Конспект занятия по ОБЖ, беседа с детьми для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"
учебно-методический материал по обж (старшая группа)
Цели:
- познакомить детей с правилами дорожного движения;
- помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков);
- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obzh.docx | 18.06 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 30.33 КБ |
beseda_s_detmi.docx | 178.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ОБЖ
для детей старшего дошкольного возраста
"Безопасность на дорогах"
Цели:
- познакомить детей с правилами дорожного движения;
- помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков);
- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.
Материалы:
- рисунки с изображением дорожных знаков.
^ Ход занятия:
Педагог читает детям рассказ "Зачем нужны дорожные знаки?"
Муравьи - существа хоть и маленькие, но умные и работящие. Целый день бегают они по муравьиным дорожкам. Одни - с поклажей в дом, к муравейнику. Другие - прочь, с мусором и налегке. Никто ни с кем не ссорится, не сталкивается. И всё потому, что у муравьёв свои правила движения. Соблюдаются они строго!
^ Впрочем, если муравей на муравья в спешке и налетит, урон небольшой - уж больно они легки да малы!
Машины тоже снуют с утра до вечера. Бегут с грузом или перевозят людей. Отдыхают в гаражах, а подкрепляются на бензоколонках. Они очень сильные. Они летят по дорогам, как стрела, ревут, словно дикие звери. Они копают глубокие ямы, поднимают брёвна, как спички, и тушат пожары.
^ Если две машины налетят друг на друга или на человека, случится беда.
Люди и машины каждый день встречаются на улице. Чтобы не мешать друг другу, они придумали правила - как себя вести на дорогах.
Машины соблюдают эти правила строго. Если на переходе горит для них красный свет - встают как вкопанные. Пропускают тебя вперёд, на другую сторону улицы. Стоят, урчат, только и ждут зелёного света, чтобы вновь рвануться вперёд.
Машины верят, что и люди будут соблюдать законы улицы. Не переходить её, где попало. На переходе не бежать на красный свет, горящий для пешеходов. Не выбегать внезапно на дорогу. Машины не ожидают этого и не могут сразу остановиться.
^ Машины не нарушают договор с человеком.
- А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).
- Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах и о том, какие бывают дорожные знаки.
Педагог загадывает загадки (с показом картинок) о дорожных знаках, дети отгадывают.
^ Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если всё вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак "Пешеходный переход")
Правило № 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".
^ Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.
(Знак "Подземный переход")
- Самый безопасный переход - подземный.
Правило № 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
- Вот какое стихотворение написал С. Михалков про светофор:
^ Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Жёлтый свет - предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Правило № 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Правило № 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.
Правило № 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Правило № 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень спешишь). Перед дорогой надо остановиться.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
^ Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети.
(Знак "Дети")
Правило № 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
- Ребята, как вы думаете, почему нельзя играть на дороге и возле дороги? (Выслушиваются ответы детей).
Правило № 8. Автобусы, троллейбусы и трамваи опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Правило № 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (по обочине) навстречу машинам.
^ Здесь дорожные работы -
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак "Дорожные работы")
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле -
Не проедете никак!
(Знак "Въезд запрещён")
Этот знак на переезде -
В непростом, заметном, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.
(Знак "Железнодорожный переезд без шлагбаума")
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак "Пункт первой медицинской помощи")
- Все дети любят кататься на велосипеде, на скейтборде, на самокате, на роликовых коньках. Оказывается, для них тоже есть свои правила безопасности:
1. Нельзя кататься в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. Зимой это относится и к конькам, и к санкам.
2. Ездить на велосипеде по дорогам можно только с 14 лет.
3. Не переезжай дорогу на велосипеде, а переходи её по переходу, ведя велосипед за руль.
^ У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак "Велосипедное движение запрещено")
- Ребята, а сейчас я проверю вашу находчивость и сообразительность. Я буду задавать вам вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя.
- Сколько колёс у легкового автомобиля? - (^ Четыре).
- Кто управляет автомобилем? - (Водитель).
- Кто ходит по тротуару? - (Пешеход).
- Для чего нужна проезжая часть? - (Для движения транспорта).
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? - (^ По правой).
- Как называется место пересечения двух дорог? - (Перекрёсток).
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? - (^ Авария или ДТП).
- На какое животное похож пешеходный переход? - (На зебру).
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? - ("Скорая помощь", пожарная и милицейская машины).
- Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? - (^ Моргает правой маленькой лампочкой).
