Проект по ОБЖ "Мир без опасностей»
проект по обж (старшая группа)

Борисова Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_glavn_proekt.docx104.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Проект:

"Мир без опасностей»

Разработала:  воспитатель

Борисова Т. А.

Название проекта: "Мир без опасностей»

Тип: творческо-информационный

Вид: познавательно-игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

  Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.

Актуальность проекта:

   Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

   В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.

   Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Принципы реализации проекта:

1. доступность: учет возрастных особенностей детей

2. систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному

частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3. наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Пояснительная записка

Новизна проекта

  Новизна проекта заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, социумом. Это позволяет объединить усилия всех субъектов образовательного процесса в решении данной проблемы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначенные критерии оценки могут быть использованы при определении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию, а также для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.

   В проекте показан путь адаптации федеральной программы Рины  Борисовны  Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

   Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей  старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня.                

   Проект рассчитан на 1 год обучения.    Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

В соответствии с целью сформированы задачи:

  • изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
  • выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
  • проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
  • разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
  • определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
  • внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
  • создать систему воспитательной — образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;
  • создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Задачи в работе с педагогами

  • создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
  • повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей
  • создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).

Задачи в работе с детьми

  • формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
  • формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
  • развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
  • способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Задачи в рабате с родителями

  • знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
  • повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
  • воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;

Критерии эффективности проекта:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
  • Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
  • Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
  • Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
  • Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

Дети:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители:

осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги:

сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Второй этап: Организационный.

Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Третий этап. Основной.

Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Четвертый этап. Аналитический.

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Пятый этап. Заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

   

   Весь учебно-практический материал включает в себя работу по 5 блокам: знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок на улице. ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома,.

Сентябрь

НОД: «Один дома». Цель: Научить детей правильно вести себя в ситуации, когда он остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей.

Настольный театр «Три поросёнка». Цель: Инсценировать сказку «Три поросёнка», для закрепления понятия безопасного поведения.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Цель: В доступной форме рассмотреть опасные ситуации, которые могут возникнуть, если открыть незнакомцу дверь.

Моделирование ситуаций, рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему. Цель: Повторить правила безопасного поведения, если ты остался дома один.

 Беседа: «Я знаю, как набрать номер маминого телефона». Цель: Дать детям стимул выучить номер телефона мамы, папы, или он где то должен быть записан, в доступном для ребёнка месте. «Мой дом – моя крепость», «Не открывай дверь чужим людям» Цель: обучать детей поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности.

Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома»)

Чтение художественной литературы: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, беседа по содержанию. Заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева

Художественное творчество: рисование: «Вспомни и нарисуй, кто притворялся добрым в сказках?» 

Дидактические игры: «Угадай по голосу», «Составь слово» (незнакомец)

Беседа: «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой». Цель: Учить экономно и бережно относится к воде, умение действовать в экстремальных ситуациях.

Чтение художественной литературы: Сказка «Наводнение в кукольном домике». Т. А. Шорыгина. Цель: Учить соблюдать правила пользования водопроводным краном.

Игры – эксперименты с водой. «Мыльные пузыри», «Тонет не тонет» Цель: Показать свойства воды

Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой». Цель: Развивать мышление, речь детей, проговорить разные ситуации, умение показать свои действия.

Октябрь

 НОД: «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит», «Человек и его здоровье»

Цель: воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Учить заботиться о здоровье. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой и способах лечения, о пользе витаминов и их значение для жизни и здоровья человека. Учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь.

НОД: «Польза витаминов». Цель: познакомить детей с принципами правильного питания, пользе витаминов находящихся в овощах и фруктах.

Составление рассказа по картинкам «Почему заболели ребята»

Беседы: «Опасные невидимки» (Микробы), «Осторожно, грипп», «Витамины укрепляют организм», «Для чего нужна зарядка», «Мой любимый фрукт, овощ». Цель: Развивать речь, мышление, учить делится своими мыслями

Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп»

Дидактические игры: «Аскорбинка и её друзья», «Здоровый малыш», «Составь слово» (лекарство) «Реши кроссворд», «Витаминная семья», «Подбери одежду по сезону», «Овощи и фрукты, разложи по корзинкам», «Угадай на вкус», «Что положим в салат», «Составляем меню».

Чтение художественной литературы: «Воспаление хитростей» А. Милн. Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье. Стихи и загадки про овощи и фрукты.

