. При игровом моделировании опасной ситуации (обсуждение которой проводилось) находят способы и средства действий, позволяющие выйти из нее с наименьшими потерями. Находят взрослого, к которому следует обратиться за помощью, и объясняет ему, что произошло.

Ребенок ошибается или испытывает затруднения при определении, в чем состоит опасность, кому она угрожает в ситуации, которая относится к рассматриваемому типу, но не рассматривалась ранее. Не может самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, которые следует выполнять для предотвращения этой ситуации. При помощи взрослого выполняет задание. В повседневной жизни не всегда следует правилам безопасного поведения. При игровом моделировании опасной ситуации (знакомой) требуется помощь взрослого для отыскания средств и способов действий, позволяющих выйти из нее с наименьшими потерями.

Ребенок даже с помощью взрослого не может определить, в чем состоит опасность, кому она угрожает в предъявленной ситуации (не обсуждаемой ранее), какие правила безопасного поведения следует выполнять для предотвращения этой ситуации. В повседневной жизни часто нарушает правила безопасного поведения. При игровом моделировании опасной ситуации (знакомой) даже с помощью взрослого не может найти средства и способы действий, позволяющие выйти из нее.

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я  К   Ш К О Л Е   Г Р У П П А  ( 6 – 7 лет)

В подготовительной к школе группе, как и в старшей, большое внимание уделяется проявлению детьми большей самостоятельности как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании. Продолжается работа по накоплению детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них. В подготовительной к школе группе расширяются возможности для использования таких форм работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача № 1

Образовательно-развивающая задача № 2

Образовательно-развивающая задача № 3

Задача детей

Учиться предвидеть возникновение опасных дорожных ситуаций. Учиться намечать, запоминать и находить дорогу. Учиться определять время с помощью часов. Учиться сравнивать скорости движения объектов, изображать их относительную величину, варьируя длину стрелки (одновременно показывающей направление движения). Выбирать кратчайший маршрут к намеченной цели с учетом дорожных знаков и правил        дорожного движения. Находить способы помощи сказочным героям в отыскании ими нужной дороги. Использовать для этого разные средства: стрелки, предметы-ориентиры, помогающие обозначить пройденный путь, и др. Учиться схематично изображать дороги (сказочные и реальные). Использовать стрелки и другие средства ориентировки в пространстве в ходе проведения подвижных игр, упражнений, соревнований (со сверстниками и младшими детьми).

Учиться самостоятельно проводить игровые соревнования «Кто быстрее пробежал (какая машина быстрее проехала, кто проделал больший путь за одно и то же время)» по более сложным правилам, чем в старшей группе. Определять в них победителей

Принимать во внимание дорожные знаки, понимать, что они обозначают, изображать их, объяснять, как следует вести себя, пешеходу при виде того или иного знака — на что ему надо обратить внимание, почему может возникнуть опасность. Учиться оценивать правильность действий пешеходов в дорожных ситуациях, замечать и исправлять их ошибки

Задача педагога

Продолжать учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях (учитывая ПДД и дорожные знаки), предвидеть возможные опасные ситуации и находить способы их разрешения. Учить детей характеризовать относительную величину скорости движения объекта с помощью длины стрелки (в то же время изображающей направление его движения). Знакомить детей со сказками, в которых героям надо найти нужную им дорогу. Учить детей описывать маршруты, ведущие к дому, адрес которого задан, а также рисовать схемы пути к нему («дорожки», траектории), используя стрелки, предметы-ориентиры и т.д. Продолжать учить детей рассказывать о пройденных ими маршрутах (вместе с родителями), выделять опасные места и находить способы безопасного поведения в этих местах. Создавать условия для использования детьми полученных ими ранее представлений и уме ний в повседневной жизни — для выполнения правил безопасного поведения.

Продолжать создавать условия для развития умений детей ориентироваться в дорожных ситуациях. Продолжать развивать представления детей о скорости как о расстоянии, пройденном за единицу времени. Учить детей использовать мерки для сравнения длины путей, пройденных объектами за один и тот же промежуток времени (в более сложных случаях, чем те, которые разбирались в старшей группе).

