«Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту в процессе игровой деятельности»
проект по обж (старшая группа) на тему
Проблема формирования основ безопасного поведения, умение выбрать тот способ взаимодействия с окружающим миром, который был бы приемлем для самого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой петушок» п.Пангоды Надымского района»
ул. Ленина, д.24. п.Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757
тел.(3499) 56-19-38, 56-19-92 ИНН 8903020450, КПП 890301001, р/с № 4071810900004000002
в РКЦ НАДЫМА г.НАДЫМА
ПРОЕКТ
«Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту в процессе игровой деятельности»
Автор проекта:
Воспитатель
БыстроваТатьяна Александровна
2017-2018 год
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………………………………………3
- Введение
Актуальность, инновационная значимость проекта……………………………………...…..…4
Цели и задачи проекта……………………………………………………………………………..5
- Реферативная часть
Теоретические основы проекта……………………………………………………………………5
Концептуальные основы проекта…………………………………………………………………6
Новизна проекта……………………………………………………………………………………6
- Проектная часть
Нормативно-правовая база проекта……………………………………………………………….6
Стратегия и механизм достижения поставленной цели…………………………………………7
Содержание и этапы реализации проекта………………………………………………………..7
Формы и методы проекта……………………………………………………………………….....9
Интеграция с другими образовательными областями.…………………………………………...9
Предметно-развивающая среда.……………………………………………………………..……10
Работа с родителями.……………………………………………………………………..…..……10
Мониторинг……………………………………………………………………………………..…11
Возможные риски……………………………………………………………………………..…...12
Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………12
Перспектива………………………………………………………………………………………..12
- Заключение
Оценка эффективности работы с детьми………………………………………………………...13
Практическая значимость проекта……………………………………………………………….14
Выводы…………………………………………………………………………………………….14
- Список литературы………………………………………………………………………..15
- Приложения………………………………………………………………………………..17
Приложение 1. Анкета для родителей.
Приложение 2.Перспективный план по основам безопасности жизнедеятельности
для занятий с детьми дошкольного возраста
Приложение 3. Непосредственно организованная образовательная деятельность
на тему «В мире опасных предметов».
Приложение 4. Картотека игр и НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со своим организмом, органами чувств. Здоровый образ жизни
Приложение 5. Консультация для воспитателей. Как воспитывать безопасное поведение у дошкольников
Приложение 6. План методической работы с воспитателями на тему «Правила безопасного поведения в быту»
Приложение 7. Перспективное планирование работы с родителями
Приложение 8. Критерии оценки приобретенных знаний детей
Приложение 9. Мониторинг формирования знаний о безопасности жизни у детей дошкольного возраста
Паспорт проекта
Тема проекта | Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в процессе игровой деятельности | |
Автор | Быстрова Татьяна Александровна | |
Условия реализации проекта | Реализация проекта проводилась на базе МДОУ ДС «Золотой петушок» п.Пангоды, Надымский район, ЯНАО. Специальных материальных, кадровых или других условий не требовалось. В методическом плане: диагностический и тематический материал, педагогическая литература имелась в наличии. | |
Проблема | Проблема формирования основ безопасного поведения, умение выбрать тот способ взаимодействия с окружающим миром, который был бы приемлем для самого ребенка. | |
Актуальность | Объективная необходимость информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретение ими опыта безопасного поведения в быту, важность целенаправленной деятельности в этой области. | |
Цель | Формирование в процессе игровой деятельности у старших дошкольников представлений о наиболее типичных, часто встречающихся опасных ситуациях и навыков безопасного поведения в них. | |
Задачи | 1. Систематизировать знания дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту через дидактические игры. 2. Формировать практические навыки поведения в условиях игрового пространства через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними. 3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнения правил поведения в быту. | |
Новизна |
|
Введение.
Актуальность, инновационная значимость проекта.
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.
Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни. Поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.
Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится
небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно
связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют
принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Цель проекта:
Цель проекта: Формирование в процессе игровой деятельности у старших дошкольников представлений о наиболее типичных, часто встречающихся опасных ситуациях и навыков безопасного поведения в них.
Задачи проекта:
1. Систематизировать знания дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту через дидактические игры.
2. Формировать практические навыки поведения в условиях игрового пространства через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнения правил поведения в быту.
2. Реферативная часть
Теоретические основы проекта
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).
Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
Программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка».
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации дома.
Концептуальные основы проекта
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое мероприятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Новизна проекта
- Использование метода ситуативно-имитационного моделирования как способа накопления опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту;
- Разработка и апробация комплексных мероприятий по формированию навыков безопасного поведения в быту, интегрированных во все виды образовательной деятельности.
