Правила дорожного движения
презентация к уроку по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, зачастую их причиной являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицы в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. У детей ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке . Обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения является актуальной и жизненно необходимой задачей в современном мире. В связи с этим актуален и поиск эффективных форм и методов обучения дошкольников правилам дорожного движения.
Проблема: Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма проблема всего общества. В связи с этим обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с дошкольного возраста. Гипотеза: Систематическое использование разнообразных форм и методов в обучении правилам дорожного движения дошкольников 4-6 лет будет способствовать закреплению у дошкольников навыков правильного поведения на дороге и поможет решению проблемы профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.
Цель: Систематизировать работу по обучению дошкольников 4 – 6 лет правилам дорожного движения. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу 2. Рассмотреть формы и методы работы с детьми 4 – 6 лет при изучении ПДД. 3. Определить эффективность работы по обучению правилам дорожного движения. 4. Провести исследование влияния использования различных форм и методов при обучении дошкольников правилам дорожного движения. Объект работы: процесс обучения дошкольников 4 - 6 лет правилам дорожного движения. Предмет: обучение дошкольников правилам дорожного движения
1.Теоретический анализ психолого – педагогической литературы.
1.1. История зарождения правил дорожного движения в России. В 1720 г. выходит указ Петра I , связанный с правилами дорожного движения. В 1812 г. были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничивали скорости движения, требовали технической исправности экипажей и гужевых повозок и были введены для них уже металлические номерные знаки. С 30-х годов ХХ века вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике. В 1960 – 1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники.
1.2 Особенности детей 4 -6 лет Средняя группа (4–5 лет) Нервная система детей неустойчива и склона к истощению, условные рефлексы быстро образуются и так же быстро исчезают . Поле зрения ребёнка 4-5 лет, меньше чем у взрослого. Реакция у детей замедленная. Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого. Дети не в состоянии на бегу сразу же остановится. Мозг детей 4-5 лет в состоянии уловить одновременно не более одного явления. Старшая группа (5-6 лет) В се процессы активности мозга происходят на подсознательном уровне. Активизация внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов . Восприятие дорожной среды непосредственно. Действия подчинены быстро меняющимся замыслам . Легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить . Ориентируется в происходящем на расстоянии до 5-ти метров
1.3 Анализ современных программ и авторов по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. Книга О.А Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения » Система С.Н. Черепановой «Правила дорожного движения дошкольникам » Т.Г. Кобзева «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников » Серия книг Шарыгиной Татьяны Андреевны: - книга «Три сигнала светофора»; -пособие «Осторожные сказки»; Книга Л.А . Комлевой и В . Л. Шмундяк «Ваш ребёнок и дорога » Программы «Азбука поведения на дороге», «Программа обучения дошкольников безопасного поведения на дорогах города» (авт. Е.А . Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк ) Программа «Основы безопасного поведения детей дошкольного возраста» разработана кандидатами психологических наук Р.Б. Стеркиной , О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой
1.4 Формы и методы обучения дошкольников правилам дорожного движения. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство
Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам . Любимым видом детей является игра , и, конечно же, праздники и развлечения , использования которых закрепляет в игровой форме те знания, которые были полученные дошкольниками на занятиях, экскурсия и целевых прогулках, во время бесед, рассмотрение плакатов и иллюстраций.
2 . Система работы воспитателя по обучению правилам дорожного движения детей 4-6 лет.
2 .1 Методика оценки усвоения правил дорожного движения детьми дошкольного возраста 4 -6 лет. Для выявления уровня образованности детей по знаниям дорожного движения использую педагогический мониторинг. Результаты оценки сравниваются с допустимыми критериями для того, чтобы планировать дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком. Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми старшего возраста планируемых итоговых результатов освоения правил дорожного движения. И сследование проводится путём: наблюдение за ребёнком бесед тестов анализа детских работ
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах 1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов: пешеход, водитель, пассажир. 2. Виды транспорта (грузовые и легковые машины, автобус, троллейбус, трамвай, поезд). 3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный). 4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, вправо и т.д.) 5. Опасные места на улицах и дорогах. 6. Проезжая часть, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный. 7. Виды и назначения транспорта. 8. Опасные и безопасные действия. 9. На проезжей части и вблизи неё нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения: автобусная остановка водитель двустороннее движение , дорога, обочины, разделительные полосы железнодорожный переезд одностороннее движение островок безопасности пассажир пешеход посадочная площадка п роезжая часть транспортное средство светофор т ротуар у лица у частники дорожного движения
2.2 Система работы по обучения правилам дорожного движения детей 4 – 6 лет. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с самого раннего возраста , так как, знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, освоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. В связи с этим работа по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово , систематически, постоянно . П оэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такие з адачи : Формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах. Учить соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Обучение правилам дорожного движения провожу в соответствии с требованиями программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Р.Б. Стеркина , Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева) Работу по обучению правилам дорожного движения провожу в процессе обязательной образовательной деятельности, игр, прогулок, специальных упражнений, при выполнении заданий по рисованию, конструированию, аппликации . Но самым важным принципом в моей работе является то, что дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать, и тем самым реализовать стремление к познанию. Дети средней группы в начале года хорошо имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения, знают о том, что машины движутся по проезжей части улицы. Продолжаю учить ориентировку в пространстве (вправо, влево, назад, вперёд). Это даёт нам возможность начать обучение правилам дорожного движения.
