Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данная диагностика позволит выявить уровень зрительного восприятия цвета, формы, величины, пространственного восприятия, сложной формы, сюжетной картины у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Критерии оценки выполненных заданий
Высокий уровень | 3 б | Задание выполнено самостоятельно |
Средний уровень | 2 б | Задание выполнено с 1 ошибкой, которая после помощи была исправлена |
Низкий уровень | 1 б | Задание выполнено с 2 ошибками, которые после помощи не были исправлены |
Высокий уровень: средний балл от 3 до 2,8
Средний уровень: средний балл от 2,7 до 2,5
Низкий уровень: средний балл от 2,4 и ниже
Диагностика восприятия цвета
- Узнавание и называние цвета
«Радуга и тучки»
Инструкция: «Назови цвета радуги и тучек».
Дидактический материал: тканевые полоски красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, картонные тучи белого, серого и черных цветов.
- Соотнесение объектов по цвету
«Снегурочка и Весна»
Инструкция: «Определи холодные и теплые тона, поставь фишки нужного цвета туда, где видишь теплые тона, потом туда, где видишь холодные тона».
Дидактический материал: предметные изображения персонажей, фишки с холодными и теплыми оттенками.
- Локализация цвета из множества
«Игрушки»
Инструкция: «Возьми игрушку, которая понравилась тебе больше всего и назови цвета этой игрушки».
Дидактический материал: мяч, игрушка «Буратино», кукольный домик.
- Фиксация по насыщенности
«Малина»
Инструкция: «Выложи ягоды малины от самой светлой до самой темной».
Дидактический материал: ягоды малины из бумаги разных оттенков розового цвета, пособие для выкладывания ягод.
- Составление сложного цвета из двух основных
«Новогодние игрушки»
Инструкция: «Составь новый цвет из двух цветов, которые видишь на карточке».
Дидактический материал: индивидуальные карточки с изображением новогодних игрушек разных цветов.
- Выделение цвета в окружающей среде
Инструкция: «Назови цвет предметов, которые видишь в комнате».
Критерии оценки выполненных заданий
Высокий уровень | 3 б | Задание выполнено самостоятельно, без ошибок |
Средний уровень | 2 б | Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены |
Низкий уровень | 1 б | Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены |
Высокий уровень:
- Задание № 1: 30 - 22 балла
- Задание № 2: 18 -15 баллов
- Задание № 3: 30 – 19 баллов
- Задание № 4: 24 – 15 баллов
- Задание № 5: 9 – 7 баллов
- Задание № 6: 15 – 9 баллов
Общее количество баллов: 126 – 86 (средний балл от 21 – 14,3)
Средний уровень:
- Задание № 1: 21- 12 баллов
- Задание № 2: 14 – 9 баллов
- Задание № 3: 18 – 8 баллов
- Задание № 4: 14 – 9 баллов
- Задание № 5: 6 – 4 балла
- Задание № 6: 8 – 4 балла
Общее количество баллов: 85 – 46 (средний балл от 14,2 – 7,6)
Низкий уровень:
- Задание № 1: 11 баллов и ниже
- Задание № 2: 8 баллов и ниже
- Задание № 3: 7 баллов и ниже
- Задание № 4: 8 баллов и ниже
- Задание № 5: 3 балла и ниже
- Задание № 6: 3 балла и ниже
Общее количество баллов: 45 и ниже (средний балл 7,5 и ниже)
Диагностика восприятия формы
- Узнавание и называние формы
«Геометрические фигуры»
Инструкция: «Узнай и назови геометрические формы».
Дидактический материал: плоскостные и объемные геометрические фигуры.
- Соотнесение форм и фигур
«Фигуры»
Инструкция: «Назови геометрические фигуры на карточке одним словом».
Дидактический материал: индивидуальная карточка с изображением геометрических фигур.
- Соотнесение форм фигур и предметного изображения
«Пингвины»
Инструкция: «Найди предмет такой же формы как фигура на карточке и поставь пингвина на объемную фигуру».
Дидактический материал: индивидуальная карточка с предметными изображениями фигур, объемные фигуры, бумажные фигурки пингвинов.
- Выделение формы в окружающей среде
Инструкция: «Найди и покажи в комнате предметы, похожие на треугольник, круг, шар, квадрат».
