Проект "Грамотный пешеход"
проект по обж (старшая группа)

Журавлёва  Светлана Лукьяновна

Проект «Грамотный пешеход»

по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города у детей 6 года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektjuravlevasl.docx588.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад   № 3 «Ласточка»

Проект «Грамотный пешеход»

по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города у детей 6 года жизни

Разработала

                                                                    воспитатель: Журавлева С.Л.

г.  Мегион

Содержание

Введение

3

Глава 1.  Теоретическая часть  

1.1. Определение основных понятий

3

1.2. Проектная деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности.

4

2. Практическая часть. Реализация проекта «Грамотный пешеход»

1этап - Целеполагание

6

2 этап - Подготовительный

7

3 этап  - Основной. Реализация проекта

7

4  этап -  Презентация

9

5 этап  - Заключительный

9

Список литературы

11

Введение

                                                        В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной  многих дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение  взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

             Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать  нормой поведения каждого культурного человека. Дошкольные образовательные учреждения  ( далее – ДОУ) являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного   поведения на улицах, дорогах и в транспорте. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

             Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ), проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий, таких как проектная деятельность.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

1.1. Определение основных понятий

          На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

          Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.

4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

         Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. 

                Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.). 
        Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.  В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. 
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

           В Образовательной программе ДОУ по социально-коммуникативному развитию  говорится о  воспитании  у детей безопасного поведения, но отдельного раздела нет. Хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.

           Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Однако, даны общие рекомендации по использованию методов и средств, но не обозначены эффективные механизмы.

1.2. Проектная деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности.

              Проект- это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

          В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.  Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

          Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

           Использование метода проекта позволяет реализовать принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, принцип партнерства и сотрудничества, т.к. работа проводится в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - педагоги, родители, дети. Используя в работе деятельностный подход во всех формах организации педпроцесса: проблемные ситуации, поисковую деятельность, совместные нетрадиционные мероприятия с родителями (занятия, викторины, конкурсы  и др) можно достичь значительных результатов.  В процессе такой деятельности значительно повышается самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, что позволяет детям  использовать эти знания для создания новых объектов действительности. В процессе реализации проекта, у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

          Использование метода проекта эффективно тем, что:

во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

           во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

           в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

            в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

                В рамках проекта широко используется ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни.

2. Практическая часть. Реализация проекта «Грамотный пешеход»

1 этап.   Целеполагание

           Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому  одной из важных проблем  в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложено: сформировать у детей навыки поведения в  опасных  ситуациях. Одной из таких ситуаций являются дорожно-транспортные происшествия. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

В связи с этим, изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над данным проектом, направленная на  формирование безопасного поведения на улице посредством ознакомления  с правилами дорожного движения.  Освоение правил безопасного поведения на улицах города способствует становлению произвольного поведения,  умения  самостоятельному передвижению по дороге.

Актуальность проекта обусловлена результатами проведенного мониторинга, которые показали, что 85% родителей считают  вопросы безопасности жизнедеятельности детей важными актуальными и    своевременными, однако лишь 30% говорят с детьми о необходимости соблюдать правила поведения на дорогах. Остальные родители полагаются на работу в детском саду.

Для оценки степени сформированности умений и навыков у детей были определены вопросы  диагностики.

 Результаты показали, что 30% детей имеют низкий уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения, 50% детей показали средний уровень, т.е. знания имеются, но неустойчивые, лишь 20% детей правильно ответили на все предложенные вопросы.

        Таким образом,  работа по формированию безопасного поведения на улицах города необходима с использованием эффективных форм, методов и средств.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети подготовительной  группы, родители  воспитанников, воспитатели группы.

Продолжительность: средней продолжительности

Цель: сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления  с  правилами дорожного движения.

Задачи:

- разработать план мероприятий по реализации проекта

- создать партнерские, сотруднические взаимодействия с родителями

- определить эффективность проделанной работы и определить перспективы воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

- сформированность у детей навыков безопасного поведения на улицах города, проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности, при переходе дороги;

- повышение уровня ответственности родителей по формированию безопасного поведения детей на улицах города ПДД;

- создание партнерских, сотруднических взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

2этап. Подготовительный

Задачи:

1.Заинтересовать всех участников педагогического процесса работой в рамках проекта «Грамотный пешеход»

2. Разработать план реализации проекта.

