Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Светоотражающий значок - фликер»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Герасимова Елена Федоровна

Исследования доказывают: пешеход, имеющий фликеры на одежде, заметен издалека. Применение фликеров пешеходами снижает риск ДТП в тёмное время суток на 85%. Особенно опасные сезоны – осень и зима: рано вечереет, почти все одеты в тёмную одежду, часто идёт снег или дождь, и пешеходы просто сливаются с сумерками, с деревьями и стенами домов. 

Данное занятие знакомит детей с назначением фликера в безопасности дорожного движения. Адресовано методистам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям воспитанников, также может быть полезно студентам педагогических учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetootrazhayushchiy_znachok_-_fliker.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Свободного Амурской области

Управление образования

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени К.Н. Чубаровой города Свободного

Организованная образовательная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста

«Светоотражающий значок - фликер»

                                                          Герасимова Елена Федоровна,

                                           старший воспитатель

                                      МОАУ СОШ № 5

                                                                   им. К.Н. Чубаровой г. Свободного

                                     

г. Свободный, 2017

Аннотация

 В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.

Ежегодно десятки детей становятся жертвами ДТП в тёмное время суток. Как правило, причина аварий в том, что водителям просто не видно ребёнка на дороге. Правила дорожного движения рекомендуют пешеходам ношение светоотражающих элементов в вечернее время. Значки, подвески, наклейки, браслеты с фликерами – мелочи, способные спасти жизнь [3].

Исследования доказывают: пешеход, имеющий фликеры на одежде, заметен издалека. Применение фликеров пешеходами снижает риск ДТП в тёмное время суток на 85%. Особенно опасные сезоны – осень и зима: рано вечереет, почти все одеты в тёмную одежду, часто идёт снег или дождь, и пешеходы просто сливаются с сумерками, с деревьями и стенами домов. 

Данное занятие знакомит детей с назначением фликера в безопасности дорожного движения. Адресовано методистам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям воспитанников, также может быть полезно студентам педагогических учебных заведений.



Оглавление

Введение                                                                                                                       4

Основная часть                                                                                                             6                                                                                                                                                    

Заключение                                                                                                                 14

Список используемых литературных источников                                                 15

Приложение   №1 Схема расположения фликеров                                                16  

Приложение № 2 Памятка для родителей «Используйте фликеры для безопасности на дорогах!»                                                                                        17                  


 

Введение

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей [3]. 

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах не одноразовая акция, её педагоги проводят планово, систематически, постоянно. Она не выносится в самостоятельный раздел, а входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основной процент дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами для пешеходов приходится на темное время суток. Наш детский сад находится в регионе, котором в осенне-зимний период рано темнеет и дети в детский сад и вечером домой идут в темноте. Кроме того не везде в частном секторе есть достаточное освещение улиц.

Сделать пешеходов «заметными» для водителей могут светоотражающие элементы одежды. Цель ношения таких светоотражателей необходимо объяснить родителям, которые считают это лишним и ненужным.

Решая проблему по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения, поставлена цель: закрепление основных правил безопасного поведения при передвижении в темное время суток; внедрение в практику использования дошкольниками светоотражающих приспособлений [4]. Исходя из цели,  сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей: 

продолжить формирование знаний о безопасном поведении на дороге в осенне-зимнее время года; познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами; раскрыть роль и значение фликера в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток; развивать осторожность, осмотрительность, навык безопасного поведения на дороге и при переходе дороги; воспитывать интерес к изучению ПДД, уверенность в своих возможностях, осознание необходимости использовать светоотражатели на одежде и ранце.

Для решения поставленных задач необходим следующий материал: ноутбук, проектор, презентация про светоотражающие предметы, схема размещения фликеров, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для аппликации, клей, салфетка, ножницы; силуэт Степки, мяч, светоотражающие полоски, одежда со светоотражающими предметами, фонарики, фликеры по количеству детей, кукла мальчика и инспектора ГИБДДейкина.

