Познавательно-игровая программа "Дорога Безопасности"
план-конспект занятия по обж

Здорова Галина Анатольевна

Предлагаемая Вашему вниманию программа ориентирована на формирование у ребенка культуры и безопасного поведения на улице и в транспорте, развития культура речи, духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дорога Безопасности468.82 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровая программа для разновозрастной группы детей с ОВЗ

занятие-путешествие «Дорога Безопасности»

Разработала: Здорова Г.А.,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБУ НСО «ОЦДК

Аннотация

Предлагаемая Вашему вниманию программа ориентирована на формирование у ребенка культуры и безопасного поведения на улице и в транспорте, развития культура речи, духовности.

Форма проведения – игровая. Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине или слушая дорожную сказку.

Разработанный материал:

во-первых, может быть адресован широкому кругу пользователей: от родителя до педагога, вожатого, учителя, всем тем, кого заботит проблема развивающего детского досуга;

во-вторых, поможет учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, вожатым и педагогам дополнительного образования, а также воспитателям ДОУ в организации и проведении мероприятий по безопасности дорожного движения среди младших школьников и старших дошкольников: «Минутки безопасности», «Дорожная азбука»  и др.

Задачи:

  • закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице, о сигналах светофора, некоторых дорожных знаках и их значении;
  • развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке;
  • воспитывать общую культуру поведения.

Предварительная работа:

  • перед игровым занятием, всем группам дается задание: подготовить сценку – пантомиму: «нарушитель». Например, дети играют на проезжей части; неправильно ведут себя в транспорте (не уступают место пожилым людям, мусорят и т.д.)
  • выбрать капитана.

Материалы и оборудование: 

  • плакаты с изображением сигналов светофора;
  • реквизиты для «регулировщика» - жезл, фуражка;
  • дорожные знаки (по тексту);
  • круги из картона красного, жёлтого и зелёного цветов для конкурса капитанов;
  • атрибуты для эстафеты «Приблизь машинку»;
  • карточки с заданиями для викторины (приложение).

Сценарий мероприятия

Организационный момент

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие под названием «Дорога Безопасности!» А что такое безопасность? (Ответы детей). Это значит оберегать себя от какой-либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности. И сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах. Не зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду. Внимательно слушайте и запоминайте.

Загадка.         

Он на дорогах всей планеты уж много-много лет стоит

И шлет зеленые приветы тому, кто все сигналы чтит.

(Светофор)

Ведущая: - Совершенно верно, это светофор. «Светофор» – значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и, верно, несет свет 3-х цветов: желтого, зеленого и красного. И, мы с вами в самом начале нашего путешествия.

Станция «Регулировочная». (Выходят три ребенка, в руках – плакаты с цветами светофора)

Ведущая: - Вот они – три родных брата, которые с давних пор светят в дороге всем ребятам, чтоб помочь пройти опасный путь.

Красный сигнал: - Стой

Зеленый сигнал: - Можно

Желтый сигнал: - Думайте, немножко

Игра на внимание.

- А сейчас, я проверю ваши знания, и предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. Итак, внимание!

Произнося сигналы, ведущая старается запутать детей и убыстряет темп игры.

Загадка:

Здесь на посту, в любое время

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановит поток прохожих

И пропустить грузовики.

С. Михалков.

- Совершенно верно, это – регулировщик. Ответьте мне на вопрос, в каких случаях дорожным движением управляет милиционер – регулировщик? (Ответы детей). Подчиняться указаниям регулировщика обязаны все: водители транспорта и пешеходы. Как управляют движением регулировщики? Кто-нибудь готов ответить? (Ответы)

(Выходит ребенок, выполняющего роль постового, и демонстрирует жесты, ведущая поясняет их)

  • Вот посмотрите, милиционер повернулся к вам боком с вытянутой вдоль груди рукой – это соответствует зеленому сигналу светофора: ПЕРЕХОДИТЕ!
  • А если регулировщик стоит к вам спиной или грудью, то переходить нельзя, это соответствует красному сигналу светофора: необходимо СТОЯТЬ!
  • Ну, а желтый? Это когда регулировщик стоит с поднятой вверх рукой. Он словно просит вашего внимания.

Ведущая: - Наше путешествие продолжается. Впереди – следующая станция – «Знаковая». Но для этого мы должны встать, взяться за руки по нашим составам (по группам) и повторить за мной:

Дорога не тропинка, дорога не канав.

Сперва смотри налево, потом смотри направо.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись.

- И, мы благополучно прибыли.

Станция «Знаковая»

Он укажет поворот

И подземный переход.

Без него нельзя никак!

Этот друг - …дорожный знак.

Ведущая: - Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки. Знаки бывают запрещающие – все огни помещены в красный кружок, предупреждающие – они помещены в красный треугольник, указательные и информационные. У каждого знака свое назначение. И сейчас мы проверим какие дорожные знаки вам знакомы.

Ведущая демонстрирует дорожный знак, сопровождая (по желанию) показ словами.

Пешеходный переход

Пешеход! Пешеход!

Помни про переход!