3. Подготовить необходимый материал  для начала работы в рамках проекта.

                                                С родителями была проведена встреча по ознакомлению с целью и задачами проекта. Для мотивации предложены несколько проблемных ситуаций «Что будет, если….», которые помогли подвести родителей к пониманию совместной партнерской деятельности.

На этой же встрече были предложены ряд мероприятий, которые можно использовать  в рамках проекта. В результате  разработали план совместных мероприятий  по формированию у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления  с  правилами дорожного движения.

На групповом сборе  с детьми составили обращение к родителям с просьбой помочь найти нужную для нас информацию по правилам дорожного движения, а также помочь в изготовлении необходимых атрибутов для организации различных игр детей.

              3этап. Основной

На основном этапе проводилась работа по реализации следующих задач:

- уточнять  расширять знания детей о  дорожных знаках и правилах дорожного движения;

- формировать навыки безопасного поведения на дороге и понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения;

- обучать умению наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;

- повышать уровень знаний родителей по правилам дорожного движения;

Совместная деятельность детей  и родителей в рамках основного этапа была  условно разделена  на несколько блоков:

1. Поисковый

2. Уточняющий и ознакомительный

3. Творческий

          Деятельность детей  и родителей в рамках поискового блока была направлена на нахождение информации  о происхождении знаков дорожного движения,  о стране, на улицах городов  которой впервые появились регулировщики, о том, когда и где были  разработаны и напечатаны  первые  правила дорожного движения.  

            Подбирался иллюстративный материал о различных дорожных ситуациях, стихи, загадки  о дорожных знаках. Параллельно проводилась работа по расширению  и уточнению  у детей представлений о дорожных знаках, их значении  в жизни человека, например:  «Знакомство со светофором»,  «Путешествие в страну дорожных знаков»; классификации дорожных  знаков: НОД «Поможем  Смешарикам»; видах перекрестков: беседа «Виды перекрестков». Для того, чтобы познакомить детей с работой регулировщика были изготовлены схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?» проведена  беседа «Что вы знаете о работе инспектора ГИБДД». Чтение таких  произведений, как «Дядя Степа» С. Михалкова,   «Посмотрите постовой!» Я. Пишумова  сформировало у детей представление  о нужности и важности труда работников ГИБДД.

          Расширялись  знания детей о правилах  дорожного движения  и  дорожных знаках и  с помощью дидактических  игр: «Знаешь ли ты знаки», «Какой знак потерялся?», «Виды перекрестков» и др.

           В процессе рассматривания плакатов  совершенствовались  и уточнялись знания  о структуре, назначении каждой   ее части.  Для уточнения знаний детей  о дорожных знаках и правилах   безопасного поведения   использовалась художественная литература А. Дорохова «Красный, желтый и зеленый», С. Михалкова «Скверная история», Н. Мигунова «Запомнить нужно знаки дорожного движения», О. Бедаревой «Азбука безопасности». Проведенная работа в рамках данного блока позволило  пробудить  эмоциональную заинтересованность  детей  в познании ПДД.

            В следующем блоке деятельность детей и родителей  была направлена на совершенствование  умений детей использовать полученные знания в дорожных ситуациях. На специальных  занятиях дети  рассматривали картины  с различными дорожными  ситуациями, «Как избежать неприятностей», «Правильно -неправильно» ,анализировали и делали выводы. С этой же целью использовались  развивающие игры, где дети, пользуясь карточками с условными обозначениями  дорожных знаков,    находили дорогу  к  объекту, например: «Угадай - ка»; наглядное моделирование опасных и безопасных ситуаций  « На дороге авария», «Старушка переходит дорогу» и др.; дидактические игры «Что будет если…?».

            Полученные  знания дети использовали в сюжетно-ролевых: «Пешеходы и водители», «Правила движения»; строительных, «Улицы нашего города»; и  дидактических играх: «Смекай и играй». Родителям  на данном этапе были  предложены консультации «Посмотри налево-посмотри направо», «Взрослые - пример для детей в поведении на дороге», памятка «Грамотный пешеход».