Нормативно-правовая база проекта
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г № 273-ФЗ);
• «Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды (Приказ № 1115 от 18.12.2013г.);
• Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды (Приказ № 62 от 20. 05.2011г.);
Стратегия и механизм достижения поставленной цели.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: сентябрь 2017г. – май 2018 г., долгосрочный, реализуется в течение учебного года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их родители, воспитатели.
Содержание и этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный
(диагностический, 1-2 неделя сентября) 2017года.
В ходе реализации данного этапа проводилась диагностика, уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту через дидактические игры. (Приложение 8). На основе собранных данных был проанализирован уровень сформированности знаний и навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту (Приложение 9). Анализ исследований позволил выделить следующие компоненты опыта безопасного поведения в быту:
- знания о правилах безопасности;
- навыки безопасного поведения;
- отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.
Это помогло лучше сориентироваться в индивидуальной проблеме каждого ребенка, учесть необходимые игры, задания и упражнения в планировании работы. В ходе реализации данного этапа проводилось анкетирование по выяснению уровня компетентности родителей в вопросах безопасного поведения детей в быту. (Приложение 1). А также ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, игры с ребенком). Были составлены план – график мероприятий с воспитателями и родителями (Приложение 2), перспективный комплексно-интегративный план работы с детьми и родителями на учебный год (Приложение 6,7). Также обновились в группе уголки по безопасности.
На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием игровых ситуаций. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на выявление и закрепление знаний об источниках опасности. Игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др.- об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены. «Мы - спасатели», «Сто бед» и д.р. – выявление знаний о действиях в опасных ситуациях.
Второй этап основной
(практический, 3-4 неделя сентября 2017г.– 3 неделя мая 2018г.).
Второй этап включает в себя апробирование системы ситуативно-имитационных игр, направленных на имитирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделирование угрожающих ситуаций с учетом активной позиции ребенка.
В связи с этим были определены условия реализации этой системы в работе с детьми:
-специально сконструированная предметно-игровая среда в виде макета домашней обстановки;
-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
-«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
В рамках проекта начата работа над дидактическим и методическим пособием «Безопасный дом». Вместе с детьми специально были изготовлены макеты кухни и комнаты, где разыгрываются ситуации опасного и безопасного поведения. В дополнение к макету заранее были вырезаны из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника, предупреждающие знаки: Х – нельзя пользоваться; ! – осторожно пользоваться. Дети определяли какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды, и что нужно делать в момент опасности. Наряду с этим широко использовали проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.
Перспективный план по основам безопасности жизнедеятельности для занятий с детьми дошкольного возраста представлен в приложении 4.
В ходе реализации второго этапа был разработан ряд ситуативно-имитационных игр в электронном виде (с помощью программы Power point) для компьютера и сенсорной доски («Можно-нельзя», «Помоги Незнайке разложить бытовые предметы на полку», «Огонь и проделки Лунтика» и др.).
На данном этапе широко использовали тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.
Являясь организатором и руководителем «Музея пожарной безопасности» с 2012г по настоящее время веду планомерную работу по формированию у детей безопасного поведения в быту. На сайте социальной сети работников образования nsportal.ru был создан персональный блог http://nsportal.ru/denisova-bystrova-tatyana-aleksandrovna, где планируется ежемесячно пополнять рубрики дидактическими играми «Для вас, воспитатели» и «Для вас, родители». Еженедельное пополнение рубрик реализуется на основе разрабатываемого учебно-дидактического комплекса «Безопасный дом» (часть комплекса представлена в виде Картотеки дидактических игр).
Третий этап. Заключительный
(контрольно – диагностический, май 2018года)
Чтобы проверить эффективность условий, которые были реализованы в ходе основного этапа в МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» п.Пангоды, Надымский район, ЯНАО, были использованы те же методики, что и на подготовительном этапе.
Формы и методы проекта
Наиболее эффективными были следующие методы и приемы работы: дидактические игры, ситуативно-имитационные игры, рассматривание фотографий с изображением сверстников в ситуациях обращения с предметами быта, чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, «истории из жизни», опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводили специальные занятия с участием медицинской сестры.
В ходе проекта была осуществлена систематизация игрового материала в соответствии с различными видами деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность | Игровая деятельность | Двигательная деятельность | Художественно-творческая деятельность |
Игры на подиуме Игры-тренинги Развивающие игры Обучающие игры Дидактические игры | Сюжетно-ролевые игры Игротека Настольно-печатные игры | Подвижные игры Игры- соревнования | Театрализованные игры
|
Организация работы с детьми по формированию навыков безопасности жизнедеятельности предполагала помимо игр и другие формы взаимодействия взрослого и ребенка. Постоянными партнерами были не только дети, но и их родители, а это значит информационный материал закреплялся с детьми и дома, в более привычных для них условиях.
