Профилактика травмирования детей дошкольников во время прогулок в ДОУ
методическая разработка по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 76.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Качканарского городского округа
Профилактика травмирования
детей дошкольников
во время прогулок в ДОУ
Методичкские рекомендации
Составитель:
Русинова Наталья Евгеньевна
воспитатель I К.К.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Профилактика травмирования дошкольников во время прогулок в ДОУ………..4
Причины детского травматизма………………………………………………….......5
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада...7
Примерная «Инструкция проведения прогулок в ДОО»…………………………..8
Картотека бесед по профилактике травматизма во время прогулок……………..11
Взаимодействие с родителями по предупреждению детского травматизма……24
Консультации для родителей по профилактике травматизма во время прогулок в зимнее время года…………………………………………………………………….25
Пояснительная записка
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
- направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения
распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
- устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
В ДОУ ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий.
Цель: создание условий для предупреждения детского травматизма.
Ожидаемый результат:
- Отсутствие случаев травматизма с детьми и родителями ДОУ;
- Знание детьми правил безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила. Умение детей быстро и правильно ориентироваться в различных ситуациях;
- Умение детей обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
- Умение детей обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
- Умение детей проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
- Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время года.
Профилактика травмирования дошкольников во время прогулок в ДОУ
В профилактике детского травматизма в дошкольной образовательной организации взрослые должны постоянно учитывать особенности развития и поведения ребёнка дошкольного возраста.
Много травм дошкольники получают на прогулках.
Цель данных методических рекомендаций помочь педагогическим работникам снизить травмирование воспитанников при проведении прогулок.
Характерной чертой детей любого возраста является его стремление к личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность.
В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений, редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями при проведении прогулок являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.
Прогулка – это заранее организованный воспитателем режимный момент, который проходит на свежем воздухе.
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» определяют требования к организации прогулок: «11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой».
Причинами травмирования детей во время прогулок могут быть:
- нарушение дисциплины детьми, озорство, шалости;
- бесконтрольность со стороны воспитателя;
- неисправность игровых и спортивных сооружений на территории детского сада;
- плохой уход за территорией и зелёными насаждениями на участке;
- недостаточное искусственное освещение в тёмное время суток.
- Травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;
- Травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
Типичные недостатки в организации прогулок:
- отсутствие реализации планов прогулок, их стихийность;
- осуществление присмотра за детьми вместо целенаправленных занятий и разностороннего развития;
- недостаток смены видов деятельности детей во время прогулки;
- однообразие организации прогулки;
- отсутствие личностно ориентированного подхода к детям с учётом особенностей их развития и состояния здоровья;
- присутствие посторонних лиц на территории дошкольной организации.
Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
- наблюдение;
- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
- трудовые поручения;
- самостоятельная деятельность детей.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать предметы в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки. При организации труда детей воспитатель напоминает им правила пользования инвентарём, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ.
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада
Перед выходом детей на прогулку воспитатель должен провести осмотр территории на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, предметов с острыми краями и тому подобного, ведь во время прогулки маленький ребёнок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями.
Весь выносной материал (игрушки и инвентарь) должен быть безопасным.
Перед выходом на прогулку работники организации, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Нужно следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель должен следить, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребёнка воспитатель должен немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОО, который организует поиски ребёнка и оповещает родителей.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Запрещается:
- оставлять детей одних, без присмотра работников организации;
- использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребёнка в отделение скорой помощи.
Примерная «Инструкция проведения прогулок в ДОО»
1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Её цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
2. Подготовьте всё необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки. Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки.
4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку, в таком случае она окажется продуктивной. Хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нём не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
6. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуском с крыльца.
7. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.
8. При проведении прогулок на детей возможно воздействие следующих опасных факторов:
- падение с горок, «шведских стенок», на ледяных дорожках в случае отсутствия страховки воспитателя;
- порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных сломанных игрушек;
- травмирования ног детей при движении без обуви, наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;
- укусы насекомых, животных (кошек, собак);
- отравление ядовитыми ягодами, растениями, грибами, плодами;
- заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка, несоблюдения питьевого режима);
- травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях, каруселях;
- солнечный и тепловой удары – в тёплый период времени; обморожение, охлаждение – в холодный период года;
- самовольный уход детей за пределы детского сада.
9. Воспитатель обеспечивает страховку, контроль во время скатывания детей с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.
10. Не разрешается проводить игры около водоёмов, прогулки возле проезжей части дороги. При переходе дороги необходимо разъяснять детям правила поведения и шествия.
