Проект Азбука дорожного движения
проект по обж
Цель проекта:
*формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах;
*закрепление знаний правил уличного движения и поведения на улице, пополнение знаний детей о правилах дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №40
«Азбука Дорожного Движения!»
Проект по формированию безопасного поведения на дорогах
Выполнил:
воспитатель первой категории
Доронкина Олеся Владимировна
г. Екатеринбург
1. Актуальность темы
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случалась с тобою беда.
(Я. Пишумов)
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.
Цель проекта:
*формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах;
*закрепление знаний правил уличного движения и поведения на улице, пополнение знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
- познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора;
- расширить знания детей о транспортных средствах;
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
- развивать внимание, самостоятельность, осторожность;
- воспитывать навыки личной безопасности;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Ожидаемые результаты работы с детьми:
*формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений;
*привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
*осознание родителями важности работы по изучению правил дорожного движения.
*создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов, и родителей.
Реализация проекта поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка. Так же работа над проектом будет способствовать привлечению родителей (законных представителей) воспитанников к активному участию в образовательном процессе и гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Этапы реализации проекта
Этап | Содержание деятельности педагогов | Деятельность детей |
1этап Организационный | Проведение мониторинга (опрос родителей и детей о том, что они знают о безопасности на дороге), обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, разработка тематического плана, подбор методического сопровождения, создание цикла НОД. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта, подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности. Постановка задачи перед родителями. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Азбука дорожного движения».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения. | Игровая деятельность, речевое общение. |
2 этап Практический | Реализация тематического плана через проведение НОД, бесед, наблюдений, творческой деятельности, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка; организацию совместной с педагогами, родителями и самостоятельной деятельности детей, привлечение родителей к изготовлению ЛЭП-бука «Специальный транспорт». Встреча с инспектором ГИБДД. | Дидактические игры по теме, слушание художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций, творческая продуктивная деятельность (раскрашивание картинок), рассматривание иллюстраций. |
3 этап Итоговый | Проведение повторного мониторинга, анализ проведенной работы и обобщение опыта. | Игровая деятельность, речевое общение, продуктивная творческая деятельность |
Тематический план формированию правил безопасности с детьми
Тема | Цели | Форма | Материал, оборудование |
Познавательное развитие | |||
Азбука дорожного движения | Цель: продолжать использовать дидактические игры в разнообразных целях умственного воспитания. Закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД, закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. | Дидактические игры: «Мы водители», «Подбери по цвету», «Наша улица», «Расположи правильно дорожные знаки», «Назови знак» | Мультимедийное оборудование, презентация, иллюстрации, дидактические игры. |
НОД «Путешествие в страну дорожных знаков» | Цель: закрепить знания о правилах перехода проезжей части, закрепить знания о дорожных знаках, цвете, форме, назначении, вызвать интерес, научить замечать знаки на улицах, развивать воображение, творческие способности, умение работать в коллективе, воспитывать понимание, необходимость соблюдать правила в быту и на дорогах | Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог. | Конструктор для моделирования города, дорожные знаки |
Речевое развитие | |||
НОД «Для чего нужны дорожные знаки» | Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически применять их в разумных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности | Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог. | Дорожные знаки, разрезанные картинки, проектор, экран, ноутбук. |
Наш друг светофор | Цель: расширить представление детей о ПДД. Познакомить детей с предупреждающими знаками. Способствовать формированию культуры поведения на дорогах. Формировать осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Учить различать дорожные знаки. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи; связную речь | Беседа с рассматриванием иллюстраций, картин «Три цвета светофора», «Наш друг светофор», «Я - пешеход». Решение проблемных ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?» Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?». Целевая прогулка «Переход» Чтение художественной литературы: Михалков С. «Дядя Степа»; «Моя улица»; «Три чудесных цвета»; «Скверная история». Отгадывание загадок. Заучивание стихотворений. | Иллюстрации к беседам, литература: Михалков С. «Дядя Степа»; «Моя улица»; «Три чудесных цвета»; «Скверная история». |
Художественно- эстетическое развитие | |||
НОД «Дорожные знаки» | Цель: закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков; познакомить с дорожными знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога»; учить воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями, различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов и пешеходов. | Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, закрепление, поощрение, итог. | Цветные карандаши для каждого ребёнка, демонстрационный, раздаточный материалы |
НОД «Как ребята переходили улицу» | Цель: закреплять знание правил дорожного движения, сигналов светофора. Упражнять в умении передавать форму различных видов транспорта, используя прием силуэтного вырезывания, фигуру человека, используя вырезывания из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять навыки работы в коллективе. | Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, закрепление, поощрение, итог. | Картина улицы города, длинная широкая полоса бумаги с графическим рисунком дороги и пешеходного перехода; раздаточный: цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, подставки для кисточки, клеенки, салфетки. |