Слушание песен о здоровье

Художественное творчество: лепка «Любимые игры и забавы», рисование: «Мальчик здоров или мальчик болен», аппликация «Консервируем овощи».

Подвижные игры: «Садовник», «Съедобное – несъедобное»

Ноябрь

НОД: «Если ребенок потерялся» Цель: обучить правилам поведения в ситуации, когда ребенок потерялся в торговом центре или других местах. Научить детей находить выход из создавшейся ситуации, знать свой адрес наизусть, учить описывать своих папу и маму

Чтение художественной литературы:. Сказка «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен, «Если ты идёшь из школы» М. Миронов, «Про самовольные отлучки из дома» Э. Сагалакова.

Заучивание. «Что случилось?» С. Михалков.

Русская народная сказка «Маша и медведь», «Кто сказал мяу?» Сутеев, Л. Н. Толстой «Дети в роще». Цель: Выяснить: почему герои потерялись, что нужно сделать, чтобы предотвратить эту ситуацию, как из неё выйти, если попал в беду.

Рассматривание плаката «Заботься о своей безопасности», Рассматривание иллюстраций и картинок на заданную тему. Цель: Закрепление пройденного материала.

Моделирование ситуации: «Что делать, если ты потерялся?» Беседы: «Расскажи о своей маме, какая она», «Я знаю, как пройти к моему дому». Цель: Развивать речь, память, мышление. Учить быть внимательными, учить описывать своих папу и мам, запоминать дома и строения на пути к дому. Художественное творчество: рисование «Нарисуй портрет своей мамы и расскажи про неё». Дидактические игры: «Каких людей в форме ты знаешь: военный, милиционер, охранник, продавец». Цель: Рассмотреть людей в спецодежде, научиться определять к какой профессии они относятся, как они смогут помочь, если ты потерялся.

Декабрь

НОД: «Встреча с незнакомцем». Задача: Учить распознавать опасность, исходящую от незнакомых людей, учить осторожности в общении с незнакомыми людьми, избегать опасных ситуаций.

НОД: «Сказка про колобка» Цель: дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Научить разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание на прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

Беседы: «Осторожно, незнакомец!», «Если ты гуляешь один»

Тренинг. Моделирование опасных ситуаций, связанных с насильственными действиями «Какое настроение, определи».

Цель: Учить по мимике лица определять настроение человека.

Чтение художественной литературы: Сказка «Лиса в заячьей шкуре» Т.А. Шорыгина.

Цель: Воспитывать осторожность при общении с незнакомцами.

«О мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин и «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков,

русская народная сказка «Колобок», беседа по содержанию. К. Чуковский «Сказка о глупом мышонке».

Заучивание стихотворения «Незнакомые люди» Э. Сагалакова. Знакомство с пословицей: «Не всякому верь, запирай покрепче дверь».

Настольный театр по сказке «Кот, петух и лиса», дискуссия после просмотра. Рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему.

Цель: Учить определять ситуацию по степени опасности.

Ситуации: «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями».

Цель: Проговаривать возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях «

Художественное творчество: Лепка: «Слишком доверчивые герои сказок».

Дидактические игры: «Злой – добрый, грустный — весёлый», «Что будет, если…», «Основы безопасности», лото «Основы безопасности в доме», «Как избежать неприятностей», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся?»

Сюжетно – ролевая игра «Спасатели».

Январь

НОД: «Небезопасные зимние забавы» Цель: познакомить с правилами катания с горки, игры в снежки. Познакомить с опасными ситуациями зимой (тонкий лед, неизвестные тропики под снегом) Беседы: «Обходи скользкие места», «Гололёд», «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)», «Зимой на горке», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки», Морозы жестокие в этом году», «как был наказан любопытный язычок».

НОД: «Советы доктора Неболейко». Цель: Знать предметы, инструменты необходимые для работы врача. Учить оказывать первую медицинскую помощь народными средствами при простудных заболеваниях.

НОД: «Врачебная помощь». Цель: Показать детям, что специальность врачей бывает разная: педиатр, стоматолог, окулист. Снятие эмоционального стресса, боязни осмотров у врача. Моделирование ситуации: «В гостях у детей Хрюша, он болен, потому что ел сосульки и грязный снег». Цель: Обратить внимание детей, что нельзя кушать сосульки и снег, мочить ноги. Учить детей самоконтролю, предотвращать опасные простудные заболевания, развивать речь, мышление. «Звонок в службу скорой помощи». Цель: Учить детей отвечать на вопросы, вести диалог, правильно набирать номер телефона.

