«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения согласно ФГОС.»
консультация по обж
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения согласно ФГОС.»
Выполнила: Чеботникова Т.А
План:
- Введение
- Актуальность
- Цели и задачи
- Создание предметно- пространственной развивающей образовательной среды.
- Формы, методы и приемы работы с детьми
- Результаты работы с детьми.
- Методическая литература
- Наглядность
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения согласно ФГОС.»
1.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста- это особая категория пешеходов и пассажиров. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
2. Актуальность
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения , формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к знания, полученные в детстве, наиболее прочные ; правила , усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребность человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за поведение, уверенность в своих действиях.
Важная роль в предупреждении детского дорожно- транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад, является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения совместно с родителями должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей- воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
3. Цели и задачи
Основная цель – сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Ведущая образовательная область данного опыта работы- «Социально – коммуникативное развитие» ( т.к одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.)
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:
Образовательная область «Познавательное развитие»: Н.А Авдеева считает, что план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. [1, с.17].
Основные из них:
- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
- умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
- знание сигналов светофора, что обозначает цвета светофора и их последовательность ( красный, желтый, зеленый); символов на дорожных знаках и их значения;
- понимание особенностей движения транспорта, того , что он не может мгновенно остановиться ,увидев на своем пути пешехода ( ребенка);
- понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
- ознакомление с понятием улица, ее основными частями ( дорога – проезжая часть, обочина, тротуар), односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
-с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения ( общественный, личный, специальный), умение различать величину транспорта.
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» -организация совместной деятельности воспитателя с детьми по разным направлениям творчества (лепка, аппликация, рисование, разучивание стихов, загадок, знакомство с различной литературой по данной теме);
Образовательная область «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другу, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Образовательная область « Физическое развитие»- развитие физических качеств ( силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
- формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно- транспортных происшествий.
4. Создание предметно- пространственной развивающей образовательной среды.
Для реализации поставленной цели необходимо правильно организовать предметно-пространственную развивающую образовательную среду, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды ( соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) представлена в виде макетов, дидактических игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, пособий;
-трансформируемость ( возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) – например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, парковку, автозаправочную станцию, автосалон и др.
-полифункциональность ( возможность разнообразного использования пособий и атрибутов) – при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны ( цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях ), речевое развитие.
-вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) – например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
-доступность ( свободный доступ к играм и игровым пособиям);
-безопасность ( соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
5. Формы, методы и приемы работы с детьми.
В работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дороге , используя следующие методы и приемы:
- Словесный :
–устное изложение ( знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседа ( темы бесед: « Опасные ситуации на улице и дороге», « Машины на нашей улице», « А если светофоры исчезнут ?», « Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы?», «Правила перехода улиц» и др., причем беседы подкрепленные наглядностью).
- чтение художественных произведений ( С. Михалков «Светофор», М.Пляцковский «Светофор», А.Северный «Три чудесных цвета», Л.Пишумов «Азбука города», В. Головко «Правила движения» и др)
-совместное создание предметно-пространственной развивающей среды;
- организация выставок работ учащихся, совместных работ с родителями;
- беседы, раздача буклетов;
- демонстрация видео роликов.
В работе с родителями используют следующие методы:
- обсуждение разных точек зрения по профилактики детского травматизма,
- решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения,
- тренинговые упражнения и задания,
- анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице,
-обращение к опыту родителей,
-привлечение к активной деятельности.
6. Результаты работы с детьми.
Подводя итоги, следует сказать, что результатом работы в данном направлении ( ознакомления с правилами дорожного движения) должно стать формирование навыков безопасного поведения на дороге у как можно большего числа детей. И работа эта должна носить системный характер и начинать ее нужно со второй младшей и продолжать до окончания подготовительной к школе группы.
Методическая литература:
Н.Н Андреева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.
Степанкова Э.Я. Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада.
Шорыгина Т.А. осторожные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...
Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....
Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контроли...
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детск...
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Цель исследования: формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде, пополнение знаний о правилах дорожного движения...