Тематический образовательный проект по изучению правил дорожного движения. Тема: «Детям знать положено правила дорожные!»
проект (средняя, старшая группа) на тему

Иванова Людмила Викторовна

Описание детско-родительского проекта  по изучению правил дорожного движения для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова»

дошкольное отделение по адресу: Стрельбищенский пер. 21А

Тематический образовательный проект  

по изучению правил дорожного движения.

Тема:

«Детям знать положено правила дорожные!»

Разработала воспитатель Иванова Людмила Викторовна

2017 уч.год

Описание проекта.

Оглавление

Информационная карта проекта                                                              3

РАЗДЕЛ I. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

  1. Актуальность разработки и реализации проекта                         4
  2. Цель и задачи проекта                                                                    8
  3. Содержание проекта                                                                       9
  4. Этапы и механизмы реализации проекта                                     10
  5. Управление проектом                                                                     12

РАЗДЕЛ II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

2.1     Описание предметно-развивающей среды                                    13

2.2     Перспективный план проектной деятельности                             14

Приложение                                                                                                15

Информационная карта проекта

1.

Название проекта

Безопасность дорожного движения

2.

Тип проекта

Долгосрочный, групповой

3.

Автор проекта

Воспитатели

4.

Проблема, на решение которой направлен проект

С началом 2017 года на территории обслуживания ОГИБДД зарегистрировано 10 дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

5.

Современное состояние проблемы

С началом 2017 года на территории обслуживания ОГИБДД зарегистрировано 11 дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

6.

Методы и пути решения проблемы

Создание предметно – развивающей среды, оснащения: оборудования, инвентаря, наглядных и дидактических материалов.

7.

Целевая группа, на работу с которой направлен проект.

  1. Воспитатели
  2. Дети  подготовительной группы 6-7 лет.
  3.  Музыкальный руководитель
  4. Родители

8.

Сроки реализации проекта

Январь – апрель 2017

РАЗДЕЛ I. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

  1. Актуальность разработки и реализации проекта.

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения.

Проблема ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Представленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста.

Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все – и водители, и пешеходаы, и пассажиры соблюдают правила. Несчастья на улицах и дорогах происходят не только по вине водителей. Анализ дорожных происшествий за последние годы убедительно показывает, что около половины из них возникают по вине пешеходов и пассажиров из-за незнания правил дорожного движения или пренебрежения к ним.  

Нельзя забывать, что даже при идеальной дисциплине водителей, если пешеход не соблюдает правила дорожного движения, происшествие неизбежно. В большинстве случаев при дорожных происшествиях обнаруживается, что пострадавшие пренебрегли правилами и внезапно для водителей появились на проезжей  части, или совершили неожиданное движение, уже находясь на мостовой. Скажем, переход улицы в неустановленном месте сам по себе не может привести к дорожному происшествию, можно переждать, пройдет автомашина, и, тогда путь свободен, можно переходить улицу. Но, как правило, в этих случаях пешеход торопится и перебегает дорогу. Не задумываясь о последствиях, пешеход вступает в своеобразный спор с машиной. Спор этот не всегда решается в пользу пешеходов. Значит, основное в поведении на улице: следить за окружающей обстановкой и уступать дорогу транспорту. Об этом каждый должен всегда помнить. Не нужно рисковать жизнью и надеяться только на водителя, бывает, что и тормоза отказывают. О своей безопасности пешеход должен заботиться сам.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.  Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук  родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. А бывает, взрослые вообще не держат ребенка за руки, тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного поведения, правил посадки в автобус, в автомобиль, в трамвай и т.д.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

  • Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  • Потребность в движении преобладает над осторожностью;
  • Стремление подражать взрослым;
  • Недостаток знаний об источниках опасности;
  • Переоценка своих возможностей.

При разработке проекта мы руководствовались методической и справочной литературой:

  1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Т.И.Данилова.
  2. «Безопасность» (методические рекомендации для детей старшего дошкольного возраста), Н.Н.Авдеева.

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Под редакцией Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.

  1. «Безопасность» (учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста), Р.Б.Стеркина.
  2. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т.Г.Хромцова. Профилактика детского дорожно-транспорного травматизма (разработки занятий)
  3. Пособие для педагогов и родителей. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения). Т.Ф.Саулина. Для работы с детьми от 3-7 лет.
  4. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения». О.А.Скоролупова.
  5. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый уголок».
  6. «Добрая дорога детства» (газета) №22/64, 2003, ноябрь.
  7. Путешествие на зеленый свет (дорожный постовой). Познавательное пособие для детей дошкольного возраста.
  8.  «Школа дорожных наук» О.В.Старцева
  9. «Ребенок на улице» -цикл по обучению старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Л.А.Вдовиченкова.

Наглядные пособия, оборудования

  1. Наглядно – демонстрационный материал: макет
  • «Классификация транспорта»
  • «Дорожные знаки».
  1. Сюжетные картины по «обучению и воспитанию культуры поведения на дороге»
  2. Картинки для развития речи и логического мышления «Проблемные ситуации»
  3. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезл, свисток, фуражки милиционера, флажки для перехода улицы)
  4. Классификация транспорта:

-легковой

-грузовой

-специализированный

6.  Светофоры (строительные. пластмассовые)

7.  Дорожные знаки (переносные. демонстрационные)

8.  Наглядно-демонстрационный материал: «Детям о Правилах дорожного движения»

9.  Набор плакатов с изображением дорожных знаков и описание к ним.

10. Набор плакатов, содержащих иллюстрации дорожно-транспортных ситуаций с участием пешехода.

11. Формы для детей «Юный инспектор»

12. Мультимедийное оборудование, диски DVD.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи проекта:

  1.  Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
  2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  1. Содержание проекта

Актуальность представляемого проекта, описанная нами выше, действительно не вызывает сомнения. Проблема ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
  1. Этапы и механизмы реализации проекта

п/п

Содержание мероприятий

Сроки

Исполнители

Подготовительный этап (Январь-апрель 2017г.)

1.

Утверждение состава рабочей группы для разработки, реализации и оперативного управления проектом.

Январь 2017г.

Воспитатели

2.

Проведение анализа методической литературы по проблеме разрабатываемого проекта и возможных условий его реализации в дошкольном образовательном учреждении.

Январь 2017г.

Воспитатели

3.

Проведение работы по подготовке приобретения необходимого оборудования и материала для реализации проекта.

Январь 2017г.

Воспитатели

4.

Доработка тематических планов и программ по выделенным направлениям работы, подготовка дидактических и наглядных материалов, анкетирование родителей.

Январь 2017г.

Воспитатели

5.

Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно – развивающей среды)

Февраль 2017г.

Воспитатели

6.

Разработка и утверждение расписания ОД

Февраль 2017г.

Воспитатели

7.

Профилактические беседы с родителями по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.

Февраль 2017г.

Воспитатель Иванова Л.В.

Основной (практический) этап (Март – апрель, 2017г.)

1.

Реализация проектной деятельности в подготовительной группе.

Март 2017г.

Воспитатели

2.

Мероприятия, направленные на повышение у родителей ответственности за привитие детям навыков безопасного поведения на улице.

Март 2017г.

Воспитатели

3.

Консультация для воспитателей: «Формы и методы обучения детей безопасному поведению на улице»

Март 2017г.

Воспитатели

4.

Информационный стенд: «Состояние детского дорожного движения»

Апрель 2017г.

Воспитатели

5.

Организованная образовательная деятельность, выставки рисунков и поделок старших дошкольников.

Апрель 2017г.

Воспитатели

6.

Информационное сопровождение реализации проекта на сайте дошкольного образовательного учреждения.

Апрель 2017г.

Воспитатели

Заключительный (итоговый) этап (Апрель 2017г.)

1.

Анализ и оценка эффективности реализации проекта.

Апрель 2017г.

Воспитатели

2.

Подготовка и доклад о реализации проекта и его результаты. Материалы презентации.

Апрель 2017г.

Воспитатели

РАЗДЕЛ II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

2.1. Описание предметно-развивающей среды.

В группе находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по правилам дорожного движения, имеются наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный и  дидактический материал, макеты улиц, схемы, мультимедийное оборудование, диски DVD, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой и пожарной помощи); куклы одеты в форму регулировщика; необходимые атрибуты для управления движения – жезлы, светофор, методическая художественная литература, библиотечный фонд, литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений. Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).

 В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры  поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема НОД

Задачи

Сроки проведения

1.

«Наш город и его транспорт»

Познакомить детей с истрией транспорта; с понятиями «транспорт» и «пешеход»

Январь

2.

«Как ослик в школу пошёл»

Познакомить детей с прошлым светофора; научить правильно переходить улицу; дать представление о предназначении транспортных светофорах и их сигналах.

Январь

3.

«Влиятельная палочка»

Дать начальное представление о работе милиционера – регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты.

Февраль

4.

«Знаки дорожные помни всегда»

Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать некоторые дорожные знаки, предназначенные водителям и пешеходам.

Февраль

5.

«Дорога в школу»

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте; научить применять личный опыт совместной игровой деятельности.

Март

6.

«Безопасность на дороге»

Закрепить знание детей об опасностях, которые ждут их на улице; о сигналах светофора и их значении, а также о некоторых дорожных знаках.

Март

7.

«Маленький шофер»

Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде; научить детей правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде.

Март

8.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закрепить знания детей:

-об элементах дороги;

-о средствах регулирования движения;

-о группах дорожных знаков;

-о правилах перехода проезжей части.

9.

«Путешествие в страну Дорожных знаков»

Закрепить знание детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правилах дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная акция по правилам дорожного движения «Чернянцы с рождения – за безопасность дорожного движения»

Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно – транспортного травматизма, к необходимости применения решений безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей ...

Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе Тема: "Азбука дорожного движения"

Тема:"Азбука дорожного движения"Задачи: Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах.Восспитывать чувство ответс...

Проект по ПДД в старшей группе «Всем ли знать положено правила дорожные?»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Проект по правилам дорожного движения Тема: «Дети и дорога»

Данный материал предназначен для детей 4-5 лет (средняя группа) дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям , детям и родителям.Цель проекта:Дать детям знания о правилах безопасн...

Развивающий коврик для изучения правил дорожного движения. Развивающие игры по обучению правилам дорожного движения.

Формирование у детей раннего возраста  основ безопасного поведения  на улицах  и дорогах   города....

Проект по правилам дорожного движения Тема: «ДЕТИ НА ДОРОГЕ»

Дети­­ – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются дети. Избежать опасност...