- Где можно играть детям, чтобы не подвергаться опасности? - (Во дворе, на детской площадке).
- Всем ребятам спасибо за участие в занятии. Надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила дорожного движения.
Используемая литература:
1. Журнал "Воспитатель ДОУ" № 3, 2008 г. - Юркина Г. В. "Дидиктические игры (по правилам дорожного движения) для детей старшего дошкольного возраста", стр. 42-45.
2. Усачёва А. А., Берёзин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". - М.: "Фирма "Издательство АСТ", 1999.
3. Помоги себе сам. Книга для чтения учащихся начальных классов. - Областная Детская Библиотека, г. Мурманск, 1995.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Правила безопасности для детей».
Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
· Угроза жизни;
· Возможность нанесения ущерба здоровью;
· Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их..
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мотто транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).
«Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается главной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
Приведу некоторые советы и рекомендации, которые, на мой взгляд, могут помочь родителям и педагогам в обучении детей навыкам безопасного поведения в обществе.
По данному направлению, необходимо уделять внимание в работе с детьми начиная с младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
С родителями, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера — развлечений и выставок художественно — продуктивной деятельности детей и взрослых.
Например: памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т.д.
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году необходимо проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по ее результатам, планируется дальнейшая индивидуальная работа.
Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).
Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.
Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление. Излучения, холод и др.
Говоря о природных опасностях, следует отметить роль антропогенного влияния на их проявления. Многочисленные факторы нарушения равновесия в природной среде связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность солей, увеличивается паводковый расход. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором сокращения опасных явлений. Между природными опасностями существует взаимная связь. Одно явление может послужить причиной, пусковым механизмом последующих. По имеющимся данным, число опасных явлений на земле почти не растет, но человеческие жертвы и материальный ущерб увеличиваются. Ежегодная вероятность гибели жителя нашей планеты от природных опасностей примерно составляет один человек на каждые сто тысяч жителей.
Как утверждают зоологи и охотники, нет правил поведения. Которые бы гарантировали человеку абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых следует придерживаться.
Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников - люди моложе 21 года и лишь немногим более 10% - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели.
Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными. Печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии (науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Ведь, по сути, они, прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить.
Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: “Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...”, “Пойдем, покажу тебе на чердаке котят”, “Хочешь, я тебя прокачу” и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.
Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем - то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
Обратимся к истории дошкольного образования. С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
К.Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.
В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: “Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться”. Именно в этот период вводится новый предмет - школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами “несчастных случаев” и правилами оказания первой помощи.
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте “Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)” (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста доступно:
· Овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание ножницами, первичное владение иглой;
· Представление, что при кипении образуется пар, что пользование техникой в быту облегчает труд человека;
· Умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой для провертывания овощей и вымоченного хлеба и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом;
· Стирка и глажение мелких вещей, мойка и резка овощей для винегрета;
· Знание. Что огонь греет, освещает и жжется и что с ним нужно обращаться осторожно (с младшей группы);
· Знакомство с разнообразными средствами передвижения людей и грузов; с телефоном;
· Понимание, что глина, песок, камни в огне не горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;
· Наблюдение изменения продуктов при варке, сушке, жарке; приготовление на маленькой плите разных кушаний.
. Используйте самые различные методические приемы:
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3. Обращайте внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.
4.Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.
Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).
Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5.Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…
6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Можно использовать такие дидактически игры:
• «Кто из этих людей твои родственники»,
• «Кто лишний»,
• «Как можно закончить предложение»,
• «Угадай по признаку» и др.
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.
Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:
• беседы,
• эксперименты,
• тренинги,
• наглядность,
• сюжеты из жизни,
• художественные произведения,
• игры,
• рисование на различные темы.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Предварительный просмотр:
Бережное отношение к здоровью. Тема: Оказание первой помощи
Бережное отношение к здоровью.
Воспитатель:
Ребята сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Здоровье это главная ценность в нашей жизни. Все мы хотим быть здоровыми, бодрыми. энергичными, бегать не уставая, кататься на велосипеде и роликах, хорошо и быстро плавать. Никому из нас не хочется болеть. Ведь так?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята, мы должны заниматься спортом, закаляться, делать утреннюю зарядку. Но даже если очень заботиться о своем здоровье, нас могут подстерегать различные не приятности.
Давайте посмотрим на экран. Я буду показывать слайды, а вы попробуете догадаться что же случилось с ребенком.