Эту работу я начинаю со знакомства с улицами нашего села. На занятиях по обучению правилам дорожного движения, знакомлю детей с улицей (на макетах, формируем представление о том, что дорога может быть опасна, задаём игровые ситуации моделирующие поведение участников дорожного движения, знакомим с трудом шофёра).
На занятиях по обучению правилам дорожного движения, знакомлю детей с улицей (на макетах, формируем представление о том, что дорога может быть опасна, задаём игровые ситуации моделирующие поведение участников дорожного движения, знакомим с трудом шофёра )
Со средней группы детей знакомлю со светофором и его сигналами, даю представление о пешеходном переходе дорожных знаков. («Дети», «Дорожный переход», «Двухстороннее движение »).
Подбираю художественную литературу и диафильмы, которые способствуют закреплению правил дорожного движения, использую презентации и фотографии на компьютере. По сериям картин, дети составляют рассказ, обсуждают проблемные ситуации.
П редставление о различных видах транспорта, ситуациях на дороге, о правилах дорожного движения даю во время обязательной образовательной деятельности: учу детей составлять небольшие рассказы о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картины, с помощью разрезанных картинок, набора соответствующих фигур на фланелеграфе; и спользую просмотр видеофильмов, беседы, чтение рассказов, разучивание стихов, отгадывание загадок; даю понятие «левая, правая сторона», то есть, учу ориентироваться в окружающем пространстве; привлекаю детей к составлению планов, схем участка дороги . у чу детей изображать на рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая их единым содержанием (улицы нашего села, водитель и пешеходы, дети вышли гулять ); дети изготавливают атрибуты для игр (жезлы, светофоры, бинокли, флажки, пилотки ); формирую интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (улицы, машины, дома ); развиваю координацию движений, учу определять направление от себя; знать правую и левую руку, учу детей ездить на велосипеде
З накомлю ребят с работой регулировщика. Объясняю, в каких условия движения управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. На музыкальных занятиях в игровой форме познакомила с жестами регулировщика: «стой»; «внимание»; «путь открыт».
Полученные детьми знания закрепляю в течение всего года в дидактических играх («Путешествие на машинах», «Транспортные состязания», «Собери светофор», «Мы по улице идём»); сюжетно - ролевых играх («Я шофёр», «Автобус», «Водители и пешеходы») и подвижных играх («Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили»).
В группе есть альбомы, дидактические игры, настольные игры, атрибуты для ролевых игр. Большой популярностью пользуются такие игры, как: «Научим Бабу-Ягу правилам дорожного движения»; «В гости к Айболиту»; «Лабиринт»; «Зелёный глаз»; «Сигналы светофора»; «Авто-инструктор », «На улице».
Во время прогулок определяем с детьми правую часть тротуара и придерживаемся её. Так же учу определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – забор, за нами – дом, справа от меня – машина, слева – дорога и т.д.).
Особое место в воспитании грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения занимают встречи с сотрудниками ГИБДД. Л ейтенант полиции – Коньков А.Н. проводит обучение детей правилам дорожного движения. Во время бесед с детьми рассказывает, что бывает, если дети плохо ведут себя на улице, не знают правил дорожного движения, играют в неположенном месте. Дети с интересом слушают и отвечают на вопросы инспектора .
В ходе своей деятельности я поняла, работа по изучению правил дорожного движения будет происходить эффективнее, если в ней будут участвовать родители . Б ольшое внимание уделяю взаимодействие с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчёркиваю ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых .
2.3 Результаты проведенной работы . Сравнительная диаграмма уровня сформировонности знаний ПДД и безопасного поведения на дороге детей средней группы за 2012/2013 учебный год . Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний ПДД и безопасного поведения на дороге детей старшей группы за 2012/2013 учебный год.
Заключение Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведения на улице тесно связано со знанием правил дорожного движения. Можно ли воспитать в ребёнке законопослушного гражданина, грамотного пешехода, научить его понимать и уважать правила дорожного движения? Можно, если систематизировать работу по обучению дошкольников 4 – 6 лет правилам дорожного движения. Работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте . Детство наших детей должно быть без травм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы
Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...
Правила дорожного движения /презентация/, конспект занятия "Правила дорожного движения" средняя группа
Тема данной презентации "Правила дорожного движения"поставлены следующие задачи: Образовательные:- развивать логику, закрепить умение различать дорожные знаки: повторить основные правила поведени...
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...
Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".
Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...
Тематическое развлечение совместное с родителями. «Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка культуры поведения на дороге детей и родителей.
Тематическое развлечение, совместное с родителями. 2016г«Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка куль...
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...
Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...