СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ (ТНР) СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
методическая разработка по обж (средняя, старшая группа)
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ (ТНР) СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brosim_umnyy_vzglyad_na_musor.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга
Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми компенсирующей группы (ТНР) старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
ТЕМА:
Бросим умный взгляд на мусор
Воспитатель: Манасеева Нина Васильевна
Санкт-Петербург
2019
Задачи:
• Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
• Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
• Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц посёлка;
Предварительная работа:
• Прогулки, экскурсии и повседневные наблюдения.
• Участие в экологической акции «Чистый прогулочный участок».
• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.
• Беседы на тему, «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».
•Чтение стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».
• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)
• Труд в природе (сбор листьев и т. д.)
Материал и оборудование:
Большой стол с набором "мусорных вещей» (стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока).
Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы).
Подарки Земли (чаши с почвой, песком и с углем, частичка древесины).
На маленьком столе изделия из природных ресурсов и картинки (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий; линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан; пластиковые вещи).
"Волшебный мешочек" с карточками по числу детей (изображения земли, дерева, песка и).
Для эксперимента - контейнер с землёй, совочки, консер. банка, картон, ткань, огрызок яблока, пакет.
Бросовый материал для ручного труда - веточки, нитки, листья, фантики.
Плакат с изображением мусорной свалки.
Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Ход ОД:
- Дети, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утром, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.
Жил Человек на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил. Вот однажды пошёл Человек на рыбалку и не узнал своего леса - было повсюду много мусора: бумаги, стекла, банок. Пришёл Человек к реке. Долго сидел у воды, а рыба не клюёт. Вдруг чувствует,
что - то есть! Вытянул!
А вытянул Человек консервную банку. (Рис. Консервной банки) Вздохнул Человек, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил полиэтиленовый пакет с бумагой. (Рис. полиэтилен, пакета)
Совсем грустно стало Человеку. И закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует Человек, крючок кто - то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.
- Дети как вы думаете, кто ему на удочку попался?
(Рассуждения детей).
Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка!
Человек как воды в рот набрал: ничего сказать от удивления не может.
Говорит ему Рыбка: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!».
- Хорошо, рыбка исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание. И я тебя отпущу. - говорит старик.
- Ребята, как вы думаете, какие желания попросил исполнить Человек?
(Предположения детей).
- Сделай так Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки.
А Золотая Рыбка ему ответила:
- Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй исправить её.
Раздается голос из-за двери
Голос земли: Здравствуйте дети! Я – Земля! И я рада слышать ваши голоса.
Воспитатель: Земля! Земля! Ты нас слышишь? Ты говоришь с нами?
Земля: Я вас всегда слышу, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти зверей и птиц, которые гибнут и не в силах очистить от пыли и гари воздух… Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус
- Земля, ведь ты такая красивая, голубая, цветущая! Не ужели ты можешь погибнуть? (воспитатель вращает глобус.)
Земля: Да, у меня много цветов, лесов, рек, но их становится все меньше и меньше. … У вас еще есть время, чтобы спасти меня! Только вы можете это сделать.
Воспитатель: Как? (в ответ тишина)
- Дети Земля не успела сказать, как ей помочь, значит, мы сами должны найти путь ее спасения, как можно спасти природу. (Ответы)
- Дети, но Матушка-Земля прислала нам корзину с подарками.
Воспитатель показывает корзину и её содержимое.
- Земля дарит нам свою плодородную почву. Просит обращаться с ней бережно.
Дарит нам частичку древесины, дарит нам свои природные богатства – это песок, уголь, нефть. Ставит контейнеры на стол.
- Дети, я предлагаю вам разделится на 2 команды, но не просто так, а с помощью "Волшебного мешочка". Выбирайте каждый себе карточку с изображением каких-либо подарков Земли и присаживайтесь за стол с изображение своей карточки.
Дети делятся на 2 команды и рассаживаются за столы.