Интеграция с другими образовательными областями
При организации образовательного процесса учитываются принцип интеграции образовательных областей. Наиболее тесная интеграция просматривается с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, мы использовали следующие приемы: чтение детям рассказов и стихотворений и вместе с воспитанниками анализировали поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.
А так же и с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
В течение учебного года одну неделю в квартал посвящали этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в одну проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка, в течение недели, объединённые одной темой «Органы чувств - наши помощники», «Опасности, которые окружают нас дома» позволяют детям как можно глубже усвоить материал. Полученные знания в рамках «Тематической недели» - закрепляли в течение всего года в играх, спортивных конкурсах, вечерах развлечениях.
Предметно-развивающая среда
В группе был создан комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности. Создано пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные»).
В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов.
Одной из основных задач - обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».
Таким образом, развивающая среда, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со своим организмом, органами чувств представлена в приложении 3.
Работа с родителями
Большая роль в проекте отводится семье. Без активного участия родителей, не возможно решить поставленные задачи в полном объёме.
Для работы с родителями были составлены анкеты, «Азбука для родителей», консультации, памятки, рекомендации, презентации, советы и т.д.:
- «Не оставляйте детей без присмотра».
- «Что нужно делать при пожаре».
- «Как знакомить детей с основами безопасности».
- «Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с).
- «Как устанавливать елку».
- «Не допускайте шалостей с огнем».
- «Как вести себя во время пожара».
- «Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».
- «Отчего происходит пожар».
- «Предметы, требующие осторожного обращения».
- «Использование и хранение опасных предметов».
- «Личная безопасность».
- «Обращение с электрическими приборами».
- «Правила поведения при пожаре».
Перспективное планирование работы с родителями представлено в приложении 6.
Мониторинг.
Эффективность реализации проекта по формированию навыков безопасного поведения дошкольников в процессе игровой деятельности проверяется практическими способами: беседа, наблюдение, сравнительный анализ, мониторинг эффективности работы по итогам обучения (Приложение 8).
Показатели и критерии уровня формирования навыков безопасного поведения.
Уровень | Критерии |
Низкий | Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого. |
Средний | Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах. |
Высокий | Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе. |
Возможные риски
- Трудности взаимодействия с семьями, находящимися в группе риска - подключение социального педагога и психолога;
- негативная позиция родителей – обеспечение личностно-ориентированного подхода всех специалистов ДОУ.
Ожидаемые результаты
1. Повысится уровень знаний и умений детей в области безопасного поведения в быту через использование метода ситуативно-имитационного моделирования;
2. Повысится уровень педагогической компетентности родителей по вопросам формирования практических навыков безопасного поведения детей в домашней среде;
3. Подтвердится эффективность использования метода ситуативно-имитационного моделирования для формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде.
Перспектива
- Обогащение развивающей среды для работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
- Завершить работу над учебно-дидактический комплексом «Безопасный дом».
- Разработать диагностическую методику с приложением для детей 6-7 лет;
- Совместно с родителями разработать и внедрить дневник безопасности для каждого ребёнка.
- Внедрение данной системы работы в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Заключение.
Оценка эффективности работы
В течение сентября 2017г. – март 2018г. на базе МДОУ ДС «Золотой петушок» п.Пангоды, Надымский район проходит апробация проекта «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в процессе игровой деятельности». В конце учебного года (3-я неделя мая) будет проведено итоговое диагностирование уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в быту в процессе игровой деятельности.
Тем не менее, в январе 2018 г. было проведено промежуточное диагностирование, результаты которого представлены в Приложении 9.
Сравнивая результаты промежуточного мониторинга по образовательной области «Безопасность» в старших группах «Чебурашка» и «Колокольчик», можно с уверенностью сказать, что уровень знаний детей в группе «Чебурашка», где проводилась целенаправленная работа по формированию основ безопасности, выше на 12% . Дети могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Не путают обозначения светофора. Воспитанники усвоили главное правило выживания – без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации. Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. В ходе работы прослеживается явная динамика повышения уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей как в количественном измерении, так и в качественном. Проведенная работа не только сформировала в полной мере знания по основам безопасности жизнедеятельности, но и открыла «коммуникативные каналы» детей. Они объясняли друг другу и взрослым свою точку зрения, свои переживания, подбадривали друг друга, контролировали, оценивали, не соглашались, спорили. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.