             Работа  творческого блока была наполнена  различными  видами творческой деятельности:  поделками,  рисунками и др. Дети  научились в своих работа отражать знания и представления о ПДД. Творческие способности и фантазию дети проявили в придумывании и изображении  необычных дорожных знаков; лепке, аппликации.  Родителями и воспитателями  был разработан и  показан детям   кукольный  спектакль  «Путешествие друзей в большом городе»  по ПДД.   Например, родителями  совместно с детьми  и воспитателями   изготовлен макет городского квартала  с набором  дорожных знаков,   макеты светофоров; составлены  схемы  безопасного пути от дома к детскомусаду.  
            Пополнены  атрибутами  сюжетно – ролевые игры (напольными  дорожными  знаками, формой работников дорожной   полиции, водительскими   удостоверениями  и т.д.).  

4 этап. Презентация

          Презентация проводилась в форме  досуга «Грамотный пешеход», на котором  родители и дети представляли продукты проекта (макеты, рассказы, фотовыставки и др.), а также состязались  в знаниях правил безопасного поведения на дорогах города.

5 этап. Заключительный

            На заключительном этапе была  проведена итоговая диагностика, результаты которой были  следующими: 8% детей имеют низкий уровень  сформированности  безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения, однако, относительно самих себя прослеживается положительная динамика. 62% детей показали средний уровень, 30% детей правильно ответили на все предложенные вопросы. Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы:

у детей:

- имеются знания безопасного поведения на дорогах города;

- сформировано  осознанное отношение к выполнению Правил дорожного движения на улицах города и на транспорте;

- научились находить пути решения из проблемных ситуаций  по предложенным  иллюстрациям;

- отражают в творческих поделках  знания и интерес к тематике дорожного движения;

- активно включаются в сюжетно-ролевые и дидактические игры по тематике правил дорожного движения.                                                                                                                                                                                         У родителей:

- повысился уровень понимания о необходимости  соблюдения правил дорожного движения, для сохранения  здоровья и жизни детей;

- повысилась активность участия родителей  в совместных детско-родительских мероприятиях.

Результаты  мониторинга показал, что  использование проектной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения дало, положительные результаты.

                                   Данный проект  одна из форм  организации на практике системы деятельности родителей и воспитателей по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Работа в рамках проекта позволила создать необходимые условия для максимальной реализации детских возможностей; взрослый    становится для ребенка равным партнером.

                                           Использование проектной деятельности необходимо использовать в дальнейшей  работе с детьми и родителями, постоянно совершенствуя формы организации и средства.

Список   используемой литературы:

1 .  Занятия по правилам дорожного движения./Сост. Извенкова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. – М., 2013

2.    Извекова Н.А. Правила дорожного движения. – М., 1982.

3.    От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы и др. – М., 2010

4.    Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые  прогулки, утренники, экскурсии. /Авт.-сост. Беляевскова Г.Д. и др. – Волгоград, - 2013.

5.    Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М., 1979.

6.    Шаламова Е.И. Правила и безопасность дорожного движения. – М., - 2013

7. Интернет ресурсы:

1. http://www.obruch.ru/ 

2. http://www.vdou.ru/ 

3. http://doshvozrast.ru/ 

4. http://www.doshvozrast.ru/ 

5. http://www.sdo-journal.ru/ 

6. http://pedagogic.ru/ 

7. http://ps.1september.ru/ 

Журавлева Светлана Лукьяновна МБДОУ ДС №3 «Ласточка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная акция "Пешеход, пешеход поспеши на переход"

Раскрывается система работы по взаимодействию с социальными инстутами детсва посредством проведения акций...

Сценарий развлечения - КВН по ПДД «На проезжей части. Водители и пешеходы» (приуроченное к неделе «Осторожный пешеход»)

Цель: Совершенствование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.Задачи:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.Формирование ориентировки в пространстве.Воспитывать у дошк...

Развлечение по ПДД "Пешеход,пешеход не забывай про переход!"

Приключение во время которого дети,  разгадывая загадки, играя по правилам в дидактические игр,  продолжают, путешествуя на автобусе, знакомиться с новыми знаками дорожными ,и закреплять зна...

Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов

Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов....

Заметный пешеход-безопасный пешеход

Заметный пешеход-безопасный пешеход...