Сюжетно –ролевые игры: «Больница», «Перевяжи кукле руку». «Таня простудилась», «Медпункт». Цель: Учить культурному общению детей в кабинете врача.

Дидактические игры: «Найди предметы необходимые врачу». «Правила первой помощи». Цель: Познакомить детей с элементарными видами первой помощи. «Средства первой необходимости при оказании помощи», «Четвёртый лишний».

Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Айболит». Цель: Рассмотреть способы лечения больных.

Рассматривание иллюстраций, картинок в журналах, книгах по медицине. Цель: Продолжать знакомство с профессией врача.

 Наблюдение за работой медсестры, экскурсия в медицинский кабинет. Цель: Знакомство с профессией врача, медицинской сестры.

Февраль

НОД: «Опасные предметы» Цель: Формирование представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту

Дидактические игры: «Игра-дело серьёзное», «Мы-спасатели», «Так или не так», «Сто бед», «Убери на место», «Источники опасности», «Что мы знаем о вещах»

Беседа: «Ток бежит по проводам». Цель: в доступной форме объяснить, что такое электрический ток, какие приборы работают от тока. «Что работает от электричества?» Цель: Знакомство с электроприборами, правилами безопасностями, при обращении с ними.

Чтение художественной литературы: Загадки про электроприборы. Сказка «Проводок» Т. А. Шорыгина. Цель: Соблюдение правил безопасности при использовании электричества.

Иллюстрации и картинки с электроприборами. Цель: Находить приборы, работающие от тока. Иллюстрации, картинки про дом, домашнюю работу. Цель: Рассмотреть обязанности всех членов семьи, кто, чем занят. Почему детям нельзя брать без взрослых опасные предметы. Ситуации «Что случится, если забудешь выключить дома утюг»

Рассказ детям об опасности электрического тока. Составление рассказов об электроприборах и о том, как ими пользоваться.

Художественное творчество: рисование «Загадай загадку – нарисуй отгадку» Общение: «Кто дома строит, пилит, забивает гвозди», «Кто дома шьёт, вяжет» Цель: Развитие мышления, речи, заложить основы безопасного поведения дома.

НОД: «Полезные вещи – молоток и клещи». Цель: Знакомство с инструментами, правилом безопасного пользования инструментами.

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди и назови инструменты». Цель: Познакомить детей с инструментами. «Что лишнее?», «Что будет, если…»,

Отгадывание ребусов по данной теме. «Что нужно хозяйке для работы», «Что необходимо хозяину для работы». Цель: Учить классифицировать предметы быта, инструменты.

Чтение художественной литературы: Рассказ «Данилка и пилка». Т. А. Шорыгина. Цель: Учить осторожному обращению с инструментами под присмотром взрослого.

Наблюдение дома за работой папы, дедушки. Цель: Учить наблюдать, помощь взрослым по мере необходимости.

НОД: «Ножницы, Катушки — это не игрушки». Цель: Знакомство с принадлежностями для рукоделия, правилами безопасного пользования ими..

Обучение правильному обращению с ножницами, иголкой ножом.

Беседа «Какой вред могут причинить предметы для рукоделия, если неправильно их хранить». Цель: Развивать мышление, речь, привитие основ безопасного поведения, при пользовании предметов для рукоделия.

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что нужно маме для рукоделия». Цель: Знать и находить предметы рукоделия, учить аккуратно ими пользоваться для себя и окружающих.

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», загадки про предметы рукоделия. Цель: Закрепление названий предметов рукоделия.

Рассматривание инструментов для рукоделия: шило, иголку, ножницы, спицы. Цель: Объяснить правила безопасного пользования этими предметами, безопасное хранение колющих и режущих предметов.

НОД: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки». Цель: Учить соблюдать меры предосторожности, соблюдая которые ребёнок не причинит себе вреда.

 Сюжетно-ролевая игра «Дежурная аптека». Цель: Показать детям, что лекарства выписывает врач и детям брать самостоятельно таблетки нельзя.