Таким образом, в ходе реализации проекта по ознакомлению детей с основами безопасности уже на втором его этапе дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У них появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Одним запретом «НЕЛЬЗЯ» невозможно избежать несчастных случаев, поэтому необходимо стремиться, не запрещать, а дать ребенку исчерпывающие знания. И когда дети пойдут в школу, я за них буду спокойна, потому что уверена в том, что они умеют применять полученные знания на практике: в быту и в экстремальных ситуациях.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость работы заключается в обобщении материалов по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ и подборке методических материалов по безопасности жизнедеятельности детей.
Выводы
Таким образом,
- В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
- Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
- Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.
Список литературы
- Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. - Томск; Томский гос. университет, 2009. - 220 с.
- Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. // Обруч. - 2010 - N 1. - С. 5-6.
- Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О.Е. Баксанский // Наука и школа. - 2010. - №1. - с. 19-25.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М.: Просвещение, 2010
- Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Вавилова Е.Н. - М.: Просвещение, 2010. - 56 с.
- Васильева М.А. Руководство играми детей М.: Просвещение, 2012
- Дошкольное образование в России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 2009.
- Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений/ Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. - М., 2010.
- Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб.пособ. для студ. пед. ин-тов. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. - М., 2009.
- Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика. [Текст] Учебное пособие / Н.С. Ежкова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. - 85 с.
- Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации. [Текст]/ Ильницкая И.А. - М., 2008. - 356 с.
- Касабуцкий Н.И. и др. Давайте поиграем М.: Просвещение, 2009
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е издание., стер. - М.: «Академия», 2012. - 416 с.
- Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. [Текст] / Кудрявцев Т.В. // Педагогика и психология. - 2012. - №4 - 201 с.
- Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение - понятие и содержание. [Текст]/Кудрявцев Т.В // Вестник высшей школы. - 2010. - №4 - с. 24-32.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления. [Текст]/ Кудрявцев Т.В. - М., 2009. - 370 с.
- Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] // Под ред. А.А. Давыденко. Д.Г. Левитес. - Мурманск, 2012. - 221 с.
- Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. [Текст] Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.: Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012. - 270 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст] / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат, 2012. - 304 с.
- Лернер, И. Л. Проблемное обучение. [Текст] / Лернер И.Л. - М., 2009. - 267 с.
- Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] / Мартынов С.М. - М.: Просвещение, 2010. - 78 с.
- Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009
- Основы безопасности дошкольников [Текст]/ Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2009.
- Поддубная, Л.Б. Правила дорожного движения. Старшая группа. [Текст]/ Л.Б. Поддубная - Волгоград: Корифей. - 96 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс[Текст]: Учеб.для студ. высших учебных заведений: в 2 кн./ И.П. Подласый - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. - Кн. 1: Общие основы процесса обучения. - 576 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 2010.
- Толковый словарь русского языка./ Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. - Издательство «Азъ» - М., 2009.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы:
Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье, образование –
__________________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста._____________________________________________________
- Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости): - родители
- Воспитатели_______________________________________________________________
- Школьные учителя___________________________________________________________
3. Медицинские работники______________________________________________________
4. Преподаватели безопасности жизнедеятельности_________________________________
5. Другие (укажите)_____________________________________________________________
- Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у Вас в доме:
________________________________________________________________________________
4.Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста:
1. Нельзя играть спичками, зажигалками___________________________________________
2. Нельзя трогать электроприборы_________________________________________________
3. Нельзя брать лекарства без разрешения___________________________________________
4. При пожаре – не прятаться, позвонить по 01_______________________________________
5. Другие (укажите)______________________________________________________________
5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?
1.Прячем______________________________________________________________________
2.Учим пользоваться (уточните чем)_______________________________________________
3.Запрещаем__________________________________________________________________
4. (свой вариант)________________________________________________________________
Остается ли Ваш ребенок на некоторое время дома один? Если да, то что Вы говорите ему, когда уходите:
1. Не ешь грязные овощи и фрукты_________________________________________
2. Никому не открывай дверь______________________________________________________
3. Не трогай лекарства___________________________________________________________
4. Не включай газ/плиту__________________________________________________________
5. Не играй спичками____________________________________________________________
6. Не подходи к телефону_________________________________________________________
7. (укажите свой вариант)_________________________________________________________
- Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?
А) да б) нет в) не знаю г) только (подчеркните что)
- Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите какие и знает ли Ваш ребенок, как вызвать (подчеркните):
1. скорую помощь - да, нет, не знаю
2. милицию - да, нет, не знаю
3. пожарных - да, нет, не знаю
- Известна ли Вам литература, где указано как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (по возможности, укажите автора и название).
________________________________________________________________________________ - Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (по возможности укажите название).
________________________________________________________________________________ - Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту?