Создавать условия для расширения и систематизации представлений детей о ПДД, для развития их умений действовать в сложных дорожных ситуациях, принимать правильные решения, объяснять правомерность своих действий, замечать и исправлять ошибки других и собственные.

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС: Партнерское взаимодействие родителей (или воспитателя) и ребенка в процессе составления рассказа из опыта и презентации на тему «Маршруты выходного дня». Выявление опасных мест по ходу этих маршрутов с точки зрения: сложности соблюдения правил дорожного движения; потенциальной возможности заблудиться; потенциальной возможности потеряться. Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе обсуждений способов ориентировки в схемах движения общественного транспорта (городского и междугородного), пригородного железнодорожного транспорта.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое

 ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в процессе обсуждения новых способов (по сравнению со старшей группой) проведения соревнований.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе построения моделей ситуаций дорожно-транспортных происшествий и обсуждений их с детьми.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие

Средства

Слова, характеризующие движение. Стрелки как знаки, обозначающие направление и относительную скорость движения. Моделирование движения объектов (обозначение начальной и конечной точек движения, рисование траектории, указание на правления и относительной величины скорости движения с помощью стрелок). «Мерки» для измерения длины

Моделирование условий, необходимых для новых (по сравнению со старшей группой) способов организации соревнований. Слова «старт», «финиш», «одновременно», «раньше», «позже», «быстрее», «медленнее», «соревнование». Сигналы «Марш!» и «Стоп!» (разного характера). Вопросы педагога

Моделирование ситуаций дорожно-транспортных происшествий. Дорожные знаки.

Материал

Песочные и стрелочные часы. Дидактическое пособие «Разноцветные полоски» и другие «мерки» для измерения длины. Машинки и другие движущиеся игрушки. Предметы-ориентиры для обозначения начальной и конечной точек движения. Стрелки. Бумага и карандаши (фломастеры). Тесьма. Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», Ш. Перро «Мальчик с Пальчик», Г.К. Андерсен «Огниво» и др

Предметы-ориентиры для фиксации мест старта и финиша, игрушечные машинки и другие игрушки. «Мерки» разного типа

Модели городских улиц, материалы для рисования (бумага, карандаши, фломастеры и т.д.).

Действия педагога

Побуждает детей самостоятельно использовать стрелки (для указания направления поисков) в играх с правилами (Казаки-разбойники, Прятки и др.).

 Организует игры:

   «Путевой лист». Вначале берет на себя роль «диспетчера»: предлагает (диктует) «водителю» маршрут, который он обозначает (рисует) на листе, рекомендуемые скорости движения; затем дети играют самостоятельно.            «Репортаж с авторалли». Дети изображают соревнование игрушечных машинок, которое комментирует «спортивный репортер». Поиск на плане (карте) дома, хозяева которого пригласили в гости. Рисование маршрутов движения к этому дому; нахождение оптимального маршрута (наименее опасного; кратчайшего и т.д.).

Организует игры-драматизации на темы сказок, в ходе которых дети переделывают сказочные сюжеты (или придумывают новые на их основе), помогая героям не заблудиться, найти дорогу в нужное им место, используя для этого соответствующие средства. Побуждает. Организует презентации и обсуждение рассказов детей с родителями об их «Маршрутах выходного дня» (в частности, каким образом проложить пешеходный маршрут к намеченной цели с учетом дорожных знаков и правил дорожного движения).

Создает условия для освоения детьми новых правил проведения соревнований: соревнующиеся начинают и заканчивают бег (движение) одновременно по сигналу; бегут (движутся): от одного места старта по прямой дорожке в противоположные стороны; от разных мест старта по прямой дорожке навстречу друг другу; по зигзагообразной дорожке в противоположные стороны или навстречу друг другу. В каждом случае обсуждает с детьми, как узнать, какая из дорожек, пройденных между двумя сигналами, длиннее. Учит использовать для этого разнообразные «мерки». Побуждает детей помогать малышам выявлять победителей соревнований.