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Доктор Айболит», «Неосторожная Резвушка» Т. А. Шорыгина. Цель: Дать твёрдые знания, что лечит врач, самостоятельным лечением заниматься нельзя.

 Иллюстрации в журналах, книгах о работе врача. Цель: Воспитание уважения к труду доктора. Моделирование ситуации «На приёме у доктора». Цель: Показать культуру поведения в кабинете у врача, развитие речи, мышления.

Март 

НОД: «Как устроен мой организм».

Цель: Дать первоначальные представления об устройстве организма, для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно заботиться о своём здоровье.

Игры – эксперименты: «Как работает моё сердце, слушаем пульс», «Что умеет чувствовать моя кожа», «Чуткий нос», «Зоркие глазки». Цель: Дать элементарные представления о работе органов человека, как сберечь здоровье. «Почему руки называют первыми помощниками человека»,

«От чего нужно беречь глаза, уши, нос». Цель: Учить детей рассуждать, делать выводы.

«Соблюдаем режим дня». Цель: Научить детей чередовать различные виды занятий с отдыхом в течение дня.

Чтение художественной литературы: Детские энциклопедии.

Цель: Приобщить детей к рассматриванию, чтению детских научных изданий. Загадки, стихи о времени суток.

Цель: Запомнить и различать времена суток. Рассматривание иллюстраций, картинок, научных изданий по здоровому образу жизни.

Цель: Прививать интерес к здоровому образу жизни

Дидактические игры: «Повтори упражнение», «Времена суток».

Цель: Закрепить знания о времени суток, прививать интерес к физическим упражнениям, активности.

Загадки, стихи о времени суток.

Цель: Запомнить и различать времена суток. Беседы: «Расскажи о своём режиме дня», «В какие игры ты любишь играть». Цель: Развивать речь, мышление, оценивать свой режим дня.

НОД: «Бережём своё здоровье».

Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни, укреплению здоровья через зарядку, закаливающие процедуры, соблюдение личной гигиены. Беседы: «Польза или вред», «Что хорошо, а что плохо», «На зарядку становись!».

Цель: Приобщение к соблюдению правил личной гигиены, здоровьесбережения.

Чтение художественной литературы: «Девочка чумазая» Машкова.

Цель: Приучать к чистоте.

Рассматривание иллюстраций, картинок о здоровом образе жизни.

Цель: Воспитывать проявление интереса к спорту.

Дидактическая игра «Научим куклу правильно умываться, чистить зубы». Цель: Соблюдать правила личной гигиены.

Слушание песен о здоровье.

Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь»

Художественное творчество: рисование «Придумай эмблему здоровья».

Апрель

 НОД: «Терроризм – угроза обществу». Цель: В доступной форме объяснить детям, кто такие террористы. Дать понятие кто нас защищает от террористов, как нас защищают. Воспитывать уважение к героическим профессиям военных и спасателей.

Беседы: «Правила безопасности при террористическом акте»,

Моделирование ситуации «Звоним по телефону в специальные службы безопасности». Цель: Проговорить с детьми схемы поведения при опасных ситуациях, познакомить с номерами телефонов служб безопасности и как общаться по телефону.

Дидактические игры: «Люде этих профессий – герои», «Найди по описанию». Цель: Находить, знать профессии людей помогающих другим.

Чтение художественной литературы: Рассказы, загадки про героические профессии. Цель: Прививать уважение к людям героических профессий. Картинки, иллюстрации про жизнь солдат, пограничников, врачей, спасателей. Цель: Знакомство с профессиями.

Май

 НОД: «Правила поведения при общении с животными». Цель: Научить правилам безопасного обращения с животными как своими, так и чужими.

Беседы: «Если нападает собака, что делать», «Почему кошки кусают». Цель: Развивать речь, мышление, учить предвидеть опасные моменты в поведении животных. «Правила безопасного поведения при встрече с домашними животными». Цель: Объяснить детям, что домашние животные не причиняют намеренно вред, нападают только от испуга. «Собаки и кошки – друг человека?» Цель: Воспитывать добрые чувства по отношению к собакам и кошкам, уметь распознать агрессию со стороны собаки, способность предотвратить нападение. «Кошки и собаки-наши соседи», «День рождения Васи. Безопасное общение с домашними животными».

Дидактические игры: «Найди добрую и злую собаку», «Придумай имя для игрушечной собачки». Цель: Развитие мышления, речи, умение находить, определять по мимике, жестам злую собаку. «Дикие и домашние животные», «Зоопарк». Цель: Классифицировать животных на диких и домашних, знать их отличия и сходство, какую пользу и вред могут нанести.