Решение задач безопасности с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется через следующие формы работы: специально организованные игровые занятия познавательного цикла, встречи с инспектором, беседы, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры; конкурсы, экспериментальная деятельность, обыгрывание ситуаций, оформление уголка по Правилам дорожного движения и т. д. А также виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, чтение художественной литературы.

Основная часть

Ход занятия:

Дети встают в круг. (Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников)

Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один мы друг за друга, 
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить.
Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мы с вами встретились, чтобы поговорить на очень важную тему. Наш детский сад находится рядом с проезжей дорогой, на которой   оживлённое движение. Чтобы не попасть в беду, необходимо знать правила дорожного движения.

Воспитатель предлагает поиграть с детьми в игру «Разрешается, запрещается» с мячом. Воспитатель задает ситуацию, а воспитатель бросает мяч детям и ловит его обратно, когда ребенок называет ответ.

Игра с мячом «Разрешается, запрещается» [3., с. 68-69]

Перебегать дорогу в любом месте… (Запрещается.)

Переходить дорогу на красный сигнал светофора… (Запрещается.)

Переходить дорогу по пешеходному переходу… (Разрешается.)

Ездить на высокой скорости мимо детских учреждений… (Запрещается.)

Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора… (Разрешается.)

Обходить автобус спереди… (Запрещается.)

Играть на проезжей части или близко к дороге… (Запрещается.)

Ждать автобус и садиться в него на остановках… (Разрешается.)

Шуметь, баловаться и толкаться в транспорте… (Запрещается.)

Отвлекать водителя разговорами во время движения… (Запрещается.)

Есть в автобусе мороженое… (Запрещается.)

Уступать место старшим в транспорте… (Разрешается.)

Стоять в дверях транспорта при посадке и движении… (Запрещается.)

Мусорить в транспорте… (Запрещается.)

Забираться на сиденье с ногами… (Запрещается.)

Громко разговаривать в транспорте… (Запрещается.)

Ходить пешеходу по пешеходным дорожкам… (Разрешается.)

Не пристегиваться в автомобиле ремнями безопасности… (Запрещается.)

Переходить дорогу на желтый сигнал светофора… (Запрещается.)

Ездить на велосипеде по велосипедной дорожке… (Разрешается.)

Разговаривать по телефону за рулем… (Запрещается.)

Ездить детям в автомобиле только в детском кресле… (Разрешается.)

Переходить детям дорогу только за руку со взрослым человеком… (Разрешается.)

Не знать и не выполнять правила дорожного движения… (Запрещается.)
Звучит звукозапись дорожного движения: шум улицы, тормоз и сигналы машин. Слышатся крики, свист полицейского свистка. В группу «вбегает» испуганный мальчик (кукла) Степка.

Степка: Ой – Ой – Ой! Помогите, спасите!

Воспитатель: Что случилось, Степка?

Я очень торопился в школу, я опаздывал… А тут как назло пешеходный переход далеко,  красный свет на светофоре горит. Ну, я посмотрел по сторонам: машины далеко. Я и побежал через дорогу. А  полицейский как засвистит. Я убежал и  вместо школы попал к вам.
Входит инспектор ГИБДДейкин (кукла): Степа, ты почему нарушаешь  правила дорожного движения?

Степка: Какие еще такие правила? В школе правила, здесь опять правила! Вот попал!

ГИБДДейкин: Чтобы никогда не попадать в сложные положения,

                            надо знать и выполнять правила дорожного движения.

Ребята, расскажите, как нужно перейти дорогу? [1.c.45-46]

Ребенок:   Как дорогу перейти?  Ты с дорогой не шути.

                  Чтобы эту переправу, не волнуясь, одолеть,

                  И налево, и направо надо быстро посмотреть.

Ребенок:   Пешеход! Пешеход! Помни ты про переход!

                   Подземный, наземный, похожий на зебру.

                  Знай, что только переход от машин тебя спасет.

Ребенок:   Различать ты должен ясно -

                  Сигнал зеленый, желтый, красный.

                  На сигналы погляди, а потом переходи!

                  Выполняй закон простой:

                  Красный сигнал – конечно стой!

                  Желтый сигнал — внимание!

                  На зеленый сигнал — иди!

Воспитатель: Степа, ты теперь знаешь, как нужно переходить улицу?