Обсуждает правила перехода улицы пешеходами, которые вышли из: трамвая; автобуса; троллейбуса. Побуждает детей рисовать дорожные знаки, которые могут помочь запомнить соответствующие правила. Моделирует ситуации дорожно-транспортных происшествий; обсуждает с детьми их причины (движение и переход дороги в неустановленных местах, переход на запрещающий сигнал светофора, игры в неустановленных местах, незнание ПДД и нежелание их выполнять), возможные способы предотвращения. Создают условия для актуализации естественнонаучных представлений детей. Организуют дискуссии детей в процессе поисков ими объяснений необходимости применения известных им дорожных знаков

Действия детей

В играх с правилами используют самостоятельно нарисованные и вырезанные из бумаги стрелки; их длина показывает относительную величину задаваемой скорости движения. Экспериментируют с изменением: очертания траектории движения («дорожки»), расположения начальной и конечной точек движения, направления движения. Выясняют, как при этом изменяется путь (в каких случаях надо пройти больший путь, в каких — меньший). Для сравнения величины пути используют «Разноцветные полоски» и другие «мерки». Внимательно слушают описания маршрутов, задают вопросы своим товарищам, оценивают оптимальность выбранных ими маршрутов. Для рисования схем движения в ходе игры в «Команды» используется большее пространство комнаты или участка детского сада, чем в старшей группе. Придумывают и проводят (вместе с родителями) в своей и других группах детского сада подвижные игры и упражнения с использованием стрелок и других средств ориентировки в пространстве, игры соревновательного характера (в которых необходимо измерять время, расстояние, соотносить их).

Самостоятельно договариваются о правилах проведения соревнований. Выбирают и намечают места старта, прямую дорожку для бега (езды); договариваются о характере подачи сигналов старта и финиша для соревнования между детьми, машинами, другими игрушками; с помощью взрослых выбирают мерки для измерения «дорожек» (определения победителей). Помогают устраивать соревнования малышам

Рисуют дорожные знаки (выделяя их характерные составные части), используют эти изображения в играх-загадках, включающих схемы перекрестков, пешеходных переходов и т.д. (дети — с помощью взрослых — составляют и задают их своим сверстникам). Классифицируют дорожные знаки, какие из них необходимы для: предотвращения аварии; удобства пешеходов; удобства водителей. Находят естественнонаучные объяснения необходимости установки дорожных знаков («Скользкая дорога», «Дорожные работы», «Пешеходный переход» и др.).

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАССАЖИРОВ

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача

Задача детей

Научиться показывать и объяснять с помощью модели, почему, чем больше скорость транспорта, тем важнее пассажиру автобуса (трамвая, поезда и т.д.) крепче держаться, пристегиваться ремнями безопасности (в автомобиле), чтобы избежать падения.

Задача педагога

Продолжать развивать естественнонаучные представления детей о закономерностях, лежащих в основе правил, которые необходимо соблюдать пассажиру транспортного средства: крепко держаться (особенно в начале его движения и при торможении), пристегиваться специальными ремнями безопасности, использовать детское автомобильное кресло

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе игрового моделирования, обсуждения экспериментов и наблюдений происходящего при резком начале движения машины с большой скоростью, ее резком торможении при езде на большой скорости. КОС: Игровые. Интеграция с образовательной областью: познавательное развитие

Средства

Наблюдения. Моделирование. Экспериментирование. Вопросы педагога. Логические рассуждения.

Материал

Игрушечная платформа на колесах (или машина с открытым кузовом), прочные игрушки небольшого размера (человечки или уточки на подставке и т.д.), которые можно поставить на платформу. Предметы-заместители, выполняющие функции: ремней безопасности; детских авто-кресел.

Действия педагога

Создает условия для самостоятельного моделирования детьми ситуации движения игрушечной платформы с игрушкой (пассажиром) на ней, варьирования ее скорости при этом.