11. Не допускается организация прогулки на одном игровом участке одновременно двум группам воспитанников.
12. Нельзя оставлять детей во время прогулок, труда без наблюдения воспитателя.
13. Нельзя сжигать мусор, опавшие листья и другие предметы на участке во избежание ожогов, пожаров.
14. Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора) следует производить только с помощью граблей, метелок, совков, нельзя собирать мусор незащищенными руками.
15. Запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям.
16. Воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки; бросать друг в друга песком, землей).
17. В конце прогулки воспитатель должен проверить по списку наличие воспитанников, организовать спокойный заход детей в помещение детского сада.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Качканарского городского округа
Картотека бесед с детьми по профилактике травматизма во время прогулок
Составитель:
Русинова Наталья Евгеньевна
воспитатель I К.К.
Беседа №1.
Тема: «Гололед»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;
уметь по картинкам определять опасную ситуацию;
описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить
травму и не погибнуть.
Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.
Ход беседы:
1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».
3. Вопросы к детям:
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила: -не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,
не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
Беседа №2.
Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Материал: сюжетная картина, логическая картина «Как Вася заболел?»
Ход: 1.Загадка- Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?
Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:
- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
- Подходить и трогать свисающие сосульки!
- Нельзя сосать и есть сосульки!
- Не кидайся сосулькой или снегом!
- Будь внимательным и наблюдательным!
- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других
(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!
3. Игра «Сосулька»
Вниз головой висит сосулька, -Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают
домиком.
От солнца насморк у нее. -трогают себя за нос.
То от тепла она заплачет, - собирают «слезы» в ладонь.
То платьице ушьет свое. - проводят руками по телу сверху вниз,
горизонтальным движением «обрезают» длину.
Придет мороз- заледенеет, -обнимают себя руками, дрожат
Немного за ночь подрастет, -Руки вытягивают вверх, встают на носочки
Окрепнет телом, потолстеет, -руки округляют по бокам.
Тяжелой станет- упадет. -приседают.
Беседа №3.
Тема: « Как песок может стать опасным»
Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
Материал: 2 куклы- Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для
игры с песком.
Ход: Приходят 2 куклы- Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются в друг друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы- приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимая руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы- можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга- вся одежда в песке, грязная.
И другие ситуации.
Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают
ПРАВИЛА:
-не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно;
-ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.
А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).
Беседа №4.
Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться
к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить
согласовывать свои действия с действиями партнера.
Ход: Проблемная ситуация: «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).
Вопросы к детям:- Почему у ребят не получилась игра?
-Что им можно посоветовать?
-Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?
-Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?
- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.
Первое правило:
-Говорите по- очереди, не перебивая друг друга!
-Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?
Тогда второе правило:
-Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;
-Считайся с мнением друзей!
Третье правило: - Делись игрушками, не жадничай!
Четвертое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!
Пятое правило: Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!
Беседа №5.
Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Цель: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Материал: сюжетная картина.
Ход: Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.
Показать (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)
Помочь запомнить ПРАВИЛО-
- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.
-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.
-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.
Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.
Беседа №6.
Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек- одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.
(Можно придумать и нарисовать другие картинки)
Ход: 1.Рассматривание картины.
Вопросы к детям: -Что изображено на картинке?
- Кто из девочек поступил правильно? Почему?
- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
- Что нужно делать теперь?
- А как мы ведем себя на улице в жару?
-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3.Игра «Закончи предложение» - Чтобы не обидеть папу,
Я одену с лентой…(шляпу).
Неразлучные друзья
Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару
Я и моя …(кепка)
-Сильно солнышко печет?-
Спрашиваю маму.
Одеваю я в жару
Белую …(панамку).
4.Помочь запомнить правила:
-На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!
-В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!
-Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!
-В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.
-Не бегай босиком в жару по асфальту.
-Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.
-Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.
-Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.
Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.
Беседа №7.
Тема: «Зимой на горке»
Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Ход:
1)Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2)Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине или
Игра (словесная) «Хорошо- плохо». Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
3) Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.
4)Подведя выводы, с детьми сформировать правила:
-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
-Подниматься на горку только по ступенькам;
-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
-Не кататься стоя, а только сидя;
-Не толкать, не цепляться за товарищей;
- Соблюдать очередность;
-Не спрыгивать с горки;
-Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
-Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
-Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой
и может сбить тебя;
-Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
-Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
-Не сбегай по скату;
-Не кидайся снегом в сторону горки.
Беседа №8
Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;
знать границы своего участка;
напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:
Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
Запомнить правила:
- Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть
доброжелательным и вежливым.
-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
-Не играть с острыми предметами.
-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.
-Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и
травмироваться.
-Не кидаться песком, землей, снегом.