Степка: Знаю, но уже темно и меня всё равно не видно.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, ходить по темным улицам опасно или нет? Почему?    (Ответы детей)

Воспитатель: Что помогает водителям видеть в темноте? (Ответы детей)

ГИБДДейкин: В темноте, хоть и горят фары, все равно плохо видно, и водителям трудно разглядеть пешехода, тем более такого маленького как вы.  

Степка: Вы знаете, пока я шел по улице, то увидел мальчиков и девочек, которые, загадочно светились в темноте. Я подумал, что это светлячки, но осенью и зимой их не бывает. Может быть вы, ребята, знаете, что бы это значило?

ГИБДДейкин: Степа, разве ты не знаешь, что у всех детей на одежде должны быть светоотражающие элементы (фликеры). Их используют не только на знаках, а также на верхней одежде пешеходов. Ребята, скажите зачем? (Ответы детей).

Дети: Чтобы не сбила машина. Ведь если будет темно, водитель машины может нас не заметить.

Степка: Ну, уж нет, я не хочу, чтобы меня в темноте птицы за светлячка приняли.

Воспитатель: (рассказ сопровождается слайдами презентации)

Степа! Есть много людей, которые работают на улице ночью, в темноте. Для того, чтобы быть заметнее для водителей, они носят специальную одежду. На этой одежде есть специальные рисунки, которые ярко светятся в лучах автомобильных фар. Такие рисунки есть на одежде полицейских, инспекторов ГБДД, дорожников, всех людей, кто работает в тёмное время суток на улицах и дорогах. Это сделано для безопасности.

Думать о безопасности нужно всем маленьким пешеходам и их родителям. Специально для детей придумали вот такие светоотражатели - фликеры, они отражают свет автомобильных фар, светятся и участников дорожного движения видно издалека в тёмное время суток.

Фликеры – это маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, а также на руках в качестве браслета или на джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее.

Воспитатель: Степа, теперь ты понял, как от беды себя защитить в тёмное время суток?

Степка: Да я узнал, что есть светоотражающая лента, а вот фликер это, это, это......

Ребенок:

               Есть у нас значок такой, фликер называется

               Но значок он не простой, свет в нём отражается

               Прикрепить его к одежде быстро каждый сможет,

               Ты его не забывай: он в пути поможет [6]

Воспитатель: Давай мы тебе это продемонстрируем и проведем эксперимент, чтобы ты лучше понял.

Показ верхней одежды со светоотражающими элементами.

Эксперимент: «Светится ли на одежде светоотражатель при свете фонарика?» (дети проводят эксперимент)

Воспитатель: Вот видишь, Степка. Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них.

Степка: Значит, птицы меня за светлячка не примут? Тогда я тоже хочу на свою одежду фликер.

Воспитатель: Конечно, Степа, мы с ребятами обязательно тебе поможем. Поможем, ребята?

Дети проходят за столы и садятся на свои места.

Воспитатель: На каждом столе у вас маленький человечек. (Воспитатель показывает образцы). Кого они вам напоминают?

Дети: Степку.

Воспитатель: Мы сейчас приклеим на них фликеры и подарим Степе, чтобы он знал, куда их прикреплять.

Давайте рассмотрим схемы, на каком месте могут располагаться и в какой последовательности светоотражающие полоски и фликеры? (ответы детей)

 «Схема прикрепления фликеров» (см. приложение № 1)

Посмотрите, какими они могут быть: на груди, на руках, на ногах. Вы возьмите яркие цветные бумаги и приклейте их на одежду Степки. А перед тем, как начать изготавливать свой подарок, мы обязательно дадим нашим пальчикам подготовиться.

Детская пальчиковая игра «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди выпрямляем пальчики из кулачка, начиная с большого,

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинчика).

В домик спрятались опять.

Воспитатель: Перед вами полоски разной длины и толщины. Сами выбираете, какой куда прикрепить и приклеиваете к одежде Степы.

