Правила дорожного движения (ПДД)
проект по обж (старшая группа) на тему

Кирпу Ольга Рашитовна

Проект посвещен актуальной проблеме-воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей части улицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правила дорожного движения24.03 КБ

Предварительный просмотр:

        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста

родители воспитанников

воспитатели старшей и подготовительной групп

старший воспитатель

руководитель изостудии

музыкальный руководитель

инструктор по физическому воспитанию

Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей части улицы. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил дорожного движения.

Задачи:

обобщение и расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги;

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения;

разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями, педагогами;

Дополнительные материалы:

Как обучать дошкольников правилам дорожного движения (памятка родителям)

Анкета для родителей по правилам дорожного движения

Правила дорожного движения для детей и взрослых (Сценарий родительского собрания)

Работа с родителями дошкольников (план работы)

Работа по БДД в старшей группе (план работы октябрь-май)

Дорожные знаки – наши друзья (развлечение для детей старшего дошкольного возраста)

В гостях у светофора (досуг для детей старшего дошкольного возраста)

Водители (дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста)

Вопросник «Дорожная азбука»

Соблюдайте правила дорожного движения (Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста)

 

В ДОУ используются авторские технологии:

«Школа дорожных наук» О.Ю. Старцева,

«Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т.А. Шорыгина,

«Я и моя безопасность» К.Ю. Белая,

«Правила дорожного движения дошкольникам» С.Н. Черепанова,

«Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина,

«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н.А. Извекова,

«Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я. Степаненкова,

«Правила дорожного движения» Т.Г. Кобзева,

«Мои друзья – дорожные знаки» Г.П. Шалаева,

«Изучаем дорожную азбуку» Ф.С. Майорова,

«ОБЖ для старших дошкольников» Н.С. Голицына.

Журналы и газеты:

«Путешествие на зелёный свет»

«Добрая Дорога Детства»

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Основные проблемы:

незнание дошкольниками элементарных правил;

стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

безучастное отношение взрослых к поведению детей.

В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В нашем крае ситуация с ДТП имеет место также и с участием детей дошкольного возраста.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о правилах дорожного движения, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по соблюдению правил безопасности.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является обучение дошкольников правилам дорожного движения. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Большинство детей не знают, как вести себя на проезжей части, чтобы уцелеть.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасного поведения на дороге.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание необходимых условий для предупреждения детского травматизма на дорогах, усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил дорожного движения.

Задачи:

обобщение и расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги;

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).

Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Проект реализуется по двум направлениям:

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает:

Познавательные беседы, игры, занятия.

Наблюдения, экскурсии и прогулки по улице.

Чтение художественной и познавательной литературы.

Загадывание – отгадывание загадок по теме.

Викторины, досуги, развлечения по ПДД.

Встречи с инспектором ГИБДД района.

Просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций по ПДД.

Конкурсы и выставки рисунков по данной тематике.

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый пункт работы начинается с бесед и занятий познавательного цикла («В гостях у светофора», «Дорожные знаки – наши друзья», «Красный, жёлтый, зелёный»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходят разные герои сказок и мультфильмов (Почтальон Печкин, Баба Яга, Кот Матроскин и т.д.), которые знакомят ребят с правилами дорожного движения, рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищут выход из сложившихся ситуаций, помогают закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним, могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Совместная деятельность с родителями:

Памятки и буклеты.

Беседы и консультации.

Родительские собрания.

Участие в конкурсах, развлечениях, выставках.

Анкетирование.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

знание правил безопасного поведения на улицах.

умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители:

осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги:

сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты реализации проекта:

созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;

проведен цикл занятий по темам: «Знаете ли вы правила безопасности?», «Школа пешеходных наук», «Помни правила дорожного движения!», «Дорожные знаки – наши друзья!», «В гостях у светофора».

разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

В ходе работы мы убедились, что такая система обучения детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!!!

Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в игровой форме. Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

Наглядные пособия и оборудование зала:

иллюстрации по теме; картинки: светофор, регулировщик; плакат «Улицы города»;

сюжетные уголки: школа, больница, изображение «Зебра», велосипедная дорожка – велосипед;

4 стойки пустые, 2 стойки для светофоров; кружки для светофоров: красный, желтый, зеленый по 2 штуки;

«Светофор» - 2 картонных двусторонних кружка с ручками: 1 – красный, желтый, 2 – зеленый, желтый;

2 обруча; мяч, книга;

Дорожные знаки на стенде: «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи», «Автобусная остановка», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;

Мольберт с листом и названием команд для выставления очков; маркер.

Ход игры – викторины:

Дети входят в зал и встают полукругом. Осматривают оформление зала.

Воспитатель.

- Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно.

У нас большой, красивый город с широкими улицами. По проезжей части, шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи и автобусы. И никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.

Как называются эти правила?

Дети. Правила дорожного движения.

Воспитатель.

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Воспитатель.

- Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и посоревноваться, проверить свои знания.

Дети идут на свои места

Выбираем капитанов команд и название команд по загадкам:

1 загадка:

Вот стоит на улице

В чёрном сапоге –

Чучело трёхглазое

На одной ноге. (Светофор)

2 загадка:

Посмотри, силач, какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Командам присваиваются названия. Команды приветствуют друг друга. Присаживаются на свои места.

