Познавательно-игровая программа "Дорога Безопасности"
план-конспект занятия по обж
Предлагаемая Вашему вниманию программа ориентирована на формирование у ребенка культуры и безопасного поведения на улице и в транспорте, развития культура речи, духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дорога Безопасности | 468.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровая программа для разновозрастной группы детей с ОВЗ
занятие-путешествие «Дорога Безопасности»
Разработала: Здорова Г.А.,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБУ НСО «ОЦДК
Аннотация
Предлагаемая Вашему вниманию программа ориентирована на формирование у ребенка культуры и безопасного поведения на улице и в транспорте, развития культура речи, духовности.
Форма проведения – игровая. Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине или слушая дорожную сказку.
Разработанный материал:
во-первых, может быть адресован широкому кругу пользователей: от родителя до педагога, вожатого, учителя, всем тем, кого заботит проблема развивающего детского досуга;
во-вторых, поможет учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, вожатым и педагогам дополнительного образования, а также воспитателям ДОУ в организации и проведении мероприятий по безопасности дорожного движения среди младших школьников и старших дошкольников: «Минутки безопасности», «Дорожная азбука» и др.
Задачи:
- закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице, о сигналах светофора, некоторых дорожных знаках и их значении;
- развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке;
- воспитывать общую культуру поведения.
Предварительная работа:
- перед игровым занятием, всем группам дается задание: подготовить сценку – пантомиму: «нарушитель». Например, дети играют на проезжей части; неправильно ведут себя в транспорте (не уступают место пожилым людям, мусорят и т.д.)
- выбрать капитана.
Материалы и оборудование:
- плакаты с изображением сигналов светофора;
- реквизиты для «регулировщика» - жезл, фуражка;
- дорожные знаки (по тексту);
- круги из картона красного, жёлтого и зелёного цветов для конкурса капитанов;
- атрибуты для эстафеты «Приблизь машинку»;
- карточки с заданиями для викторины (приложение).
Сценарий мероприятия
Организационный момент
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие под названием «Дорога Безопасности!» А что такое безопасность? (Ответы детей). Это значит оберегать себя от какой-либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности. И сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах. Не зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду. Внимательно слушайте и запоминайте.
Загадка.
Он на дорогах всей планеты уж много-много лет стоит
И шлет зеленые приветы тому, кто все сигналы чтит.
(Светофор)
Ведущая: - Совершенно верно, это светофор. «Светофор» – значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и, верно, несет свет 3-х цветов: желтого, зеленого и красного. И, мы с вами в самом начале нашего путешествия.
Станция «Регулировочная». (Выходят три ребенка, в руках – плакаты с цветами светофора)
Ведущая: - Вот они – три родных брата, которые с давних пор светят в дороге всем ребятам, чтоб помочь пройти опасный путь.
Красный сигнал: - Стой
Зеленый сигнал: - Можно
Желтый сигнал: - Думайте, немножко
Игра на внимание.
- А сейчас, я проверю ваши знания, и предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. Итак, внимание!
Произнося сигналы, ведущая старается запутать детей и убыстряет темп игры.
Загадка:
Здесь на посту, в любое время
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановит поток прохожих
И пропустить грузовики.
С. Михалков.
- Совершенно верно, это – регулировщик. Ответьте мне на вопрос, в каких случаях дорожным движением управляет милиционер – регулировщик? (Ответы детей). Подчиняться указаниям регулировщика обязаны все: водители транспорта и пешеходы. Как управляют движением регулировщики? Кто-нибудь готов ответить? (Ответы)
(Выходит ребенок, выполняющего роль постового, и демонстрирует жесты, ведущая поясняет их)
- Вот посмотрите, милиционер повернулся к вам боком с вытянутой вдоль груди рукой – это соответствует зеленому сигналу светофора: ПЕРЕХОДИТЕ!
- А если регулировщик стоит к вам спиной или грудью, то переходить нельзя, это соответствует красному сигналу светофора: необходимо СТОЯТЬ!
- Ну, а желтый? Это когда регулировщик стоит с поднятой вверх рукой. Он словно просит вашего внимания.
Ведущая: - Наше путешествие продолжается. Впереди – следующая станция – «Знаковая». Но для этого мы должны встать, взяться за руки по нашим составам (по группам) и повторить за мной:
Дорога не тропинка, дорога не канав.
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись.