Слайд№1 с изображением девочки, которая держится за живот и плачет. Ребята как вы думаете что случилось с девочкой, почему она плачет?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята у девочки болит живот В этой ситуации нужно подойти к взрослому человеку, он даст лекарства а в случаи необходимости вызовет скорую помощь. А вы знаете какой номер телефона у скорой помощи?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята, телефон 03.
а теперь посмотрите на этот слайд.
Слайд №2 с изображением девочки, у которой болит рука. Что случилось с девочкой?
Ответы детей.
Воспитатель:
правильно не болит рука и возможно она сломала ее. Какую первую помощь надо оказать?
Ответы детей.
Воспитатель: да, нужно наложить повязку или шину, и куда же надо позвонить (ответы)
правильно, молодцы, конечно 03.
теперь посмотрите на этот слайд.
слайд№3-мальчик получил солнечный удар. Что случилось с мальчиком?
Ответы детей.
Воспитатель: да. ему напекло солнышком голову, и он почувствовал себя плохо. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята, мальчик загорал без головного убора. Никогда не забывайте в жаркий, солнечный день надевать головной убор, чтобы не случилось теплового удара. Какую первую помощь до приезда врача можно оказать больному?
Ответы детей.
Воспитатель: да, надо положить человека в тень, дать попить вожды, положить на голову влажное полотенце.
Физкультминутка.
(имитация движений по ходу чтения)
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья настроения
Делаем мы упражнения:
– Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
– То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
– А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В детский сад, к друзьям стремясь.
Теперь посмотрите на этот слайд
слайд№4-мальчик обжег руку
что на нем изображено?
Ответов детей
воспитатель: правильно, ребенок обжег руку, наверно он был не аккуратен с огнем, а вы как думаете почему это с ним произошло?
Какую первую помощь нужно оказать мальчику?
Ответы детей.
Воспитатель: нужно намочить руку в холодной воде, и наложить специальную повязку. А что изображено на этом слайде?
слайд№5-ссадина на колене.
Ответы детей.
Воспитатель :правильно ребята, девочка упала и получила ссадину на колене. Ребята ссадину нужно сразу промыть, почему?
Ответы детей.
Воспитатель :да, ссадину нужно намазать зеленкой, или приклеить пластырь.
Сегодня мы поговорили с вами об оказании первой помощи в случаи болезней и неприятностей.
Вы все меня очень внимательно слушали, ведь вы знаете. как важно беречь и охранять здоровье.
Беседа с детьми: «Знаете ли вы как оказать необходимую помощь при утоплении»?
Началось лето. Каждый год на водоёмах гибнут дети. Давайте подумаем как можно этого избежать.
Утопление — не барахтание в воде и крики о помощи, как думают многие. Утопление — почти всегда тихий процесс. Размахивание руками, брызги и крики, которые так часто изображают в фильмах, почти не происходят в жизни.
Реальная или кажущаяся опасность задохнуться водой вызывает т.н. инстинктивную реакцию утопающего. И эта реакция выглядит совсем не так, как думает большинство. Никакого хлопания по воде, брызг и криков. Чтобы лучше представлять, как тихо и совершенно незрелищно выглядит этот процесс с берега, подумайте вот о чём. Из десяти утонувших детей один тонет прямо на глазах у родителей, не понимающих, что происходит
- За редким исключением, тонущие люди физиологически не способны позвать на помощь. Дыхание — основная функция дыхательной системы, а речь — дополнительная. Чтобы говорить, необходимо иметь возможность дышать.
- Утопающие не могут размахивать руками, зовя на помощь. Инстинкты заставляют их раскинуть руки в стороны и отталкиваться от воды, пытаясь поднять тело вверх, чтобы рот показался над поверхностью и они могли сделать очередной вдох.
- При инстинктивной реакции утопающего человек не может управлять движениями рук. Утопающий физиологически неспособен перестать совершать инстинктивные движения и начать совершать осмысленные, например, размахивать руками, двигаться к спасателю или хвататься за спасательные приспособления.
- Пока продолжается инстинктивная реакция утопающего, тело человека остаётся вертикально в воде, без малейших признаков поддерживающих движений ногами. Если его не спасут, утопающий может продержаться в воде от 20 до 60 секунд перед полным погружением.