Действия детей

Демонстрируют модель движения платформы с пассажиром детям  младшего возраста. Сравнивают это с ее же движением в случае, когда пассажир пристегнут ремнями безопасности. На основе этого объясняют, какие правила должен соблюдать пассажир, чтобы избежать падения, будучи в транспорте.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ 

Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил

Образовательно-развивающая задача № 1

Образовательно-развивающая задача № 2

Образовательно-развивающая задача № 3

Задача детей

Уметь объяснять, что происходит при торможении машины, почему водитель, затормозив, не может остановить машину сразу. Знать, в каком случае машине необходимо большее время для остановки, и уметь объяснить почему: на мокрой или на сухой дороге; на асфальте или на дороге, покрытой льдом (снегом); при большей или при меньшей скорости движения. Объяснять, в каких случаях (в какую погоду) пешеходу надо быть особенно осторожным: как он должен себя вести при переходе через дорогу и почему.

Иметь представление: что видит водитель легкового и грузового автомобиля (автобуса, трамвая и т.д.), машинист поезда, когда управляет транспортны ми средствами; как влияют на видимость погодные условия (дождь, снег и т.д.), время суток (темнота). Учитывать это в транспортных ситуациях, тщательно соблюдать правила безопасного поведения пешеходов.

Совершенствовать умения тормозить, поворачивать, катаясь на велосипеде и на самокате, произвольно изменять скорость их движения. Знать, что ни велосипед, ни самокат не может остановиться мгновенно; после торможения до остановки они проезжают некоторое расстояние. Учитывать при катании, что на мокрой дороге путь, необходимый для торможения велосипеда(самоката), увеличивается. Знать и выполнять правило: ездить можно по двору, парку, бульвару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы. При катании по тротуару нельзя развивать большую скорость, нельзя мешать передвижению пешеходов. Учиться кататься по велосипедной дорожке, выполняя правила дорожного движения

Задача педагога

Развивать естественнонаучные представления детей, позволяющие объяснить, как и почему изменяется тормозной путь машины (путь, который она проходит от момента снижения скорости водителем до полной остановки). Создавать условия для того, чтобы дети устанавливали связи между погодными условиями и действиями водителей: чем больше скорость машины перед моментом торможения, тем больше она проедет до остановки, дольше не сможет остановиться; на мокрой или обледеневшей дороге нельзя развивать большую скорость, потому что машина после торможения проезжает больше, дольше не может остановиться, чем на сухой асфальтированной дороге

Расширять представления детей о том, что поле зрения шофера за рулем машины ограничено; на него влияет освещенность (зависит от времени суток, сезона), погода (осадки). Создавать условия для выводов детей о необходимости пешеходам быть особенно осторожными в плохую погоду, сумерки, темное время суток.

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения при катании на велосипеде и на самокате. Знакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками, которые должен соблюдать велосипедист.

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе обсуждения экспериментов, наблюдений, моделей, совместных логических рассуждений и выводов.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательной областью: познавательное развитие

 ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя, детей, водителей автомобилей в процессе обсуждения опасных ситуаций, которые могут возникнуть из-за ограниченности поля зрения водителя, плохих погодных условий, темноты.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие, физическое развитие

ПОС: Партнерское взаимодействие воспитателя и детей в ходе обсуждения правил безопасного поведения, которые следует соблюдать при катании на велосипеде и на самокате.

КОС: Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие

Средства

Наблюдения. Моделирование. Экспериментирование. Измерения. Сравнения. Вопросы педагога. Логические рассуждения.

Децентрация. Вопросы взрослых

Моделирование опасных ситуаций, возникновение которых возможно при катании на велосипеде и самокате при несоблюдении правил безопасности (в том числе при торможении на мокрой дороге). Чтение.

Материал

Игрушечные машинки. Резинки для закрепления колес игрушечных машинок. Круглая щетка и две плоские. Пластины, покрытые материалами разной шершавости. Пособие «Разноцветные полоски»

Грузовая машина (которая привозит продукты в детский сад). Легковая машина, принадлежащая кому-то из персонала или из родителей воспитанников.

Велосипед. Самокат. Игрушки и предметы, необходимые для моделирования ситуаций, опасных при катании на велосипеде, самокате. Стихотворение С. Михалкова «Велосипедист».

