Презентация парциальной программы
учебно-методический материал по обж
Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л. Тимофеевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л. Тимофеевой.
Цель программы: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Изучение различных аспектов формирования культуры безопасности у дошкольников показывает, что содержание образования должно быть изоморфно содержанию и структуре данного компонента культуры и включать: воспитание мотивации к безопасности; формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления; формирование компетенций безопасного поведения; формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций; формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности; формирование психологической готовности к безопасному поведению; воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и пре-одолению опасных ситуаций.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
- обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
- формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
- развитие мотивации к безопасной деятельности, особенности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
- развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
- развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
- формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
- формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
- формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
- формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Планируемые результаты освоения программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л. Тимофеева.
2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовит. группа |
-различает действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и что нельзя (опасно); -умеет безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами веществами, природными объектами, предметами быта, игрушками; -умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности; -знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, на участке ДОО, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | -знаком с элементарными правилами безопасного поведения в помещении, в общественных местах, на игровой площадке, в различных погодных и природных условиях, при контактах с домашними и бездомными животными, с незнакомыми людьми; с Правилами дорожного движения; осознанно подчиняется правилам, стремиться соблюдать их; -стремиться соблюдать знакомые правила, делает это вне зависимости от внешнего контроля; -знает, какими предметами быта можно пользоваться, обладает навыками их безопасного использования; -знаком с основными частями улиц, некоторыми дорожными знаками; -имеет элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, способах их избегания, выхода из них. | -владеет некоторыми культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен безопасно действовать в повседневной жизни(в быту, в природе, на улице и т.д.); может выбрать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения; -имеет начальные представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде; -имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих; -обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать возможные последствия, различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации; -сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций; -владеет элементарными способами оказания первой помощи и самопомощи, знает, как и к кому можно обратиться за помощью, знает телефоны экстренных служб, свои данные(имя, фамилия, адрес); у него сформированы необходимые технические умения; -способен к волевым усилиям, к саморегуляции; действия преимущественно определяються не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения; -адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен менять стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты, избегать их; -может самостоятельно применить усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем), преобразовывать способы решения задач(проблем) в соответствии с особенностями ситуации(способен выявить источник опасности, определить категорию опасной ситуации, выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения). | -владеет основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен безопасно действовать в повседневной жизни(в быту, в природе, на улице и т.д.); может выбрать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения; -имеет представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде; -имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен подчиняться общественно значимым мотивам,оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих; -обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать возможные последствия, различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации; -сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций; -владеет элементарными способами оказания первой помощи и самопомощи, знает, как и к кому можно обратиться за помощью, знает телефоны экстренных служб, свои данные(имя, фамилия, адрес); у него сформированы необходимые технические умения; -способен к волевым усилиям, к саморегуляции; действия преимущественно определяються не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения; -адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен менять стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты, избегать их; -может самостоятельно применить усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем), преобразовывать способы решения задач(проблем) в соответствии с особенностями ситуации(способен выявить источник опасности, определить категорию опасной ситуации, выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения). |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л. Тимофеева.
Цели и задачи работы | Содержание работы |
Социально – коммуникативное развитие | |
Воспитание мотивации безопасной жизнедеятельности. Формирование компетенций безопасного поведения. | Содержание данного направления образовательной области направляет педагога на развитие и формирование в детях: - стремление обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих людей. -опыта решения конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях. -умения действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретённых ранее знаний и опыта. - личностных качеств (активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная отзывчивость. -готовности действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне. |
Познавательное развитие | |
Формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления. | Содержание данного направления образовательной области является неотъемлемой составляющей работы по формированию целостной картины мира, расширения кругозора детей: -развитие представлений о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом. - интеллектуальная подготовка детей к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с умением совершать логические операции (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение). |
Речевое развитие |
Развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации. | Содержание по данному направлению образовательной области в процессе общения, восприятия и практической деятельности предполагает: - диалоги с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятии проблем; - участие детей в инсценированные и драматизации, в играх имитационного характера; - рассматривание и составление описательных рассказов по сюжетным картинам; |
Художественно – эстетическое развитие | |
Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности. | Содержание данного направления образовательной области предполагает овладение дошкольником системой эстетических отношений, в том числе формирование чувств, образов, опыта художественной деятельности, которые «играют роль средств деятельности при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности»; -развитие эмоциональной сферы, как условие разностороннего развития ребенка; - |
Физическое развитие | |
Формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций. | Содержание данного направления образовательной области ориентирует педагога на: стимулирование у детей повышения двигательной активности, обогащение двигательного опыта, -формирование культуры движения и повышения интереса к двигательной активности. Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движения. Используются такие формы работы: нетрадиционная утренняя гимнастика(игровая, сюжетная), участие в народных подвижных играх, выполнение упражнений под музыку, осваивание действий с атрибутами уголка физического развития, преодоление различных препятствий, владение разными техниками бега. |
Структурно-содержательная характеристика программы «Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет» Л.Л. Тимофеева
Программа «Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет» рассчитана на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы)и представлена в четырех разделах:
1.Природа и безопасность.
2. Безопасность на улице.
3.Безопасность в общении.
4.Безопасность в помещении.
Планирование образовательной деятельности в каждой возрастной группе построено в соответствии с данными разделами. Разделы и темы внутри каждого раздела могут быть переставлены, педагог сам определяет порядок их рассмотрения. Ежедневное планирование позволяет реализовать задачи в процессе обучения, воспитания и развития, используя разнообразные формы работы, в том числе, современные.
Дошкольный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности. В этой связи на протяжении всего дошкольного детства сохраняться две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и ДОО: обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов, содержание работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа «Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет» предлагает пути решения указанных задач на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отражённых в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации и ФГОС ДО.
Формы организации деятельности детей
Игровые ситуации, СРИ, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов, наблюдения, творческая мастерская, образовательные ситуации, проблемные ситуации, ситуативное общение, дедуктивное наблюдение, распознающее наблюдение, игры с пением, прослушивание, анализ ситуаций. и др.
Методы и принципы оценки результатов освоения парциальной программы
. Педагогическое наблюдение
. Технология «встроенного мониторинга»
Ожидаемые результаты на этапе завершения дошкольного образования (программа «Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет» Л.Л. Тимофеева)
-владеет основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен безопасно действовать в повседневной жизни(в быту, в природе, на улице и т.д.); может выбрать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
-имеет представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
-имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен подчиняться общественно значимым мотивам,оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих;
-обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать возможные последствия, различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
-сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций;
-владеет элементарными способами оказания первой помощи и самопомощи, знает, как и к кому можно обратиться за помощью, знает телефоны экстренных служб, свои данные(имя, фамилия, адрес); у него сформированы необходимые технические умения;
-способен к волевым усилиям, к саморегуляции; действия преимущественно определяються не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения;
-адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен менять стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты, избегать их;
-может самостоятельно применить усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем), преобразовывать способы решения задач(проблем) в соответствии с особенностями ситуации(способен выявить источник опасности, определить категорию опасной ситуации, выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " «Парциальные программы по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей для планирования театрализованной деятельности....
Презентация парциальной программы " Лепесток" для старшего возраста в доу.
Парциальная программа "Лепесток"Для детей старшей и подготовительной группыТема: "Лепка дымковской и филимоновской игрушки,как срелство развития сенсорных навыков. Значение сенсорного разви...
Краткая Презентация Парциальной Программы по художественно - эстетическому развитию детей (нетрадиционные техники рисования)
Краткая Презентация Парциальной Программы по художественно - эстетическому развитию детей (нетрадиционные техники рисования)Познакомиться с материалом можно здесь....
Презентация парциальной программы"Как.зачем и почему?"
Я участник разработки парциальной программы"Как,зачем и почему?" Презентовала эту программу на педагогическом совете....
Презентация "Парциальные программы и методические пособия, используемые в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе "
В данной презентации представлены парциальные программы и методические пособия, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе. Мате...
Презентация парциальных программ и методических пособий группы
Информация для родителей...
Презентация "Парциальные программы и методические пособия"
Презентация "Парциальные программы и методические пособия"...