Подземный, наземный,

Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

Осторожно: дети

Я хочу спросить про знак

Нарисован он вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Ремонтные работы

Нарисован человек, землю роет человек.

Может здесь зарытый клад?

И старинные монеты в сундуке большом лежат?

Их туда, наверно, встарь спрятал важный государь!

Место остановки

В этом месте, как ни странно,

Ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя …

Что за место здесь такое

Велосипедная дорожка

Шли из школы мы домой,

Видим – знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет.

Велосипедное движение запрещено

А под знаком этим ни за что на свете

Не катайтесь, дети, на велосипеде!!!

Железнодорожный переезд

со шлагбаумом

Вот так знак! Глазам не верю,

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?

Железнодорожный переезд

без шлагбаума

Осторожно, переезд.

Подожди, пройдет экспресс.

Прочие опасности

Замечательный ли знак –

Восклицательный тут знак.

Значит можно здесь кричать

Петь, гулять, озорничать?

Подземный пешеходный переход

Под дорогою - нора

Кто быстрее всех смекнет,

Почему по ней с утра

Ходят люди взад – вперед?

Самый малый знак дорожный –

Он стоит не просто так.

Уважайте каждый знак!

- А нам пора отправлять дальше, цепляем наши вагончики, и …:

Дорога не тропинка, дорога не канава.

Сперва смотри налево, потом смотри направо.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись

- И мы прибываем на станцию «Правильную»

Станция «Правильная»

Все будьте правилам верны

Проходи по тротуару только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу за-пре-ща-ет-ся!

Быть примерным пешеходом раз-ре-ша-ет-ся!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

  1. Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

- Это я, это я, это все мои друзья!

2.        Кто бежит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

3.        Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

- Это я, это я, это все мои друзья!

4.        Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

5.        Знает кто, что красный свет –

Это значит, хода нет?

- Это я, это я, это все мои друзья!

- И нам пора снова в путь. Впереди самая главная станция на нашем маршруте - «Испытательная». Встали, взялись за руки, речёвка (Дорога не тропинка …).

Станция «Испытательная». (При правильном ответе дается жетон)

Ведущая: А теперь самая ответственная часть нашего игрового занятия, где мы проверим, как наши дети знают ПДД.

  1. Загадки. 

Что за чудо – этот дом:

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай)

Посмотри, силач, какой:

На ходу, одной рукой,

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Постовой)

В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка

По дорожке той ползет,

Весь обоз одна везет. (Поезд)

2. «Примерный пассажир»

Рассказать, какие правила поведения в общественном транспорте должен знать каждый пассажир. (Какая команда больше назовет)

  • Автобус нужно ожидать только на автобусной остановке.
  • Не спеши сразу сесть, помни, что кроме тебя есть пожилые люди, женщины с маленькими детьми и инвалиды.
  • Нельзя шуметь, громко разговаривать, мусорить.
  • Не прислоняться к дверям.
  • Не высовываться из окон.
  • Заходить и выходить можно только при полной остановке транспорта.

3. «Опознай нарушителя». 

А). Вопрос: кто и какое правило нарушил?

Задание для 1-ой группы и группы дошкольников.

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот – задом наперед,

Волки – на кобыле, львы – в автомобиле,

Зайчики – в трамвайчике, жаба – на метле.

Едут и смеются, пряники жуют.

(Нарушитель – кот. Он неправильно ехал на велосипеде).

Задание для 2-ой группы.

Позабыв про все на свете, по шоссе под шум машин,

В школу с новой книжкой Петя важно шествует один.

По слогам стихи читает, не глядит на светофор …

Петя наш не понимает, почему кричит шофер.

(Нельзя идти по шоссе и читать, и обязательно надо смотреть на светофор – ждать зеленый свет).

Задание для 3-й группы.

Ехал странный пассажир, вез он в сумке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит – пассажир вперед скользит.

Чуть трамвай прибавит ход – пассажир вперед ползет.

Все, кто ехал с пассажиром, вышли смазанные жиром.

(Пассажир нарушал правила: в вагоне надо держаться за поручни).

Б). Домашнее задание: сценки – пантомимы.

4. Конкурс капитанов.

1) Ведущая читает стихи, капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету сигнал – круг.

Бурлит в движенье мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для них же свет? (Зеленый)

А какой горит для пешеходов свет? (Красный)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Скажите правильный ответ –

Какой на светофоре свет? (Желтый)

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ –

Какой горит при этом свет? (Зеленый)

Ведущая:

Молодцы! Различать должны все ясно

Цвет зеленый, желтый, красный!

На сигналы погляди,

А потом переходи!

2) Эстафета «Кто быстрее приблизит машинку». У веревки (плотной нити) к одному концу привязана палочка (карандаш), к другому – машинка. Капитан, наматывая на палочку нить, приближает к себе машинку. Длина нитей различна.

3) Интерактивная викторина. Для выполнения этого задания капитаны должны провести свой автомобиль по т.н. «волнистой» дороге - между препятствий. На той стороне улицы их ждет конверт, в котором находится задание. Капитаны берут конверты и вместе со всеми детьми группы рассматривают и обсуждают находящиеся в них рисунки. Дошкольникам достаётся разрезная картинка на тему ПДД.