Действия педагога

Моделирует движение игрушечных машинок на пластинах, поверхности которых имеют разную гладкость. Учит детей измерять величины тормозного пути движущихся игрушек по поверхностям разной шершавости с помощью разноцветных полосок или других «мерок» и сравнивать их. Использует предметные модели (круглая щетка и две плоские) для иллюстрации и объяснения происходящего. Организует игры «Водители и пешеходы». Обращает внимание детей на связь погоды и состояния дороги.

Рекомендует родителям воспитанников во время прогулок обращать внимание детей на то, как движутся машины по мокрой (обледеневшей или заснеженной) дороге, что происходит при торможении

Помимо действий, аналогичных тем, которые педагог предпринимал в старшей группе, он побуждает детей представить себе, что и как видит водитель (машинист): во время снегопада (дождя, метели и т.д. — в зависимости от времени года, в которое проводится данное занятие); в темное время суток. Побуждает детей выражать свои представления о том, что и как видит водитель, в рисунках.

Моделирует потенциально опасные ситуации при катании на велосипеде, самокате (в том числе, при неправильном торможении, при несоблюдении соответствующих правил безопасности): для ребенка, его велосипеда (самоката); для окружающих. Обсуждает с детьми, кому может угрожать опасность, в чем она состоит, как ее избежать.

Действия детей

Выдвигают предположения о характере и продолжительности движения игрушек по поверхностям разной шершавости; проверяют их в ходе экспериментов и наблюдений. Делают соответствующие выводы о том, как в связи с погодными условиями должны себя вести пешеходы, переходя дорогу, какая погода наиболее опасна для водителей и пешеходов. Исполняя роли водителей и пешеходов в играх, согласуют свои действия. Во время прогулок к пешеходным переходам наблюдают за движением машин в разную погоду (после дождя, снегопада, понижения температуры, которое ведет к обледенению дороги), выделяют процессы их торможения, оценивают (качественно) время, которое понадобилось машине для того, чтобы остановиться, выделяют случаи правильного поведения пешеходов и их ошибки.

 Зарисовывают свои впечатления об увиденном из машины, обсуждают их иделют с помощью взрослых общую презентацию на тему «Что видит и что не видит водитель автомобиля. Как в связи с этим надо вести себя детям на дорогах и вблизи них», представляют ее в младших группах детского сада. Готовят вопросы для обсуждения своей презентации с младшими детьми (учитывая их возраст и уже имеющиеся у них представления о ПДД).

Осваивают способы поворотов, торможения, увеличения скорости, катаясь на велосипеде и самокате. Учатся выполнять правила безопасной езды на велосипеде самокате. Активно участвуют в моделировании и обсуждении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при катании на велосипеде или самокате (в том числе на мокрой дороге)

Достижения детей подготовительной к школе группы.

  • Способны предвидеть возникновение возможных опасных ситуаций знакомых типов: какая опасность может возникнуть, кому и чем угрожать, по какой причине, как ее предотвратить; знает, что и как предпринять, если опасность все же возникла. При необходимости могут воспользоваться телефоном, вызвать экстренные службы.
  • Способны переносить освоенные средства и способы безопасного поведения в новые для них ситуации знакомого типа.
  • Могут помочь сверстникам и младшим детям осваивать правила безопасного поведения.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В ходе обсуждения возможных опасных ситуаций знакомых типов дети верно описывают, какая опасность может возникнуть, кому и чем угрожать, по какой причине, как ее предотвратить; что и как предпринять, если опасность все же возникла. Умеют пользоваться телефоном, знают номера телефонов экстренных служб. Успешно переносят освоенные средства и способы безопасного поведения в новые ситуации знакомого типа. Выражают готовность помочь сверстникам и младшим детям осваивать правила безопасного поведения.