 Слушание детской песни «Собака бывает кусачей».

Чтение художественной литературы: Рассказы о животных В. Бианки, Толстой. Цель: Прививать любовь к животным, учиться понимать их повадки.

Иллюстрации, картинки про животных. Цель: Находить различия, сходство между животными. Рассказы о подвигах служебных собак. Цель: Прививать любовь к героическим животным. Рассматривание иллюстраций по мимике и жестам, которые помогут распознать настроение собаки. Цель: Учить распознавать знаки, поведение собаки, агрессивна она или нет.

Июнь — Август 

НОД: «Поведение ребенка на детской площадке» Цель: Научить правилам безопасного поведения на детской площадке (на качелях, каруселях, в песочнице)

Сюжетно-ролевые игры «Покажи кукле, как правильно качаться на качелях», «Покажи Мишутке и другим игрушкам, как безопасно играть с песком». Цель: Закрепление правил безопасного поведения при играх на детских площадках.

Чтение художественной литературы: Рассказы и стихи про игры в детском саду. Цель: Проговаривание правил безопасного поведения при играх на площадке.

Рассмотреть на игровом участке все опасные места.

Цель: Определить на игровом участке, места опасные для детского здоровья и требующие внимания.

Беседы: «Правила безопасности на качелях», «Безопасная игра в песочнице». Цель: Научить детей личному самоконтролю, предотвращающему опасные ситуации для здоровья.

«Как вести себя во время проведения подвижных игр». «Как песок может быть опасным», «Осторожно-растения и грибы на участке детского сада»

НОД: «Правила безопасности на природе» Цель: Научить детей правильному отдыху на природе, безопасному для людей и экосистемы природы.

Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы»

Аутогенная тренировка «В лесу»

Беседы «Как избежать неприятностей на воде и на природе». «Как вести себя в жару»,

Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём».

Изготовление гербария.

Дидактические игры: «Что где растёт?», «Узнай по запаху», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Как избежать неприятностей на воде и на природе»

Художественное творчество: Рисование «Услышь загадку – нарисуй отгадку».

НОД: «Растения леса и луга», «Животные леса».

Цель: Знакомство с растениями полевыми и лесными, находить различия с садовыми цветами, рассказать о пользе растений. Прививать любовь к природе родного края. Познакомить с животными нашего леса.

Чтение художественной литературы Чтение книг о природе родного края. Цель: Знакомство с флорой и фауной родного края.

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами природы, животных, знакомство детей с красной книгой.

Цель: Различать растения и животных своего края.

Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём».

Изготовление гербария.

Беседы: «Правила поведения человека в лесу», «Почему нельзя трогать птичьи гнёзда», «Почему нельзя разводить костёр в лесу?»

Цель: Развивать мышление, речь, прививать любовь к природе родного края, учить правильной модели поведения на природе.

НОД: «Опасные насекомые».

Цель: Познакомить с опасными насекомыми, научить избегать опасных ситуаций при встрече насекомых.

Дидактические игры: «Каких насекомых ты знаешь», «Четвёртый лишний», «Найди домик для насекомого».

Цель: Различать насекомых, называть их, находить их жилище

Чтение художественной литературы: Рассказы, сказки про насекомых, стихи и загадки.

Цель: Знакомство с миром насекомых, их повадками. Иллюстрации, картинки в книгах, энциклопедиях.

Цель: Узнавать разных насекомых, места их обитания, польза и вред. Беседа «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».

Цель: Развитие речи, мышления, запомнить правила безопасности.

«Насекомые- вред или польза».

НОД: «Ядовитые растения».

Цель: Познакомить с ядовитыми растениями, их особенности, где растут, чем опасны для человека.

Дидактические игры: «Найди растения луга, леса и ядовитые растения», «Собери части растения», «Где растёт?»

Цель: Знакомство с миром растений, где растут, чем полезны или вредны. Чтение художественной литературы: Рассказы о растениях.

Цель: Продолжать знакомство с миром растений.

Иллюстрации ядовитых растений в книгах.

Цель: Знать, как выглядят ядовитые растения, уметь различать их особенности от других растений. Беседы: «Почему нельзя рвать ядовитые растения».