- И, мы благополучно прибыли.
Станция «Знаковая»
Он укажет поворот
И подземный переход.
Без него нельзя никак!
Этот друг - …дорожный знак.
Ведущая: - Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки. Знаки бывают запрещающие – все огни помещены в красный кружок, предупреждающие – они помещены в красный треугольник, указательные и информационные. У каждого знака свое назначение. И сейчас мы проверим какие дорожные знаки вам знакомы.
Ведущая демонстрирует дорожный знак, сопровождая (по желанию) показ словами.
Пешеходный переход | Пешеход! Пешеход! Помни про переход! Подземный, наземный, Знай, что только переход От машин тебя спасет. |
Осторожно: дети | Я хочу спросить про знак Нарисован он вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. |
Ремонтные работы | Нарисован человек, землю роет человек. Может здесь зарытый клад? И старинные монеты в сундуке большом лежат? Их туда, наверно, встарь спрятал важный государь! |
Место остановки | В этом месте, как ни странно, Ждут чего-то постоянно. Кто-то сидя, кто-то стоя … Что за место здесь такое |
Велосипедная дорожка | Шли из школы мы домой, Видим – знак на мостовой: Круг, внутри велосипед, Ничего другого нет. |
Велосипедное движение запрещено | А под знаком этим ни за что на свете Не катайтесь, дети, на велосипеде!!! |
Железнодорожный переезд со шлагбаумом | Вот так знак! Глазам не верю, Для чего здесь батарея? Помогает ли движенью Паровое отопленье? |
Железнодорожный переезд без шлагбаума | Осторожно, переезд. Подожди, пройдет экспресс. |
Прочие опасности | Замечательный ли знак – Восклицательный тут знак. Значит можно здесь кричать Петь, гулять, озорничать? |
Подземный пешеходный переход | Под дорогою - нора Кто быстрее всех смекнет, Почему по ней с утра Ходят люди взад – вперед? |
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Уважайте каждый знак!
- А нам пора отправлять дальше, цепляем наши вагончики, и …:
Дорога не тропинка, дорога не канава.
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись
- И мы прибываем на станцию «Правильную»
Станция «Правильная»
Все будьте правилам верны
Проходи по тротуару только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу за-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом раз-ре-ша-ет-ся!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
- Это я, это я, это все мои друзья!
2. Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
3. Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
- Это я, это я, это все мои друзья!
4. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
5. Знает кто, что красный свет –
Это значит, хода нет?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- И нам пора снова в путь. Впереди самая главная станция на нашем маршруте - «Испытательная». Встали, взялись за руки, речёвка (Дорога не тропинка …).
Станция «Испытательная». (При правильном ответе дается жетон)
Ведущая: А теперь самая ответственная часть нашего игрового занятия, где мы проверим, как наши дети знают ПДД.
- Загадки.
Что за чудо – этот дом:
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай)
Посмотри, силач, какой:
На ходу, одной рукой,
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Постовой)
В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка
По дорожке той ползет,
Весь обоз одна везет. (Поезд)
2. «Примерный пассажир»
Рассказать, какие правила поведения в общественном транспорте должен знать каждый пассажир. (Какая команда больше назовет)
- Автобус нужно ожидать только на автобусной остановке.
- Не спеши сразу сесть, помни, что кроме тебя есть пожилые люди, женщины с маленькими детьми и инвалиды.
- Нельзя шуметь, громко разговаривать, мусорить.
- Не прислоняться к дверям.
- Не высовываться из окон.
- Заходить и выходить можно только при полной остановке транспорта.
3. «Опознай нарушителя».
А). Вопрос: кто и какое правило нарушил?
Задание для 1-ой группы и группы дошкольников.
Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот – задом наперед,
Волки – на кобыле, львы – в автомобиле,
Зайчики – в трамвайчике, жаба – на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
(Нарушитель – кот. Он неправильно ехал на велосипеде).
Задание для 2-ой группы.
Позабыв про все на свете, по шоссе под шум машин,
В школу с новой книжкой Петя важно шествует один.
По слогам стихи читает, не глядит на светофор …
Петя наш не понимает, почему кричит шофер.
(Нельзя идти по шоссе и читать, и обязательно надо смотреть на светофор – ждать зеленый свет).
Задание для 3-й группы.
Ехал странный пассажир, вез он в сумке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит – пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход – пассажир вперед ползет.