Это не означает, что люди, бьющие руками по воде и зовущие на помощь, не в беде — они в панике и им действительно нужна помощь. Паника, которая не всегда предшествует инстинктивной реакции утопающего, длится не очень долго. Но зато люди в этом состоянии, в отличие от инстинктивной реакции утопающего, ещё могут помочь спасателю, например, схватиться за спасательный круг.
Есть и другие признаки, что человек тонет:
Глаза стеклянные и пустые, не фокусируются
- Глаза закрыты
- Волосы на лбу или на глазах
- Не пользуется ногами; стоит в воде вертикально
- Дышит очень часто и поверхностно, либо хватает ртом воздух
- Пытается перевернуться на спину
- Пытается выбраться из воды как по верёвочной лестнице, но движения почти всё время под водой
Так что если и всё выглядит нормально — не будьте столь уверены. Иногда самый простой признак, что человек тонет — что он не выглядит утопающим. Казалось бы, он просто балансирует в воде, глядя на лодку. Хотите знать наверняка? Спросите, в порядке ли он. Если вам ответят — всё скорее всего в порядке. Если ответом будут молчание и бессмысленный взгляд — у вас может оставаться меньше 30 секунд, чтобы спасти его. И ещё, родителям: когда дети играют в воде, они шумят. Если шум стих — подойдите и выясните, почему.
А теперь собственно к вопросу помощи утопающим. А вы знаете как оказать помощь человеку при утоплении? Уделите время, разберитель с этом вопросе, чтобы быть готовым оказать необходимую помощь. А в случае утопления она должна быть оказана незамедлительно.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УТОПЛЕНИИ
Запомните! Находясь у воды, никогда не забывайте о собственной безопасности и будьте готовы оказать помощь попавшему в беду.
ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
При спасении утопающего |
Выделяют два этапа оказания помощи при утоплении. Первый - это действия спасателя непосредственно в воде, когда утопающий еще в сознании, предпринимает активные действия и в состоянии самостоятельно держаться на поверхности. В этом случае есть реальная возможность не допустить трагедии и отделаться лишь "легким испугом". Но именно этот вариант представляет наибольшую опасность для спасателя и требует от него прежде всего умения плавать, хорошей физической подготовки и владения специальными приемами подхода к тонущему человеку, а главное - умения освобождаться от "мертвых" захватов.
Запомните! Панический страх утопающего - смертельная опасность для спасателя.
Не оставляйте попыток спасти утонувшего |
В том случае, когда из воды извлекается уже "бездыханное тело" - пострадавший находится без сознания, а зачастую и без признаков жизни, - у спасателя, как правило, нет проблем с собственной безопасностью, но значительно снижаются шансы на спасение. Если человек пробыл под водой более 5-10 минут, его вряд ли удастся вернуть к жизни. Хотя в каждом конкретном случае исход будет зависеть от времени года, температуры и состава воды, особенностей организма, а главное - от вида утопления и верно выбранной тактики оказания помощи.
Запомните! На успех можно надеяться только при правильном оказании помощи с учетом типа утопления.
ПРИЗНАКИ ИСТИННОГО ("СИНЕГО") УТОПЛЕНИЯ
Этот тип утопления легко определяется по внешнему виду утонувшего - его лицо и шея сине-серого цвета, а изо рта и носа выделяется розоватая пена. Набухшие сосуды шеи подтверждают это предположение. "Синее" утопление наиболее часто встречается у детей и взрослых, не умеющих плавать, у лиц в состоянии алкогольного опьянения и даже у хороших пловцов при разрыве барабанной перепонки, когда они внезапно теряют координацию движений.
Подобным образом тонут те, кто до последней минуты боролся за свою жизнь. Находясь под водой, они продолжали активно двигаться, максимально задерживая дыхание. Это очень быстро приводило к гипоксии мозга и потере сознания. Как только человек терял сознание, вода сразу же в большом количестве начинала поступать в желудок и легкие. Этот объем быстро всасывался и переходил в кровеносное русло, значительно переполняя его разжиженной кровью.
ПРИЧИНЫ СМЕРТИ В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ СПАСЕНИЯ
Не давайте утопающему схватить вас. |
1. ОТЕК ЛЕГКИХ
При утоплении отмечается настолько резкое увеличение объема циркулирующей крови (ГИПЕРВОЛЕМИЯ), что даже сердце спортсмена не в состоянии справиться с ним. Левый желудочек не способен прокачать через себя такое количество разжиженной крови в аорту и буквально захлебывается ее избытком. Это ведет к резкому возрастанию гидродинамического давления в малом круге кровообращения и системе легочных вен.
