Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми старшей группы.
консультация по обж (старшая группа)
Необходимость и использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми старшей группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сысоева М.Ю., воспитатель
ГБДОУ детский сад №79 комбинированного вида Приморского района
Санкт-Петербурга
Использование метода проектов при изучении правил
дорожного движения с детьми старшей группы.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками, выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в дошкольном возрасте.
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей.Увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последние годы заставляет общественность принимать серьёзные меры по их профилактике.
Педагогическим коллективом, было принято решение - организовать системный подход по обучению дошкольников правилам дорожного движения, применяя проектную деятельность. Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности с ФГОС, требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, которыми руководствуется современный детский сад.
Цель нашей работы - сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Учитывая, возрастные особенности старших дошкольников, уровень их подготовленности, были сформулированы задачи по обучению детей с правилами дорожного движения.
Старшая возрастная группа:
1. Знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
2.Систематизировать знания о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
3.Формировать умение соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по проезжей части.
4.Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.
Исходя, из цели и поставленных задач были сформированы пути их реализации:
а)Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице
б) Пополнение предметно-развивающей среды по ПДД
в) получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения
Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице реализуется через интеграцию образовательных областей.
ФГОС предусматривает ведущую образовательную область:
- «Социально-коммуникативное развитие», одной из задач которой является «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Её решение осуществляется в других образовательных областях:
- «Познавательное развитие» - ознакомление детей с понятием «улица», ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина, тротуар), односторонним и двусторонним движением. С видами пешеходных переходов и дорожными знаками, а также перекрестком и правилами его перехода. С видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
- «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельности воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, песен, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме).
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях. Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
- «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации). Накопление и обогащение двигательного опыта у детей, формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В работе с детьми мы используем следующие методы и приемы:
1. Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседа ( проводятся беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «Жизнь без светофора» и др.);
- чтение художественных произведений ;
- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов («Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога»и др.);
- работа с иллюстрациями по теме;
- наблюдение (за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта и др.);
– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад» и др.)
Для поддержания интереса у воспитанников темы безопасного поведения на дороге,для закрепления знаний воспитатели проводят :
- Досуги, праздники, развлечения;
- Мероприятия с участием инспектора ГИБДД.
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаем элементы здоровьесберегающих технологий: сказкотерапия, игротерапия, физкультминутки.
Следующий путь, который мы выбрали для реализации поставленной цели и задач, это организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды ( представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий);
- трансформируемость ( игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую и др.);
- полифункциональность ( при использовании данных пособий закрепляются полученные знания, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие).
- вариативность ( проигрываются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение).
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
С целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения, провели анкетирование семей воспитанников. Получили следующий результат: почти 70% опрошенных родителей (законных представителей) не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Поэтому работу по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с их родителями, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. Важно донести информацию как до детей, так и до их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка- соблюдать правила дорожного движения. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
С этой целью:
-для родителей оформили тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;
-на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивали моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
-разработали материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
-провели родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации с участием инспекторов ГИБДД ;
-привлекали родителей для участия в проектной деятельности.
В ходе внедрения метода проектирования в деятельность нашего детского сада нами были реализованы проекты: «Маленький пешеход в городе», «Светофор – наш верный друг», «Дорога и дети», «Мои друзья - дорожные знаки».
Проведенная работа по обучению детей правилам дорожного движения оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
Технология проектирования делает детей активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. Если дошкольник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Большую роль в реализации проекта играет выбор темы.
Использованный в ходе работы метод проектирования, систематическая работа с детьми, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД, позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Сформировали соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельным.
Считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, ГИБДД, а значит, необходимо продолжить дальнейшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Литература:
- Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, 2013г.;
- Правила дорожного движения: обучение дошкольников Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. 2011г;
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения 2012г.;
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, Москва 2014г.;Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, Москва 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический образовательный проект по изучению правил дорожного движения. Тема: «Детям знать положено правила дорожные!»
Описание детско-родительского проекта по изучению правил дорожного движения для детей дошкольного возраста....
Организованная образовательная деятельность "Знай и соблюдай правила дорожного движения" с детьми старшей группы
Закрепляются знания детей о правилах доожного движения через игры, беседы и просмотр презентации по ПДД....
Конспект занятия по изучению правил дорожного движения с детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»
Конспект занятия по изучению правил дорожного движенияс детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников дв...
Семинар "Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы"
Рассмотрим один из наиболее интересных современных методов обучения - метод проектной деятельности....
Использование метода проекта при изучении правил дорожного движения с детьми подготовительной группы
Материал для консультации родителей. О проектной деятельности по ПДД...