Проект "Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка"
проект по обж (средняя группа)

Проект помогает дошкольникам усвоить правила дорожного движения, сформировать необходимые  умения и навыки, выработать положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _proekt_bezopasnoe_puteshestvie_lisenka_i_zaychonka_2019.docx125.19 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ № 34»

Города Бийска Алтайского края

Проект

«Безопасное путешествие

Лисенка и Зайчонка»

hello_html_m34c91ad4

Авторы-составители:

           Касперович И.Г  Алдергот О.В.,

Воспитатели

                                                               

2019

                               

Содержание:

  1. Актуальность проекта  «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка»…………с.3
  2. Значимость проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка»…………….с.3
  3. Практическая направленность проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зай-чонка»…………………………………………………………………………………с.3
  4. Концептуальная основа  создания и реализация проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка»  …………………………………………………………………с.3
  5. Паспорт проекта……………………………………………………………………….с.4
  6. План – карта действий по разработке проекта………………………………….с.4-12
  7. Литература……………………………………………………………………………с.13

  1. Актуальность проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка».

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, одна из которых дорожно-транспортный травматизм.

В Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий  (ДТП) с участием детей в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии. В нашей стране ситуация с детским  дорожно-транспортным травматизмом все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

Причины ДТП с участием детей связаны с тем, что: у ребят отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную ситуацию, дошкольники  не умеют в должной степени управлять своим поведением, переоценивая собственные способности (правильно определять расстояние до приближающейся машины,  ее скорость и т. п.), не владеют знаниями, которые помогают им ориентироваться в дорожной обстановке, существует пренебрежение культурой безопасности.

Острота данной проблемы диктует необходимость разработки и внедрение профилактических мероприятий в детских дошкольных учреждениях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

  1. Значимость проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка».           

Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на дороге стало нормой и образом жизни каждого ребенка.  С целью более «глубокого погружения» в проблему не обязательно вести воспитанников к проезжей части, а  можно организовать образовательный процесс «здесь и сейчас».

  1. Практическая направленность проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка».                     

  Проект  может быть интересен воспитателям, работающими с детьми среднего дошкольного возраста   с задержкой психического развития по  формированию безопасного поведения на дороге. Проект могут использовать в своей работе как педагоги в группах компенсирующей направленности, так и в общеобразовательных группах,  а так же родители воспитанников в условиях семьи.

  1. Концептуальная основа  создания и реализация проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка».           

Содержание проекта строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский)

В проекте мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру  каждого ребёнка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили)  предлагает выбор и построение  материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

  1. Паспорт проекта

Название проекта

«Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка».           

Разработчики проекта

Алдергот О.В., Касперович И.Г., воспитатели

МБОУ «СОШ № 34» г. Бийска

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «СОШ №34» города Бийска Алтайского края

Участники проекта

Воспитанники средней группы №29 с ЗПР, педагоги, родители.

Год разработки

2019

Сроки реализации проекта

Краткосрочный

Направленность

Образовательная

Вид проекта

Групповой, творческий.

Цель проекта:  

Создание  условий, оптимально обеспечивающих процесс усвоения детьми с задержкой психического развития правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

  • Знакомить детей с основными частями улиц;
  • Формировать элементарные представления о дорожных знаках («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено», «Пункт первой медицинской помощи», «Место отдыха», «Пункт питания»);
  • Знакомить с элементарными правилами дорожного движения;
  • Формировать элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих на дороге;
  • Закреплять модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей);
  • Обогащать пассивный и активный словарь детей (транспортные средства, знаки дорожного движения и т.п.);
  • Развивать зрительное внимание, произвольные регулирующие движения руки и зрительно-двигательную координацию детей;
  • Воспитывать стремление соблюдать знакомые правила вне зависимости от внешнего контроля.

Формы проведения работы проекта «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка»:         

  • индивидуальная работа (ребенок взаимодействует с воспитателем - внимательным слушателем и помощником.);
  • совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная форма работы — общая деятельность, общий ритм, хоровые ответы и т. д.— сочетаемые с заданиями, предлагаемыми отдельным детям.);
  • самостоятельная деятельность детей.

Предполагаемый результат

  • Дети знакомы с основными частями улиц;
  • Дети имеют элементарные представления о дорожных знаках («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено», «Пункт первой медицинской помощи», «Место отдыха», «Пункт питания»);
  • Дети  знакомы с  элементарными правилами дорожного движения;
  • Дети имеют элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих на дороге;
  • Дети  знакомы с моделями  культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей);
  • У детей обогатился пассивный и активный словарь (транспортные средства, знаки дорожного движения и т.п.);
  • Дети соблюдают знакомые правила вне зависимости от внешнего контроля.
  1. План – карта действий по разработке проекта.

Этапы реализации проекта

Содержание деятельности

1 этап: Организация «точки удивления».

На столе расположен макет улицы города, в центре которого находятся Лисенок и Зайчонок.

Воспитатель говорит детям о том, что в лесу заболели звери, а дозвониться Доктору Айболиту не могут, решили  сами идти в больницу.

Вышли из леса и оказались в большом городе.

-Что увидели звери?  ( много улиц, домов, машин, дорожных знаков).

От всего увиденного звери  испугались и заплакали, что делать не знают. Ведь в тихом лесу звери никогда не видели  машин, дорожных знаков и не изучали дорожную азбуку.  

-Поможем зверям добраться до Доктора Айболита? (Да)

  1. этап:

Планирование.

1. Планирование работы с детьми.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Организованная образовательная ситуация: Речевое развитие.

Игра «Один — много»

Игра «Сосчитай до двух»

  • Организованная образовательная ситуация: Речевое развитие: Ознакомление с    художественной литературой. Коррекционная направленность в работе по приобщению к художественной литературе.

Н. Сладков. «Неслух»

  • Организованная образовательная ситуация: Речевое развитие: Ознакомление с художественной литературой:

Заучивание: «Я - светофор».

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Познавательное развитие: Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности:

Тема: «Трамвай»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Познавательное развитие: Развитие познавательно- исследовательской   деятельности

Игра «Угадай, что  в коробочке!»

  • Организованная образовательная ситуация: Познавательное развитие: Формирование целостной картины  мира, расширение кругозора. Коррекционная направленность работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Коррекция познавательной деятельности:

Составление рассказа по плану.

  • Организованная образовательная ситуация: Познавательное развитие: Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций.

Игра  «Повтори»

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Подвижная игра на прогулке «Воробышки и автомобиль»
  • Игра малой подвижности на прогулке «Найди знак».
  • Спортивное упражнение на прогулке «Успей поймать»
  • Физминутка «Я - светофор».  
  • Пальчиковая гимнастика «Нас с тобой переведёт пешеходный переход».
  • Организованная образовательная ситуация: Физическое развитие: Коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики

«Упражнение с флажками» муз. В.Козыревой

  • Организованная образовательная ситуация: Физическое развитие: Коррекция недостатков и развитие ручной моторики, коррекция и развитие психомоторных функций

Игра «Отважный водитель»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком Развитие общения и игровой деятельности:

Сюжетно-ролевая игра.

«Доктор» «Скорая помощь»

  • Организованная образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие: Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Коррекционная направленность работы по формированию навыков самообслуживания, трудовому воспитанию:

«Моя любимая машина»

  • Организованная образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие: Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое  воспитание. Коррекционная направленность в рамках социализации, развития общения, нравственного, патриотического воспитания. Ребенок в семье и обществе.

«Эстафеты»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Развитие общения и игровой деятельности:  Театрализованная игра:

«Театр ложек»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Развитие общения и игровой деятельности: Дидактические игры: 

Игра на коврографе «Правила дорожного движения»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Социально-коммуникативное развитие: Коррекция эмоциональной сферы

«Путешествие в страну Светофорию»

  • Организованная образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие: Формирование навыков  безопасного поведения. Коррекционная направленность работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:

Игра «Стоп»

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие»

  • Организованная образовательная ситуация: Художественно-эстетическое развитие:

Художественное творчество. Коррекционная направленность по развитию детского творчества:

Творческое задание Тема «Улица в городе. Разные дома городского типа»  (аппликация)

«Итоговое мероприятие»  

Коллективное рисование «Безопасная улица»

2. Планирование работы с родителями.

  • Привлечь родителей к изготовлению развивающего наглядного материала (изготовить отдельные части к макету:  дорожные знаки).
  • Изготовление для родителей буклета  «Безопасность на дорогах (правила безопасности для детей)»
  • Подготовить рекомендацию для родителей «При движении по тротуару»
  • Подобрать материал для консультации  для родителей «При переходе проезжей части»
  1. Планирование обогащения развивающей среды.
  • Изготовить атрибуты для макета транспортные средства, дорожные знаки, здания и т.д.
  • Оформить мнемотаблицы  к стихотворению «Я – светофор».
  • Изготовить атрибуты для дыхательной гимнастики «Свисток полицейского».

3 этап: Реализация запланированных мероприятий.

  Образовательная область «Речевое развитие»

  • Организованная образовательная ситуация: Речевое развитие.

Игра «Один — много»

Цель: Практическое овладение нормами речи.

Литература: К.Е.Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с  ОНР и ЗПР.

И.А. Морозова Занятия по развитию речи в специальном детском саду.

Игра «Сосчитай до двух»

Цель: Развитие  всех компонентов устной  речи.

Литература: К.Е.Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с  ОНР и ЗПР.

И.А. Морозова Занятия по развитию речи в специальном детском саду.

  • Организованная образовательная ситуация: Речевое развитие: Ознакомление с    художественной литературой. Коррекционная направленность в работе по приобщению к художественной литературе.

Н. Сладков. «Неслух»

Цель. Формировать умение демонстрировать поведение персонажей, прочитанного произведения,  используя различную интонацию, голос различной высоты для передачи образа.

Литература. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет»

  • Организованная образовательная ситуация: Речевое развитие: Ознакомление с художественной литературой:

Заучивание: «Я - светофор».

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти.  

Литература К.Е.Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с  ОНР и ЗПР.; И.А. Морозова Занятия по развитию речи в специальном детском саду.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Познавательное развитие: Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности:

Тема: «Трамвай»

Задачи: Развивать умение сооружать постройку по образцу воспитателя, отбирать детали и гармонично сочетать их по цвету.

Литереатура: Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» с.50  , з.7

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Познавательное развитие: Развитие познавательно- исследовательской   деятельности

Игра «Угадай, что  в коробочке!»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления, определение причинно-следственных зависимостей.

Литература: Стребелева Е.А.  Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.С.32

  • Организованная образовательная ситуация: Познавательное развитие: Формирование целостной картины  мира, расширение кругозора. Коррекционная направленность работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Коррекция познавательной деятельности:

Составление рассказа по плану.

Цель: закреплять умение составлять  рассказ по плану по картинкам.

Литература: Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. С.55

  • Организованная образовательная ситуация: Познавательное развитие: Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций.

Игра  «Повтори»

Цель: развитие памяти, мышления.

Литература: Морозова И.А., Пушкарева М.А.. Ознакомление с окружающим миром. С.53

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Подвижная игра на прогулке «Воробышки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

  • Игра малой подвижности на прогулке «Найди знак».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

  • Спортивное упражнение на прогулке «Успей поймать»

Цель: развивать внимание координацию движений, ловкость.

  • Физминутка «Я - светофор».  

Имитация движений по тексту, по сигналу светофора.

Цель: Снять мышечное напряжение.

  • Пальчиковая гимнастика «Нас с тобой переведёт пешеходный переход».

( ходить указательным и средним пальцами по столу, проговаривая стихотворение).  

Цель: Снять мышечное напряжение, развитие речи.

  • Организованная образовательная ситуация: Физическое развитие: Коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики

«Упражнение с флажками» муз. В.Козыревой

Цель: самостоятельное выполнение упражнения.

Литература: И.Каплунова «Праздник каждый день» с.123

  • Организованная образовательная ситуация: Физическое развитие: Коррекция недостатков и развитие ручной моторики, коррекция и развитие психомоторных функций

Игра «Отважный водитель»

Цель: продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Расширять пассивный словарь.

Литература: М.А. Касицына Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. С.34

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком Развитие общения и игровой деятельности:

Сюжетно-ролевая игра.

«Доктор» «Скорая помощь»

Цель: закрепить с детьми сюжет, закрепить игровое действие врача: измерить температуру, смотреть горло, слушать трубочкой и т.п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, уметь вести простые диалоги.

Литература: Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.

  • Организованная образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие: Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Коррекционная направленность работы по формированию навыков самообслуживания, трудовому воспитанию:

«Моя любимая машина»

Цель: учить детей изготавливать игрушки из природного материала по выбору и замыслу; развивать целенаправленность действий, умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками в сложных ситуациях.