В ходе обсуждения возможных опасных ситуаций знакомых типов ребенок испытывает затруднения при самостоятельном определении, какая опасность может возникнуть, кому и чем угрожать, по какой причине, как ее предотвратить; что и как предпринять, если опасность все же возникла. При помощи взрослого выполняет задание

При обсуждении возможных опасных ситуаций знакомых типов ребенок даже с помощью взрослого не может определить, в чем состоит опасность, кому она угрожает в рассматриваемой ситуации, какие правила безопасного поведения следует выполнять для предотвращения этой ситуации; что и как предпринять, если опасность все же возникла.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОТЕРЯЛСЯ

Средняя группа (4-5 лет)

Старшая группа (5-6 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

Образовательно-развивающие задачи для детей

Знать и называть свои имя и фамилию, имена и фамилии своих родителей. Осваивать правила поведения, которые необходимо выполнять, чтобы не потеряться. Знать, как себя вести, если потерялся.

Знать и называть свои имя и фамилию, имена и фамилии своих родителей, других членов семьи, свой адрес. Осваивать правила поведения, которые необходимо выполнять, чтобы не потеряться. Учиться правильно вести себя, если потерялся: в большом магазине; на уличном празднике (к кому в этом случае следует обратить ся за помощью, о чем попросить)

Знать и называть свои имя и фамилию, имена, фамилии и отчества своих родителей, их контактные телефоны (и/или другие способы контакта с ними), свой адрес. Умея ориентироваться в планах помещений, схемах транспортных маршрутов (метро и т.д.), находить на них условленное место встречи, если потерялся (о котором договорились заранее). Руководствоваться правилами поведения, которые необходимо выполнять, чтобы не потеряться в метро и других видах транспорта. Научиться согласовывать два правила безопасного поведения: нельзя разговаривать с незнакомыми людьми; если потерялся, надо обратиться к людям за помощью

Образовательно-развивающие задачи для педагогов

Создавать условия для запоминания детьми сведений о себе и своих родных. Мотивировать детей узнавать и запоминать свой адрес, чтобы не потеряться. Познакомить детей с тем, для чего нужен адрес, что он обозначает, какова его структура. Знакомить родителей своих воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать для того, чтобы ребенок не потерялся.

Создавать условия для запоминания детьми сведений о себе и своих родных. Мотивировать детей помнить свой адрес. Познакомить детей с функциональным назначением адреса, с его структурой, с тем, как найти нужный адрес в городе. Для этого использовать представления детей о почте и отправлении писем (для чего и как работает почта, что такое письмо, что надо сделать для того, чтобы отправить письмо по почте; как теперь чаще всего отправляют письма, какие письма все чаще заменяют те, которые отправляли раньше по почте). Знакомить родителей воспитанников с правилами безопасности, которыми должен руководствоваться взрослый и ребенок, если он потерялся

Создавать условия для запоминания детьми сведений о себе и своих родных, мотивировать к этому детей. Создавать условия для освоения детьми правил безопасного поведения с незнакомыми людьми. Учить детей и их родителей согласовывать способы действий в случаях, когда: ребенок вышел на остановке общественного транспорта, а родители не успели; родители вышли, а ребенок остался. Продолжать знакомить родителей своих воспитанников с правилами безопасности, которые им необходимо соблюдать для того, чтобы ребенок не потерялся.

Образовательные ситуации

прямые, косвенные

ПОС:  Чтение детям и обсуждение с ними стихотворения. Э. Успенского «Жил-был слоненок».

КОС:  Игровые. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие

 ПОС: Чтение детям и обсуждение с ними стихотворения Э. Успенского «Жил-был слоненок», С. Маршака «Почта».

КОС: Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие; речевое развитие

ПОС: Чтение детям и обсуждение с ними сказок, в которых героев приводит к беде общение с незнакомцами

Средства

Вопросы педагога. Структура адреса (город, улица, дом, корпус, этаж, квартира).

Вопросы педагога. Структура адреса (город, улица, дом, корпус, этаж, квартира). Модель улиц города с обозначением названий улиц и номеров домов. Выявление того общего, что свойственно людям, к которым рекомендуется обращаться за помощью, если потерялся.

Вопросы педагога. Схемы помещений, транспортных маршрутов. Модель улиц города с обозначением названий улиц и номеров домов. Выделение и обобщение признаков. Графические модели развития сюжета сказки (рассказа), графические модели распределения ролей и взаимодействия исполнителей (графы). Планы помещений. Схемы транспортных маршрутов (метро и т.д.)