1 конкурс: «Какая команда лучше знает правила дорожного движения»

Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)

Где ездят машины? (По дороге)

Где разрешается переходить улицу? (По светофору, по пешеходному переходу)

Как определить, где находится пешеходный переход? (На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)

Как нужно переходить улицу? (Спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате…)

Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный)

Что делать, если мяч выкатился на дорогу? (Попросить взрослого достать его)

Назовите правила поведения в транспорте. (Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)

Что регулирует движение на улице? (Светофор)

По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? (Надо придерживаться правой стороны)

На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (На зеленый)

А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрестке? (Регулировщик)

Дополнительные вопросы при необходимости:

Можно ли по тротуару бегать, прыгать? (Нет. Нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие – либо препятствия и оказаться на проезжей части)

Если вы встретите на тротуаре друзей, и вам хочется поговорить, поиграть, как вы поступите в этой ситуации? (Ходить группой по тротуару нельзя – это мешает другим пешеходам. С друзьями нужно отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим)

Подводятся итоги 1 конкурса.

2 конкурс: «Капитанов»

Задание: «Кто быстрее и правильно соберёт светофор»

Капитаны собирают бумажные «светофоры» на стойках. Победитель тот, кто быстрее и правильно соберет светофор.

Воспитатель.

- Дети, у вас светофоры находятся в вертикальном положении, а могут они по-другому висеть?

Ответы детей.

Воспитатель. Я хочу рассказать про светофор.

Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Значение слова «свет» - всем понятно. А вот слово «фор» - от греческого слова «форос» - несущий свет. Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днём, и ночью и даже в тумане. Зеленый сигнал виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать.

3 конкурс: «В стране дорожных знаков»

Выдвигается стенд с дорожными знаками.

Воспитатель: На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие (показать), запрещающие, указательные.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место. (В зале оборудованы игровые уголки со стойками). Некоторые из знаков дети могут назвать без загадок. (Можно выбрать только 4 загадки, остальные 4 знака – дети объясняют сами)

Что за знак такой стоит?

Стоп – машинам он велит.

Пешеход, идите смело

По полоскам черно – белым. («Пешеходный переход»)

Посмотрите, мальчик Федя

Едет на велосипеде

Отгадайте, отчего же

Недовольство у прохожих? («Движение на велосипеде запрещено»)

Покажите знак дорожный,

Где кататься Феде можно. («Велосипедная дорожка»)

Заболел живот у Тома,

Не дойти ему до дома

В ситуации такой

Нужно знак найти, какой? (Пункт медицинской помощи»)

В этом месте, как ни странно,

Ждут чего – то постоянно.

Кто – то сидя, кто – то стоя

Что за место здесь такое? («Автобусная остановка»)

В синем круге пешеход –

Не торопится, идет!

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно! («Пешеходная дорожка»)

Этот знак нам друг большой,

От беды спасает,

И у самой мостовой,

Водителей предупреждает:

«Осторожно, дети!» («Дети»)

В дождь и в ясную погоду -

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!" («Движение пешеходов запрещено»).

Подводятся итоги конкурса.

4 конкурс на внимание: «Игровой».

Дети встают.

1 игра «Красный, желтый, зеленый»

Воспитатель (объясняет правила):

Когда я поднимаю красный кружок – вы замираете;

Жёлтый – хлопаете в ладоши;

Зелёный – двигаетесь, маршируете.

Дети выполняют задания.

2 игра «Такси»

Две команды, (две колонны) водитель такси – берет обруч, встает в него и перевозит детей – пассажиров (по одному) в другой конец зала по сигналу светофора. Побеждает та команда, в которой водитель быстрее перевезет всех пассажиров.

Объявляется победитель. Подводятся итоги конкурса.

5 конкурс: «Разрешается или запрещается»

Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.

Идти толпой по тротуару … (запрещается)

Перебегать дорогу… (запрещается)

Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)

Выбегать на проезжую часть … (запрещается)

Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)

Уважать правила дорожного движения … (разрешается)

Воспитатель: Вижу правила дорожного движения, вы хорошо знаете, молодцы.

6 конкурс «Правильно - неправильно»

А теперь давайте поиграем. Ребята одной команды будут разыгрывать маленькую историю, а ребята другой команды должны будут решить, кто в этой ситуации поступил неправильно и наоборот!

Дети переходят дорогу по «Зебре» и по сигналу светофора (воспитатель показывает кружки)

Ситуации могут быть следующие:

Переходя через дорогу:

читают книжку

бегут

смотрят налево, затем направо

играют в мяч

прыгают

идут, держась за руку взрослого

дерутся

танцуют и т.д.

Подвести итог конкурса

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы точно знаете, чего нельзя делать на дороге!

Предлагаю всем построиться и подвести общий итог нашей игры – викторины.

Команда «Светофор» заработала … очков, команда «Регулировщик» … очков.

Все дети принимают участие в общей перекличке:

Воспитатель:

Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся -

Дети: Стой!

Воспитатель: Жёлтый вспыхнул –

Дети: Подожди!

Воспитатель: А зеленый свет –

Дети: Иди!

Воспитатель: Молодцы! Всё верно! Вот мы и посоревновались, проверили свои знания о правилах дорожного движения, которые обязательно будем соблюдать и выполнять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы

Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...

Правила дорожного движения /презентация/, конспект занятия "Правила дорожного движения" средняя группа

Тема данной презентации "Правила дорожного движения"поставлены следующие задачи: Образовательные:- развивать логику, закрепить умение различать дорожные знаки: повторить основные правила поведени...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах   и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...

Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые  нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...