НОД 00 Социально-коммуникативное развитие (подготовительная группа) "Правила дорожного движения"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста)
Угадай транспорт
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто даст больше ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель. Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт».Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, и о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картину с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом – чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног
Бегает аллейкой
По стальным двум рельсам. (Трамвай)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём
Носит обувь из резины
И питается бензином? (Автобус)
Что такое – отгадай ;
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колёса на резине. (Троллейбус)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы –
Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовик)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём! (Велосипед)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут –положу,
Человеку я служу! (Подъёмный кран)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор)
Вот утюг, так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошёл – дорога вдруг
Стала гладкой, ровной! (Каток)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка.
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт. (Поезд)
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – пять плугов тащит. (Трактор)
Это сильная машина
Едет на огромных шинах.
Сразу полгоры убрал
Семитонный …(Самосвал)
Чтобы он тебя повёз,
Не попросит он овёс.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(Автомобиль)
Играй да смекай!
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением, воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4 – 6 детей, перед которыми расположены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры – лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети карточками их изображение на таблице.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете
В этом месте ходят дети. (Знак «Дети»)
Здесь дорожные работы –
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Дорожные работы)
Ни когда не подведёт
Нас подземный переход;
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная. (Знак «Подземный переход»)
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено»)
Этой зебры ан дороге
Я ни сколько не боюсь.
Если всё вокруг в порядке,
По дорожкам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле –
Не проедете никак! (Знак «Въезд запрещён»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)
Этот знак на переходе –
В непростом, заметном месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так, что будь на стороже. (Знак «Железнодорожный переезд или
шлагбаум»
Подумай – отгадай
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей, уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения, воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель. Я хочу узнать, кто у нас самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.
Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один)
Кто ходит по тротуару? (Пешеход)
Кто управляет автомобилем? (Водитель)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)
Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице в низ)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? (Скорая помощь, пожарная и милицейская)
Какой сигнал подаёт автомобиль поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой)
Что держит в руке инспектор ГБДД? (Жезл)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Мы –водители
Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества –образность, краткость, обобщённость, формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку – зелёный кружок. Выиграет тот, кто наберёт большое количество кружков.
Материалы:
1. карточки с дорожными знаками по сериям; дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. -6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта -6 вариантов) , возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (: вариантов);
2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие такие дороги;
3. маленькая машина или автобус;
4. зелёные кружки -30 штук.
Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.
Воспитатель ставит в начале дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.
Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как её заводить, как она устроена, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо не только быстро перевести людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что –то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?
Весёлый жезл
Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выиграет та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно только получив жезл.
Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает правила игры и её название.
Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешеходов на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повториться.
Жезл переходит из одной команды в другую. Дети называют правила.
Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущем транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, а потом направо и, убедившись в безопасности, переходить.
Аналогичные проводится игра «Слушай и запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.
Законы улиц и дорог
Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание; умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице, воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.
Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.
2. Необходимо помочь жителям города выбрать беэопасный маршрут и добраться до нужного места, профессору – в магазин «Оптика», чтобы купить очки, в киоск – за свежей газетой, на почту –отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке – за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку –до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д.Школьнице до школы, в библиотеку, цирк и т. д.
3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, транспорт: скорую помощь, такси, пожарную машину, грузовик, автобус. Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.
4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.
Где в городе можно покататься на роликах?
Покажите самые опасные места в городе.
Что изменится на дорогах с приходом зимы?
Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?
При этом воспитатель моделирует ситуацию –ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки –и даёт задание её исправить.
Час пик
Задача: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города, уточнить знания о профессии, развивать сообразительность, воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.
Правила :доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развести до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.
Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих –работники , 12 жёлтых –посетители, 7 розовых –ситуации).
Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле, аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие посетители и работники там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и жёлтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.
Например:»Театр» - балерина и зрители театра. «Стадион» - спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» - парикмахер и клиент, «Больница» - врач и больной.
2. Синие и жёлтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочерёдно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен, как можно скорее развести своих пассажиров по своим остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выиграет тот, кто первым справится со своим заданием.
3. Жёлтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довести их до конечной остановки. Выиграет тот, кто наберёт наибольшее количество очков (пассажиров).
Собери дорожные ситуации
Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение, закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах, развивать восприятие, мышление. Воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.
Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.
Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.
Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней – что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?
Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней. С детьми можно изготовить аналогичные кубики для дидактической игры «Собери дорожные знаки».
Научим Незнайку ПДД
Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения, систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах, воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.
Правила: чётко объяснить правила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга.
Воспитатель рассказывает детям о Незнайке –мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.
Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?
Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, ново дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…
Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.
Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза у машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали –не знаю.
Дети объясняют как нужно переходить улицу.
А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что –я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.
Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.
Воспитатель провожает Незнайку со словами «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».
Что будет, если…
Задача: выяснить для чего нужны ПДД, почему важно их выполнять, как водителям, так и пешеходам, учить устанавливать простейшие причинно –следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарёва «Если бы…»
Воспитатель
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин
Ему дают благой совет:
«На светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути.
Сейчас никак нельзя!»
«Мне наплевать на красный свет!»
Промолвил гражданин в ответ
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»
Бросая грубо на ходу:
«Где захочу, там перейду!»
Шофёр глядит во все глаза
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза
Разиню пощади!
А вдруг бы заявил шофёр
«Мне наплевать на светофор»
И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да … там, где улица была
Где ты ходить привык,
Невероятные дела.
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики, то и знай
Машина прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет, стоит на мостовой
Регулировщик –постовой
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр.
Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения.
А теперь давайте поиграем в игру «Что будет если..». Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнить. И так, я начинаю.
Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Дети. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колёса.
Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Дети. Водитель не будет знать, что ожидает его впереди, и может не справиться с управлением.
Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Дети. Водитель поедет на красный свет и собёт пешехода.
Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети. Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно –по правой стороне.
Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.
Дети по одному задают вопросы, другие –находят ответ. В конце игры воспитатель подводит итог.
Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - коммуникативное развитие "Путешествие по знакам дорожного движения"
Данный материал поможет воспитателям ДОУ продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения в средней группе....
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны правила дорожного движения?»
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию«Зачем нужны правила дорожного движения?»Автор: Французова Елена Михайловна, воспитатель оздоровительной группыМесто работы: МБДОУ №54 г. Армав...
Взаимодействия, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по социально-коммуникативному развитию Тема: по правилам дорожного движения «Грамотные пешеходы»
Образовательная область «Познавательное развитие» Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта.Закрепить правила пользования общественным транспортом.Закрепить представление дет...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по основам безопасности дорожного движения для детей старшей группы с ОВЗ: «Нужно всем участникам движения соблюдать законы уважения!»
Формирование у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, в транспорте.Систематизирование знаний детей о правилах поведения и культуре общения в транспорте....
Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"
Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Правила безопасного дорожного движения»
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Правила безопасного дорожного движения»...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Правила безопасного дорожного движения»
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Правила безопасного дорожного движения»...