"Как мы Кузе помогали"
учебно-методический материал по обж (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «Как мы Кузе помогали»
для детей среднего дошкольного возраста
по теме: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Садовая Елена Алексеевна
инструктор по ФК
Большакова Н.В. Ивлева Н.Г.
воспитатели: ГБДОУ детский сад № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
2019 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………... 3
Основная часть…………………………………………………………………. 6
Заключение …………………………………………………………………… 12
Список использованных источников…………………………………………14
Приложение ……………………………………………………………………15
Введение
Актуальность: тяжело слушать статистику дорожно-транспортного травматизма с участием детей. Количество транспорта на дорогах города увеличивается, скорости растут, сам городской транспорт принимает всё более устрашающий вид. Увеличивается в размерах и формах.
Дети дошкольного возраста, как правило, не имеют достаточно опыта и у них отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Интерес к окружающему, желание всё узнать и всё потрогать ставит ребенка перед реальными опасностями не только на улицах огромного города, но и во дворах, по пути в детский сад, школу, на игровую площадку.
Наиболее частыми причинами ДТП являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора. Чтобы наши дети не попадали в ситуации, опасные для жизни с ранних лет нужно знакомить их с азбукой дорожного движения.
При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность и систематичность. Целесообразно проводить и необычные занятия: в форме игры, путешествия, состязания. Что бы ребёнок мог побыть в разных ролях, прочувствовать различные ситуации, в которых может оказаться. В игре дети могут быть и пешеходами, и пассажирами, и водителями, всеми участниками дорожного движения. Может быть тогда, он сделает правильный выбор: идти, или стоять, смотреть по сторонам или прямо, дать маме руку или самостоятельно перейти дорогу. А в будущем, благодаря проигранным ситуациям станет вежливым и внимательным водителем. Дети быстрее понимают и запоминают правила, играя, двигаясь, когда сами участвуют в сказке. А ещё они очень любят помогать, учить кого-нибудь. Наша группа называется «Домовёнок» и нам часто «помогает» этот персонаж из сказок Татьяны Александровой. Поэтому, нами была выбрана форма проведения досуга по ПДД в виде спортивного развлечения для детей с элементами сказки. В этом путешествии дети помогали Домовёнку Кузе.
Предполагаемый результат:
Дети:
• знают алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»
• знают правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу,
• сформированы знания о видах транспорта
• соблюдают элементарные ПДД,
Родители:
• сотрудничество с педагогами по данной теме
• расширение педагогической грамотности родителей по вопросам
безопасного поведения детей на дорогах.
Педагог:
• повышение знаний по безопасности;
• взаимосвязь с родителями по созданию совместных досугов и развлечений для детей.
Цель: подготовка детей среднего дошкольного возраста к безопасному и осознанному участию в дорожном движении на улицах города.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и уточнять знания детей о правилах безопасного поведения на улицах.
Закреплять и систематизировать представление о видах транспорта, названиях транспортных средств, о светофорах, о значении сигналов светофора.
Развивающие:
Развивать восприятие, внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
Формировать навыки культурного пешехода и пассажира, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оборудование: костюм героя развлечения, макет светофора для пешеходов, ноутбук, мультимедийная установка, карточки с видами транспорта, модули, обручи-рули, мешочки с песком, тканевый пешеходный переход.
Предварительная работа:
Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей)
Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования.
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях, разные виды транспорта.
Просмотр видеоматериалов.
Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Виды транспорта», «Четвертый лишний».
Разучивание ритмических комплексов « Колёсики», « На дороге светофор»; подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»
Проведение с детьми бесед по теме ПДД.
Основная часть.
Ход занятия: Слайд: №1 « Детям знать положено»
Звучит музыка. Домовенок «залетает» в зал на метле.
Домовёнок: Ой, куда это я попал!? (см. фото 1)
Воспитатель: Во-первых, здравствуйте! Во-вторых, ты кто?
Кузя: Я, Домовенок Кузя. Я улетел из леса, от Бабы Яги, надоело мне без дела на кровати лежать, да пироги есть. Летел вроде в правильном направлении, лес кончился, и я очутился в незнакомом месте. Дома как печи - из кирпича, только высокие. Тропинки очень широкие, а по ним вместо животных разные чудища бегают, большие, маленькие, красные, белые, черные. Я растерялся, с управлением не справился, упал, тут у вас очутился. Здесь хорошо, тепло, красота…
Воспитатель: Ты попал в детский сад… - Кузя, это не тропинки, а дороги, не чудища, а транспорт. А попал ты в город, в детский сад. Как, ребята, называется наш город? (ответы детей)
Кузя: Метла, и ступа у Бабы Яги это транспорт!
Воспитатель: Метлой мы пол подметаем, а ступы у нас нет. Но, что бы по дорогам города ходить и ездить безопасно, нужно знать правила дорожного движения. Прежде всего, тебе нужно знать, что в городах дорога делится на две части: для транспорта и для пешеходов. Ребята, как называется дорога для транспорта? (проезжая часть). А дорога для пешеходов? (тротуар). С какими правилами мы с вами уже познакомились? Нужно и Кузю научить.