Материал

Стихотворение Э. Успенского «Жил-был слоненок».

Стихотворение Э. Успенского «Жил-был слоненок», С. Маршака «Почта». Фотографии, иллюстрации сотрудников магазинов, охранников, полицейских и т.д. Письма, открытки с на писанными на них адресами

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса», сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» и др. Атрибуты для разыгрывания этих сказок и игр-драматизаций по их сюжетам. Материалы для рисования. Материалы для изготовления конвертов

Действия педагога

Читает детям сказку Э. Успенского «Жил-был слоненок», обсуждает ее с ними. Помогает придумать адрес дома, где жил слоненок, его имя и фамилию. Организует парное разыгрывание игровых ситуаций «Знакомство». В ходе обсуждения и разыгрывания ситуации «Как Петя потерялся, а мама его нашла» обращает внимание детей на то, как следует вести себя ребенку, если он потерялся, какие правила выполнять.

Предлагает родителям воспитанников знакомить детей со своей фамилией, именами родителей, домашним адресом. Помогает организовать разыгрывание ситуации «Как Петя потерялся, а мама (папа) его нашла (нашел)». Обсуждает с родителями, какие правила безопасности следует выполнять взрослым, чтобы ребенок не потерялся при посещении мест большого скопления людей (торговый центр, народное гулянье и т.д.): держать ребенка за руку, не выпускать его из поля зрения; надеть на ребенка яркую одежду (детали одежды); к верхней одежде ребенка (с внутренней стороны) пришить бирку с домашним адресом и/или мобильными телефонами родителей; проверить, помнит ли он свою фамилию. Обсуждает с родителями, что следует предпринять, если ребенок потерялся: в магазине; на улице.

Организует участие детей в обсуждении и создании модели улиц города (с обозначением их названий и номеров домов), уточняет знания детей о том, в каком порядке располагаются дома на улицах. Использует эту модель улиц в ходе игр-драматизаций сказок Э. Успенского «Жилбыл слоненок», С. Маршака «Почта», сказок, сочиненных детьми. Актуализируя опыт детей, связанный с правилами, которые надо соблюдать, чтобы не потеряться, помогает им разобраться в структуре адреса и использовать ее практически. Знакомит детей с тем, как выглядят письма, открытки, которые отправляют по почте, побуждает их проверять, соответствует ли адрес, написанный на них, известной им структуре. Знакомит детей с профессиями работников магазинов, полицейского, охранника, с признаками, по которым их можно отличить от других (если потерялся и надо обратиться за помощью). Организует разыгрывание детьми их версий ситуации «Как Петя потерялся в магазине (на празднике)», обсуждает способы поведения, предлагаемые детьми, помогает им найти лучшие из них, обобщить и сформулировать правила поведения ребенка в том случае, если он потерялся. Знакомит родителей воспитанников с теми правилами поведения, которыми учатся руководствоваться дети в случае, если они потерялись. Обсуждает те правила поведения, которыми должны руководствоваться взрослые в таких случаях (в частности, в торговом центре сразу оповестить охрану о том, что ребенок потерялся, чтобы усилили контроль на всех выходах). Рекомендует разместить на одежде ребенка информацию о том, как связаться с родителями, если ребенок потерялся. Показать ребенку, где эта информация, объяснить, в каких случаях и кому следует сказать об этом.

Обсуждает с детьми сказки, рассказывающие об опасности разговоров с незнакомыми людьми. Побуждает детей сопоставить правило «Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми» с необходимостью обращаться к незнакомым людям в случае, когда потерялся. Побуждает детей придумывать и разыгрывать сюжеты, в которых персонажи поступают согласно правилам безопасного поведения и вопреки им, а также делать настольные игры по этим сюжетам (с помощью взрослых). Организует режиссерские игры и театрализованную деятельность детей данной тематики. Организует игру в почту (конверты с адресами детей и членов их семей делают сами дети). Организует игру «Ребенок потерялся в магазине (на празднике, в транспорте)». Предлагает родителям воспитанников знакомить детей со своей фамилией, именами и фамилиями родителей, домашним адресом, контактными телефонами родителей. Знакомит родителей воспитанников с теми правилами поведения, которыми учатся руководствоваться дети в случае, если они потерялись, а также с правилами поведения, которыми должны руководствоваться родители, чтобы дети не потерялись