Литература: Маханева М.Д., О.А. Ушакова-Славолюбова Мы вместе: Социально-коммуникативное развитие дошкольников

  • Организованная образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие: Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое  воспитание. Коррекционная направленность в рамках социализации, развития общения, нравственного, патриотического воспитания. Ребенок в семье и обществе.

«Эстафеты»

Цель: Развитие социальных навыков бесконфликтного поведения.

Литература: Маханева М.Д. «Мы вместе: Социально – коммуникативное развитие дошкольников» с. 182

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Развитие общения и игровой деятельности:  Театрализованная игра:

«Театр ложек»

Цель: обучение приемам кукловождения: «разговаривать» с другой куклой.

Литература. Н.Ф. Сорокина   Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. С.41

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Развитие общения и игровой деятельности: Дидактические игры: 

Игра на коврографе «Правила дорожного движения»

Цель: закрепление правил дорожного движения, развитие пространственной ориентации и мелкой моторики.

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком: Социально-коммуникативное развитие: Коррекция эмоциональной сферы

«Путешествие в страну Светофорию»

Цель: Расширять представления об эмоциях, учить определять, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам и замечать изменения в настроении; раскрывать смысл и содержание таких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т.п.; развивать эмоциональную идентификацию; продолжать обогащать «эмоциональный» словарь; учить подбирать похожие по смыслу слова –синонимы и с их помощью более конкретно характеризовать эмоциональные состояния.

Литература: Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть1. с.79

  • Организованная образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие: Формирование навыков  безопасного поведения. Коррекционная направленность работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:

Игра «Стоп»

Цель: Формировать устойчивый опыт грамотного, безопасного поведения на улице.

Литература: Лыкова И.А. «Дорожная азбука» с.38

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие»

  • Организованная образовательная ситуация: Художественно-эстетическое развитие:

Художественное творчество. Коррекционная направленность по развитию детского творчества:

Творческое задание Тема «Улица в городе. Разные дома городского типа»  (аппликация)

Цель: закрепление приемов работы с художественными материалами в аппликации. Закрепление обучения детей приемам работы с ножницами и бумагой.

Литература: Рау М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. С.82

Обогащение развивающей среды.

  • Изготовили атрибуты для макета транспортные средства, дорожные знаки, здания и т.д.
  • Оформили мнемотаблицы  к стихотворению «Я – светофор».
  • Изготовили атрибуты для дыхательной гимнастики «Свисток полицейского».

4 этап: Взаимодействие с семьями детей.

  • Родители  изготовили развивающий наглядный материал (отдельные части к макету:  дорожные знаки).
  • Буклет  «Безопасность на дорогах (правила безопасности для детей)»
  • Рекомендация для родителей «При движении по тротуару»
  • Консультация для родителей «При переходе проезжей части»

5этап: Итоговое мероприятие.

Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление ценностной ориентации и социализации  «Итоговое мероприятие» 

Коллективное рисование «Безопасная улица»

Цель:  Формировать  умение  пользоваться инструментами и художественными материалами, согласовывать содержание совместной работы со сверстниками и действовать в соответствии с намеченным планом.

Литература:   Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. 

7.Литература.

  1. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.
  2. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е. Бухарина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 110
  3. Касицына М.А.   Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР/ М.А. Касицына.-  М. : Издательство ГНОМ, 2016.-64 с.- (Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях детского сада).
  4. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Занятий по развитию речи в специальном детском саду. Выпуск 1. Первый год обучения: Пособие для логопеда, учителя – дефектолога, воспитателя.  / И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва — М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 246  с. – (Библиотека логопеда)
  5. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с дет 4-5 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 72 с.
  6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Театрализованное развлечение « Путешествие зайчонка в зимнем лесу» для детей 4-5 лет

Новогоднее развлечение « Путешествие зайчонка в зимнем лесу»Цели  и задачи:Создать праздничное настроение, обогатить интересы детей новыми впечатлениями.Совершенствовать артистические способности...

Мастер-класс "Путешествие лисенка"

Мастер-класс  составлен для  воспитателей внедряющих  в свою работу экспериментальную деятельность....

Проект «Безопасное путешествие Лисенка и Зайчонка»

Участники проектаВоспитанники средней группы с ЗПР, педагоги, родители.Сроки реализации проектаКраткосрочныйНаправленностьОбразовательная...