проект "Безопасность на природе"
проект по обж (старшая группа) на тему
Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bezopasnost_na_prirode.docx | 47.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
для детей старшего дошкольного возраста по теме:
«Знакомство детей с правилами безопасности в природе ».
Тип проекта: познавательно – информационный, групповой.
Продолжительность проекта – долгосрочный.
Составила: воспитатель
Манчина С.В.
- Пояснительная записка
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. Проект «Знакомство детей с правилами безопасности в природе» разработан на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования
- Актуальность.
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.
- Цели и задачи проекта.
Цель. Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
- Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов. Формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.
- Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе сочетаю с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
- Формировать представления о правилах поведения при контакте с насекомыми и животными.
- Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе.
- Формы организации детей.
Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей: специально организованную деятельность детей.
- непосредственно образовательную деятельность,
- экскурсии,
- развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
- совместную деятельность воспитателя и детей – беседы,
- тренинги,
- чтение художественной литературы,
- заучивание правил безопасного поведения,
- проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,
- игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
- Экспериментирование.
- Основные принципы проекта.
Принципы | |
Доступность | учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста. |
Системность и последовательность | постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому. |
Дифференциация | создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж. |
Интегративность | реализация проекта в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума |
Гуманизация | умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера |
- Планируемые результаты.
У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой. | Дошкольники научатся бережно относиться к природе. |
Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях. | Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе. |
У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности. | Центр безопасности в группе пополнится необходимым материалом: наглядность по безопасному поведению детей в природе, картотека дидактических и настольно-печатных игр по теме, памятки для детей и родителей, видеоматериалы, фотоальбом и альбом детских работ. |
- Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный. | 2. Основной. | 3. Заключительный. |
Вхождение в проблемную ситуацию. | Реализация запланированных мероприятий. | Презентация результатов проекта. |
Подбор методической литературы по теме проекта. | Создание фотоальбома на тему «Дети и природа». | |
Подбор познавательной и художественной литературы. | Выставка рисунков детей по теме «Безопасность в природе». | |
Подбор наглядного, дидактического материала. | Альбом с рисунками детей и родителей на природоохранную тематику. | |
Составление познавательных занятий и бесед. | Сборник для детей «Правила поведения в природе». | |
Изготовление дидактических игр, запрещающих знаков. | Подведение итогов. | |
Подготовка консультаций, бесед, папок-раскладушек, наглядности, анкет для родителей, составление сборника: «Мама, папа, помогите мне выучить правила безопасности», выступлений на родительском собрании, за круглым столом. | Реализация проекта по образовательным областям в соответствии ФГОС. |
- Методические рекомендации.
К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; растения, животные, грибы и т.д. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, холод. Многочисленные факторы нарушения равновесия в природной среде связана с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность селей, увеличивается паводковый расход. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором сокращения опасных явлений. Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой и т.д.) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Следует учить детей ответственному и бережному отношению к природе, объясняя при этом, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями. Нужно рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Дети должны знать, что есть ядовитые грибы, и уметь отличать их от съедобных. Необходимо рассказать детям об опасностях, возникающих при контакте с животными, что можно делать и чего нельзя. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Для закрепления этих знаний полезно использовать настольные игры – классификации, игры с мячом, соответствующий наглядный материал, а летний сезон – прогулки на природу.
- Перспективный план работы с родителями.
Месяцы | Тема | Цель |
Сентябрь |
| Выявить уровень знаний у родителей и детей начал экологической культуры. |
| Формирование экологического сознания в семье. | |
| Формирование чувства любви к природе, к его богатству. | |
| Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | |
Октябрь | Тема информационного стенда: «Ядовитые растения!». | Научить быть осторожными с растениями, не собирать «незнакомые» растения. |
Творческая мастерская : Изготовление дидактической игры «Опасно - неопасно». | Привлечь родителей для создания условий по обучению детей правилам безопасного поведения в природе. | |
Выставка поделок «Во саду ли, в огороде» | Развитие творческих способностей, создание условий для совместной работы. | |
Ноябрь | Консультация: «Сокровища леса» | Формировать чувство ответственности за жизнь ребенка. |
Тема информационного стенда: «Берегите лес!» | Помочь сформировать умение у дошкольников соблюдать правила в лесу. | |
Фотовыставка: «Как мы отдыхаем» | Развитие сотворчества семьи. | |
Памятка для родителей: «Обеспечение безопасного поведения детей на природе». | Познакомить с правилами безопасного поведения на природе. | |
Декабрь | Консультация: «Осторожно, скользко!» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье человека. |
Творческая мастерская: Изготовление дидактической игры «Нужно знать эти правила» | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
| |
Памятка для родителей: «Игровые ситуации по правилам безопасного поведения в зимний период». | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
| |
Январь | Консультация: «Ответственность родителей за поведение детей в природе». | Формирование ответственности родителей за поведение детей в природе. |
Выставка рисунков: «Зимние забавы» | Формирование положительного отношения к детским работам. | |
Памятка для родителей: «Как уберечь детей зимой». | Развитие способов безопасного поведения детей в окружающей среде. | |
Февраль | Консультация: «Жизнь без приключений» | Повысить уровень образования родителей по данной проблеме. |
Тема информационного стенда: «Правила поведения на улице» | Помочь родителям разнообразить познавательную деятельность детей в природе, его окружающем мире. | |
Творческая мастерская: Конструирование из бросового материала: «Природа в опасности». | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | |
Памятка для родителей: «Зимние травмы» | Получение информации о формах и методах оказания помощи. | |
Март | Родительское собрание: «Сбережем нашу планету! » | Помочь родителям осознать, что воспитание в первую очередь зависит от личного примера. |
Тема информационного стенда: «Цвет опасности» | Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка. | |
Акция - призыв «Очистим территорию от мусора» | Воспитывать бережное отношение к природе, желание очистить мусор. | |
Памятка для родителей: «Как себя вести в лесу» | Воспитывать экологическую сознательность родителей и детей. | |
Апрель | Консультация: «Как себя уберечь от непредвиденных ситуации» | Формирование представлений о безопасном поведении в любой ситуации, учить детей правилам безопасного поведения. |
Субботник «Соберём весь мусор» | Воспитывать у детей сознательного отношения к труду, получать удовлетворение от проделанной работы. | |
Творческая мастерская: изготовление дидактической игры «Что можно, чего нельзя». Памятка для родителей: подборка стихов, загадок, легенд о растениях. | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
| |
Май | Консультация: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ответственное отношение к своему здоровью. |
Тема информационного стенда: «Мы - друзья природы! » | Теоретическая помощь родителям в вопросах обучении детей о безопасности в природе. | |
Выставка рисунков «Береги природу! » | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. | |
Совместная экскурсия на природу. | Расширение представления детей о природе, с уважением и бережно отнестись к её богатствам. |
- Планирование воспитательно – образовательной работы.
Список используемой литературы:
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
В.В. Рыньков, Т.В. Юдина. Азбука экологического воспитания дошкольников.
В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцева. Правила поведения в природе для дошкольников.
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».
Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки». Безопасность для малышей.
О.В. Чермашенцева. Основы безопасного поведения дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...