- Ребята, каждой команде будут предложены вопросы и несколько вариантов ответов, среди которых вы должны выбрать правильный. Номер правильного ответа назовите цифрой, но только по сигналу.

Вопросы для 1-ой группы.

  1. Под какой цифрой правильно расположены сигналы светофора? (1)
  2. Какой цифрой обозначен знак «Пешеходный переход»? (2)
  3. На каком рисунке дети нарушают правила поведения на дороге? (2)

Вопросы для 2-ой группы.

  1. Какой из этих знаков запрещает движение на велосипеде? (2)
  2. Какой жест регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора? (3)
  3. Переходя дорогу, куда нужно посмотреть сначала, куда потом? (1)

Вопросы для 3-ей группы.

  1. Кто идет правильно: бабушка или внук? (2)
  2. С какой стороны нужно обходить автобус? (2)
  3. Со скольких лет можно ехать на велосипеде по проезжей части? (3)

Подведение итогов.

Ведущая: - Ребята, мне очень хочется, чтобы хорошо запомнили все, о чем мы сегодня говорили. Ведь, действительно ошибка на дороге, невнимание, забывчивость о безопасности может, к сожалению, иногда стоить жизни. А у меня для вас есть сюрприз – дорожный знак, который я придумала сама. (Улыбка) Обратите внимание на коком фоне изображён знак (на голубом). Какие знаки бывают такого цвета? (Указательные, предписывающие). А где его можно установить? Можно ли в нашей школе - Центре, в каждой группе? Конечно, да. И пусть этот знак указывает всем на то, что у нас все дети дружны друг с другом, а сегодня мы подружились и с дорожными знаками. А с чего начинается дружба? Конечно, с улыбки. Но и это еще не все. В этой волшебной коробочке угощение от Главной Дорожной Патрульной службы г. Новосибирска.

Исполняется песня “Улыбка” (муз. Шаинского).

Приложение

Задания к викторине

G:\мОЯ работа\МОИ ГОТОВЫЕ РАЗРАБОТКИ\ПДД\Сканир карт к интеракт викт ПДД2011-11 (ноя)\ПДД ИНТЕРАКТИВНАЯ ВИКТОРИНА\сканирование0001.jpg

G:\мОЯ работа\МОИ ГОТОВЫЕ РАЗРАБОТКИ\ПДД\Сканир карт к интеракт викт ПДД2011-11 (ноя)\ПДД ИНТЕРАКТИВНАЯ ВИКТОРИНА\сканирование0003.jpg

G:\мОЯ работа\МОИ ГОТОВЫЕ РАЗРАБОТКИ\ПДД\Сканир карт к интеракт викт ПДД2011-11 (ноя)\ПДД ИНТЕРАКТИВНАЯ ВИКТОРИНА\сканирование0004.jpg

G:\мОЯ работа\МОИ ГОТОВЫЕ РАЗРАБОТКИ\ПДД\Сканир карт к интеракт викт ПДД2011-11 (ноя)\ПДД ИНТЕРАКТИВНАЯ ВИКТОРИНА\сканирование0008.jpg

G:\мОЯ работа\МОИ ГОТОВЫЕ РАЗРАБОТКИ\ПДД\Сканир карт к интеракт викт ПДД2011-11 (ноя)\ПДД ИНТЕРАКТИВНАЯ ВИКТОРИНА\сканирование0002.jpg

G:\мОЯ работа\МОИ ГОТОВЫЕ РАЗРАБОТКИ\ПДД\Сканир карт к интеракт викт ПДД2011-11 (ноя)\ПДД ИНТЕРАКТИВНАЯ ВИКТОРИНА\сканирование0007.jpg

G:\мОЯ работа\МОИ ГОТОВЫЕ РАЗРАБОТКИ\ПДД\Сканир карт к интеракт викт ПДД2011-11 (ноя)\ПДД ИНТЕРАКТИВНАЯ ВИКТОРИНА\сканирование0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой проект ПДД «Безопасное колесо»

Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге. Уточить представления детей о поведении резины на мокрой доро...

Познавательно-игровая программа "Безопасный паровозик"

Познавательно – игровая программа        «Безопасный паровозик»Цель:      воспитывать в детях необходимост выпол...

познавательно-игровое развлечени:Правила безопасности выполняй – здоровым, крепким вырастай!

данный  материал  содержит  игры,  способствующие  формированию  правил  безопасного  поведения  детей  в  окружающей  их  обстановке....

Познавательно-игровое занятие «Урок безопасности в условиях кочевья» Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)

Цель. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в условиях кочевья.Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в тундре....

Познавательно-игровое занятие по информационной безопасности для дошкольников «Безопасный интернет».

Обучение воспитанников основам  безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет....

Познавательный игровой проект: «Безопасный двор-безопасная улица!»

Актуальность: детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных проис...

Познавательно-игровая программа для старших дошкольников по формированию основ безопасности. Тема: «Волшебный и загадочный мир безопасности»

Познавательно-игровая программа по ОБ для старших дошкольников содержит материалы по формированию основ безопасности посредством игр, загадок, обучающих видеоматериалов....