-Не подходить к собакам и кошкам.
-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.
-Не ломать деревья, кусты.
-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.
-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.
Взаимодействие с родителями по профилактике детского травматизма
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
*на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
*ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
*через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
* показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Качканарского городского округа
Консультации для родителей по профилактике травматизма во время прогулок в зимнее время года
Составитель:
Русинова Наталья Евгеньевна
воспитатель I К.К.
«Профилактика детского травматизма в зимний период»
Дети ведут себя очень активно и зимой, и летом. Однако именно в зимний период значительно возрастает число травм и переломов костей, особенно если ребенок увлекается зимними разновидностями спорта. Здесь возрастает роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм, и усилить контроль за их соблюдением.
Необходимо проверить санки, не повреждены ли они, крепление на лыжах, надежно и правильно прикреплено оно к ногам ребенка, а коньки на соответствие размера.
Именно взрослые должны проконтролировать места, где играют их дети зимой. Склон, который выбирается для спуска на санках или лыжах, обязательно должен быть вдалеке от дороги, свободен от палок и корней деревьев. Каждый ребенок должен понимать, что катаясь с закрытыми глазами, можно столкнуться с соседом или деревом, а спуск спиной, снижает возможность управлять санками или лыжами, своевременно и адекватно реагировать на опасность.
Особенно опасно цепляться к транспортным средствам, привязывать санки друг к другу, перевернувшись, одни санки потянут за собой другие. На коньках лучше всего кататься в специально оборудованных местах или катках.
Если не удается избежать зимних игр на замершей реке, то дети должны знать основные правила поведения на льду:
нельзя использовать первый лед для катания, молодой лед тонок, непрочен и может не выдержать тяжести человека;
избегать места близкие к прорубям, спускам теплой воды от промышленных предприятий, рыбацким лункам и др.;
опасно выбегать и прыгать с берега на лед, когда неизвестна его прочность;
не следует испытывать прочность льда ударами ногой, можно провалиться.
Катание на лыжах и коньках, а также ношение обуви со скользкой подошвой являются основными причинами переломов ног. При подозрении на перелом не откладывайте посещение врача.
Игра в снежки, еще одна зимняя забава, которая может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Основную опасность в холодное время года представляет гололед.
Во-первых, правильно подберите ребенку обувь: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков.
Во-вторых, научите ребенка перемещаться по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслабленны и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности избегайте их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение. От того, чтобы поскользнуться и упасть на гладком твердом льду, не застрахован никто, да и вероятность получения травмы в результате такого падения довольно высока.
Зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что в мороз нельзя лизать языком и притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям, можно «приклеиться». Напомните, что не стоит проводить эксперименты. Если ваш ребенок увлекается зимними видами спорта, позаботьтесь не только о его спортивной экипировке, но и о защите: наколенниках, налокотниках, защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм.
Зимой возрастает число дорожно-транспортных травм. Часто ребенок видит, что машина приближается, но надеется проскочить, но на скользкой дороге водитель не успевает затормозить, поскольку увеличивается тормозной путь автомобиля. Пересекать проезжую часть дороги необходимо исключительно по пешеходному переходу ни в коем случае не перебегать, следует быть предельно внимательными. Обязательно соблюдать правила дорожного движения.
Еще одна распространенная зимняя травма – обморожение. Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно во время обильного снегопада, при сырой погоде, влажной одежде, тесной обуви. Обморожению подвергаются чаще всего пальцы рук и ног, щеки, нос, уши.
Обморожения чаще всего наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо обращать внимание на цвет румянца у ребенка (нормальный румянец – нежно-розового цвета, если он стал неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами - это обморожение), проверять чувствительность кожи лица, постоянно шевелить пальцами рук и ног.
Чтобы избежать неприятных последствий, правильно одевайте ребенка для прогулок: необходимы варежки – не промокашки, шарф, шапка из водоотталкивающего материала на теплой подкладке, обувь, не сдавливающая нижние конечности и не пропускающая воду. Кожу лица нужно защищать специальным детским кремом.
Дети-пешеходы – это особая категория участников дорожного движения, которые порой забывают об опасности и устраивают игры на дороге, не соблюдают правила дорожного движения.
Напоминайте своим детям о правилах дорожного движения для пешеходов в зимний период. Прежде всего, разъясните:
1. Где, когда и как можно переходить проезжую часть.
2. Расскажите, как опасно играть и кататься на горках, расположенных рядом с дорогой.
3.Объясните своим детям, что на зимней дороге тормозной путь автомобиля увеличивается в несколько раз.