- Составление геометрических фигур из других геометрических фигур
Инструкция: «Составь фигуру из частей».
Дидактический материал: плоскостные формы фигур.
- Локализация: треугольники - четырехугольники
«Заплатки на платье»
Инструкция: «Найди заплатки на платье похожие на квадрат, прямоугольник, треугольник, овал».
Дидактический материал: индивидуальное пособие «Платье», «заплатки» из бумаги.
- Дифференцировка близких форм: треугольники – четырехугольники
Задание: «Домик»
Инструкция: «Раздели фигуры на две группы, подбери крышу к домику».
Дидактический материал: плоскостные формы фигур.
Критерии оценки выполненных заданий
Высокий уровень | 3 б | Задание выполнено самостоятельно, без ошибок |
Средний уровень | 2 б | Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены |
Низкий уровень | 1 б | Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены |
Высокий уровень:
- Задание № 1: 21 - 15 балла
- Задание № 2: 15 - 12 баллов
- Задание № 3: 30 – 21 баллов
- Задание № 4: 24 – 15 баллов
- Задание № 5: 18 – 15 баллов
- Задание № 6: 12 – 9 баллов
- Задание № 7: 24 – 21 балла
Общее количество баллов: 144 – 108 (средний балл от 20,5 – 15,4)
Средний уровень:
- Задание № 1: 14- 11 баллов
- Задание № 2: 11 – 8 баллов
- Задание № 3: 20 – 10 баллов
- Задание № 4: 12 – 9 баллов
- Задание № 5: 14 – 4 балла
- Задание № 6: 8 – 4 балла
- Задание № 7: 20 – 10 баллов
Общее количество баллов: 107 – 56 (средний балл от 15,2 – 8)
Низкий уровень:
- Задание № 1: 10 баллов и ниже
- Задание № 2: 7 баллов и ниже
- Задание № 3: 9 баллов и ниже
- Задание № 4: 8 баллов и ниже
- Задание № 5: 3 балла и ниже
- Задание № 6: 3 балла и ниже
- Задание № 7: 9 баллов и ниже
Общее количество баллов: 55 и ниже (средний балл 7,8 и ниже)
Диагностика восприятия величины
- Соотнесение предметов по величине
«Елочка, игрушка, подарок»
Инструкция: «Найди елочку, новогоднюю игрушку и подарок таких же размеров, как на карточке и положи картинку на нее».
Дидактический материал: карточки с изображением предметов, индивидуальное пособие.
- Словесное обозначение величины
«Дед Мороз и Снегурочка»
Инструкция: «Рассмотри картинку и скажи, чем отличаются Дед Мороз и Снегурочка».
Дидактический материал: предметные изображения Деда Мороза и Снегурочки.
- Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания
«Матрешка»
Инструкция: «Расставь матрешку от самой большой до самой маленькой».
Дидактический материал: фигурки матрешки.
- Использование в практической деятельности способов наложения, приложения и сравнения на глаз
«Звезды»
Инструкция: «Наложи на контурное изображение звезд силуэтное».
Дидактический материал: индивидуальное пособие с контурными изображением звезд, силуэты звезд.
Критерии оценки выполненных заданий
Высокий уровень | 3 б | Задание выполнено самостоятельно, без ошибок |
Средний уровень | 2 б | Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены |
Низкий уровень | 1 б | Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены |
Высокий уровень:
- Задание № 1: 36 - 27 балла
- Задание № 2: 12 - 9 баллов
- Задание № 3: 12 – 9 баллов
- Задание № 4: 33 – 27 баллов
Общее количество баллов: 93 – 72 (средний балл от 23,2 – 18)
Средний уровень:
- Задание № 1: 26 - 15 баллов
- Задание № 2: 8 – 5 баллов
- Задание № 3: 8 – 5 баллов
- Задание № 4: 26 – 17 баллов
Общее количество баллов: 71 – 42 (средний балл от 17,7 – 10,5)
Низкий уровень:
- Задание № 1: 14 баллов и ниже
- Задание № 2: 4 баллов и ниже
- Задание № 3: 4 баллов и ниже
- Задание № 4: 16 баллов и ниже
Общее количество баллов: 41 и ниже (средний балл 10,2 и ниже)
Диагностика пространственного восприятия
- Оценка расстояния в большом пространстве относительно себя
Инструкция: «Скажи, какая игрушка ближе к тебе, а какая дальше?».