Цель: Развивать мышление, речь, запомнить правила безопасного поведения.

НОД: «Ядовитые грибы».

Цель: Познакомить с ядовитыми грибами, их особенностями, чем они опасны.

Дидактические игры: «Найди ядовитые грибы», «Какие съедобные грибы ты знаешь?»

Цель: Различать ядовитые и съедобные грибы.

Чтение художественной литературы: Цыферов «Друзья под грибом», сказка «Война грибов» В.Даль.

Цель: Знакомство с царством грибов, где растут, классифицировать на съедобные и ядовитые.

Иллюстрации грибных справочников, открыток, картинок.

Цель: Учить различать грибы.

Беседы: «Правила, Которые следует соблюдать при сборе грибов».

Цель: учить беречь природу.

НОД: «Правила поведения при грозе».

Цель: Знакомство с таким явлением природы, как гроза, правила поведения при грозе.

Дидактические игры: «Явления природы», «Какая погода».

Цель: Учить различать детей явления природы в летний период

Чтение художественной литературы: рассказы о грозе, стихи, загадки.

Цель: Различать приближение грозы по изменению погодных условий. Наблюдение грозы в природных условиях, соблюдая все правила безопасности.

Цель: Повторение правил безопасного поведения в грозу.

Беседа: «Правила поведения в грозу».

Цель: Развивать мышление, речь, разобрать модель поведения в грозу.

Беседа: «Что мы должны знать об урагане» Цель: закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури, сильного ветра (урагана).

НОД: «Мы пришли на водоём».

Цель: Познакомить с правилами поведения на водоёмах.

Дидактические игры: «Какие виды водоёмов ты знаешь», «Кто живёт в воде». Цель: Знакомство с видами водоёмов, их обитателями.

Чтение художественной литературы: Сказка Т. А. Шорыгиной «Добрая Ивушка». Цель: Повторить правила поведения у водоёма.

Иллюстрации, картинки с изображением детей у водоёма.

Цель: Повторить правила безопасного отдыха у воды.

Беседы: «Почему нельзя купаться в незнакомых местах», «Почему нельзя купаться без присмотра взрослых».

Цель: Развитие речи, мышления, запомнить правила безопасного нахождения у воды.

Игра-КВН «Не зная броду, не суйся в воду». Цель: обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.

Мониторинг

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

Цель: выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.

Мониторинг с детьми проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года (критерии указаны высокого уровня развития).

Мониторинг проводится по следующим показателям:

Знание о безопасной деятельности в природе и дома.

Знание правил безопасного поведения.

Умение принимать решение.

Коммуникативность.

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания:

Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.

Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

Показатели Критерии

5-6 лет 6-7 лет

Знание о

безопасной деятельности в природе Ребёнок имеет представление о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые. Ребёнок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды, растения.

Знание правил безопасного поведения Ребёнок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дородных знаках. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Место стоянки», «Круговое движение», «Автозаправочная станция», «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», умеет ориентироваться в дородных знаках.

Умение принимать решение У ребёнка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребёнок выбирает правильное решение. Ребёнок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Коммуникативность Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм. Вступает во взаимодействие с взрослыми. У ребёнка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым.

Литература:

Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.

О.В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.

В.К. Полынова, З.С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. "Маленький укус — источник большой опасности"

Предаставлен краткосрочный проект в рамках Всемирного дня здоровья «Маленький укус — источник большой опасности»....

ПРОЕКТ по теме: «Дорога без опасности»

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге....

Презентация проекта по ПДД "Дорога без опасности"

    На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов. Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом зна...

ПРОЕКТ по теме: «Дорога без опасности».

ПРОЕКТ по теме: «Дорога без опасности».  Тематика проекта: информационный.Продолжительность проекта: среднесрочный (2 недели).Вид проекта: групповой, фронтальный.Участники проект...

Проект по ПДД «Дорога без опасности». Отчет.

Проект   по ПДД  «Дорога  без  опасности».  Отчет. Все  проведённые  мероприятия   нацелены   на:1. Расширение знаний детей о правилах ...

Проект по ПДД "Дорога без опасности"

Проект для детей старшей группы по формированию знаний о правилах дорожного движения...

Групповой проект по ОБЖ на тему: ” Опасные ситуации с незнакомыми людьми ”.

Групповой проект по ОБЖ на тему: ” Опасные ситуации с незнакомыми людьми ”....