«Уроки тётушки Совы»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Никитина Марина Юрьевна

Сценарий образовательной ситуации

       в технологии деятельностного метода

           

 

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tyotushki_sovy.docx151.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Сценарий образовательной ситуации

       в технологии деятельностного метода

           

              «Уроки тётушки Совы»

              http://gskou-bug.ucoz.ru/foto/sova.jpg

        Никитина М.Ю.

        Интеграция образовательных областей:

«Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Тип ситуации:

Открытие нового знания.

Тема:  «Уроки тётушки Совы»

Основная цель:

Формирование у детей представлений и основ безопасного поведения дома и на улице: «Нельзя разговаривать с чужими людьми».

Задачи:

Образовательные:

  • Проверить сформированность представлений у детей о правилах безопасности поведения дома.
  • Расширять представления у детей о правилах личной безопасности, поведения на улице, с незнакомыми людьми.
  • Прививать основоположенные знания и умения, распознавать опасные ситуации.

Развивать познавательные процессы:

  • Слуховое и зрительное внимание;
  • Мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация);
  • Словесно – логического мышления (установление причинно – следственных связей, фиксация в речи);
  • Развитие воображения, памяти;
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.

               Развивать интегративные качества детей:

  • Любознательный, активный:

  • Интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире.
  • Задаёт вопросы взрослым.
  • Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности).
  • В случае затруднения обращается за помощью ко взрослому.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • «Эмоционально отзывчивый»:
  • Сопереживает персонажам сказок, героям историй и рассказов.

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • Способен изменять стиль общения со взрослым и сверстником, в зависимости от ситуации.

  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных целостных представлений:
  • Поведение ребёнка преимущественно определяется  не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными целостными представлениями о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».
  • Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.

  • Имеющий первичное представление о себе, об окружающем мире.

  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • Слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Способность решать интеллектуальные и личностные задачи:
  • Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных не только взрослым, но и им самим.
  • В зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач.

  • Овладевший необходимыми умениями и навыками:
  • У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для

    осуществления различных видов деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание работать в команде согласованно.
  • Воспитывать сочувствие, оказание помощи в случае необходимости, взаимопомощи друг другу.
  • Воспитывать настойчивость, целеустремлённость в достижении поставленных целей.
  • Воспитывать чувство ответственности и самостоятельности в процессе выполнения заданий.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

  • Книга «Правила безопасности»
  • Игрушка совы.
  • Конверт, оформленный с изображением тётушки Совы.
  • Эпизоды из видеоролика тётушки Совы-«Уроки безопасности»:
  1. «Непослуха общается с незнакомой бабушкой».
  • Конверт с письмом «Письмо от тётушки Совы».
  • Оформление поляны с дубом (дом тётушки Совы).
  • Ковёр.
  • Музыкальные записи: «Шум ветра».
  • Иллюстрация: «Мальчик на улице».
  • Иллюстрации правил безопасности поведения на улице:
  1. Нельзя разговаривать с чужими взрослыми.

 

Раздаточный:

  • Картинки к д/игре: «Помоги героям сказок»
  • Театрализованные  атрибуты. (кукла, машинка, конфета)
  • Пластиковые плиты для ковра-самолёта.
  • Иллюстрации по правилам безопасности дома:

1. «Не открывай дверь незнакомым людям».

2. «Не включай электрические приборы в розетку без взрослых.

3. «Нельзя брать лекарства».

4. «Нельзя брать острые предметы».

5. «Нельзя играть с огнём, со спичками».

  1. «Нельзя разговаривать с чужими людьми»

Предварительная работа:

  • Система работы по образовательной области «Безопасность – разделы: «Я и другие», «безопасность дома».
  • Реализация лексических тем: «Моя семья», «Мой дом».

        Ход занятия:

Этапы ОС:

  1. Введение в игровую ситуацию     (хочу – могу – надо)

Цель: создание мотивации к деятельности.

Требования:

  • Ситуация, включающая детей в игровую деятельность.
  • Обращение к личному опыту детей.
  • Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Педагог и дети входят в зал.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Дети проходят и здороваются.

- А сейчас подойдите ко мне…

Дети стоят вокруг воспитателя.

- Сегодня к нам пришло письмо , на конверте написано название нашей группы, интересно, от кого оно? Как вы думаете?

(от тётушки Совы)

- Как вы догадались?

(на конверте нарисована тётушка Сова)

- А кто такая тётушка Сова?

(она учит Непослуху, как надо вести себя, рассказывает об опасных предметах,…)

- Откуда вы это знаете?

Смотрели мультфильмы – уроки тётушки Совы.

Воспитатель читает письмо:

- Здравствуйте, ребята. У меня случилась беда – Непослуха без разрешения взял мою мудрую книгу «Правил безопасности» и все страницы рассыпались и перепутались. Помогите, мне пожалуйста собрать все странички, одной мне не справиться. Жду вас в моём волшебном лесу.

