«Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста».
статья по обж
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад № 9» ГБОУ СОШ № 9 г.о. Октябрьск
ДОКЛАД
Мой опыт работы по теме:
«Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста».
Исполнитель:
Воспитатель подготовительной
к школе группы
Краева Ирина Николаевна
г.о.Октябрьск
2019г.
Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Актуальность данной темы – обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила мы – взрослые, а в первую очередь, педагоги, должны быть сами с ними знакомы, должны уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки безопасности.
Моя система работы создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Также я использую дополнительную литературу: «Азбука АУ» - методические рекомендации по обучению детей основам безопасности, О.Р. Жукова, Г.Н. Трушина, «Организация освоения образовательной области «Безопасность с детьми 2 – 7 лет» (авт.-сост. Т.Н. Сташкова), «Как обеспечить безопасность, детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада» К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др., интенет - ресурсы. В процессе внедрения программ и методических пособий каждый год разрабатывала перспективные планы для каждой возрастной группы.
Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально – технической базы: материально – техническая база нашего ДОО соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе мною был создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и т.д. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Определив тему своего опыта работы, его основную идею, я наметила содержание своей деятельности:
- Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и применение их на практике;
- Формирование представлений о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- Развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценности бережного отношения к природе;
- Формирование ценностей здорового образа жизни;
- Знакомство с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, у открытого водоема;
- Знакомство с правилами дорожного движения (данное направление является особенно актуальным, так как, наблюдая за родителями, мы видим, что многие из них вместе со своими детьми ходят по проезжей части, переходят дорогу в неположенных местах, тем самым подают отрицательный пример своим детям).
Потому воспитание безопасности вела параллельно: родители – дети. Обучение и просвещение родителей осуществляю через различные формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением сотрудников ГИБДД, открытые мероприятия с участием детей, использование памяток, буклетов, оформление информационных стендов в родительском уголке.
В течение четырех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка взывает беспокойство у всех людей. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь-то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Особое внимание в ходе работы с детьми уделяла режиму дня, беседовали с детьми о том, почему его нужно соблюдать, вместе мы разыгрывали различные проблемные ситуации, позволяющие понять, что есть здоровая пища и нездоровая; размышляли с детьми о том, как нужно ухаживать за собой, чтобы наш организм не «рассердился».
Большое значение я уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности (многие дети проживают в частных домах с печным отоплением), также я проводила тренировочные занятия по эвакуации детей из здания детского сада, беседовала с детьми о том, что делать, если случится пожар, вместе мы рассматривали специальные пожарные снаряжения, пожарные машины (с помощью презентацию).
Приближенность нашего населенного пункта к реке, заставляет обращать внимание детей на правила поведения у водоема и на водоеме. В связи с этим, мы составляли различные правила поведения. Совместно с детьми разработали знаки: «Как вести себя на (и у) реке (и).
В группе я создала «Центр (уголок) безопасности», оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Центральное место занимает светофор и нужные цифры 01, 02, 03, 112.
Полученные знания и представления дети отображают посредством сюжетно-ролевых игр («Пожарные», «Спасатели», «МЧС», «Полицейские»), в продуктивной деятельности (в раздевальной комнате нашей группы организуется постоянно действующая выставка детских работ «Безопасность нашей жизни»).
Особое внимание, в своей работе в подготовительной группе я уделила ПДД.
И данная работа не прошла бесследно, особенно для родителей. Они усилили бдительность по отношению к своим детям, по дороге в детский сад и обратно, стали соблюдать правила дорожного движения – перестали передвигаться по проезжей части дороги, стали пользоваться пешеходными переходами. Перспективой работы с взрослыми является: усиление внимания родителей на правила перевозки детей в личном транспорте (обеспечение безопасности детей, посредством автомобильных кресел).
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста».
Тема: «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста»....
Элементы кукольного театра в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста
Сказка «По дороге к лисичке»Средняя группа...
Консультация для родителей по теме : "Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Проект "Пожар - беда!"формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в средней группе
Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...
Проект "Пожар - беда!"формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в средней группе
Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...
Проект «Пожар – беда!» Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в старшей группе «Теремок»
Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...