В альвеолы из кровеносного русла выжимается жидкая часть крови - плазма, которая, попадая в их просвет, моментально вспенивается. Из верхних дыхательных путей выделяется большое количество розоватой пены, которая, заполняя просвет альвеол и воздухоносных путей, прекращает газообмен. Развивается состояние, получившее в медицине название ОТЕК ЛЕГКИХ.
Запомните! Без своевременного оказания экстренной помощи отек легких заканчивается только смертью.
Наиболее достоверным признаком этого грозного состояния является клокочущее дыхание. Это клокотание, хорошо слышимое за несколько шагов, напоминает "пробулькивание" пузырей в кипящей воде. Создается впечатление, будто внутри больного что-то "кипит".
Другой симптом отека легких - частое подкашливание с розоватой пенистой мокротой. В крайне тяжелых случаях пены образуется так много, что она начинает выделяться изо рта и носа.
Тяжесть состояния усугубится еще и тем, что аспирация воды очень быстро приведет к механической асфиксии, которую можно устранить только с удалением воды и пены из дыхательных путей. Но даже в случае успешной реанимации обязательно произойдет образование большого количество АТЕЛЕКТАЗОВ (зон неполного расправления или спадения альвеол, не заполняющихся воздухом). Это обернется резким увеличением степени легочной недостаточности и гипоксии, которая будет сохраняться на протяжении нескольких суток.
2. ОТЕК ГОЛОВНОГО МОЗГА
Глубокая гипоксия мозга и резкое увеличение объема циркулирующей крови вызовут отек головного мозга. Это крайне опасное состояние, как правило, трудно распознать на первых этапах оказания помощи, но коматозное состояние, частые рвотные движения и появление судорог ухудшают прогноз.
3. ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА СЕРДЦА
Поступление в кровь большого количества воды значительно снизит ее вязкость и изменит электролитный баланс, что спровоцирует грубые нарушения сердечного ритма и внезапную остановку сердца. До полного восстановления электролитного состава крови и ее нормальной вязкости над потерпевшим постоянно висит угроза повторной остановки сердца.
4. ОСТРАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
В ближайшие сутки после спасения пострадавшие чаще всего погибают от острой почечной недостаточности, которая развивается из-за массивного ГЕМОЛИЗА (разрушения) ЭРИТРОЦИТОВ. Из-за чрезмерного разжижения крови и грубого нарушения равновесия между давлением внутри "тарелки" эритроцита и окружающей плазмой он буквально взрывается изнутри. В кровь выбрасывается СВОБОДНЫЙ ГЕМОГЛОБИН, который должен находиться только внутри эритроцитов. Наличие свободного гемоглобина в крови приводит к грубым нарушениям функции почек: их нежнейшие фильтрационные мембраны канальцев легко повреждаются гигантскими молекулами гемоглобина. Развивается почечная недостаточность.
Запомните! В течение 3-5 суток после спасения сохраняется угроза повторной остановки сердца, развития отека легких, мозга и острой почечной недостаточности.
ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИСТИННОМ УТОПЛЕНИИ
Доставив пострадавшего на берег, очистите |
Первое, что необходимо сделать, - это перевернуть утонувшего на живот таким образом, чтобы голова оказалась ниже уровня его таза. Ребенка можно положить животом на свое бедро. Не тратьте время на определение зрачкового и роговичного рефлексов, а также на поиск пульса на сонной артерии. Главное как можно скорее ввести пострадавшему два пальца в рот и круговым движением удалить содержимое ротовой полости.
После очищения полости рта резко надавите на корень языка для провоцирования рвотного рефлекса и стимуляции дыхания. Наличие или отсутствие этого рефлекса будет важнейшим тестом для определения дальнейшей тактики.
(От себя хочется добавить то, что при оказании помощи нужно учитывать то, что пострадавший мог получить травму в воде. Если была вероятность повреждения шейного отдела позвоночника или основания черепа, то эти мероприятия следует проводить максимально щадяще и желательно в положении лежа, без поворотов головы и движения шеи, чтобы не усугубить состояние пострадавшего)
1. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ РВОТНОГО И КАШЛЕВОГО РЕФЛЕКСОВ
Если после надавливания на корень языка вы услышали характерный звук "Э" и вслед за этим последовали рвотные движения; если в выливающейся изо рта воде вы увидели остатки съеденной пищи, то перед вами живой человек с сохраненным рвотным рефлексом. Бесспорным доказательством этого будут сокращение межреберных промежутков и появление кашля.
