Доклад "Безопасность как стиль здорового образа жизни детей"
статья по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»
Доклад
«БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СТИЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»
Подготовила: Муравцова
Ольга
Викторовна
воспитатель 1 КК
р. п. Новохоперский
2020
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;
• организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно - игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Безопасное поведение на улице, в быту, безопасное общение с людьми - все это составляющие общей культуры безопасности, которые закладываются в дошкольном возрасте. Хорошо известные виды детской деятельности, благодаря их особой организации - создают условия для формирования осмысленного отношения к нормам безопасной жизни и их усвоению. Детские игры порой становятся причиной несчастных случаев и не всегда рядом есть человек, который может им помочь. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Поэтому главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. Задачами работы с детьми в области пожарной безопасности являются:
• Знакомство с пожарной опасностью и безопасностью
• Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.
• Формирование знаний, умений и навыков правильных действий в случае возникновения пожара.
Анализ происшествий показал, что дети гибнут в результате пассивного поведения, от страха прячутся в укромный уголок комнаты вместо того, чтобы покинуть дом или позвать на помощь. Дети зачастую не знают, как противодействовать опасности. Поэтому важно развить у дошкольников самостоятельность и ответственность за свое поведение. Как правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях, что нужно уметь, чтобы спастись при пожаре, как работают настоящие пожарники - об этом мы в детском саду начинаем рассказывать уже с младшего возраста. В основном обучение осуществляется через совместную и индивидуальную деятельность воспитателя с детьми в утренние и вечерние отрезки времени. Задачи этого образовательного направления планомерно решаются через все виды деятельности детей -рисование, чтение и обсуждение литературы, творческие игры, тематические конкурсы детских рисунков «Огонь-друг, огонь-враг», тематические альбомы и плакаты «Малышам о пожарной безопасности», встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов, игры –драматизации, развлечения, оформление противопожарных стендов.
Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения.
В качестве основных компонентов ЗОЖ выступают с четко заданными правилами выполнения следующие: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание, каждый из которых одновременно является «подсистемой» и целостного образовательного процесса в детском учреждении
Система ЗОЖ детей в дошкольном учреждении
Эколого-гигиенические условия: Соблюдение санитарно-гигиенических норм: генеральная уборка, сквозное проветривание, световой коэффициент, в помещении 18-22°С
Создание «экологических» мини-зон в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений, трав, емкостей с водой
Психологический комфорт: Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения Условия для свободного выбора деятельности Наличие мест для уединения Возможность свободного присутствия в группе родителей Комфортные условия быта Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала взрослых (многократно в течение дня
Распорядок дня: Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов Физиологически обоснованное с учетом индивидуальных особенностей детей соотношение бодрствования и сна, их «качество» Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности Включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения
Оптимальная двигательная активность: (не менее 50 % периода бодрствования) Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе Разнородность физкультурно-игровой среды. Специально предусмотренные время и место для самостоятельной двигательной деятельности Включение движений во все виды занятий (в том числе умственного характера) Создание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности
Закаливание: Оздоровительные прогулки (3-4 ч ежедневно) Полоскание рта и умывание прохладной (холодной) водой с использованием элементов самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук Воздушные ванны до и после сна(5-7 мин) Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 10 мин) Использование элементов «пульсирующего» климата Дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры в семье
В детском саду воспитатели приучают воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей.
Главное, в первую очередь направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов «Безопасность, как стиль здорового образа жизни детей»
Деловая игра совершенствует знания педагогов об основах безопасности детей младшего дошкольного возраста и упражнятет в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе....
Аэробика -стиль здорового образа жизни
презентация "Аэробика-стиль здорового образа жизни"...
В рамках работы Окружной инновационной площадки "Социализация личности и формирование здорового образа жизни" доклад: Неделя педагогических идей по проблеме: «Культура формирования здорового образа жизни детей».
В докладе представлен опыт работы дошкольного отделения по формированию здорового образа жизни дошкольника....
Статья «Безопасность, как стиль здорового образа жизни детей»
На сегодняшний день задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы научить маленького человека не попадать в опасные жизненные ситуации и найти правиль...
«ВЗАМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЯЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗА»
В статье рассматривается взаимодействия детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множеств...
Конспект НОД в старшей группе по формированию здорового образа жизни детей на тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Конспект НОДв старшей группе по формированию здоровогообраза жизни детейна тему «В здоровом телездоровый дух»...
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....