Тематический образовательный проект по изучению правил дорожного движения. Тема: «Детям знать положено правила дорожные!»
проект (средняя, старшая группа) на тему
Описание детско-родительского проекта по изучению правил дорожного движения для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематический образовательный проект по изучению правил дорожного движения | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова»
дошкольное отделение по адресу: Стрельбищенский пер. 21А
Тематический образовательный проект
по изучению правил дорожного движения.
Тема:
«Детям знать положено правила дорожные!»
Разработала воспитатель Иванова Людмила Викторовна
2017 уч.год
Описание проекта.
Оглавление
Информационная карта проекта 3
РАЗДЕЛ I. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
- Актуальность разработки и реализации проекта 4
- Цель и задачи проекта 8
- Содержание проекта 9
- Этапы и механизмы реализации проекта 10
- Управление проектом 12
РАЗДЕЛ II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
2.1 Описание предметно-развивающей среды 13
2.2 Перспективный план проектной деятельности 14
Приложение 15
Информационная карта проекта
1. | Название проекта | Безопасность дорожного движения |
2. | Тип проекта | Долгосрочный, групповой |
3. | Автор проекта | Воспитатели |
4. | Проблема, на решение которой направлен проект | С началом 2017 года на территории обслуживания ОГИБДД зарегистрировано 10 дорожно – транспортных происшествий с участием детей. |
5. | Современное состояние проблемы | С началом 2017 года на территории обслуживания ОГИБДД зарегистрировано 11 дорожно – транспортных происшествий с участием детей. |
6. | Методы и пути решения проблемы | Создание предметно – развивающей среды, оснащения: оборудования, инвентаря, наглядных и дидактических материалов. |
7. | Целевая группа, на работу с которой направлен проект. |
|
8. | Сроки реализации проекта | Январь – апрель 2017 |
РАЗДЕЛ I. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
- Актуальность разработки и реализации проекта.
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения.
Проблема ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Представленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста.
Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все – и водители, и пешеходаы, и пассажиры соблюдают правила. Несчастья на улицах и дорогах происходят не только по вине водителей. Анализ дорожных происшествий за последние годы убедительно показывает, что около половины из них возникают по вине пешеходов и пассажиров из-за незнания правил дорожного движения или пренебрежения к ним.
Нельзя забывать, что даже при идеальной дисциплине водителей, если пешеход не соблюдает правила дорожного движения, происшествие неизбежно. В большинстве случаев при дорожных происшествиях обнаруживается, что пострадавшие пренебрегли правилами и внезапно для водителей появились на проезжей части, или совершили неожиданное движение, уже находясь на мостовой. Скажем, переход улицы в неустановленном месте сам по себе не может привести к дорожному происшествию, можно переждать, пройдет автомашина, и, тогда путь свободен, можно переходить улицу. Но, как правило, в этих случаях пешеход торопится и перебегает дорогу. Не задумываясь о последствиях, пешеход вступает в своеобразный спор с машиной. Спор этот не всегда решается в пользу пешеходов. Значит, основное в поведении на улице: следить за окружающей обстановкой и уступать дорогу транспорту. Об этом каждый должен всегда помнить. Не нужно рисковать жизнью и надеяться только на водителя, бывает, что и тормоза отказывают. О своей безопасности пешеход должен заботиться сам.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. А бывает, взрослые вообще не держат ребенка за руки, тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного поведения, правил посадки в автобус, в автомобиль, в трамвай и т.д.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
- Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- Потребность в движении преобладает над осторожностью;
- Стремление подражать взрослым;
- Недостаток знаний об источниках опасности;
- Переоценка своих возможностей.
При разработке проекта мы руководствовались методической и справочной литературой:
- Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Т.И.Данилова.
- «Безопасность» (методические рекомендации для детей старшего дошкольного возраста), Н.Н.Авдеева.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Под редакцией Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.
- «Безопасность» (учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста), Р.Б.Стеркина.
- «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т.Г.Хромцова. Профилактика детского дорожно-транспорного травматизма (разработки занятий)
- Пособие для педагогов и родителей. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения). Т.Ф.Саулина. Для работы с детьми от 3-7 лет.
- Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения». О.А.Скоролупова.
- Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый уголок».
- «Добрая дорога детства» (газета) №22/64, 2003, ноябрь.
- Путешествие на зеленый свет (дорожный постовой). Познавательное пособие для детей дошкольного возраста.
- «Школа дорожных наук» О.В.Старцева
- «Ребенок на улице» -цикл по обучению старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Л.А.Вдовиченкова.
Наглядные пособия, оборудования
- Наглядно – демонстрационный материал: макет
- «Классификация транспорта»
- «Дорожные знаки».
- Сюжетные картины по «обучению и воспитанию культуры поведения на дороге»
- Картинки для развития речи и логического мышления «Проблемные ситуации»
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезл, свисток, фуражки милиционера, флажки для перехода улицы)
- Классификация транспорта:
-легковой
-грузовой
-специализированный
6. Светофоры (строительные. пластмассовые)
7. Дорожные знаки (переносные. демонстрационные)
8. Наглядно-демонстрационный материал: «Детям о Правилах дорожного движения»
9. Набор плакатов с изображением дорожных знаков и описание к ним.
10. Набор плакатов, содержащих иллюстрации дорожно-транспортных ситуаций с участием пешехода.
