Формирование представлений у дошкольников старшего дошкольного возраста о безопасности жизнедеятельности
статья по обж (старшая группа)
Статья о формировании у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Беткер Людмила Владимировна, воспитатель, БДОУ ЦРР – детский сад №38, город Омск
Формирование представлений у дошкольников старшего дошкольного возраста о безопасности жизнедеятельности
Велика любознательность ребенка. Ему хочется, как можно скорее все узнать и испытать самому. Ребенка интересует он сам и мир, который его окружает. Что может быть интереснее огня или такого природного явления, как гроза. А сколько интересного и нового находится в лесу, поле, на реке.
Понятие «безопасность жизнедеятельности» прочно вошло в наш словарь. Я приведу определение И.К.Топорова, которое отвечает и моему пониманию предмета: «Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека»
Постепенно дошкольник овладевает умением пользоваться различными предметами дома и на улице. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями и взрослые должны быть уверены в том, что дошкольник, оставшись один не решиться поиграть со спичками или включить электронагревательный прибор. Необходимо чтобы у каждого дошкольника была определенная сумма знаний о безопасности жизнедеятельности, чтобы в опасные моменты своей жизни, ребенок мог адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, без определенной суммы знаний о безопасности, дети начинают решать ее методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда дошкольник достигает лучшего результата. В опасной ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Знания о безопасности поведения часто даются отрывочно, бессистемно, не подкрепляются эмоциями. Поэтому у детей наблюдаются проблемы и пробелы в знаниях, из-за которых они не могут выбрать правильную линию поведения в той или иной ситуации.
Следовательно, формирование представлений у дошкольников о безопасности жизнедеятельности должно проходить в привлекательной , интересной форме. Нельзя не согласиться с мнением М.Р.Максиняевой, которая отмечает, что «залогом успешности работы по ОБЖ может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение КВН, викторин, различных вечеров досуга, увлекательных игр, разгадывание кроссвордов, ребусов».
В своей работе использовала программу «Основы безопасности дошкольников» Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, а также ряд технологий по основам безопасности жизнедеятельности. Среди них «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, « Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белой, Занятия по ОБЖ. Конкурсы, КВН, викторины, ребусы» М.Р. Максиняевой. А также самостоятельно разработала конспекты занятий.
Чтобы вызвать интерес у дошкольников к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности старалась избегать на занятиях излишнего морализирования, в занятия включала увлекательные игры, проблемно- игровые ситуации, этюды и т.д.
Работа осуществлялась по направлениям:
- Ребенок и другие люди
- Ребенок дома
- Ребенок и природа
- Здоровье ребенка
Мною была осуществлена картотека стихов, загадок, пословиц, поговорок, загадок – предостерегалок, считалок, кроссвордов, ребусов по ОБЖ.
Одним из направлений, по которому я начала работать стало направление «Ребенок и другие люди». Были проведены беседы об опасности контактов с незнакомыми взрослыми. Обсуждали с детьми возможные ситуации насильственного поведения взрослых. Свое поведение в таких ситуациях дети отрабатывали при помощи специальных тренингов (дети должны знать, что в ситуации опасности они должны громко звать на помощь и делать все, чтобы привлечь внимание других людей). На занятии «Мэри Поппинс в гостях у ребят» эмоциональный отклик у детей вызвали подобранные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Обсуждали ответы детей и выявляли более удачные. На занятии использовала игровой тренинг, куда были включены разного рода «уговоры», обещания. Реальные ситуации подкрепляла ситуациями из литературных произведений («Волк и семеро козлят» и др.)
Рассматривая иллюстрации из сказок отмечали несовпадение приятной внешности и замыслов человека.
Использовала примеры из знакомых сказок и литературных произведений (сказка «Золушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек» и др.) Были сформулированы четкие правила поведения с незнакомыми людьми. Для закрепления этих правил были использованы игры «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся» и др. Данные игры позволяют не только запомнить правила поведения в сложных ситуациях, но и дают возможность детям чувствовать себя увереннее.
Направление «Ребенок дома» состояло из серии занятий, где уточнялись и закреплялись знания детей о противопожарной безопасности. На занятии «Огонь враг - огонь друг» детям предлагала отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и назвать предметы, которые горят. Прием классификации способствует развитию познавательной активности. Были закреплены правила поведения при пожаре. Активное участие в подготовке к занятию принимали родители.
На других занятиях по данному направлению широко использовала этюды: «Разожги осторожно огонь», «Добрый злой огонь» и др.
Игра – драматизация «Кошкин дом» закрепила знания детей об осторожном обращении с огнем. Использовала экспериментирование. Дети наглядно видели и лучше запоминали средства и методы тушения огня (вода, песок и др.). На занятии рассматривали огнетушитель, способы его использования.
В направлении «Ребенок и природа» использовала стихи, загадки - эмпатии и т.д. На занятиях рассматривали муляжи ядовитых грибов, иллюстрации ядовитых растений. На занятии «Путешествие в лес» дети учились оказывать первую помощь при порезе. Для того чтобы дети лучше могли запомнить правила поведения на природе проведены игры «Распутай путаницу», «Съедобное – несъедобное» и др.
Вечер досуга «Правила на всю жизнь», занятие «Береги себя сам», КВН «Береги свое здоровье» помогли в решении задач направления «Ребенок и здоровье». На занятии «Береги себя сам» дети познакомились с гимнастикой для глаз. Были организованы опыты с микроскопом, лупой для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Для того чтобы дети знали, что пить можно только кипяченую воду.
Для закрепления полученных знаний были проведены занятия по рисованию на тему «Уроки Айболита», «Азбука здоровья» и др. Предлагала детям придумывать рассказы на разные темы, например, «Что будет, если не умываться» и др.
Таким образом, проделанная работа помогла сформировать у детей представления о безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем предполагаю продолжить работу по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...
Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»...
Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи: обобщение и расширение знаний...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Статья "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности"...
Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе на тему: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Основная цель- обеспечение здоровья детей.Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что э...