«Уроки тётушки Совы»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Сценарий образовательной ситуации
в технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_tyotushki_sovy.docx | 151.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации
в технологии деятельностного метода
«Уроки тётушки Совы»
Никитина М.Ю.
Интеграция образовательных областей:
«Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Тип ситуации:
Открытие нового знания.
Тема: «Уроки тётушки Совы»
Основная цель:
Формирование у детей представлений и основ безопасного поведения дома и на улице: «Нельзя разговаривать с чужими людьми».
Задачи:
Образовательные:
- Проверить сформированность представлений у детей о правилах безопасности поведения дома.
- Расширять представления у детей о правилах личной безопасности, поведения на улице, с незнакомыми людьми.
- Прививать основоположенные знания и умения, распознавать опасные ситуации.
Развивать познавательные процессы:
- Слуховое и зрительное внимание;
- Мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация);
- Словесно – логического мышления (установление причинно – следственных связей, фиксация в речи);
- Развитие воображения, памяти;
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
Развивать интегративные качества детей:
- Любознательный, активный:
- Интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире.
- Задаёт вопросы взрослым.
- Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности).
- В случае затруднения обращается за помощью ко взрослому.
- Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- «Эмоционально отзывчивый»:
- Сопереживает персонажам сказок, героям историй и рассказов.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Способен изменять стиль общения со взрослым и сверстником, в зависимости от ситуации.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных целостных представлений:
- Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными целостными представлениями о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».
- Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.
- Имеющий первичное представление о себе, об окружающем мире.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Способность решать интеллектуальные и личностные задачи:
- Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных не только взрослым, но и им самим.
- В зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками:
- У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для
осуществления различных видов деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать желание работать в команде согласованно.
- Воспитывать сочувствие, оказание помощи в случае необходимости, взаимопомощи друг другу.
- Воспитывать настойчивость, целеустремлённость в достижении поставленных целей.
- Воспитывать чувство ответственности и самостоятельности в процессе выполнения заданий.
Материал к занятию:
Демонстрационный:
- Книга «Правила безопасности»
- Игрушка совы.
- Конверт, оформленный с изображением тётушки Совы.
- Эпизоды из видеоролика тётушки Совы-«Уроки безопасности»:
- «Непослуха общается с незнакомой бабушкой».
- Конверт с письмом «Письмо от тётушки Совы».
- Оформление поляны с дубом (дом тётушки Совы).
- Ковёр.
- Музыкальные записи: «Шум ветра».
- Иллюстрация: «Мальчик на улице».
- Иллюстрации правил безопасности поведения на улице:
- Нельзя разговаривать с чужими взрослыми.
Раздаточный:
- Картинки к д/игре: «Помоги героям сказок»
- Театрализованные атрибуты. (кукла, машинка, конфета)
- Пластиковые плиты для ковра-самолёта.
- Иллюстрации по правилам безопасности дома:
1. «Не открывай дверь незнакомым людям».
2. «Не включай электрические приборы в розетку без взрослых.
3. «Нельзя брать лекарства».
4. «Нельзя брать острые предметы».
5. «Нельзя играть с огнём, со спичками».
- «Нельзя разговаривать с чужими людьми»
Предварительная работа:
- Система работы по образовательной области «Безопасность – разделы: «Я и другие», «безопасность дома».
- Реализация лексических тем: «Моя семья», «Мой дом».
Ход занятия:
Этапы ОС:
- Введение в игровую ситуацию (хочу – могу – надо)
Цель: создание мотивации к деятельности.
Требования:
- Ситуация, включающая детей в игровую деятельность.
- Обращение к личному опыту детей.
- Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Педагог и дети входят в зал.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети проходят и здороваются.
- А сейчас подойдите ко мне…
Дети стоят вокруг воспитателя.
- Сегодня к нам пришло письмо , на конверте написано название нашей группы, интересно, от кого оно? Как вы думаете?
(от тётушки Совы)
- Как вы догадались?
(на конверте нарисована тётушка Сова)
- А кто такая тётушка Сова?
(она учит Непослуху, как надо вести себя, рассказывает об опасных предметах,…)
- Откуда вы это знаете?
Смотрели мультфильмы – уроки тётушки Совы.
Воспитатель читает письмо:
- Здравствуйте, ребята. У меня случилась беда – Непослуха без разрешения взял мою мудрую книгу «Правил безопасности» и все страницы рассыпались и перепутались. Помогите, мне пожалуйста собрать все странички, одной мне не справиться. Жду вас в моём волшебном лесу.
- Как вы думаете, почему книга называется «Правила безопасности».