________________________________________________________________________________ - Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту?_____________________________________________________________
Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?
________________________________________________________________________________
- Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения?
- Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите):
- Порезы
- Отравления (чем)
- Ожоги (уточните какие)
- Электротравмы
- Переломы
- Попадание инородных тел
- Ушибы
- Другое (укажите).
- Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите):
- Промыть рану проточной водой
- Приложить холодный предмет
- Прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом
- Обработать края раны йодом
- Наложить повязку.
- Первая помощь при термических ожогах (выберите):
- Подставить под струю холодной воды
- Смазать маслом или вазелином
- Обработать йодом или спиртом
- Наложить сухую повязку
- Вскрыть пузыри.
- Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар? Укажите.
________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Приложение 2
Перспективный план
по основам безопасности жизнедеятельности
для занятий с детьми дошкольного возраста
Тема | Игра | старшие группы | ||
1. | Транспорт. | Транспорт. Азбука безопасности. | - уточнить представление детей о транспорте; - развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности | сентябрь |
2. | Вежливые пассажиры. | В городском транспорте. ПДД. | - познакомить детей с правилами поведения в транспорте; - развитие у детей культуры поведения | сентябрь |
5. | Безопасность при обращении с животными | Контакты с животными | - познакомить детей с правилами общения с животными | Октябрь ноябрь |
6. | Эта спичка-невеличка | Правила пожарной безопасности | - показать детям значение огня в жизни человека; - дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём; - познакомить с правилами пожарной безопасности | ноябрь |
7. | Пожарная безопасность | Табак. Пассивное курение (в рамках декады «SOS») | - продолжить знакомить детей с правилами пожарной безопасности; - познакомить детей с правилами поведения при пожаре | декабрь |
8. | Безопасность в доме | Безопасное поведение в быту | - познакомить детей с такими опасностями дома как: острые, колющие и режущие предметы, электроприборы, стиральные машины, лекарства и бытовая химия, газ, балкон, лестничные перила, лифт | декабрь |
9. | Личная безопасность дома | Электробезопасность | - познакомить детей с правилами безопасного поведения при ситуации "если незнакомый человек звонит в дверь" | январь |
10. | Один дома | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома | - познакомить детей с основами безопасного поведения в ситуации "один дома" | февраль |
11. | Правила безопасности дома (практическое занятие) | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице | - закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома | февраль |
12. | Личная безопасность на улице | Внешность человека может быть обманчива | - познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице | март |
13. | Безопасность в играх на улице | Насильственные действия незнакомого взрослого на улице | - познакомить детей с правилами безопасного поведения в играх на улице; - познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце в жаркую погоду | март |
14. | Безопасность на льду | Безопасность в городе | - познакомить детей с правилами безопасного поведения на льду | апрель |
15. | Безопасность на воде | Как устроено тело человека | - познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде | апрель |
16. | Оказание первой помощи | Что бывает, когда глаза не берегут | - познакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах, ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах, попадании мусора в глаза, обморожениях. | май |
17. | О пользе купания и умывания | Личная гигиена. Микробы и вирусы | - рассказать детям о пользе купания и умывания; - привитие детям культурно-гигиенических навыков | май |
Приложение 3
Непосредственно организованная образовательная деятельность
на тему «В мире опасных предметов»
Цель: Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).
Оборудование: иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», Материал к занятию: Карточки с точным изображением предметов; опасные предметы: инструменты – пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички;
швейные принадлежности – катушка ниток, иголка, ножницы;
лекарственные препараты – таблетки, йод, микстура, градусник, шприц;
игрушки – мяч, кубик, мелкие резиновые игрушки, кукла.
Ход занятия.
1. Игра «Подбери игрушку Танюшке»
(Дети выбирают из коробки картинки с изображением предметов: инструменты, игрушки, швейные принадлежности и лекарства, те предметы, которыми, по их мнению, может играть кукла Таня).
Когда задание будет выполнено, предложить детям обосновать свой выбор.
В ходе беседы сделать выводы: можно/нельзя играть опасными предметами. Почему? Что может произойти? Как поступить, если получил травму? (Помазать йодом, вызвать скорую помощь – 03). Что нужно сделать, если случился пожар? (Позвонить по номеру 01, назвать имя, фамилию, адрес).
2. Работа с иллюстративным материалом. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами , ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.
1. Не играй со спичками – это опасно!
Я спичек коробок нашел
И высыпал его не стол,
Хотел устроить фейерверк –
Все полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжет меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!!
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старый друг.
- Не включать газовую плиту.
Как мама, я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
- К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай.
И к газу ты не подходи
Сперва немного подрасти!
