Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
статья по обж

Самотканова Эмма Геннадьевна

     Первостепенная задача педагогов дошкольного учреждения – сохранение жизни, здоровья и формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также работа с родителями в этом направлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

 С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования многое изменилось в работе педагогов, но первоочередные задачи руководителя и педагогического коллектива дошкольного учреждения сохранение жизни и здоровья своих воспитанников, остаются неизменными. Создавая необходимые условия для охраны и укрепления здоровья детей, педагоги нашего детского сада, уделяют много внимания работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Исходя из этого, необходимо начинать обучение детей правилам безопасного поведения уже с младшего дошкольного возраста, не забывая о работе с родителями в этом направлении.

 Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары.

Пожар – одно из наиболее распространенных опасных явлений, возникающих в результате  беспечного обращения людей с огнем, детских шалостей. Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе проявляются сила, характер, эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков.

Обучение правилам пожарной безопасности, как мы уже отметили выше, должно начинаться с детских дошкольных учреждений, продолжаться в школе, техникуме, институте, других образовательных учреждениях.

К сожалению, к этой проблеме уделяется мало внимания, именно поэтому борьба против шалости детей с огнем зачастую сводится лишь к запретам, после которых дети продолжают упорно искать яркие впечатления в той же недозволенной игре, в ней проявляются любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и игровому перевоплощению. Их не остановят примелькавшиеся лозунги: «Спички – не игрушка», «Шалость с огнем опасна» и т. п. Мы порой забываем, что запретное вызывают интерес у ребят.

Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни – она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме безусловной рефлекторной реакции. У детей эти реакции выражены очень сильно, и для контроля над ними необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе.

Исходя из этого, в дошкольных учреждениях и в начальных классах школ в тематические планы включены мероприятия по изучению чрезвычайных ситуаций при пожарах и практической отработке с детьми правил поведения в этих условиях.

Научить ребят сознательно выполнять дома, на улице правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность игр и шалости с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, вызвать пожарную помощь – обязанность воспитателя и всех взрослых.

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребенок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.

Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определить методику и технику противопожарной работы с ними. Одной из форм ознакомления детей с огнем и пожароопасными предметами могут быть игры, игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира [4, с.6].

Список литературы

  1. Азбука вашей безопасности: Методическое пособие для учителей начальной и средней общеобразовательной школы и работников дошкольных учреждений. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1999. – 224 с.
  2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М., 2008. – 72 с.
  3.  Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА,  2008. – 64 с.
  4.  Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Тематический контроль  в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности  дошкольников...

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников средством игровых проектов» Отчет

Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с раз...