В ней рассказывается как надо вести себя, чтобы ничего плохого не случилось, что можно делать, что нельзя, как правильно вести себя с опасными предметами.
- Какие опасности могут нас поджидать?
Пожар, чужой человек, бандиты, острые предметы.
- Что надо делать, чтобы предотвратить опасные ситуации?
Соблюдать правила безопасного поведения, слушаться взрослых, не брать без спроса опасные предметы.
- Что произойдёт, если не будет книги с «Правилами безопасности»?
Непослуха ничего не узнает и не научится и будет попадать в разные опасные ситуации.
- Напомните пожалуйста, что случилось у тётушки Совы?
Непослуха взял книгу и все страницы рассыпались.
- Вы хотите помочь тётушке Сове? - Да.
- Почему вы решили ей помочь?
Она добрая, рассказывает интересные истории, у неё поучительные уроки, чтобы с Непослухой и другими детьми ничего не случилось.
- Что для этого надо сделать?
Отправиться к ней и помочь собрать книгу.
- Мы сможем помочь ей?
Да, сможем.
- Почему вы так думаете?
Потому что, мы смелые, дружные, много знаем и умеем.
- Попасть к ней мы сможем только на волшебном средстве передвижения. Какие сказочные волшебные средства передвижения вы знаете?
Ступа, сапоги - скороходы, ковёр - самолёт.
- Сейчас мы вместе с вами соберём ковёр-самолёт.
Дети собирают ковёр из пластиковых плит по наклейкам.
- Вот мы и собрали ковёр – самолёт. Ребята, садитесь на него. Мальчики пропускают вперёд девочек.
Дети садятся на ковёр, слышится шум ветра.
- Мы взлетаем, держитесь крепче.
-Кто, скажите, может дети, повторять движенья эти!
- Руки дружно вверх поднимем,
-Вправо, влево разведём,
- И как птицы полетим,
- Головою повертим.
- А потом привстанем, сядем и нисколько не устанем.
- Вот мы и прилетели
(звук ветра стихает).
Дети вместе с педагогом выходят на лесную полянку.
- Вот и волшебный лес тётушки Совы.
- Актуализация новых знаний.
Цель: определение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
*актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
*создание ситуации затруднения.
*фиксация в речи причины затруднения.
Оформлена лесная полянка с деревом и дуплом. В дупле сидит тётушка Сова.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в моём лесу. Зачем вы прилетели?
Помогать собрать книгу, делать добрые дела.
- Спасибо, что вы откликнулись на мою просьбу о помощи.
- Это была мудрая книга «правил безопасности», но Нехочуха рассыпал все страницы, осталась только обложка.
(показывает детям).
- Какие правила безопасности дома. Вы знаете?
Нельзя брать острые предметы без взрослых, играть с огнём, не включать электрические приборы, не открывать окна… .
- Это страницы книги (показывает, они разложены на столе), но только дружба поможет вам собрать её.
- Каждый из вас выберет по странице с правилом безопасного поведения дома. (включается фоном музыкальное произведение)
- Кто хочет рассказать своё правило? Решите, кто будет отвечать.
Дети рассказывают своё правило и прикрепляют страницу в книгу.
- Затруднения в игровой ситуации:
- Посмотрите, у нас осталась одна страница. Что на ней изображено?
Изображён один мальчик на улице.
- Почему эта страница осталась одна?
Она другая, на ней изображён один мальчик на улице.
- Как вы думаете, это правило безопасности, или нет?
Нет, не знаем.
- Почему вы так думаете?
Картинка ни о чём не рассказывает, не предупреждает.
- А почему она была в книге?
Не знаем, предположения детей.
- У нас возникло затруднение. Вы со мной согласны?
Да.
- Ничего страшного, даже если мы что-то не знаем, то обязательно узнаем.
- Хотите узнать, что это за страница?
Да.
- Как мы это можем узнать?
Спросить у кого-нибудь, у тётушки Совы, она много знает, это её книга.
- Тётушка Сова, скажите пожалуйста, что это за страница, может ты знаешь?
- Это новый раздел в моей книге «Правил безопасности». Какой раздел вы уже собрали?
«Правила безопасности дома»
-Как вы думаете, как называется новый раздел книги?
Правила безопасности на улице.
- Почему вы так решили?
Потому, что здесь нарисован мальчик на улице, а не дома.
- Открытие нового знания:
Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
- Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- Фиксация нового знания в речи;
- Создание ситуации успеха.
- Сейчас давайте посмотрим мультфильм и узнаем, одно из правил поведения на улице. Эта история, которая произошла с Непослухой.
включается видеоролик: «Непослуха общается с незнакомой бабушкой»
- Как вы думаете, что это за правило?
Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, подходить к ним, брать у них угощения, игрушки…
- Докажите, почему вы так считаете?
Это может быть плохая бабушка, которая может украсть ребёнка, может обмануть.
- Давайте посмотрим, что случилось с Непослухой, который не знал это правило.
включается продолжение видеоролика.
- Что можно сказать Непослухе?
Нельзя подходить к незнакомым людям, разговаривать с ними, обязательно нужно рассказать об этом родителям.
в книгу вставляется страница- иллюстрация к данному правилу.
- Молодцы ребята! Какое правило поведения на улице мы с вами узнали?
Нельзя разговаривать с чужими людьми.
Вывод: Мальчики молодцы, девочки умницы, вы все вместе открыли правило безопасности на улице. Оно вам обязательно пригодится в жизни.
5.Включение нового знания в систему знаний:
Цель: закрепление нового материала в играх и упражнениях.
Требования:
- Соответствие используемых игр цели занятия;
- Индивидуальные затруднения в играх;
- Ситуация успеха в совместной деятельности.
- Сейчас мы с вами поиграем:
- Игровой тренинг на тему:
«Контакты с незнакомыми людьми на улице».
- Один ребёнок исполняет роль незнакомца , который говорит приятным голосом, приглашает пойти с ним – предложить детям разыграть этот сюжет.
На следующем этапе игры остановиться на том, что должен отвечать ребёнок в этой ситуации. Выслушать мнения детей по этому поводу, рассмотреть с детьми последствия их ответов, выделить опасные.
- Дидактическая игра: «Помоги героям сказок».
- тётушка Сова просит вас помочь ей решить ещё одну проблему, помочь героям сказок не совершать ошибки в общении с незнакомцами.
На столе лежат картинки с сюжетами из сказок: «Колобок», «Сказка о глупом мышонке», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», Сказка о глупом мышонке», «Буратино», «Красная шапочка».
Дети находят картинки из сказок, и выкладывают их на столе.
Включается фоновая музыка.
После того, как дети найдут все нужные картинки, они размещают их на мольберте, затем дети рассказывают, о ситуациях в этих картинках.
- Вы справились и с этим заданием? Я вижу, вы хорошо запомнили правила безопасности.
Тётушка Сова:
- Какие вы молодцы ребята, много знаете и умеете. Спасибо, вы помогли мне собрать книгу «Правил безопасности».
- Мы рады, что смогли тебе помочь и сами много нового узнали.
- Нам пора прощаться. До свидания тётушка Сова.
Ребята садитесь на наш ковёр – самолёт, полетим обратно в детский сад. Мальчики пропускают девочек вперёд и помогают им сесть.
дети садятся, звучит шум ветра.
- Мы приземлились, (шум ветра стихает) и снова вернулись обратно в детский сад.
Итог:
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
- Организация анализа детской деятельности;
- Фиксация нового знания в речи;
- Определение выполнения взрослой цели.
Дети стоят вокруг педагога:
- Понравилось вам наше путешествие? (Да)
- Где мы с вами побывали? (в волшебном лесу у тётушки Совы)
- Чем помогли тётушке Сове? (собрали книгу «Правила безопасности»)
- Что нового мы узнали? (правила безопасного поведения на улице).
- Почему мы смогли это сделать? (потому что мы дружные, умные, смелые).
- Что было самым интересным? Почему? (ответы детей)
- Было ли что-то трудное? Почему? (ответы детей).
- Где могут вам пригодиться новые знания? (ответы детей).
Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы дружные и смелые, помогаете другим, друг другу. Много знаете о безопасном поведении и ещё очень много интересного узнаете.
Здравствуйте, ребята!
У меня случилась беда – Непослуха без разрешения взял
мою мудрую книгу
«Правил безопасности»,
посмотрел её неаккуратно и,
нечаянно все страницы
рассыпались и перепутались.
Помогите, мне пожалуйста собрать все странички, одной мне не справиться.
Жду вас в моём волшебном лесу.
Тётушка Сова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Уроки Тётушки Совы"
презентация на автоматизацию звука "С"...
"Урок тётушки Совы" Буква В. Звуки (В), (В*)
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....
Речевой уголок "Уроки тётушки Совы"
Формирование фонематического восприятия и слуха....
Досуг "Уроки тётушки совы" старшая группа ( ОВЗ)
закрепить с детьми правила безопасности....
Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)
Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия «Уроки Тётушки Совы»Интеграция ...
Конспект НОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»
КонспектНОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»...
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы», "Фиксики"
Серия видео-мультфильмов по финансовой грамотности....