3. Будь осторожен при обращении с источником тока.
Ты, малыш, запомнить должен;
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвозди в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти!
4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвози на дороге
Ты увидел – убери!
Это острые предметы
Не бросайте на полу.
Сам наступишь незаметно –
С раной поведут к врачу.
5. Не трогай незнакомые предметы.
Есть в квартире много скляночек.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
6. Не ешь незнакомые таблетки.
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут!
7. Будь осторожен с кипящей водой!
Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надежно усвой.
3. Тренинг «Разложи предметы по местам».
Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.
Предложить детям разложить предметы по местам их хранения:
инструменты – в ящик для инструментов;
лекарственные препараты – в аптечку;
швейные принадлежности – в специальную коробочку.
Воспитатель называет предмет (в виде загадки), дети отгадывают и кладут предмет «на место».
- Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собой иглу тащу.
(Иголка).
- Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка.
(Гвоздь).
- Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой.
(Молоток).
- Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать.
(Ножницы).
- В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (спички)
- Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)
- К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
- Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
(Утюг).
- Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила)
- Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
- В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами. Теперь вы будете внимательными и аккуратными используя их.
Приложение 4
Картотека игр и занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со своим организмом, органами чувств. Здоровый образ жизни.
Как устроено тело человека. Скелет.
Ц: Познакомить со строением и значением скелета.
1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.55)
2.Опыт «Почему мы не падаем»
3.Дидактическая игра «Моделирование скелета».
4.Опыт «Зачем нужна кожа?».
5.Рассматривание кожи через лупу.
Зачем человеку руки?
Ц: Познакомить с частями тела - руки.
1.Опыт «Зачем нужны руки?».
2.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.59)
3.Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
4.Загадка «Пальцы».
5.Пальчиковая гимнастика.
Зачем человеку ноги?
Ц: Познакомить с частями тела – ноги.
1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.61)
2.Опыт «Зачем нужны ноги?».
3.Самомассаж ног.
4.Опыт «Чем удобнее – руками или ногами».
Голова – главная часть тела человека.
Ц: Познакомить с частями тела – голова.
1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.55)
2.Самомассаж головы.
3.Опыт «Зачем шея».
Почему у нас два глаза?
Ц: Познакомить с органом чувств – глаза.
1.Опыт «Зачем нужны глаза».
2.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.117)
3.Опыт «Два глаза лучше, чем один».
4.Опыт «Зачем нужны брови».
5.Стихотворение «Ребятишкам про глаза».
Знакомство с ухом.
Ц: Познакомить с органом чувств – уши.
1.Опыт «Зачем нужны уши».
2.Наблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.113)
3.Проблемная ситуация «Что случится, если поковыряться тонкой палочкой в ухе».
4.Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Как мы чувствуем запахи.
Ц: Познакомить с органом чувств – нос.
1.Опыт «Зачем нос».
2.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.102)
3.Опыт «Запах еды помогает нам ощущать её вкус».
4.Стихотворение «Носы»
Для чего нужен язык?
Ц: Познакомить с органом чувств – язык.
1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.91)
2.Дидактическая игра «Определи вкус».
3.Опыт «Не почувствуете вкуса».
Что такое микробы?
Ц: Дать элементарные представления о болезнях и их возбудителях.
1.Стихотворение «Микроб».
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.73)
3.Проблемная ситуация «Как микробы попали в желудок ребёнка».
4.Дидактическая игра «Это правда или нет?».
Одежда и обувь.
Ц: Дать представление о том, как надо правильно одеваться, чтобы не болеть.
1.Беседа по теме. (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.42)
2.Стихотворение «Ты подумай, что надеть».
О доброте. Если нет руки.
Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.
1.Опыт «Одной рукой неудобно работать».
2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?
3.Самомассаж рук.
О доброте. Если нет ноги.
Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.
1.Опыт «На одной ноге неудобно ходить».
2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?
3.Самомассаж ног
Для чего нужны волосы?
Ц: Формировать представление о значимости частей тела.
1.Беседа по теме. Зачем нужны волосы.
2.Диалог ребёнка со своими волосами.
3.ТРИЗ. Игра «Плохо – хорошо». (Длинные волосы).
4.Почему на голове так много волос?
О доброте. Опыт «Закрой глаза».
Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.
1.Опыт «Не могу видеть».
2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?
3.Дидактическая игра «Что расскажут пальчики».
4.Стихотворение «Жмурки».
О доброте. Опыт «Закрой уши».
Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.
1.Опыт «Ничего не слышно».
2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?
3.Опыт «Когда лучше слышно».
Опыт «Не дыши».
Ц: Формировать представление о значимости частей тела.