Дети в парах работают под песенку «Про правила дорожного движения»

Во время работы выполняют физкультминутку:

Дорога не тропинка, дорога не канава,
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись.
Топни правою ногой: 1, 2.3,
Покачай головой: 1, 2.3,
Руки вверх ты поднимай.
И  похлопай: 1, 2, 3. [1., С.34]

Воспитатель: Мы с ребятами дарим тебе, Степа, наши поделки, чтобы ты всегда помнил про фликеры и не забывал их надевать в темное время суток.

Теперь ты понял, Степа, почему в темноте светятся мальчики и девочки?

Степка: Ну, вот теперь мне все понятно!

Смайлик - это классно,

Смайлик - безопасно,

Смайлик - это видно,

Смайлик - это стильно!

 А вам ребята все понятно?  (Ответы детей)

Я так много узнал про фликер – это световозвращатель, который может спасти пешехода или ребенка на дороге.

Воспитатель: Степа, на память о нашей встрече мы дарим тебе «волшебную» полоску - фликер.

Помнить все должны вокруг,

Кто в дороге добрый друг.

С собою фликер ты возьми

И в беду не попади!

Степка: Спасибо, ребята! Мне с вами было очень весело и интересно! Я многому у вас научился, но мне уже давно пора в школу!

У меня есть светоотражатель

Я его счастливый обладатель

Меня видит вовремя машина

Значит, я не попаду под шину!

Ну а теперь я побежал в школу. До свидания!

Дети прощаются со Степкой.

ГИБДДейкин: Вы, ребята, молодцы! Хорошо знаете правила дорожного движения! И хочу подарить вам на память вот такие фликеры – смайлики. [6]

              Ты весёлый, яркий смайлик

              На одежду прикрепи.

              И в ночное время суток

              Будешь виден ты в пути.

              Правило простое это

              Соблюдайте вы, друзья!

              Безопасность на дороге

              Ночью тоже быть должна!

А для ваших родителей вот такие памятки (см. приложение № 2). До свидания.

Вручает детям памятки для их родителей о необходимости использования светоотражающих  элементов. Уходит.

Воспитатель: Фликер, без сомнения, - знак дорожного движения. Но полагаться только лишь на фликеры не стоит. Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать правила дорожного движения.

Песня про фликер. [5]
На мотив детской песни “А ты меня любишь?”
Запев:
На улице дождик, на улице слякоть, а нам все равно.
Мы все равно вместе, мы все равно учим ПДД.
Маленькая девочка маленькому мальчику задает вопрос,
Что такое фликер, что такое знаки, что такое пе-ше-ход.
Припев:
Ты правила учишь? – ага.
Ты фликеры носишь? – ага.
Так будем мы вместе,
Так будем мы рядом с тобою всегда.

         





Заключение

         Использование данного занятия способствует обогащению и расширению знаний детей о правилах дорожного движения и пониманию родителями важности обязательного проведения совместной работы семьи и детского сада по формированию безопасного поведения на дороге и ношения светоотражающих фликеров или использование светоотражателей в элементах одежды детей в любое время года.

Выработано осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Прослеживается проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения. Сформировано умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избегать ее. Отмечено знание правил безопасного поведения на дорогах города.

В результате проведения занятия дети должны усвоить, что для обеспечения безопасности на дорогах большое значение имеет коммуникация между водителями и пешеходами, знание и соблюдение ПДД; получить знание о видах пешеходных переходов, правилах их перехода, а также о таких понятиях, как «светоотражающий элемент», «дорога и ее составляющие».

Дети должны усвоить правила коммуникации с водителем: заметил водителя, убедился, что он тебя пропускает, поблагодарил его.

Список использованных литературных источников

  1.  Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 73 с.
  3. http://propaganda-bdd.ru 
  4. https://infourok.ru 
  5. https://kopilkaurokov.ru
  6. http://doshkolnik.ru 

                                                                                                                           приложение №1

Схема расположения фликеров

                                                                                                       приложение №2

Памятка для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Люби и знай свой край»

Задачи. Образовательные: развивать познавательный интерес и любовь к природе Камчатки, обогащать знания о природных богатствах Камчатского полуострова, знакомить с традициями коренных народов.Развиваю...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема "Что мы знаем о воде"

КОНСПЕКТ ООДДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ»...