Воспитатель: Дети, подумайте и ответьте на мой вопрос. Как человек использует эти многочисленные подарки Природы?
У вас на столах лежат картинки, первая команда вам нужно среди картинок найти такие картинки, на которых изображено то, что выращивают на почве. (Овощи, фрукты, хлебобулочные изделия).
Второй команде, нужно найти те карточки, на которых изображены предметы, сделанные из древесины. (Мебель, дом, карандаши)
-Молодцы, задание выполнили правильно!
Воспитатель: На плодородной почве люди с древних времен выращивают злаки, овощи, фрукты. Из древесины изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в том числе и бумагу. А знаете, ребята, что не только из дерева можно что-то сделать, но и из других природных богатств Земли. Например, из песка люди научились изготавливать стекло. А уголь, газ и нефть служат для нас топливом. Благодаря им в наших домах тепло и светло. И машины могут ездить. Кроме того, из нефти делают множество вещей, например, пластиковую упаковку. Демонстрация полиэтиленовых пакетов и упаковок.
Воспитатель: Давайте скажем "Спасибо" Природе за ее подарки. Из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. А что происходит после их использования? (Мы их выкидываем).
- Давайте подумаем, что мы вернём Природе в ответ за ее подарки (демонстрация стола с мусором).
На столе первой команды находятся карточки с изображением пищевых отходов. Это то, что остается после еды. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Примет ли их природа? (Ответы)
- Земля принимает пищевые отходы с благодарностью. Крошки хлеба будут клевать птицы. Какую-то часть отходов съедают животные. То, что они не съедают, перегнивают при помощи маленьких существ - микробов, которые превращают пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты.
Воспитатель работает со 2 группой.
- Найдите на столе карточки с изображением отходов древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Примет ли их природа? (Ответы)
- Земля принимает отходы древесины. У неё есть микробы, которые питаются древесиной и превращают ее со временем в почву, но это происходит медленно.
- А что можно ещё делать древесиной? (сжигать)
Воспитатель работает с 1 группой.
- Дети, вам нужно ответить на вопрос. Примет ли природ отходы стекла или разбитое стекло? Воспитатель показывает стекло. (Ответы)
- Земля не может принять стекло: у неё нет таких микробов, которые питаются стеклом. Стекло нам ещё пригодится. (Убирает стекло в сторону)
Стекло может пролежать в земле несколько сотен лет и никак не измениться. Что можно сделать с бутылками и банками из стекла? Бутылки, битую стеклянную посуду можно сдать в пункт приема стекла, чтобы ее отвезли на завод и там переплавили в новые бутылки и банки.
Воспитатель работает со 2 группой.
- Примет ли природа пустые пластиковые бутылки и коробки? Воспитатель показывает пластик. (Ответы)
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у неё микробы, которые питаются пластиком? Таких микробов не существует. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет. Более того, от пластика Земля начинает болеть. Это страшный яд для земли, воды и воздуха, для рыб, зверей и птиц. Земля не может принять пластик. (Убирает пластик в сторону, где лежит стекло)
- Вы видите, ребята, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась целая мусорная гора. Как назвать мусор другими словами?
Дети: Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.
- Все это называют Твердыми Бытовыми Отходами. Что произойдёт, если весь этот мусор не убирать? (Предположения детей.) Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем - в контейнер
Сейчас мы узнаем, сможете ли вы справится с нашей кучей и рассортировать весь мусор по специальным контейнерам.
Подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор в контейнер».
Поочередно дети из каждой группы переносят «мусор» в соответствующие контейнеры поштучно.
Воспитатель: Дети, а куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку)
-Да, ребята, мусор вывозят на специальных машинах на свалку.