1.Опыт «Попробуй, не дышать».
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.105)
3.Стихотворение «Зачем носик малышам»
Ситуация «Если бы не было рта»
Ц: Формировать представление о значимости частей тела.
1.Опыт «Зачем нужен рот».
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.97)
3.Опыт «Зубы».
4.Загадка «Язык».
Про еду.
Ц: Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.
1.Проблемная ситуация «Как надо было сделать».
2.Беседа «Режим питания».
3.Стихотворение «Чтобы правильно питаться».
4.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Торт).
Что такое осанка?
Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.
1.Обследование грудной клетки.
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.57)
3.Стихотворение «Пряменький зайка».
4.Упражнения для профилактики нарушений осанки.
Чтобы ручки были сильными.
Ц: Формировать представление о значимости частей тела.
1.Опыт «Ведущая рука».
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.80)
3.Стихотворение «Зарядка».
4.Проблемная ситуация «Перелом руки».
5.Диалог ребёнка со своими руками.
Что такое плоскостопие?
Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.
1.Стихотворение «Плоскостопие».
2.Беседа по теме. Правила выбора обуви.
3.Упражнения для профилактики плоскостопия.
4.Самомассаж стопы.
Почему иногда болит горло?
Ц: Знать простейшие признаки простуды.
1.Стихотворение «Большая беда».
2.Беседа по теме. Признаки нездоровья.
3.Диалог ребёнка с горлышком.
4.Точечный массаж.
Почему опасен телевизор?
Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.
1.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.120)
2.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Телевизор).
3.Гимнастика для глаз.
4.Загадка «Очки».
Для чего прокалывают уши?
Ц: Формировать представление о значимости частей тела.
1.Диалог ребёнка с органами слуха.
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.113)
3.Самомассаж ушей.
4.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Серёжки).
Почему из носа иногда капает?
Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.
1.Самомассаж носа.
2.Беседа по теме. Признаки нездоровья.
3.Диалог ребёнка с органами обоняния.
4.Аромотерапия.
Гимнастика для язычка и губ.
Ц: Продолжать формировать представление о значимости органов человека.
1.Беседа по теме.
2.Диалог ребёнка с язычком.
3.Гимнастика для губ и язычка.
Врачи – добрые люди.
Ц: Научить детей не бояться врачей.
1.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.164)
2.Сюжетно – ролевая игра «Больница».
Как сохранить свою кожу здоровой?
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Проблемная ситуация «Можно ли очистить кожу от грязи, полизав её».
2.Беседа по теме. В каких случаях надо мыть руки.
3.Стихотворение «Умывай-ка».
Уход за руками и ногтями.
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Игра «Доскажи словечко». (Мыло).
2.Беседа по теме. Почему надо стричь ногти.
3.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Длинные ногти).
4.Дидактическое упражнение «Наши пальчики и ногти чистые и красивые»
Уход за ногами.
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.77)
2.Диалог ребёнка с ногами.
Зачем нужны расчёска и шампунь?
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Загадка «Расчёска».
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.46)
3.Дидактическое упражнение «У каждого своя расчёска».
4.ТРИЗ. Сочинение сказки «Почему расчёска убежала от Непослухи».
Почему мы умываемся?
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Проблемная ситуация «Не умыли лицо»
2.Беседа по теме. (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.30)
3.Диалог ребёнка с органами зрения.
4.Стихотворение «Умывание».
А уши надо мыть?
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Загадка «Мыло».
2.Беседа по теме. Ушная сера. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.117)
3.ТРИЗ. Сочинение сказки «Почему ушки обиделись на мальчика».
Зачем нужен носовой платок?
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Дидактическая игра «Можно – нельзя».
2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.108)
3.Дидактическое упражнение «Я умею пользоваться носовым платком».
Как правильно ухаживать за зубами?
Ц: Формировать знания о необходимости гигиенических процедур.
1.Проблемная ситуация «Что полезно для зубов».
2.Беседа по теме. Почему в зубах образуются «дырки». (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.36)
3.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Жевательная резинка).
4.Дидактическое упражнение «Покажи, как правильно чистить зубы».
Закаляйся!
Ц: Формировать знания детей о необходимости закаливающих процедур физкультуры.
1.Стихотворение «Физкульт – ура!».
2.Беседа по теме. (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.34)
3.Стихотворения «Закаляйся».
Приложение 5
Консультация для воспитателей
Как воспитывать безопасное поведение у дошкольников
Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать. Безопасность жизнедеятельности детей данного возраста, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.
Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у детей.
Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.
Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.
Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых.
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
При организации физической культуры учите детей правильно падать во избежание тяжелых травм.
Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.
Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.