Запомните! В случае появления рвотного рефлекса и кашля главная задача - как можно скорее и тщательнее удалить ВОДУ из легких и желудка. Это позволит избежать многих грозных осложнений.
Для этого следует в течение 5-10 минут периодически с силой надавливать на корень языка, пока изо рта и верхних дыхательных путей не перестанет выделяться вода. (Не забывайте, что эта процедура проводится в положение утонувшего лицом вниз.)
Для лучшего отхождения воды из легких можно пошлепать ладонями по спине, а также во время выдоха интенсивными движениями несколько раз сжать с боков грудную клетку. После удаления воды из верхних дыхательных путей, легких и желудка уложите потерпевшего на бок и постарайтесь вызвать "Скорую помощь".
Запомните! Даже при удовлетворительном самочувствии пострадавшего его следует переносить на носилках. Каким бы благополучным ни казалось его состояние, как бы ни уговаривали родственники отпустить его домой, вы обязаны настоять на вызове бригады "Скорой помощи" и госпитализации. Только через 3-5 суток можно быть уверенным, что его жизни больше ничего не угрожает.
До прибытия врачей ни на секунду не оставляйте утонувшего без внимания: каждую минуту может произойти внезапная остановка сердца.
Запомните! Правильно проведенный первый этап неотложных мероприятий позволит предотвратить развитие многих грозных осложнений.
2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ БЕЗ ПРИЗНАКОВ ЖИЗНИ
Если при надавливании на корень языка рвотный рефлекс так и не появился, а в вытекающей изо рта жидкости вы не увидели остатков съеденной пищи; если нет ни кашля, ни дыхательных движений, то ни в коем случае нельзя терять времени на дальнейшее извлечение воды из утонувшего, а сразу переверните на спину, посмотрите реакцию зрачков на свет и проверьте пульсацию на сонной артерии. При их отсутствии немедленно приступите к сердечно-легочной реанимации.
Запомните! При отсутствии признаков жизни недопустимо тратить время на полное удаление воды из дыхательных путей и желудка.
Но так как проведение реанимационных манипуляций утонувшему невозможно без периодического удаления воды, пенистых образований и слизи из верхних дыхательных путей, то через каждые 3-4 минуты придется прерывать искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца, быстро переворачивать пострадавшего на живот и с помощью салфетки удалять содержимое полости рта и носа. (Эту задачу значительно упростит использование резинового баллончика, с помощью которого можно быстро отсасывать выделения из верхних дыхательных путей.)
Помните! При утоплении реанимация проводится в течение 30-40 минут даже при отсутствии признаков ее эффективности.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСЛЕ ОЖИВЛЕНИЯ
Даже когда у утонувшего появилось сердцебиение и самостоятельное дыхание, к нему вернулось сознание, не впадайте в эйфорию, которая так быстро охватывает окружающих. Был сделан лишь первый шаг в целом комплексе мероприятий, необходимых для сохранения его жизни. Для предупреждения большей части осложнений необходимо сразу же после восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения вновь повернуть спасенного на живот и постараться более тщательно удалить воду.
Все, о чем будет сказано ниже, относится к действиям специалистов-медиков и может показаться необязательным для непрофессионала. Но если у вас есть желание иметь хотя бы малейшее представление о дальнейших проблемах спасения утонувшего, понять причины неудач медицинских бригад и избавиться от иллюзий непосвященных, а главное - проявить инициативу в спасении и при этом не сделать непростительных ошибок рекомендую внимательно ознакомиться с последующим комплексом мер.
1. КОМПЛЕКС МЕДИЦИНСКИХ МЕР В ПЕРВЫЕ ЧАСЫ ПОСЛЕ СПАСЕНИЯ
(оказывается медицинскими работниками)
Для устранения гипоксии следует как можно быстрее приступить к ОКСИГЕНОТЕРАПИИ - вдыханию кислорода или его смеси с воздухом с помощью портативных кислородных аппаратов (на месте происшествия их функцию с успехом заменит кислородная подушка).
Для уменьшения увеличенного объема циркулирующей крови произвести ДЕГИДРАТАЦИЮ - ВЫВЕДЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ ОРГАНИЗМА. Пострадавшему внутривенно вводят большие дозы сильнодействующих мочегонных средств (ЛАЗИКС, МОЧЕВИНУ. МАННИТОЛ или ГЛЮКОЗУ).