Дидактический материал: фигурки животных.
- Оценка расстояния в большом пространстве относительно предмета
«Кегли, кольца и стол»
Инструкция: «Какая кегля и кольцо ближе к столу, какая дальше?»
Дидактический материал: кегли, кольца.
- Оценка взаимного расположения предметов в пространстве
Инструкция: «Найди одинаковые карточки».
Дидактический материал: индивидуальное пособие, карточки.
- Определение взаимного расположения предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий (в, на, за, перед, у, слева, под)
«Мышонок и коробка»
Инструкция: «С помощью предлогов расскажи, где находится мышонок».
Дидактический материал: предметное изображение.
Критерии оценки выполненных заданий
Высокий уровень | 3 б | Задание выполнено самостоятельно, без ошибок |
Средний уровень | 2 б | Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены |
Низкий уровень | 1 б | Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены |
Высокий уровень:
- Задание № 1: 12 - 9 балла
- Задание № 2: 15 - 12 баллов
- Задание № 3: 12 – 9 баллов
- Задание № 4: 48 – 40 баллов
Общее количество баллов: 87 – 70 (средний балл от 21,7 – 17,5)
Средний уровень:
- Задание № 1: 8 - 5 баллов
- Задание № 2: 11 – 8 баллов
- Задание № 3: 8 – 5 баллов
- Задание № 4: 39 – 27 баллов
Общее количество баллов: 69 – 45 (средний балл от 17,2 – 11,2)
Низкий уровень:
- Задание № 1: 4 балла и ниже
- Задание № 2: 7 баллов и ниже
- Задание № 3: 4 баллов и ниже
- Задание № 4: 26 баллов и ниже
Общее количество баллов: 44 и ниже (средний балл 11 и ниже)
Диагностика восприятия сложной формы
- Составление целого из частей
«Медвежонок»
Инструкция: «Сложи картинку из частей».
Дидактический материал: образец (изображение медвежонка), разрезные части.
Критерии оценки выполненных заданий
Высокий уровень | 3 б | Задание выполнено самостоятельно, без ошибок |
Средний уровень | 2 б | Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены |
Низкий уровень | 1 б | Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены |
Высокий уровень: 18 – 15 баллов
Средний уровень: 14 – 8 баллов
Низкий уровень: 7 и ниже
Диагностика восприятия сюжетной картины
- Объем восприятия: выделение основных персонажей и второстепенных
Картина «Игры зимой»
Инструкция: «Перечисли, кого ты видишь на картине, какие предметы».
Дидактический материал: сюжетная картина.
- Уровень понимания сюжета и качество оречевления
Инструкция:
- Расскажи, что происходит на картине?
- Какое время года на картине?
- Как ты догадался?
- Кто изображён на картине?
- Какая одежда у детей?
- Что дети делают?
- Кто изображен на первом плане, ближе всего к нам?
- Кто находится на втором плане, чуть дальше от нас?
- Кто находится на третьем плане, дальше всего?
Критерии оценки выполненных заданий
Высокий уровень | 3 б | На вопрос дан точный ответ, дан развернутый ответ, без помощи тифлопедагога |
Средний уровень | 2 б | Ответ на вопрос точный, дается неразвернутый ответ, требуется небольшая помощь тифлопедагога |
Низкий уровень | 1 б | Отказ от выполнения задания. Ответы на вопросы неверные, для ответа требуется значительная помощь тифлопедагога |
Высокий уровень: 27 – 21 балла (средний балл от 3 – 2,3)
Средний уровень: 20 – 14 баллов (средний балл от 2,2 – 1,5)
Низкий уровень: 13 и ниже (средний балл от 1,4 и ниже).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в формировании фонематического восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Консультация-игра для родителей дошкольников 6-7 лет с нарушениями зрения...
Зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Зрительные гимнастики с картинками для старшего дошкольного возраста....
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...
Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталк...
Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Издание 1-ое, написанное в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...
Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста...
Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельност...