Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе "Огонь - друг, огонь - враг"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Волкова Наталия Владимировна

Систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи; в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара: при пожаре звонить – 01.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия  № 16 СП «Детский сад»

Конспект

совместной деятельности по пожарной безопасности

в старшей группе

«Огонь – друг, огонь – враг»

Составила:

 Волкова Наталия Владимировна, воспитатель

Кунгур, 2019

План – конспект совместной деятельности

  1. Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»
  2. Группа: старшая
  3. Направление: познавательно – речевое развитие
  4. Раздел программы: Ребенок и окружающий мир

Тема: «Пожарная безопасность»

  1. Тип организованной деятельности: завершающий
  2.  Место: групповая комната        
  3. Цель: систематизация ранее приобретенных знаний – об огне, пожаре.

Задачи:

Образовательные: уточнять, углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи; в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара: при пожаре звонить – 01.

Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать мыслительные операции.

Воспитательные: Закрепить правила противопожарной безопасности:  не брать и не играть со спичками и зажигалками; пожароопасными предметами, способствовать  формированию у детей навыки сотрудничества: радоваться общему делу, учить детей эвакуироваться в случае возникновения пожара.

6.Оборудование и материал:

для педагога: 

Проектор, экран. Ткань, из которой сшит костюм пожарных, магнитофон, запись звука сирены пожарной машины, презентация «Пожар», мультфильм «Про медвежонка Тишку».

 для детей: Краски с кисточкой, альбомные листы с нарисованным огнём по количеству детей, пожарный тушит пожар.

Два ведра, два маленьких ведерочка. Иллюстрации к стихам, конверты с картинками: спички, зажигалки, розетки, игрушки, кружочки, медальки, по одной рукавице на каждого ребенка, сшитых из ткани, из которой шьют форму пожарным.

Подготовительная  работа:

  • Беседа о пожароопасных предметах;
  • Экскурсия в пожарную часть.
  • Встреча с интересным человеком: пожарным.
  • Чтение С. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»;
  • Разгадывание загадок о пожароопасных предметах (презентация прилагается).
  • Знакомство с пословицами.
  • Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
  • Игра «Эвакуация»

Этап  занятия

Содержание

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

  1. Организационно – мотивационный

момент

  1. Организационный момент
  2. Беседа с детьми

(целеполагание)

Воспитатель обращается к детям:

-Я вам сейчас загадаю загадку, а вы скажете, о чем мы сегодня будем говорить:

Он красив и ярко-красен

Но он жгуч, горяч, опасен!

- Правильно, это – огонь.

-Огонь бывает полезным и очень опасным. Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда вред, и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда? А еще поиграть в игру «Эвакуация»?

- Ребята, подойдите к экрану, встаньте  так, чтобы всем было удобно.

Я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма про медвежонка Тишку, и узнать, что с ним произошло.

Отгадывают загадку.

Предполагаемый ответ:

Хотим.

Смотрят фрагмент мультфильма «Пожар» по мотивам произведения С.Я. Маршака, слушают воспитателя.

Мотивирует детей на дальнейшую деятельность, задает вопросы и организует дальнейшую деятельность

Организует детей

Оборудование:

Проектор, экран

  1. Основная часть

2.1 Рассматривание слайдов. Беседа.

- Как вы думаете, отчего произошел пожар?

-Как вы думаете, а мы с вами можем сегодня чем – то  помочь  медвежонку Тишке, чтобы с ним больше такого не случалось, ведь он от нас далеко и мы его не видим?

–А о чем мы можем ему рассказать в письме?

-А вы хотите помочь Тишке?

- Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь, верно служит человеку. И нам без огня не обойтись. Для чего нам нужен огонь?

-Огонь приносит пользу людям.

-А  где мы можем встретить огонь в нашей жизни?

- Когда люди забывают об осторожности обращения с огнем, огонь становится смертельно опасным, может возникнуть пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.

-А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать?

-Что мы будем делать?

- Пожар может возникнуть по вине человека, или по природной стихии (молния, землетрясение).

- Каким может быть огонь?

-Про огонь есть пословицы. Сейчас  нам про них расскажут дети:

«Не шути с огнем, обожжешься»,

«С огнем не шутят»,

«Кто огня не бережется, тот скоро обожжется»

«Спички – не игрушки, огонь – не забава».

Предполагаемый ответ:

Поджег, неосторожно пользовались спичками.

Предполагаемый ответ:

Можем рассказать, написать письмо и отправить по почте, отправить по интернету: электронное письмо

Предполагаемый ответ: как нужно обращаться с предметами, от которых может возникнуть пожар, а если он возник, то, что нужно делать

Предполагаемый ответ: (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т.д.)

Предполагаемые ответы: газ, спички, зажигалка, печка; не выключенные электроприборы могут образовать пожар; во время празднования нового года: неосторожное обращение с бенгальскими огнями, фейерверками; траву жгут, пух тополиный.

 

Предполагаемые ответы: услышим звук пожарной сигнализации

Предполагаемые ответы: выйти через запасной выход, спуститься по лестнице

Предполагаемые ответы: (Разный, удивительный,  волшебный, большой и маленький, опасный и полезный,  безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый,  хороший,  полезный,  верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий).

Дети говорят пословицы про огонь.

Оборудование:

Проектор, экран

1 слайд презентации

2-11 слайды презентации

12-13 слайды презентации

2.2. Практическая деятельность (игра)

2.3. Беседа с детьми

2.4. Практическая деятельность (опыт)

2.5. Опытническая деятельность детей.

 

2.4. Практическая деятельность

- А сейчас я предлагаю вам сделать упражнение: «Потуши огонь»

Широко раскрыть глаза, набрать в рот воздух, затем закрыть глаза, и с силой выпустить воздух.

Воспитатель, обращается к детям:

- Что нужно делать, если случился пожар?

Смело трубку в руки взять,

«01» суметь набрать

И назвать еще потом: город, улицу и дом, и квартиру, где живете, и с каким она замком, и еще сказать «Даю вам фамилию свою, также номер телефона, у которого стою»

- А как вы думаете, кто сможет быстро справиться с пожаром?

- А как вы думаете, каким должен быть пожарный?

-Кто может рассказать об одежде пожарного?

- Посмотрите, из какой ткани сделан костюм пожарного.

-Почему именно из такого материала шьют пожарным одежду?

- Я вам предлагаю одеть рукавицу, из которой сшита форма пожарных, опустить ее в горячую воду и проверить, защищает ли она от воды.

-Как выглядит  пожарная машина?

-Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета?

- Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?

-Что делают пожарные, когда приезжают на место пожара?

Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать,  как тушат пожар.

Выполняют правила игры.

Предполагаемые ответы: вызвать пожарных, позвонив по телефону 01,  закричать в окно, постучать соседям

Предполагаемые ответы: пожарные

Предполагаемые ответы: смелый, сильный, умный, находчивый, внимательный, ловкий, сообразительный, ничего не боится, храбрый

Предполагаемые ответы: пожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги

Рассматривание ткани, из которой сшит комбинезон  пожарных.

Предполагаемые ответы: такая ткань защищает от огня, не промокает. Не горит.

Предполагаемый ответ: не промокает.

Предполагаемые ответы: красная, большая, наверху есть лестница.

Предполагаемые ответы: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет  огня, цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека

Предполагаемые ответы: правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.

Дети слушают запись.

Предполагаемые ответы: тушат пожар, пожарные машины заливают огонь водой из шланга

Дети рисуют воду, льющуюся из пожарного рукава.

Уточняет, обобщает ответы детей, показывает слайды.

Уточняет, обобщает ответы детей

Уточняет, обобщает ответы детей

Уточняет, обобщает ответы детей.

Включает звукозапись сирены пожарной машины.

Готовит  оборудование для следующей деятельности.

Оборудование:

Проектор, экран

( 14 слайд презентации)

15 слайд презентации

Оборудование: ткань, из которой сшит костюм пожарных.

По одной рукавице на каждого ребенка, сшитых из ткани, из которой шьют форму пожарным.

16 слайд презентации

Магнитофон, запись.

Оборудование: листы бумаги, с нарисованным

пожарным, с пожарным рукавом в руке.

2.5. Физминутка

Воспитатель:

-А бывает, что до приезда пожарных, люди сами начинают тушить пожар. Я вам предлагаю поиграть в игру «Пожарные».

Задание: маленьким ведерком, передаваемым по цепочке, перенести воду с одного ведра в другое. Кто больше перенесет воды за 3 минуты, - тот и победитель.

Группа делится на две команды.

Выполняют игровые действия, соблюдая правила

Выполняет роль ведущего.

Два ведра, два маленьких ведерочка.

2.6. Рассказ ребенка

Воспитатель:

-А какие правила пожарной безопасности знаете вы? Попросим ребят  рассказать нам об этом.

Рассказ ребенка с показом иллюстрации:

1 ребенок:

Сам костер не разжигай,

И   другим не позволяй:

Даже крошка огонек

От пожара не далек.        

2 ребенок:

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может делать зла.

3 ребенок:

Не бери из печки жар,

Ведь и он хранит пожар.

Уголек хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.        

4 ребенок:

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый

Наш надежный, старший друг.

Ребенок рассказывает, сопровождая рассказ показом иллюстрации, остальные дети наблюдают и слушают.

Оказывает при необходимости помощь  в рассказывании.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением, отчего может возникнуть пожар

2.7. Практическая деятельность

ИГРА: «Как делать нельзя».

Воспитатель: 

Мы знаем много правил, мы учим с детства их.

Но нужно помнить строго

О правилах таких:

О правилах всем, ясных,

О том, как сделать так,

Чтобы в домах всех ваших

Не возникал пожар,

Чтоб поле не горело,

Не выгорел весь лес

И чтоб пожарным было,

Как можно меньше дел,

А пламя нам дарило

Тепло и добрый свет.

- А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары.

 На столе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так: сверху – какие предметы  можно детям брать,   а снизу – какие брать нельзя, или  чего нельзя делать.

- Кто будет готов рассказать, поднимите руку.

Самостоятельно в парах выполняют задание.

Предполагаемый ответ: спички, зажигалки, брать нельзя, разжигать огонь, подогревать на плите, включать электроприборы в розетку, а игрушками играть можно.

Оборудование:

Конверты с картинками: спички, зажигалки, электроприборы, игрушки

  1. Заключительная часть
  1. Итог.

3.2. Рефлексия.

 

 3.3.Игра «Эвакуация»

Воспитатель:

- Что мы можем положить в конверт, чтобы отправить Медвежонку Тишке письмо?

-А о чем можно ему написать?

Воспитатель:

-Что больше всего запомнилось?

- Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, рассуждали, играли, рассказывали пословицы и стихи, и  хочется вас всех наградить медалями «Юный пожарный» и магнитами.

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эвакуация».

Как только вы услышите звук пожарной сигнализации, я возьму песочные часы, и нам с вами нужно будет очень быстро, за 5 минут, собраться и выйти по пожарной лестнице. Не волнуйтесь, мы все успеем. По лестнице нужно спускаться спокойно, не толкаться, держаться за перила, чтобы не упасть.

Предполагаемый ответ: картинки, рисунки, написать письмо

Включается пожарная сигнализация.

Дети вместе с воспитателем эвакуируются.

Воспитатель пересчитывает детей.

Воспитатель награждает детей медалями.

Воспитатель вместе с помощником эвакуирует детей из здания.

Оборудование:

Конверт, рисунки, картинки, письмо.

Оборудование:

медальки.

Приложение.

                                                                                             

     

 

     

         

     

   

                                                                                                                                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе "Огонь - друг, огонь - враг"

Цель занятия: Систематизация ранее приобретенных знаний - об огне, пожаре. На этом занятии решались задачи:1. Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня.2.Расширить слов...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в подготовительной группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Данное мероприятие способствует систематизировать ранее приобретённые знания о пользе и вреде огня. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара. Воспитывает уваж...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности "А лисички взяли спички"

Конспект совместной деятельности по безопасности Тема «А лисички взяли спички»Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности.Задачи: Обучающая: Расширять представления д...

Конспект занятия о правилах пожарной безопасности в младшей группе: «Огонь-Друг, Огонь-Враг»

Цель:— учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя;— правильно использовать в речи названия предметов;— активизировать предлоги, глаголы;— познакомить детей с правилами ...