Тренинги (игровые) с телефоном в ОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.
Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению детей– развивать у них силу, ловкость, выносливость.
Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.
Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.
«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.
Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки..
«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.
Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.
Приложение 6
План методической работы с воспитателями
на тему «Правила безопасного поведения в быту»
Тема | Форма работы | Ответственный | Срок |
Основы безопасности и жизнедеятельности, правила победения в помещении | Выставка и обзор литературы | Заместитель заведующего по УВР, воспитатели групп | Сентябрь |
Формы и методы обучения детей поведению в быту | Консультация | Заместитель заведующего по УВР | Октябрь |
Мониторинг знаний правил безопасного поведения в быту | Информационно-практическое занятие | Ноябрь | |
Организация предметноразвивающей среды в группе по обучению безопасному поведению в быту | Конкурс педагогического мастерства | Декабрь | |
Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению в быту | Практикум | Воспитатели групп | Январь |
Выработка методических рекомендаций по безопасному поведению в быту | Круглый стол | Творческая группа | Февраль |
Дидактические игры, методические разработки, перспективные планы | Презентация | Воспитатели групп | Март |
Усвоение знаний, умений и навыков детей по безопасному поведению в быту | Диагностика | Заместитель заведующего по УВР, педагогпсихолог | Апрель |
Оборудование на территории детского сада для обучения детей правилам безопасного поведения в быту | Практикум | Заведующий детским садом | Июнь |
Выявление знаний и умений педагогов по данной тематике | Анкетирование | Заместитель заведующего по УВР | Июль |
Приложение 7
Перспективное планирование работы с родителями
Консультации с использованием методики песочной терапии Консультация Дискуссионный клуб: - анкетирование - дискуссия - тренинг - игра - интервью | «Безопасность ребенка в наших руках» «Пример для подражания» «Безопасность наших детей» | 1-2 недели 1-4 недели |
Консультации в родительском уголке | «Беседы с ребенком о правилах дорожного движения» «Какой я пешеход?» | 3-4 недели |
Семинар | «Что нужно для безопасности ребенка?» | 2 неделя |
Устный журнал | «Правила дорожного движения для детей и взрослых» | 3 неделя |
Конкурс семейных проектов | «Красный, желтый, зеленый» | 3 неделя |
Совместный досуг | Спортивная эстафета «Автогонки» | 4 неделя |
Совместная экскурсия | «Путешествие по городу» | 2 неделя |
Приложение 8
Критерии оценки знаний и навыков безопасного поведения
старших дошкольников в быту
Первый блок «Огонь – друг, огонь – враг! ».
1. Подробно рассказывает о пользе и опасности огня.
2. Находит пожарного среди картинок представителей других профессий, рассказывает о его работе.
Второй блок «Здоровый ребёнок».
1. Сообщает элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм.
2. Подробно рассказывает о значении и гигиене зрения и слуха.
3. Имеет элементарные знания о микробах, инфекционных болезнях, профессии врача.
4. Считает, что зарядка – это один из способов сохранения здоровья ребёнка, рассказывает о её пользе.
Третий блок «Один дома».
1. Знает правила пользования предметами быта, рассказывает об опасности колющих и режущих предметов, местах их хранения.
2. Знает, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.
3. Объясняет понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей.
Уровни освоения программы.
• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.
• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.
Диагностическая карта оценки знаний и навыков безопасного поведения детей 5- 6 лет в быту
№ | Ф. И. ребёнка | возраст | дата | Первый блок Пожарная безопасность «Огонь – друг, огонь – враг! » | Второй блок «Здоровый ребёнок». | Третий блок «Один дома». | ||||||
О профессии пожарника | Опасные игры и электроприборы | Поведение во время пожара | Устройство человеческого организма. | Гигиена зрения и слуха. | Инфекционные болезни, профессии врача. | Значение и польза зарядки | Безопасность в доме, правила пользования предметами быта | Служба скорой помощи | ||||
Приложение 9
Мониторинг формирования знаний о безопасности жизни у детей дошкольного возраста
Количественный анализ результатов обследования
(январь 2017 г)
Качественный анализ результатов обследования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод
Ежедневно в нашей стране происходят около тысячи ДТП, в которых погибают до ста тысяч человек, около тысячи получают ранения и увечий. Почти 40% пострадавших дети, и эта цифра из го...
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Акимовой Антонины Николаевны по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»
Инновационный опытпо формированию навыков безопасного поведения представлен в виде отчета.....
«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»
«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»...
Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...
Конференция на тему «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников в быту»
Конференция на тему«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников в быту»...
Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» (подготовительная к школе группа)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Перспективное планирование по теме:«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»(подготовительная к школе группа)...