Твёрдых бытовых отходов стекла, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше. Поэтому для мусора создаются свалки (демонстрация плаката с изображением свалки). Сейчас же мусор вывозят на перерабатывающие заводы. Особую опасность представляют стихийные свалки, которые находятся вблизи рек, рядом с жильём человека. Мусор и отбросы нередко содержат вредных вещества, в местах их скопления развиваются микробы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Рядом со свалками зимой и летом можно видеть стаи галок, ворон и грачей. Почему они не улетают зимой в тёплые края?
Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалка).
- Как вы думаете, свалка - это хорошо или плохо?
Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.
- Кто же устраивает это безобразие? Мы. Вспомните слова золотой рыбки «Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй исправить её».
Воспитатель читает отрывок стихотворения поэта А. Усачёва «Мусорная фантазия».
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
- Вам нравится, когда много мусора вокруг? (Ответы) Можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы мусора вокруг нас стало меньше?
- Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?
Дети: Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.
Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? (Предположения детей)
Исследовательская деятельность «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»
Воспитатель: Чтобы узнать, кто из вас прав, давайте проведём опыт. Мы закопаем в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдёт с этими предметами. (Дети вместе с воспитателем закапывают в землю предметы разного происхождения)
- Есть ли среди содержимого нашей мусорной кучи предметы, которые можно повторно использовать? (Рассуждения детей)
- Что делает человек со старыми газетами и журналами?
(Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки).
- А ещё газеты, журналы, старые тетради можно сдавать в пункт приёма макулатуры, Макулатура - это различная бумага. (Показ макулатуры) Сдают её туда затем, чтобы потом на заводе переработать и превратить старую бумагу в новые тетради, книги, газеты. Так мы с вами поможем сохранить больше деревьев от вырубки.
-Как мы уже с вами знаем, что отходы бывают не только бумажные, но и пластиковые.
Природа не может принять и переработать пластик, а как поступают люди? Если люди пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым.
Как можно использовать пластиковые бутылки.
Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Пластиковую бутылку можно использовать снова для продуктов или сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (вазочка, кормушка, украшение и пр.). Обратить внимание детей на гантели в группе, они сделаны из пластиковых бутылок.
Минутка Здоровья
«Растём сильными» с использованием гантелей сделанных из бросового материала.
Воспитатель: Дети и к игрушкам надо бережнее относиться, чтобы они не ломались.
Воспитатель: Давайте подведём итог: отходы могут меньше загрязнять природу, если их повторно использовать.
Совместная коллективная работа воспитателя и детей: «Изготовление паутинки и паучков из бросового материала»
- Ребята, а вам нравится наш участок?
- Что на нашем участке сделано руками человека? (ответы)
-А из чего это всё сделано? (ответы) Да, дети, всё наши поделки сделаны так же из бытовых отходов или бросового материала.
-Ребята, а вы хотели бы сами попробовать сделать своими руками поделку
-Посмотрите, какой бросовый материал лежит у меня на столе. (Ответы)
-А что из этого можно сделать? (Ответы)
-Из палочек и ниток можно сделать паутинку, а из фантиков паучков.
Дети во время ручного труда свободно перемещаются по группе.
-Вот видите, ребята, как много красивых и нужных вещей можно придумать и сделать своими руками из старых, никому ненужных предметов.
Раздаётся голос Земли: Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков и станете "Настоящими хозяевами Земли"
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали?
Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.
- Да, правильно, сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз. О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином – заботливым, аккуратным, внимательным! И если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «Мы спешим на помощь капельке»
Конспект совместной образовательной деятельностивоспитателя с детьми средней группы.«Мы спешим на помощь капельке»Составила конспектвоспитатель высшей квалификационной категории МДОУ &laqu...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. Задачи: Понимать значимость профессии в жизни людей.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.Развитие монологичес...
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы ,, В гости к игрушкам " по познавательному развитию.
Конспект познавательное развитие...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке. На тему: «Наблюдения за божьей коровкой»
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке. На тему: "Наблюдения за божьей коровкой"...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке. на тему: «Наблюдения за божьей коровкой»
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке.на тему: «Наблюдения за божьей коровкой»...