- Как вы думаете, почему книга называется «Правила безопасности».

В ней рассказывается как надо вести себя, чтобы ничего плохого не случилось, что можно делать, что нельзя, как правильно вести себя с опасными предметами.

- Какие опасности могут нас поджидать?

Пожар, чужой человек, бандиты, острые предметы.

- Что надо делать, чтобы предотвратить опасные ситуации?

Соблюдать правила безопасного поведения, слушаться взрослых, не брать без спроса опасные предметы.

- Что произойдёт, если  не  будет книги с «Правилами безопасности»?

Непослуха  ничего не узнает и не научится и будет попадать в разные опасные ситуации.

- Напомните  пожалуйста, что случилось у тётушки Совы?

Непослуха  взял книгу и все страницы рассыпались.

- Вы хотите помочь тётушке Сове? -  Да.

- Почему вы решили ей помочь?

Она добрая, рассказывает интересные истории, у неё поучительные уроки, чтобы с Непослухой и другими детьми ничего не случилось.

- Что для этого надо сделать?

Отправиться к ней и помочь собрать книгу.

- Мы сможем помочь ей?

Да, сможем.

- Почему вы так думаете?

Потому что, мы смелые, дружные, много знаем и умеем.

- Попасть к ней мы сможем только на волшебном средстве передвижения. Какие сказочные волшебные средства передвижения вы знаете?

Ступа, сапоги -  скороходы, ковёр -  самолёт.

- Сейчас мы вместе с вами соберём ковёр-самолёт.

Дети собирают ковёр из пластиковых плит по наклейкам.

- Вот мы и собрали ковёр – самолёт. Ребята, садитесь на него. Мальчики пропускают вперёд  девочек.  

Дети садятся на ковёр, слышится шум ветра.

- Мы взлетаем, держитесь крепче.

-Кто, скажите, может дети, повторять движенья эти!

- Руки дружно вверх поднимем,

-Вправо, влево разведём,

- И как птицы полетим,

- Головою повертим.

- А потом привстанем, сядем и нисколько не устанем.

- Вот мы и прилетели

(звук ветра стихает).

Дети вместе с педагогом выходят на лесную полянку.

- Вот и волшебный лес тётушки Совы.

  1. Актуализация новых знаний.

Цель: определение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

*актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;

*создание ситуации затруднения.

*фиксация в речи причины затруднения.

Оформлена лесная полянка с деревом и дуплом. В дупле сидит тётушка Сова.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в моём лесу. Зачем вы прилетели?

Помогать собрать книгу, делать добрые дела.

- Спасибо, что вы откликнулись на мою просьбу о помощи.

- Это была мудрая книга «правил безопасности», но Нехочуха рассыпал все страницы, осталась только обложка.

(показывает детям).

- Какие правила безопасности дома. Вы знаете?

Нельзя брать острые предметы без взрослых, играть с огнём, не включать электрические приборы, не открывать окна… .

- Это страницы книги (показывает, они разложены на столе), но только дружба поможет вам собрать её.

- Каждый из вас выберет по странице с правилом безопасного поведения дома. (включается фоном музыкальное произведение)

- Кто хочет рассказать своё правило? Решите, кто будет отвечать.

Дети рассказывают своё правило и прикрепляют страницу в книгу.

  1. Затруднения в игровой ситуации:

- Посмотрите, у нас осталась одна страница. Что на ней изображено?

Изображён один мальчик на улице.

- Почему эта страница осталась одна?

Она другая, на ней изображён один мальчик на улице.

- Как вы думаете, это правило безопасности, или нет?

Нет, не знаем.

- Почему вы так думаете?

Картинка ни о чём не рассказывает, не предупреждает.

- А почему она была в книге?

Не знаем, предположения детей.

- У нас возникло затруднение. Вы со мной согласны?

Да.

- Ничего страшного, даже если мы что-то не знаем, то обязательно узнаем.

- Хотите узнать, что это за страница?

Да.

- Как мы это можем узнать?

Спросить у кого-нибудь, у тётушки Совы, она много знает, это её книга.

- Тётушка Сова, скажите  пожалуйста, что это за страница, может ты знаешь?

- Это новый раздел в моей книге  «Правил безопасности».  Какой раздел вы уже собрали?

«Правила безопасности дома»

-Как вы думаете, как называется новый раздел книги?

Правила безопасности на улице.

- Почему вы так решили?

Потому, что здесь нарисован мальчик на улице, а не дома.

  1. Открытие нового знания:

Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

  • Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • Фиксация нового знания в речи;
  • Создание ситуации успеха.

- Сейчас давайте посмотрим мультфильм и узнаем, одно из правил поведения на улице. Эта история, которая произошла с Непослухой.