Для снижения вероятности развития отека головного мозга внутримышечно вводят 10 мл 25%-ной СЕРНОКИСЛОЙ МАГНЕЗИИ.
Для стимуляции дыхательного центра и быстрой нормализации уровня артериального давления назначается подкожное введение растворов КАРДИАМИНА И КОФЕИНА.
Если пострадавший перенес состояние клинической смерти, то к указанной терапии потребуется добавить внутривенное капельное введение ощелачивающих растворов: раствора гидрокарбоната натрия или ТРИСАМИНА.
2. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ОТЕКЕ ЛЕГКИХ
При появлении признаков отека легких пострадавшего необходимо немедленно усадить или придать его телу положение с приподнятым головным концом, наложить на бедра жгуты, а затем наладить вдыхание кислорода из кислородной подушки через пары спирта.
Эти вполне доступные манипуляции могут оказать эффект в купировании отека легких. Придав возвышенное положение головному концу или усадив пациента, вы добьетесь того, что большая часть крови будет депонироваться в нижних конечностях, кишечнике, малом тазу. Лишь одно это простейшее мероприятие может не только облегчить его состояние, но и полностью устранить отек легких.
Запомните! Первое, что необходимо сделать при клокочущем дыхании и появлении пенистых выделений из дыхательных путей, - как можно быстрее усадить пациента или приподнять его головной конец.
Жгуты на бедрах позволят произвести так называемое "бескровное кровопускание". Для большей эффективности этого метода желательно к стопам приложить теплую грелку или опустить их в теплую воду и только после этого на верхнюю треть бедер наложить жгуты. Под действием горячей воды кровь устремится в нижние конечности, а наложенные жгуты воспрепятствуют ее возвращению. (Жгуты на бедрах не смогут пережать артерии, но затруднят венозный отток: кровь окажется в ловушке.)
Запомните! Жгуты накладываются не более чем на 40 минут и снимаются с правой и левой ног поочередно с интервалом 15-20 минут.
Вдыхание кислорода через пары спирта (для этого достаточно вложить кусочек ваты со спиртом в маску на уровне нижней губы) - одно из самых эффективных средств борьбы с пенообразованием при отеке легких. Пары спирта значительно уменьшают поверхностное натяжение оболочки микроскопических пузырьков, из которых состоит образующаяся в альвеолах пена.
Уничтожение оболочек пузырей и воспрепятствие образованию новых превратит весь объем вспенившейся массы в небольшое количество мокроты, которая легко удалится с кашлем, резиновым баллоном или специальным аппаратом для отсасывания жидкости из дыхательных путей - вакуумэкстрактором.
Запомните! Пеногашение ни в коем случае нельзя считать единственным и главным способом в борьбе с отеком легких. Он хоть и является очень эффективным, но по своей сути устраняет лишь следствия, а не причину опасного для жизни состояния.
3. ПРАВИЛА ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Запомните! Нельзя ни на мгновение спускать с пациента глаз: в любую минуту может возникнуть повторная остановка сердца и дыхания, развиться отек легких или головного мозга.
К сожалению, львиная доля несчастных случаев на воде происходит в таких местах, откуда вызвать "Скорую помощь" очень трудно. И вот тогда перед вами возникает целый круг трудноразрешимых задач, справиться с которыми подчас сложно даже профессионалу. Поэтому мой долг - попытаться предостеречь вас от тех грубых тактических ошибок, которые уже невозможно будет исправить.
Прежде чем решиться на транспортировку спасенного на случайном транспорте, представьте такую ситуацию: по пути в больницу где-нибудь на заброшенной дороге у пострадавшего вдруг остановилось сердце. Даже если вы успеете вовремя среагировать и быстро вытащить его с заднего сидения, уложить на спину и приступить к сердечно-легочной реанимации, то что вы будете делать, когда ее эффективность будет очевидной, но самостоятельного сердцебиения так и не появится? Ждать случайного прохожего или возницу на телеге, которые появляются в этой глуши не чаще двух раз в неделю? Спасенный вами однажды на этот раз обречен!
Запомните! Чтобы не стать заложником преступной инициативности, не пытайтесь самостоятельно перевозить пострадавшего, когда есть хоть малейшая возможность вызвать спасательную службу.