11. Формы для детей «Юный инспектор»
12. Мультимедийное оборудование, диски DVD.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Задачи проекта:
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Содержание проекта
Актуальность представляемого проекта, описанная нами выше, действительно не вызывает сомнения. Проблема ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
- Этапы и механизмы реализации проекта
№ п/п | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители | ||
Подготовительный этап (Январь-апрель 2017г.) | |||||
1. | Утверждение состава рабочей группы для разработки, реализации и оперативного управления проектом. | Январь 2017г. | Воспитатели | ||
2. | Проведение анализа методической литературы по проблеме разрабатываемого проекта и возможных условий его реализации в дошкольном образовательном учреждении. | Январь 2017г. | Воспитатели | ||
3. | Проведение работы по подготовке приобретения необходимого оборудования и материала для реализации проекта. | Январь 2017г. | Воспитатели | ||
4. | Доработка тематических планов и программ по выделенным направлениям работы, подготовка дидактических и наглядных материалов, анкетирование родителей. | Январь 2017г. | Воспитатели | ||
5. | Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно – развивающей среды) | Февраль 2017г. | Воспитатели | ||
6. | Разработка и утверждение расписания ОД | Февраль 2017г. | Воспитатели | ||
7. | Профилактические беседы с родителями по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма. | Февраль 2017г. | Воспитатель Иванова Л.В. | ||
Основной (практический) этап (Март – апрель, 2017г.) | |||||
1. | Реализация проектной деятельности в подготовительной группе. | Март 2017г. | Воспитатели | ||
2. | Мероприятия, направленные на повышение у родителей ответственности за привитие детям навыков безопасного поведения на улице. | Март 2017г. | Воспитатели | ||
3. | Консультация для воспитателей: «Формы и методы обучения детей безопасному поведению на улице» | Март 2017г. | Воспитатели | ||
4. | Информационный стенд: «Состояние детского дорожного движения» | Апрель 2017г. | Воспитатели | ||
5. | Организованная образовательная деятельность, выставки рисунков и поделок старших дошкольников. | Апрель 2017г. | Воспитатели | ||
6. | Информационное сопровождение реализации проекта на сайте дошкольного образовательного учреждения. | Апрель 2017г. | Воспитатели | ||
Заключительный (итоговый) этап (Апрель 2017г.) | |||||
1. | Анализ и оценка эффективности реализации проекта. | Апрель 2017г. | Воспитатели | ||
2. | Подготовка и доклад о реализации проекта и его результаты. Материалы презентации. | Апрель 2017г. | Воспитатели |
РАЗДЕЛ II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
2.1. Описание предметно-развивающей среды.
В группе находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по правилам дорожного движения, имеются наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный и дидактический материал, макеты улиц, схемы, мультимедийное оборудование, диски DVD, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой и пожарной помощи); куклы одеты в форму регулировщика; необходимые атрибуты для управления движения – жезлы, светофор, методическая художественная литература, библиотечный фонд, литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений. Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ | Тема НОД | Задачи | Сроки проведения |
1. | «Наш город и его транспорт» | Познакомить детей с истрией транспорта; с понятиями «транспорт» и «пешеход» | Январь |
2. | «Как ослик в школу пошёл» | Познакомить детей с прошлым светофора; научить правильно переходить улицу; дать представление о предназначении транспортных светофорах и их сигналах. | Январь |
3. | «Влиятельная палочка» | Дать начальное представление о работе милиционера – регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты. | Февраль |
4. | «Знаки дорожные помни всегда» | Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать некоторые дорожные знаки, предназначенные водителям и пешеходам. | Февраль |
5. | «Дорога в школу» | Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте; научить применять личный опыт совместной игровой деятельности. | Март |
6. | «Безопасность на дороге» | Закрепить знание детей об опасностях, которые ждут их на улице; о сигналах светофора и их значении, а также о некоторых дорожных знаках. | Март |
7. | «Маленький шофер» | Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде; научить детей правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде. | Март |
8. | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закрепить знания детей: -об элементах дороги; -о средствах регулирования движения; -о группах дорожных знаков; -о правилах перехода проезжей части. | |
9. | «Путешествие в страну Дорожных знаков» | Закрепить знание детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правилах дорожного движения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная акция по правилам дорожного движения «Чернянцы с рождения – за безопасность дорожного движения»
Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно – транспортного травматизма, к необходимости применения решений безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей ...
Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе Тема: "Азбука дорожного движения"
Тема:"Азбука дорожного движения"Задачи: Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах.Восспитывать чувство ответс...
Проект по изучению правил дорожного движения "Всем ли знать положено правила дорожные?"
Проект разработан для старшей группы детского сада....
Проект по ПДД в старшей группе «Всем ли знать положено правила дорожные?»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Проект по правилам дорожного движения Тема: «Дети и дорога»
Данный материал предназначен для детей 4-5 лет (средняя группа) дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям , детям и родителям.Цель проекта:Дать детям знания о правилах безопасн...
Развивающий коврик для изучения правил дорожного движения. Развивающие игры по обучению правилам дорожного движения.
Формирование у детей раннего возраста основ безопасного поведения на улицах и дорогах города....
Проект по правилам дорожного движения Тема: «ДЕТИ НА ДОРОГЕ»
Дети – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются дети. Избежать опасност...