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить правила, которые они запомнили в процессе предварительной работы.
1. Ходить по улицам города только по тротуару.
Слайд № 2 Дети идут по тротуару.
2. Идти спокойным шагом, не торопиться, тем более, не бежать.
3. Переходить проезжую часть улицы только в специально отведенных местах
Слайд № 3 «Пешеходный переход»
4. Играть в мяч, кататься на велосипеде, самокате, роликах только на детских и спортивных площадках. Слайд № 4 «Игровая площадка»
Воспитатель: Кузя, мы собираемся на прогулку по нашему району, если тебе интересно, тебя возьмем с собой. Покажем, и научим, как надо по нашим дорогам передвигаться, чтобы не оказаться в больнице, познакомим с транспортом, который можно встретить на улицах нашего города.
Слайд № 5 «Улица с перекрестком»
Ходьба друг за другом. (см. фото 2)
Ребёнок: Для чего на перекрестке
Черно-белые полоски?
Это «зебра», но не лошадь,
А дорога через площадь.
Вдоль по «зебре» пешеход-
В безопасности идет.
Воспитатель: Замечательное стихотворение про пешеходный переход. В городе нашем есть пешеходные переходы нерегулируемые и регулируемые светофором.
Помогает с давних пор
Детям, друг наш светофор.
Объяснит без напряжения
Правила движения!
Слайд № 6,7 «Пешеходный светофор»
Воспитатель: А на какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть дороги? (ответы детей).
Игра «Пешеходы идут по пешеходному переходу – зебре» (Кузю держат за руку см. фото 3,4)
Воспитатель: Кузя, теперь ты понял, как правильно переходить улицу? (Кузя отвечает) Мы с вами шли по пешеходной дороге, которая называется тротуар, а переходили проезжую часть по зебре, или по-другому – пешеходному переходу.
Слайд № 8 «Оживленное движение транспорта на пересечение проспектов»
Кузя: А эти страшные зверюги, которые рычат, гудят и мчатся быстро-быстро по проезжей части кто такие?
Ребёнок: На улице нашей машины, машины
Машины малютки, машины большие,
Спешат грузовые, фырчат легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые!
У каждой машины, дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу
Воспитатель: Кузя, сейчас мы тебе всё расскажем и покажем, какие машины работают в нашем городе. Ребята, а когда мы с вами превращаемся из пешеходов в пассажиров? (ответы детей) Кого везут автобусы, троллейбусы, трамваи?
Дети: Пассажиров.
Воспитатель: Значит и транспорт называется…(пассажирский)
Что перевозят грузовые машины?
Дети: Разные грузы.
Всюду люди возят грузы, мебель, брёвна, хлеб, арбузы.
Едет, поднимая пыль, грузовой автомобиль.
Воспитатель: Вот такие машины мы называем…(грузовые).
Воспитатель: Скажите, что у всех видов транспорта есть общего, из чего состоят автомашины? (колеса, руль, педали, дворники и т.д.)
Ритмический комплекс «Колёсики»
Ходьба детей друг за другом с остановкой на сигнал. Бег друг за другом, обычная ходьба.
Воспитатель: Остановка, проверим, работает ли сигнал у вашего автомобиля. Сделаем носиками вдох и дружно, хором скажем: «Би-и-и-и».
Воспитатель: Сейчас мы с вами поставим свои машины в гараж, дальше пересядем на пассажирский транспорт. Какой бывает пассажирский транспорт? Кузя, ты запомнил?
Кузя: (обиженно) У вас тут столько этого транспорта… запутался я совсем. Какой грузовой, какой не грузовой, какой пассажирский, какой не пассажирский…
Воспитатель: Хорошо, мы будем сейчас загадки отгадывать, ты внимательно слушай и запоминай.
Пьёт бензин, как молоко, Братцы в гости снарядились,
Может бегать далеко. Друг за друга уцепились,
Возит грузы и людей. И помчались в путь далек,
Ты знаком, наверно, с ней? (машина) Лишь оставили дымок. (поезд)
Слайд № 9 «Автомобиль» Слайд №10 «Поезд»
Что за чудо – синий дом, Дом по улице идёт,
Окна светлые кругом, На работу всех везёт
Крепко держат провода, Не на курьих ножках,
Не заблудится он никогда. (троллейбус) А в резиновых сапожках. (автобус)
Слайд № 11 «Троллейбус» Слайд № 12 «Автобус»
Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам стать водителями. На каком же транспорте мы прокатимся? (ответы детей) Хорошо, садимся в автомобиль.
Раздать каждому ребенку по малому кольцу (руль). Нужно быть очень внимательным, когда вы становитесь водителями, и строго соблюдать все правила движения. Но прежде отгадайте загадку.
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу-
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? (ответы детей)
Слайд № 13 «Светофор»
На какой сигнал светофора начинает движение любой транспорт? (зеленый). Что будут делать машины на желтый цвет? На красный? (стоим). Кузя, давай с нами потренируйся в игре «Красный, желтый, зеленый», а то один в городе окажешься ещё растеряешься, или цвета перепутаешь, садись в автомобиль. Ребята, крепко держим руль, не превышаем скорость и внимательно смотрим вперед, иначе может случиться авария.
