Статья "Игровые технологии в обучении дошкольников ПДД"
статья по обж
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Дошкольные образовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_obuchenii_doshkolnikov_pdd.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в обучении дошкольников ПДД
Воспитатель: Стрижак Наталья Евгеньевна
Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дороге. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни, поэтому главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
- Эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
- Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
- Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
- В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.
Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов с использованием новых педагогических технологий.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них:
- Умение наблюдать;
- Сравнивать;
- Анализировать;
- Обобщать наглядную информацию;
- Переносить ее на реальные дорожные условия;
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях.
Значительное место в обучении старших дошкольников должно уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов. Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью (экскурсии и занятия в автогородке), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений. Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.
Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
- с элементами физических упражнений и спорта;
- ролевые и ситуативные игры;
- театрализованные и игры-драматизации;
- дидактические
- с использованием макетов;
- компьютерные;
- интеллектуально-познавательные
Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовывать её таким образом, чтобы она, включая разнообразные движения, носила соревновательный характер. Для закрепления пройденного материала, например, тема «Дорожные знаки», команды, участвуя в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют в конечном результате различные задания, называют дорожные знаки. Можно проводить игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Кто быстрее соберёт дорожный знак», «Кто больше назовёт дорожных знаков» и другие. В течение занятий с детьми проводятся физкультминутки, даются задания с выполнением физических упражнений.
Игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.
Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить как на территории детского автогородка, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы-водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением дорожных знаков), «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и т.д.), можно собирать пословицы «7 раз погляди, а потом иди», «На дороге шутить — себе навредить», «Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт», «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. В начале года изготовляется макет (лист плотного картона, выполняется аппликация детского автогородка, планируется проезжая часть, тротуары, игровые площадки, наносятся линии дорожной разметки). С этим макетом дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д. Минутки безопасности, решение логических задач по темам способствуют закреплению полученных знаний. Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества. Проявить себя, показать свои знания, умения, навыки дети могут в игровых программах: «В городке дорожных знаков», «Пешеходная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Звёздочки дорожной безопасности», «Дороги зовут», «Безопасная прогулка в автогородке», «Я знаю дорожные знаки».
Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Применение игровых технологий на занятиях обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведёт к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению Правил дорожного движения.
Список рекомендуемой литературы
- Ефанова, З.А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД: Подготовительная группа / З. А. Ефанова, - издательство Корифей,2010, - 112с.
- Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД / Т. И. Данилова, - издательство Детство - Пресс,2009. – 208с.
- Козырева, Е. А..Азбука поведения на дорогах: учебное пособие / Е. А. Козырева, Т. А. Пухова, В. Л. Шмундяк. - М.: Центр Пропаганды – 2007.
- Клочанов, Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: методическое пособие / Н. И. Клочанов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004- 152с.
- Комлева, Л.А. Ваш ребенок и дорога / Л.А.Комлева, В. Л. Шмундя – Брошюра: Центр Пропаганды -2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая проектная работа по вариативному модулю:«Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников»Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна
Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...
Рекомендации по использованию компьютерных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения
Для родителей воспитанников детских дошкольных учреждений "Рекомендации по использованию компьютерных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения"...
Мастер-класс:«Использование компьютерных технологий при обучении дошкольников в целях реализации развивающей функции логопедического занятия»
Сегодня я хочу поговорить с вами об обучающей звуковой книге. Я точно знаю, что такая книга есть у каждого из вас. Более того, она есть у ваших детей. И многие дети уже научились ею пользо...
«Игровые технологии в обучении дошкольников Правилам дорожного движения»
Значительное место в обучении старших дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошко...
Использование инновационных технологий в обучении дошкольников с Правилами дорожного движения.
В век Использование информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие маст...
доклад ПДД "Игровые технологии в обучении дошкольников правилам дорожного движения"
Игровые технологии в обучении дошкольников пдд...
Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по технологии Н.А. Зайцева
В презентации дано краткое описание применеия тежнологии раннего обучения дошкольников чтению по методике Н.А. Зайцева...