Только в тех ситуациях, когда несчастный случай произошел вдали от населенных пунктов и оживленных автострад, вам придется транспортировать утонувшего на случайно подвернувшемся транспорте. В этом случае предпочтение следует отдать автобусу или крытому грузовику, в которых можно расположить спасенного на полу и взять с собой двух-трех сопровождающих, чья помощь может потребоваться в любую минуту.
"БЛЕДНОЕ" УТОПЛЕНИЕ
Этот тип утопления встречается в случаях, когда вода не попала в легкие и желудок. Подобное происходит при утоплении в очень холодной или хлорированной воде. В этих случаях раздражающее действие ледяной воды в проруби или сильно хлорированной в бассейне вызывает рефлекторный спазм голосовой щели, что препятствует ее проникновению в легкие.
К тому же неожиданный контакт с холодной водой часто приводит к рефлекторной остановке сердца. В каждом из этих случаев развивается состояние клинической смерти. Кожные покровы приобретают бледно-серый цвет, без выраженного цианоза (посинения). Отсюда и название такого типа утопления.
Характер пенистых выделений из дыхательных путей будет так же заметно отличаться от обильного ценообразования при истинном "синем" утоплении. "Бледное" утопление очень редко сопровождается выделением пены. Если и появляется небольшое количество "пушистой" пены, то после ее удаления на коже или салфетке не остается влажных следов. Такую пену называют "сухой".
Появление подобной пены объясняется тем, что то небольшое количество воды, которое попадает в ротовую полость и гортань до уровня голосовой щели, при контакте с муцином слюны образует пушистую воздушную массу. Эти выделения легко снимаются салфеткой и не препятствуют прохождению воздуха. Поэтому нет необходимости заботиться об их полном удалении.
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ "БЛЕДНОМ" УТОПЛЕНИИ
При "бледном" утоплении нет необходимости удалять воду из дыхательных путей и желудка. Более того, недопустимо тратить на это время. Сразу же после извлечения тела из воды и установления признаков клинической смерти приступите к проведению сердечно-легочной реанимации. Решающим фактором спасения в холодное время года будет не столько время пребывания под водой, сколько запоздание с началом оказания помощи на берегу.
Парадокс оживления после утопления в холодной воде объясняется тем, что человек в состоянии клинической смерти оказывается в такой глубокой гипотермии (понижении температуры), о которой могут мечтать только фантасты в романах о "замороженных". В головном мозге, как, впрочем, и во всем организме, погруженном в ледяную воду, практически полностью прекращаются процессы метаболизма. Низкая температура среды значительно отодвигает срок наступления биологической смерти. Если вы прочитаете в газете, что удалось спасти мальчика, который упал в прорубь и находился подо льдом более часа, - это не вымысел журналиста.
Запомните! При утоплении в холодной воде есть все основания рассчитывать на спасение даже в случае длительного пребывания под водой.
Более того, при успешной реанимации можно надеяться на благоприятное течение постреанимационного периода, который, как правило, не сопровождается такими грозными осложнениями, как отек легких и головного мозга, почечная недостаточность и повторная остановка сердца, характерные для истинного утопления.
После извлечения утонувшего из проруби недопустимо терять время на перенос его в теплое помещение, чтобы уже o там начать оказание экстренной помощи. Нелепость такого поступка более чем очевидна: все-таки сначала необходимо оживить, человека, а уже затем заботиться о профилактике простудных заболеваний.
Когда для проведения непрямого массажа сердца потребуется освободить грудную клетку, пусть вас не останавливают даже лютый мороз и оледенение одежды. Особенно это касается детей: их грудина, имеющая хрящевую основу, при проведении реанимации легко травмируется даже обычными пуговицами.
Только после появления признаков жизни пострадавше-го нужно перенести в тепло и уже там проводить общее согревание и растирание. Затем его следует переодеть в сухую одежду или укутать в теплое одеяло. Спасенный будет нуждаться в обильном теплом питье и капельном введении подогретых плазмозамещающих жидкостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие проводилось с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающей технологий....
Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"
Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...
Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (пластилиновая живопись) "Весеннее настроение"
рисование пластилином (пластилиновая живопись)...
Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."
Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....
Конспект занятия по развитию речи с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста "Мой город - Новокуйбышевск"
В презентации размещены материалы по ознакомлению с городом Новокуйбышеск. Так же добавлены фото городских достопримечательностей...
Конспект занятия по развитию речи с детьми логопедической группы (старший дошкольный возраст).
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста . Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные при...