Игра с Кузей «Красный, жёлтый, зелёный».
Под музыкальное сопровождение песни «На дороге Светофор». Светофор заменяют три мяча нужных цветов. Дети двигаются по залу под музыку, держа в руках кольца, выполняя остановки в соответствии с текстом песни.
Воспитатель: Молодцы, и ребята, и Кузя! Ой, куда же мы приехали? Здесь на асфальте рельсы, а над головой провода? Что за транспорт ездит здесь?
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома…(Трамвай)
Слайд № 14 «Трамвай»
Упражнение «Веселый трамвайчик» (см. фото 5)
Ходьба друг за другом, без обуви по мешочкам с песком, под музыкальное сопровождение песня «Веселый трамвайчик».
Воспитатель: На трамвае ехали, в детский сад приехали. Ребята, а на каких видах транспорта можно кататься на детских площадках, в парках? (ответы) Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки.
Не похож я на коня,
Но седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся. (Велосипед)
Слайд № 15 «Велосипед»
Одной ногой толкаемся, За руль его мы держимся,
Другой ногой стоим. Им можно управлять,
И очень быстро катимся. Чтоб нам, набравшим скорости,
Практически – летим. Людей не посбивать! (самокат)
Слайд № 16 «Самокат»
Эстафета в парах на самокатах. (см. фото 6) После эстафеты предлагают Домовёнку попробовать, но прежде он должен рассказать, где безопасно кататься на самокатах, велосипедах, роликах.
Звучит сигнал скорой помощи, на экране машина скорой медицинской помощи.
Кузя, заткнув уши: Ой-ей-ёй. Чего она, так расшумелась!
Воспитатель: Это машина спешит, очень-очень, и своим сигналом просит других её пропустить.
Кузя: куда это её нужно пропустить? Чем это она такая особенная?
Воспитатель: Она везёт врача к больному, и оттого, как быстро приедет на вызов зависит жизнь человека.
Ребёнок: Мимо машины с красным крестом
На помощь больному промчалась бегом.
У этой машины особенный цвет:
Как будто халат белоснежный надет. (скорая помощь)
Слайд № 17 «Скорая помощь»
Звучит пожарная сирена. На экране пожарная машина. Кузя опять закрывает уши.
Кузя: А эта чего раскричалась? Она же не белого цвета, она красная и с лестницей. Куда залезать, в дупло, что ли, на дерево? Тоже спасать кого-то?
Воспитатель: Ребята, расскажите Кузе, что же за машина с лестницей?
Ребёнок: Мчится с лестницей большой, красная машина,
И зальет пожар любой смелая дружина.
Слайд № 18 «Пожарная машина»
Воспитатель: Кузя, хочешь с нами ещё поиграть? Предлагаю самим построить по схемам машины, которые каждый день спасают жизни людей.
Эстафета «Собери машину»
Воспитатель: вот и подошла к концу наша прогулка. Кузя, как тебе понравилось гулять с нами, запомнил ты, как нужно переходить дорогу? Какой транспорт ездит по улицам нашего города?
Кузя: да, сложно тут у вас, у нас в деревне всё проще. И домики поменьше, и машины не такие огромные. И правила я не совсем все запомнил…
Воспитатель: Сейчас ребята тебе напомнят (дети рассказывают правила, как называется транспорт и про светофоры, где катаются на велосипедах и самокатах)
Слайд № 19 «Спасибо за внимание»
Кузя благодарит детей, хвалит, берёт свой транспорт и прощается со всеми.
Под музыкальное сопровождение песня «Правила дорожного движения будем соблюдать» дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая игра "Помоги щенку Кузе"
Цели:· Развивать фонематическое восприятие;· Различать звуки С, СЬ по твердости, мягкости;·...
Квест- игра " Помогите Кузе".
Квест- игра " Помогите Кузе". Задачи квеста: вызвать интерес к совместной игровой деятельности, побуждать в ходе игровой деятельности проявлять познавательный интерес, оказывать помощь ...
Конспект занятия по развитию речи подготовительной группы «Как мы Кузе помогали»
Цель: Создание условий для активизации словаря по теме транспорт.Задачи:коррекционно – образовательные:-расширить знания детей о транспорте;-совершенствовать связную речь детей и навыки речевого...
Конспект занятия по развитию речи подготовительной группы «Как мы Кузе помогали»
Цель: Создание условий для активизации словаря по теме транспорт.Задачи:коррекционно – образовательные:-расширить знания детей о транспорте;-совершенствовать связную речь детей и навыки речевого...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию логического мышления в подготовительной группе "Помогите Кузе"
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления. Проводя с детьми данное занятие, мы формируем умение квалифицировать предметы на три группы с ...
«Хлеб – всему голова или как ребята помогали Кузе!»
Занятие напрпавлено на знакомство детей с русскими традициями выпечки хлеба и этим процессом в современных условиях. Цель занятия дать первичные представления о профессии пекаря, о пользе хлеба для зд...