Все, кто ехал с пассажиром, вышли смазанные жиром.
(Пассажир нарушал правила: в вагоне надо держаться за поручни).
Б). Домашнее задание: сценки – пантомимы.
4. Конкурс капитанов.
1) Ведущая читает стихи, капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету сигнал – круг.
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ –
Какой горит для них же свет? (Зеленый)
А какой горит для пешеходов свет? (Красный)
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет – предупреждение,
Жди сигнала для движения!
Скажите правильный ответ –
Какой на светофоре свет? (Желтый)
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ –
Какой горит при этом свет? (Зеленый)
Ведущая:
Молодцы! Различать должны все ясно
Цвет зеленый, желтый, красный!
На сигналы погляди,
А потом переходи!
2) Эстафета «Кто быстрее приблизит машинку». У веревки (плотной нити) к одному концу привязана палочка (карандаш), к другому – машинка. Капитан, наматывая на палочку нить, приближает к себе машинку. Длина нитей различна.
3) Интерактивная викторина. Для выполнения этого задания капитаны должны провести свой автомобиль по т.н. «волнистой» дороге - между препятствий. На той стороне улицы их ждет конверт, в котором находится задание. Капитаны берут конверты и вместе со всеми детьми группы рассматривают и обсуждают находящиеся в них рисунки. Дошкольникам достаётся разрезная картинка на тему ПДД.
- Ребята, каждой команде будут предложены вопросы и несколько вариантов ответов, среди которых вы должны выбрать правильный. Номер правильного ответа назовите цифрой, но только по сигналу.
Вопросы для 1-ой группы.
- Под какой цифрой правильно расположены сигналы светофора? (1)
- Какой цифрой обозначен знак «Пешеходный переход»? (2)
- На каком рисунке дети нарушают правила поведения на дороге? (2)
Вопросы для 2-ой группы.
- Какой из этих знаков запрещает движение на велосипеде? (2)
- Какой жест регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора? (3)
- Переходя дорогу, куда нужно посмотреть сначала, куда потом? (1)
Вопросы для 3-ей группы.
- Кто идет правильно: бабушка или внук? (2)
- С какой стороны нужно обходить автобус? (2)
- Со скольких лет можно ехать на велосипеде по проезжей части? (3)
Подведение итогов.
Ведущая: - Ребята, мне очень хочется, чтобы хорошо запомнили все, о чем мы сегодня говорили. Ведь, действительно ошибка на дороге, невнимание, забывчивость о безопасности может, к сожалению, иногда стоить жизни. А у меня для вас есть сюрприз – дорожный знак, который я придумала сама. (Улыбка) Обратите внимание на коком фоне изображён знак (на голубом). Какие знаки бывают такого цвета? (Указательные, предписывающие). А где его можно установить? Можно ли в нашей школе - Центре, в каждой группе? Конечно, да. И пусть этот знак указывает всем на то, что у нас все дети дружны друг с другом, а сегодня мы подружились и с дорожными знаками. А с чего начинается дружба? Конечно, с улыбки. Но и это еще не все. В этой волшебной коробочке угощение от Главной Дорожной Патрульной службы г. Новосибирска.
Исполняется песня “Улыбка” (муз. Шаинского).
Приложение
Задания к викторине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-игровой проект ПДД «Безопасное колесо»
Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге. Уточить представления детей о поведении резины на мокрой доро...
Познавательно-игровая программа "Безопасный паровозик"
Познавательно – игровая программа «Безопасный паровозик»Цель: воспитывать в детях необходимост выпол...
познавательно-игровое развлечени:Правила безопасности выполняй – здоровым, крепким вырастай!
данный материал содержит игры, способствующие формированию правил безопасного поведения детей в окружающей их обстановке....
Познавательно-игровое занятие «Урок безопасности в условиях кочевья» Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)
Цель. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в условиях кочевья.Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в тундре....
Познавательно-игровое занятие по информационной безопасности для дошкольников «Безопасный интернет».
Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет....
Познавательный игровой проект: «Безопасный двор-безопасная улица!»
Актуальность: детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных проис...
Познавательно-игровая программа для старших дошкольников по формированию основ безопасности. Тема: «Волшебный и загадочный мир безопасности»
Познавательно-игровая программа по ОБ для старших дошкольников содержит материалы по формированию основ безопасности посредством игр, загадок, обучающих видеоматериалов....