Действия детей

Отвечают на вопросы педагога в ходе обсуждения сказки: Что случилось со слоненком? Почему он попал в такую опасную ситуацию? Что ему надо было знать, чтобы избежать этой ситуации? и др. Сочувствуют слоненку, изображают его: потерявшимся; ищущим свой дом; вернувшимся домой (где он решает выучить свой адрес). Принимают участие в игровых ситуациях «Знакомство» (называют свои имя и фамилию, имена и фамилии свои родителей, других членов семьи). Участвуют в разыгрывании ситуации «Как Петя потерялся, а мама его нашла» с воспитателем, который исполняет роль мамы. Дома играют с родителями в аналогичные игры.

Учат стихи наизусть и инсценируют их. Пользуясь структурой адреса, придумывают адрес дома, где жил слоненок со своей семьей, составляют адреса соседних домов. Придумывают адреса, по которым разносят письма почтальоны в ходе игр по стихотворению С. Маршака «Почта». Придумывают игры-драматизации на основе этого стихотворения. Делают конверты и используют их в игре в «Почту». В ходе разыгрывания и обсуждения ситуации «Как Петя потерялся в магазине (на празднике)» приходят к выводу, что, потерявшись, надо: не бегать, стоять на месте и ждать родителей (они ищут и найдут); если родители долго не находятся, не бояться громко говорить окружающим, что потерялся; за помощью обращаться к охраннику, полицейскому, сотрудникам торгового центра, кассирам и др. — к людям, которые одеты в форму; если таких людей поблизости нет, то обратиться к женщине с ребенком, объяснить ей, что случилось, и попросить помочь; оставаться в людном месте, никуда не уходить ни с кем из незнакомых людей, что бы они ни предлагали и ни обещали. Дома рассказывают родителям об играх и занятиях в детском саду, охотно играют с родителями в игры, связанные с правилами, которые надо выполнять, если потерялся. Интересуются тем, какие письма, открытки писали и пишут в их семье, как они выглядят, куда и как их посылают, всегда ли они доходят до адресата, какие адреса на них написаны.

Придумывают свои сказки и рассказы: о путешествиях; о том, как можно потеряться, и что тогда делать. При их подготовке используют графические модели развития сюжета сказки (р При подготовке инсценировок по этим сказкам (рассказам) используют графические модели (графы) распределения ролей и взаимодействия исполнителей. Разыгрывают их, исполняя роли разных персонажей (положительных и отрицательных). Дома продолжают творческую деятельность (вместе с родителями) по придумыванию и разыгрыванию сюжетов, связанных с обсуждаемыми в детском саду правилами безопасного поведения, по изготовлению настольных игр (в которых персонажи действуют в соответствии с правилами безопасного поведения и вопреки им). Прибегают к помощи родителей там, где это необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для методического объединения педагогов района Перово" Обучение дошкольников спортивным играм"

Презентация к выступлениюна методическом объединениидля педагогов района Перово " Обучение дошкольников спортивным играм"....

Методические рекомендации педагогам по экологическому воспитанию дошкольников

Методические рекомендации педагогам по экологическому воспитанию дошкольников...

Методические рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с родителями в обучении ПДД

Рекомендации педагогам по взаимодействию с семьями воспитанников в обучении  безопасному участию в дорожном движении...

Консультация для педагогов: "#СИДИМДОМА или дистанционное обучение детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции: методические рекомендации педагогам"

В представленной консультации рассматривается понятийный аппарат, нормативная база, деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагогам даны полезные ссылки для подчерпывания различной ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУ Консультация для педагогов: «Организация дистанционного обучения дошкольников»

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУКонсультация для педагогов:«Организация дистанционного обучения дошкольников»Дистанционное обучение детей дошкольного ...