включается видеоролик: «Непослуха общается с незнакомой бабушкой»

- Как вы думаете, что это за правило?

Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, подходить к ним, брать у них угощения, игрушки…

- Докажите, почему вы так считаете?

Это может быть плохая бабушка, которая может украсть ребёнка, может обмануть.

- Давайте посмотрим, что случилось с Непослухой, который  не знал это правило.

включается продолжение видеоролика.

- Что можно сказать Непослухе?

Нельзя подходить к незнакомым людям, разговаривать с ними, обязательно нужно рассказать об этом родителям.

в книгу вставляется страница- иллюстрация к данному правилу.

- Молодцы ребята! Какое правило поведения на улице мы с вами узнали?

Нельзя разговаривать с чужими людьми.

Вывод: Мальчики молодцы, девочки умницы, вы все вместе открыли правило безопасности на улице. Оно вам обязательно пригодится в жизни.

         5.Включение нового знания в систему знаний:

Цель: закрепление нового материала в играх и упражнениях.

Требования:

  • Соответствие используемых игр цели занятия;
  • Индивидуальные затруднения в играх;
  • Ситуация успеха в совместной деятельности.

- Сейчас мы с вами  поиграем:

  • Игровой тренинг на тему:

«Контакты с незнакомыми людьми на улице».

- Один ребёнок исполняет роль незнакомца , который говорит приятным голосом, приглашает пойти с ним – предложить детям разыграть этот сюжет.

На следующем этапе игры остановиться на том, что должен отвечать ребёнок в этой ситуации. Выслушать мнения детей по этому поводу, рассмотреть с детьми последствия их ответов, выделить опасные.

  • Дидактическая игра: «Помоги героям сказок».

- тётушка Сова просит вас помочь ей решить ещё одну проблему, помочь героям сказок не совершать ошибки в общении с незнакомцами.

На столе лежат картинки с сюжетами из сказок: «Колобок», «Сказка о глупом мышонке», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», Сказка о глупом мышонке», «Буратино», «Красная шапочка».

Дети находят картинки из сказок, и выкладывают их на столе.

Включается фоновая музыка.

После того, как дети найдут все нужные картинки,  они размещают их на  мольберте, затем дети рассказывают, о ситуациях в этих картинках.

- Вы справились и с этим заданием? Я вижу, вы хорошо запомнили правила безопасности.

 Тётушка Сова:

- Какие вы молодцы ребята, много знаете и умеете. Спасибо, вы помогли мне собрать книгу «Правил безопасности».

- Мы рады, что смогли тебе помочь и сами много нового узнали.

- Нам пора прощаться. До свидания тётушка Сова.

Ребята садитесь на наш ковёр – самолёт, полетим обратно в детский сад. Мальчики пропускают девочек вперёд и помогают им сесть.

дети садятся, звучит шум ветра.

- Мы приземлились, (шум ветра стихает) и снова вернулись обратно в детский сад.

Итог:

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования: 

  • Организация анализа детской деятельности;
  • Фиксация нового знания в речи;
  • Определение выполнения взрослой цели.

Дети стоят вокруг педагога:

  • Понравилось вам наше путешествие? (Да)
  • Где мы с вами побывали? (в волшебном лесу у тётушки Совы)
  • Чем помогли тётушке Сове? (собрали книгу «Правила безопасности»)
  • Что нового мы узнали? (правила безопасного поведения на улице).
  • Почему мы смогли это сделать? (потому что мы дружные, умные, смелые).
  • Что было самым интересным? Почему? (ответы детей)
  • Было ли что-то трудное? Почему? (ответы детей).
  • Где могут вам пригодиться новые знания? (ответы детей).

Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы дружные и смелые, помогаете другим, друг другу. Много знаете о безопасном поведении и ещё очень много интересного узнаете.

                                     

      Здравствуйте, ребята!

     У меня случилась беда – Непослуха без разрешения взял

                   мою мудрую книгу

      «Правил безопасности»,

  посмотрел её неаккуратно и,

     нечаянно все страницы

   рассыпались и перепутались.

   Помогите, мне пожалуйста собрать все странички, одной мне не справиться.

Жду вас в моём волшебном лесу.

                                                                          I:\www.zapison.ru00052.jpg Тётушка Сова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уроки Тётушки Совы"

презентация на автоматизацию звука "С"...

"Урок тётушки Совы" Буква В. Звуки (В), (В*)

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Речевой уголок "Уроки тётушки Совы"

Формирование фонематического восприятия и слуха....

Досуг "Уроки тётушки совы" старшая группа ( ОВЗ)

закрепить с детьми  правила безопасности....

Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия  «Уроки Тётушки  Совы»Интеграция ...

Конспект НОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»

КонспектНОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»...

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы», "Фиксики"

Серия видео-мультфильмов по финансовой грамотности....