Социально- коммуникативное развитие | |||
Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по городу» | Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге. Способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности, воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности, использование проблемных ситуаций в процессе игры. | Показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре |
Сюжетно-ролевая игра «Я шофер» | Цель: расширять кругозор детей об окружающем, о труде людей, о профессии шофера, давать им новые впечатления через наблюдения, игру; учить включать новые эпизоды в сюжет игры; учить играть рядом, не мешая друг другу, и вместе. Развивать и поощрять взаимодействия детей в игре. | Игра, беседа, наблюдение, поощрение | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре |
Сюжетно-ролевая игра «Светофор наш лучший друг». | Цель: расширить знания о правилах дорожного движения; о поведении водителя и пешехода в условиях улицы. Закрепить представления детей о назначении светофора, о работе полицейского. Учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, разрешающие) предназначенные для водителя и пешехода. | Игра, беседа, наблюдение, поощрение, показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре |
Сюжетно-ролевая игра «Машенька идёт в гости» | Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить названия некоторых видов транспорта, закрепить понятие «дорога» «тротуар», «проезжая часть», их назначения, уточнить представление светофора, пешеходного перехода и их назначении. | Игра, беседа, наблюдение, поощрение, показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре |
Физическое развитие | |||
Я знаю ПДД! | Цель: закрепить правила дорожного движения посредством подвижных игр. | Подвижные игры: «Умелый пассажир», «Светофор», «Эстафета» «Автобусы», «Веселый трамвайчик», «Грузовик», «Огни светофора», «Можно-нельзя», «Перекресток», «Нарисуем дорогу», «Пешеходный светофор», «Умелый пешеход». | Атрибуты к подвижным играм |
Диагностика проводилась с помощью теста «Проверь себя». Тест составлен на основе методического материала Е.А. Романовой и А.Б. Малюшкиной.
Цель: определить уровень знаний детей 7-го года жизни правил дорожного движения.
Ребенку предлагали задание, в процессе выполнения которого он должен был исключить неправильный вариант ответа.
1. Есть дорожные знаки, которые обозначают… (больницу, пост ГИБДД, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие «транспорт» входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно выполняет задание.
2 балла – ребенок выполняет задание при дозированной помощи педагога.
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Характеристика уровней
Высокий уровень – 2,4 – 3 балла – ребенок правильно называет обозначение дорожного знака, понятие «транспорт». Различает запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие дорожные знаки. Из предложенных вариантов правильно выбирает транспорт специального назначения и транспорт общественного назначения. Ребенок владеет знаниями о правах пешехода, о правилах вождения велосипеда.
Средний уровень – 1,7 – 2,3 балла - ребенок называет обозначение дорожного знака, понятие «транспорт» при помощи дополнительных вопросов педагога. Не может самостоятельно назвать запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие дорожные знаки. Из предложенных вариантов выбирает транспорт специального назначения и транспорт общественного назначения при помощи дополнительных вопросов педагога. Ребенок частично владеет знаниями о правах пешехода, о правилах вождения велосипеда.
Низкий уровень – 1 – 1,6 баллов – ребенок не называет обозначение дорожного знака, понятие «транспорт». Не различает запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие дорожные знаки. Из предложенных вариантов не может правильно выбрать транспорт специального назначения и транспорт общественного назначения даже с помощью вопросов педагога. Ребенок не владеет знаниями о правах пешехода, о правилах вождения велосипеда.
Таким образом, результаты проведенной педагогической диагностики показали, что необходимо разработать цикл занятий по формированию у детей 7-го года жизни элементарных представлений о правилах поведения на улице, дороге.
После проведения проекта полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию элементарных представлений у детей 7-го года жизни о правилах поведения на дороге и улице.
Оценка эффективности реализации проекта
Участники проекта принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.
В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия:
1. Разработаны консультация для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников «Уроки безопасности», «Безопасность детей – забота взрослых».
2. Просмотрены презентации, проведены беседы с детьми с рассматриванием иллюстраций, картин «Три цвета светофора», «Наш друг светофор», «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается».
3. Прочитаны сказки, заучены стихи.
4. Созданы картотеки подвижных и дидактических игр.
5. Научились решать проблемные ситуации.
6. Проведена целевая прогулка «Переход».
7. Создан и проведен цикл НОД.
8. Изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
8. Проведена встреча с инспектором ГИБДД.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволила расширить знания детей о правилах дорожного движения. Промежуточный мониторниг показал, что дети правильно называют обозначения дорожных знаков, имеют понятие «транспорт». Различают запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие дорожные знаки. Из предложенных вариантов правильно выбирают транспорт специального назначения и транспорт общественного назначения. Ребята владеют знаниями о правах пешехода, о правилах вождения велосипеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: «Азбука дорожного движения»
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в ...
Проект "Азбука дорожного движения"
Цель. Создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения на дороге и в транспорте....
Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...
проект "Азбука дорожного движения"
В ДОУ д/с 124 был разработан проект «Дорожная азбука для детей и взрослых».Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах города.Анализ ста...
Проект "Азбука дорожного движения"
Формировать умение, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.Воспитывать грамотного пешехода....
Презентация проекта "Азбука дорожного движения"
Цель проекта: формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге, создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного по...
Проект: "Азбука Дорожного Движения"
Проектная деятельность...