4. Одевайте детей в яркую одежду, а еще лучше иметь на ней световозвращатели – фликеры, помня о том, что в зимний период, на улице начинает рано темнеть.
Консультация для родителей
Безопасность ребенка на прогулке в зимний период
Как лучше одеть ребенка на прогулку
Собирая ребенка на прогулку, родитель должен помнить главное: ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! Кроме того, одежда не должна сковывать движения, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. Зимняя обувь, как и любая другая, должна быть удобной. Даже теплым, но все равно собирающим снег, ботинкам лучше предпочесть сапожки, в которые можно заправить штаны, изолировав от попадания снега. Проследите, чтобы подошвы были рельефными - ребенок меньше будет скользить по снегу и льду.
Игры на свежем воздухе
Катание с горки
Правила поведения на горке
1. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие.
2. Не съезжать, пока не отошёл в сторону предыдущий спускающийся.
3. Не задерживаться внизу, когда съехал, а поскорее отползать или откатываться в сторону.
4. Не перебегать ледяную дорожку.
5. Во избежание травматизма нельзя кататься, стоя на ногах и на корточках.
6. Стараться не съезжать спиной или головой вперёд (на животе), а всегда смотреть вперёд, как при спуске, так и при подъёме.
7. Если мимо горки идет прохожий, подождать, пока он пройдет, и только тогда совершать спуск.
8. Если уйти от столкновения (на пути дерево, человек т.д.) нельзя, то надо постараться завалиться на бок на снег или откатиться в сторону от ледяной поверхности.
9. Избегать катания с горок с неровным ледовым покрытием.
10. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом в службу экстренного вызова 112.
11. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, немедленно прекратить катание.
Катание на санках и ледянках
1. Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них
неисправностей.
2. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и
последовательность.
3. Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может
повредить зубы или голову.
4. Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу.
5. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые
толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка
буксир, то ребенка необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными.
Зимние забавы «Игры около дома»
Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть.
Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до помойки – да все что угодно!
При игре в снежки расскажите ребенку, что кидаться в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!
«Катание на коньках и лыжах»
ЛЫЖИ
Катание на лыжах более безопасный вид досуга. Чтобы сделать его ещё более безопасным, при прогулке на лыжах нужно исключить крутые, ухабистые и ледяные горки. Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Самое безопасное катание на лыжах - это прогулка по парку, лесу и т.д.
КОНЬКИ.
В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском.
Необходимо иметь в виду следующее:
1.Катайтесь на коньках на специально оборудованных катках, опасно
кататься на открытых водоемах.
2.Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск
получить серьезную травму в этом случае крайне велик.
3.Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок
был одет в плотную одежду.
4.Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости
поддержать его и избежать падений.
Опасности, подстерегающие нас в зимний период
ГОЛОЛЕД.
Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву, а лучше его обойти с другой стороны. Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу - машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!
МОРОЗ.
В сильный мороз лучше всего исключить прогулки по улице. Высока вероятность обморожения.
Водоем зимой.
Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился - нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо откатиться от края.
КАК И КОГДА ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПО ВЕДЕНИЮ?
1. Лучше начинать как можно раньше: всё, что мы познаём в раннем возрасте, остаётся в нашей памяти на всю жизнь;
2. Регулярно проводите беседы;
3. Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности;
4. Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать;
5. Будьте для ребёнка образцом;
7. Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»:
сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.
Уважаемые родители!
Помните, что вовремя проведенная с ребенком беседа, может предотвратить несчастный случай!
Многое зависит от Вас!
Будьте хорошим примером для Вашего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации детского экспериментирования во время прогулок.
Методическая разработка. Организация детского экспериментирования во время прогулок....
Презентация на тему:Использование нестандартного оборудования для игр во время прогулок"
В материале изложены основные задачи и цели использования для игр нестандартного оборудования....
Как развивать речь ребёнка во время прогулок
Беседа со взрослыми о пользе общения с детьми во время прогулки....
БЕСЕДУЕМ И НАБЛЮДАЕМ С ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК
Дети с удовольствием наблюдают, проявляя живой интерес к объектам живой и нежиаой природы. Прогулки благоприятное время для поддержания интереса и развития любознательности....
методическая разработка на тему: "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников во время прогулок"
Сохранение и укрепление здоровья во время прогулок на свежем воздухе при помощи подвижных игр и упражнений с водой, льдом и снегом....
Экспериментальная деятельность с детьми во время прогулок
Предложенный мною материал будет полезен как для воспитателей в детском саду, так и для родителей. Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир....
Консультация для родителей и педагогов детского сада : «Организация наблюдений с детьми младшего возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».
Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать....